Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».
Оценка 4.7

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Оценка 4.7
Документация +6
doc
Междисциплинарный 9
Взрослым
16.06.2019
Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».
В данной программе танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных как с психологическими барьерами, так и с ограничениями здоровья. Детям порою бывает сложно передать все свои эмоции, переживания словами, либо это происходит в силу возраста, либо по стечению каких-либо обстоятельств. В данной программе занятия построены таким образом, что каждый ребенок принимает участие, будь задание общее для группы, либо индивидуальное задание. Каждый раз занятие начинается и заканчивается одинаково, разное наполнение основной части занятия. Обязательно включена рефлексия (обратная связь), дети делятся своими ощущениями, эмоциями, добавляют свои комментарии по поводу каких-либо упражнений (как лучше...). Занятие построены на эмоциональное сближение, на раскрытие творческих способностей, на сброс негативных эмоций, преодоление стеснительности и др.
ПРОГРАММА ДВИЖЕНИЕ САВЕНКОВА.doc
Министерство социальной политики Свердловской области Государственное автономное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Социально­реабилитационный центр  для несовершеннолетних города Лесного» Принято методическим советом ГАУ «СРЦН г. Лесного» Протокол №  Руководитель методического совета _____________ А.В. Окатьева                               Утверждено приказом               по ГАУ «СРЦН г. Лесного»               №                  Директор                                                _____________ И.А. Маркова Дополнительная общеобразовательная программа ­ дополнительная общеразвивающая программа социально ­ личностного развития                                                         «Движение» детей 7­15 лет (курс обучения рассчитан на 12 учебных часов) Составитель: Савенкова Ю.С. ­ психолог в социальной  сфере  Лесной 2017 СОДЕРЖАНИЕ 0 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.    Информационная карта  2.    Пояснительная записка                  2.1.   Направленность дополнительной образовательной программы.        2.2.   Актуальность (педагогическая целесообразность)                  дополнительной образовательной программы.         2.3.   Цель и задачи дополнительной образовательной программы.        2.4.   Возрастная категория детей – участников дополнительной                 образовательной программы.        2.5.   Сроки реализации и режим занятий.        2.6.   Ожидаемые результаты и способы определения                  их результативности.        2.7.   Формы подведения итогов реализации дополнительной                 образовательной программы.        2.8.   Педагогические технологии.        2.9.   Виды и формы контроля эффективности дополнительной                  образовательной программы         2.10. Материально­техническое обеспечение дополнительной                  образовательной программы.        2.11. Кадровое обеспечение дополнительной образовательной                  программы.        2.12. Санитарно­гигиенические требования.        2.13. Работа с родителями. 3.   Учебно­тематический план 4.   Содержание дополнительной образовательной программы 5.   Методическое обеспечение дополнительной образовательной        программы        5.1. Планы­конспекты занятий.        5.2. Приложения 1­6. 6.   Список литературы        6.1. Литература, используемая педагогом, для разработки                дополнительной образовательной программы.        6.2. Литература, рекомендуемая для детей и родителей                по дополнительной образовательной программе. 2 4 4 4 5 5 6 6 7 7 9 9 9 11 11 12 12 14 14 35 49 49 50 1 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1. Учреждение 2. Полное название программы 3. Ф.И.О.,  должность составителя 4. Сведения о программе: 4.1. Нормативная база: Государственное автономное учреждение социального обслуживания  Свердловской области «Социально­ реабилитационный центр  для несовершеннолетних города  Лесного» Дополнительная общеобразовательная  программа – дополнительная  общеразвивающая программа социально ­ личностного развития детей 7­15 лет  «Движение»  Савенкова Юлия Сергеевна ­ психолог в социальной сфере  ГАУ «СРЦН г. Лесного» Федеральный закон Российской  Федерации от 29 декабря 2012 г.  N 273­ФЗ "Об образовании в Российской  Федерации". Приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации  от 29 августа 2013 г. № 1008  "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной  деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам". Устав государственного автономного  учреждения социального обслуживания  Свердловской области  «Социально­реабилитационный центр  для несовершеннолетних города  Лесного», утвержден постановлением  Правительства Свердловской области  от 30.08.2016 года № 592­ПП «О  создании государственного автономного  учреждения социального обслуживания  2 Свердловской области  «Социально­реабилитационный центр  для несовершеннолетних города  Лесного» путем изменения типа  существующего государственного  бюджетного учреждения социального  обслуживания населения Свердловской  области «Социально­реабилитационный  центр для несовершеннолетних города  Лесного». Положение об отделении психолого­ педагогической помощи  от 01.07.2015 года, утверждено приказом №32 от 01.07.2015 года,  новая редакция утверждена приказом  № 69 от 05.10.2016 года Дополнительное образование детей Социально­педагогическая  Адаптированная (модифицированная) Образовательная 7­15 лет 3 месяца 4.2. Область применения 4.3. Направленность 4.4. Тип программы 4.5. Вид программы 4.6. Возраст обучающихся 4.7. Продолжительность обучения 5. Заключение методического совета Протокол заседания методического  совета ГАУ «СРЦН г. Лесного»  №  3 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная   образовательная   программа  –   дополнительная общеразвивающая  программа социально ­ личностного развития детей 7­15 лет «Движение»,  разработана в соответствии с требованиями к образовательным программам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29   декабря   2012   г.   №   273­ФЗ;   приказа   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным   общеобразовательным   программам";   письма   Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28­02­484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». Еще   до   появления   языка,   движение,   жесты   были   средством   коммуникации первобытных  людей. И  в  первых   человеческих  общинах  танец  был   одним  из главных   составляющих   общинной   жизни:   как   индивидуальным   способом выражения   (страха,   печали,   радости)   так   и   способом   передачи   культурного наследия. До сих пор в племенах  аборигенов  вместо вопроса: «Из какого ты племени?»­ спрашивают: «Какой танец ты исполняешь?» Карл Юнг говорил: «Душа и тело не отдельные сущности, а одна и та же жизнь».  2.1.  Направленность дополнительной образовательной программы Программа   «Движение»,   далее   –   Программа,   имеет   социально­ педагогическую направленность: создание наиболее благоприятных условий для формирования   у   обучающихся   убеждения о   необходимости   приобщения   к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха. Танцуя, человек начинает лучше понимать, каков он есть. В танце становятся явными   некоторые   черты   личности,   ее   внутренние   скрытые   и   подавленные желания, ее конфликты, барьеры и ограничения. Танцы рекомендованы тем, кто неуверен в себе, подвержен депрессиям и страхам. Ведущая   идея   Программы  ­  личностный   рост   участников   образовательного процесса   определяется   их   активностью,   направленной   на   продуктивное 4 преобразование себя и окружающей социальной действительности и выражается в   отношении   к   окружающей   действительности,   достижениях   и   актуальной успешности. 2.2. Актуальность (педагогическая целесообразность) дополнительной образовательной программы Танец – уникальное явление. Он позволяет человеку выразить эмоции в  пластике, слиться с музыкой, расслабиться, получить удовольствие. Танец  позволяет человеку стать более открытым и явно выражать свои чувства,  эмоции и мысли. Благодаря танцу, люди начинают лучше понимать друг друга,  между ними завязываются совершенно новые отношения. Танец позволяет  избавиться от страхов общения, влиться в новую компанию, объединенную  общими целями. Танец – это непрерывное творчество, импровизация, игра. Он  позволяет человеку достичь самовыражения и избавиться от напряжения и  неудовлетворенности. Программа   составлена   с   учетом   требований   современного   дополнительного образования, полностью соответствует цели современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка.  Данная   Программа   имеет   практическую   направленность.   Основные   функции Программы: ­   социализирующая  ­   занятия   позволяют   обучающимся   получить   социально значимый   опыт   деятельности   и   взаимодействия,  научиться   самоутверждаться социально адекватными способами; ­ интеллектуальные, творческие способности каждого участника Программы; ­   воспитывающая  –   занятия   в   рамках   Программы   оказывают   значительное влияние   на   развитие   социально­значимых   качеств   личности,   формирование убеждения  о необходимости приобщения к здоровому образу жизни. Данная   Программа     благотворно   влияет   на   психику   детей,   помогает   им осваивать окружающий мир быстрее, воспринимать ярче, осознать свое место в этом   мире,   получать   удовольствие   от   общения   с   двумя   видами   искусств: музыкой и танцем.  развивающая  ­   учебно­воспитательный   процесс   позволяет   развить 2.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы Цель Программы: Цель программы танцевальной терапии – Психологическая помощь и  формирование адекватной самооценки посредством танца. Задачи Программы: 5 - формирование представлений о собственном теле; ­ самопознание, выделение и раскрытие качеств личности; ­ снять напряжение, избавиться от страха и усталости; ­ помочь детям адаптироваться к окружающей среде; ­ выявить творческие способности, повысить самооценку; ­ установление гармоничных позитивных межличностных отношений. 2.4. Возрастная категория детей – участников дополнительной образовательной программы Данная   программа   рассчитана   на   детей   с   7   до   15   лет.  Важными   для   детей становятся   темы   взаимоотношений   со   сверстниками,   дружбы,   признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Поэтому   на   занятиях   по   Программе   большое   внимание   уделяется формированию взаимоотношений, основанных на доброте, толерантности.  Поощряется детская инициатива, активная роль детей в организации занятий, что позволит обогатить представления участников Программы о собственных способностях и возможностях, ощутить долю ответственности за все, что с ними происходит. По   сути,   это   первые   шаги   на   пути   взросления,   который   характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать. Состав группы может быть разнородным, и не должен превышать 6 человек.  2.5. Сроки реализации и режим занятий физического состояния, Данная  Программа  рассчитана   на   12   недель.  Обучающиеся   занимаются   в группах по 6 человек 1 раз в неделю по 45 минут.  Программа используется для улучшения   эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания.  В   работе   с   детьми   будет   использоваться   танцевальная   игра.   Занятие танцевальной игры является возможностью посредством физической тренировки разогреть   тело   и   открыть   его   для   движения,   а   также   снять   психические напряжения, которые препятствуют выражению детских чувств.     выхода   Структура занятия:  1)  Разминка;   2) Основная часть: ­ базовые упражнения и работа со всем телом;  ­ ритмическая игра;  ­ свободные упражнения (игра с движениями и импровизация);  6 3) Завершение (упражнение на релаксацию). Рефлексия;  2.6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности  Танец   применим   для   борьбы   со   многими   проблемами,   одними   из   которых являются эмоциональные и межличностные конфликты, страх перед неудачей, недостаточность   коммуникационных   навыков,   заниженная   самооценка.  По окончанию реализации программы обучающиеся обретут: ­ Умение договариваться, работать в коллективе; ­ Выявление творческих способностей и повышение самооценки; ­ Снятие тревожности и сопротивления; ­ Возникновение чувств общности и сопричастности; ­ Развитие внутригруппового единства и межличностных  отношений. ­  Умение   распознавать   собственные   личностные   качества   и   качества   других людей; ­ Самоидентификация (осознание себя) и понимание других людей; ­  Умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять   совместную   деятельность,   взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.   распределять   роли, 2.7. Формы подведения итогов реализации  дополнительной образовательной программы С   целью   получения   обратной   связи,  выяснения   эмоционального   уровня педагог   проводит  рефлексию  в   конце   каждого   занятия,   задает   обобщающие вопросы. Заключительные итоги по Программе подводятся в форме: ­ психологическое тестирование, анкетирование; ­ завершающее занятие (танцевальный батл); ­ участие в совместных праздниках СРЦН г. Лесного; ­ составление совместного выступления или композиции для показа родителям. 2.8. Педагогические технологии Программа   реализуется   с   использованием   следующих   педагогических технологий: 1. Технология развивающего обучения Педагогика сотрудничества. Развивающее обучение ­ это коллективная мыслительная деятельность, деловое общение детей. В совместной деятельности, в процессе решения проблемы и столкновения мнений, появляется реальная возможность формировать навыки 7 общения,   развивать   речь,   учить   договариваться   друг   с   другом,   видеть   и понимать, что человек нуждается в твоей помощи.  Если   дети   работают   в   группе,   становятся   очевидны   все   существующие межличностные отношения. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они могут менять свою статусную роль, у них появляется умение рефлексировать, а педагог   способствует   формированию   положительной   мотивации   на   работу, адекватной самооценки участников Программы. Технология коллективной творческой деятельности 2. Это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.  Ее   цель   ­   раскрепощение   личности,   развитие   способностей   ребенка   к социальному   творчеству,   воспитание   общественно­активного   творческого индивидуума. Принципы технологии коллективной творческой деятельности: ­  ребенок талантлив»); ­  ­  свободный выбор, собственную точку зрения); ­  ­  ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство и т. д.); ­  мажорность в общении и обучении; учет субъектности (самости) личности ребенка (право ребенка на ошибку, сочетание коллективного и индивидуального воспитания; приоритет   этических   ценностей   над   информированностью   (главные учение   без   принуждения,   приоритет   успешности   обучаемого   («Каждый превращение школы Знания в школу Воспитания.   в   результате   регулярно   повторяющихся   упражнений   совершенствуются 3. Технология   коллективного   взаимообучения  (коллективный   способ обучения:   общение   в   парах,   групповое   общение,   общение   в   парах   сменного состава). Основные   преимущества   коллективного   способа   обучения   для   детей: ­ навыки логического мышления и понимания;  ­ в   процессе   речевого   общения   развиваются   навыки   мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;  ­ ­ коллективного труда;  ­ способностей, достоинств и ограничений. каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;   повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты формируется   адекватная   самооценка   личности,   своих   возможностей   и 4. Социально­педагогические и психолого­педагогические технологии 8 Формы и методы психолого­педагогической работы, используемые в Программе: 1)  Анкетирование   –   метод   социально­психологического   исследования   с помощью   анкет.   Анкета,   представляет   собой   набор   вопросов   (утверждений), каждый   из   которых   логически   связан   с   центральной   задачей   исследования, направлена на получение достоверной и значимой информации. 2)  Тестирование — это исследовательский   метод,  который   позволяет   выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности. 3)  Интерактивные методы работы, основными из которых являются: работа в малых группах; техника деления на малые группы; исполнение роли. 4)  Групповые игры и упражнения применяются в работе с группой с разными целями: с целью разогрева, энергетизации группы ­ создания доброжелательной и рабочей атмосферы в группе; с целью актуализации проблемы, над которой предстоит   работа   в   группе;   с   целью   отработки   новых   навыков   поведения;   с целью   релаксации,   снятия   напряжения   у   участников   в   промежутках   между рабочими этапами; ритуалы завершения занятия, тренинга. По форме игры и упражнения разнообразны (двигательные: танец, живая скульптура, подвижные игры; неподвижные: мимика и пантомимика). 5)  Общение   ­   одна   из   универсальных   форм   активности   личности   (наряду   с познанием,   трудом,   игрой),   проявляющаяся   в   установлении   и   развитии контактов   между   людьми,   в   формировании   межличностных   отношений, порождаемая потребностями в совместной деятельности и включающая в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.  6) Метод беседы ­ предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной   коммуникации,   как   от   исследуемой   личности,   так   и   от   членов изучаемой группы.                            2.9. Виды и формы контроля эффективности  дополнительной образовательной программы Эффективность   реализации   Программы   определяется   по   результатам проведенного   психологического   тестирования   и   анкетирования.   Результаты фиксируются индивидуально, на каждого участника. Эффективность реализации Программы   в   целом   определяется   по   индивидуальным   показателям результативности   каждого   участника   группы   сравнительно­сопоставительным методом.  9 2.10. Материально­техническое обеспечение  дополнительной образовательной программы Необходимые составляющие реализации Программы:  ­ Занятия проходят в хорошо проветриваемом помещении, в летний период на улице (на ровной площадке, веранда) под музыкальное сопровождение;  ­   Необходимы   магнитофон   или   музыкальный   центр,   а   так   же   музыкальные записи (диски или флеш­носители); ­ Детям необходимо иметь легкую свободную одежду, удобную закрытую обувь. 2.11. Кадровое обеспечение дополнительной образовательной программы Программу   реализуют   педагог­психолог, воспитатель, далее в конспектах занятий ­ «ведущий».   социальный   педагог, Педагог­психолог 1. Требования к профессиональному образованию и обучению. Высшее образование по профильным направлениям. Требования к опыту практической работы не предъявляются. Особые условия допуска к работе. К   работе   не   допускаются   лица,   имеющие   или   имевшие   судимость   за преступления,   состав   и   виды   которых   установлены   законодательством Российской Федерации. Основание:  приказ Минтруда России от 24.07.2015 года № 514н «Об утверждении профессионального   стандарта  «Педагог­психолог   (психолог   в   сфере образования)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575). Социальный педагог 2. Требования к образованию и обучению. Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных   групп   направлений   подготовки   высшего   образования   и специальностей   среднего   профессионального   образования  «Образование   и педагогические науки» либо Высшее   образование   или   среднее   профессиональное   образование   и   по   направлению дополнительное профессиональной   деятельности   в   организации,   осуществляющей образовательную   деятельность,   в   том   числе   с   получением   его   после трудоустройства.   профессиональное   образование Требования к опыту практической работы не предъявляются. Особые условия допуска к работе. 10 Отсутствие   ограничений   на   занятие   педагогической   деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских   осмотров   (обследований)   в   порядке,   установленном законодательством Российской Федерации. Основание:  приказ Минтруда России от 10.01.2017 года № 10н  «Об утверждении профессионального   стандарта  «Специалист   в   области   воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 № 45406). Воспитатель 3. Требования к профессиональному образованию и обучению. Высшее   профессиональное   образование   или   среднее   профессиональное образование  по  направлениям  подготовки  «Образование и  педагогика»  или  в области   соответствующей   перепродаваемому   предмету   (с   последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо   высшее   профессиональное   образование   или   среднее   профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации Требования к опыту практической работы не предъявляются. Особые условия допуска к работе. К педагогической деятельности не допускаются лица:  лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные   недееспособными   в   установленном   федеральным   законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем. Основание:  приказ   Минтруда   России   от   18.10.2013   года   №   544н   (с   изм.   От 25.12.2014)  «Об   утверждении   профессионального   стандарта  «Педагог (педагогическая   деятельность   в   сфере   дошкольного,   начального   общего, основного   общего,   среднего   общего   образования)   (воспитатель,   учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). 2.12. Санитарно­гигиенические требования Программа реализуется в соответствии с требованиями, установленными санитарно­эпидемиологическими   правилами   и   нормативами  СанПиН   2.4.3259­15 «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   устройству,   содержанию   и организации режима работы организаций для детей­сирот и детей, оставшихся 11 без попечения родителей» (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 9 февраля 2015 года, введены в действие с 01 сентября 2015 года). 2.13. Работа с родителями Перед началом работы по Программе с родителями участников проводится ознакомительная беседа, в ходе которой разъясняются цели, задачи, содержание Программы. Выясняются их ожидания. Проводится анкетирование родителей. Такой   подход   обеспечивает   «внешний»  взгляд   на   отношение   обучающихся   к различным   компонентам   образовательной   среды,   что   является   ценным диагностическим   материалом.   Родители   знакомятся   с   графиком   проведения занятий, определяется необходимость поддержки участников со стороны членов семьи, проявления с их стороны интереса к содержанию занятий (в ходе бесед с ребенком).   Выдается   список   рекомендованной   литературы   для   повышения психолого­педагогической компетентности. По   окончании   Программы,   с   целью   подведения   итогов   учебного   курса   и обсуждения результатов каждого конкретного ребенка проводится повторное анкетирование, собеседование с родителями, выдаются рекомендации. 3.   УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование темы « Знакомство» «Соберемся в группы» «Спутанные цепочки» «Жестовый этюд» «Карусель» «Выбор траектории» «Покажи чувство» «Музыкальная мозаика» «Свободный танец» 9. 10. «Кто я?» Кол­во часов В том числе теоретических практических 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. 10 мин. 35 мин. 35 мин. 35 мин. 35 мин. 35 мин. 35 мин. 35 мин. 35 мин. 35 мин. 35 мин. 12 11.  12. «Музыкальная змейка» «Танцевальный Батл» ИТОГО: 1 1 12 10 мин. 10 мин. 2 ч 35 мин. 35 мин. 7 ч                                           4. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1 занятие: « Знакомство». Приветствие.   Разминка:  Упражнение   «Танец   отдельных   частей   тела». Упражнение  «Актер   режиссер».  Упражнение   «Следование   за   ведущим». Рефлексия: Упражнение «Восход солнца».  2 занятие: «Соберемся в группы». Приветствие.   Разминка:  Упражнение   «Танец   отдельных   частей   тела».  Игра «Надувная   кукла».  Упражнение  «Соберемся   в  группы».  Упражнение  «Танец­ хоровод». Рефлексия: Упражнение «Восход солнца». 3 занятие: «Спутанные цепочки». Приветствие.   Разминка:  Упражнение   «Танец   отдельных   частей   тела». Упражнение  «Спутанные   цепочки».  Упражнение  «Животное».  Упражнение «Зеркало». Рефлексия: Упражнение «Восход солнца». 4 занятие: «Жестовый этюд». Приветствие.   Разминка:  Упражнение   «Танец   отдельных   частей   тела».   Игра «Жестовой   этюд».   Упражнение   «Имя».   Упражнение   «Танец­хоровод». Рефлексия: Упражнение «Восход солнца». 5 занятие: «Карусель». Приветствие.   Разминка:  Упражнение   «Танец   отдельных   частей   тела».  Игра «Передай по кругу». Упражнение «Карусель».  Упражнение  «Танец­ хоровод». Рефлексия: Упражнение «Восход солнца». 6 занятие: «Выбор траектории». 13 Приветствие.   Разминка:  Упражнение   «Танец   отдельных   частей   тела».  Игра «Выбор   траектории».   Упражнение   «Ведущий   и   ведомый».  Рефлексия: Упражнение «Восход солнца». 7 занятие: «Покажи чувство». Приветствие.   Разминка:  Упражнение   «Танец   отдельных   частей   тела».  Игра «Встреча взглядами». Игра «Покажи чувство». Упражнение  «Танец­ хоровод». Рефлексия: Упражнение «Восход солнца». 8 занятие: «Музыкальная мозаика». Приветствие.   Разминка:  Упражнение   «Танец   отдельных   частей   тела». Упражнение   «Музыкальная   мозаика».   Игра   «Восковая   фигура».   Упражнение «Две стихии». Рефлексия: Упражнение «Восход солнца». 9 занятие: «Свободный танец». Приветствие.   Разминка:  Упражнение   «Танец   отдельных   частей   тела». Упражнение «Актер и режиссер». Упражнение «Свободный танец». Рефлексия: Упражнение «Восход солнца». 10 занятие: «Кто я?». Приветствие.   Разминка:  Упражнение   «Танец   отдельных   частей   тела».  Игра «Надувная   кукла».   Танец   «Кто   я?».   Игра   «Покажи   чувства».  Рефлексия: Упражнение «Восход солнца». 11 занятие: «Музыкальная змейка». Приветствие.   Разминка:  Упражнение   «Танец   отдельных   частей   тела».  Игра «Кораблекрушение».   Упражнение   «Умница».   Упражнение   «Молодец».   Игра «Музыкальная змейка». Рефлексия: Упражнение «Восход солнца». 12 занятие завершающее: «Танцевальный Батл». Приветствие.   Разминка:  Упражнение   «Танец   отдельных   частей   тела». Упражнение «Танцевальный Батл». Рефлексия: Упражнение «Восход солнца».                       5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 14 5.1. Планы­конспекты занятий ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО Задачи:    снижения   тревожности   и   сопротивления;   возникновения   чувств общности, сопричастности. Оборудование и материалы: бейджи по количеству участников, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи. Ход занятия 1)  Разминка. Упражнение «Танец отдельных частей тела»  Время: 10 мин. Ведущий:   «Всем   здравствуйте!   Приглашаю   встать   в   круг.   Наше   занятие   мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения».        танец кистей рук танец рук танец головы танец плеч танец живота танец ног Обучающиеся максимально используют в танце названную часть тела. 2) Основная часть. Упражнение «Актер режиссер» Время: 15 минут Ведущий:   «Обычно   наши   движения   достаточно   стереотипны   и   сейчас   мы попытаемся   с   вами   изменить   эти   движения.   И   первым   заданием   будет выполнение простых движений. Я буду называть их словом, а вы выполнять. С начала   стереотипно   просто,   как   вы   это   делаете   ежедневно,   а   потом   каким­ нибудь   особенным   способом,   как   вы   не   когда   не   делали,   например:   ходьба; приседания; прыжки. Следующее упражнение очень интересное. Называется оно «Актер, режиссер». Сейчас разделимся на пары. Один будет актером, другой режиссером. Актер 15 начинает совершать произвольные движения. При слове “сдвиг” произнесенном режиссером актер кардинально меняет свои движения. Задание выполняется в течение 2 минут. Далее смена ролей и продолжение еще 2 минуты». Упражнение: «Следование за ведущим» Время: 15 мин. Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями   ведущего   и   ведомого;   осознание   участниками   своих   танцевально­ экспрессивных стереотипов. Для этого упражнения нам нужно разделиться на группы по 2­3 человек. Каждая из групп по 2­3 человека должна выстроиться в ряд, у каждой группы должен быть свой один ведущий, стоящий напротив группы. Ведущий должен выполнять танцевальные движения самого необычного характера, а остальные члены группы повторяют за ним, копируя его. При смене музыки ведущий встает в конец змейки, и тот, кто шел сразу за ним, становится ведущим, и должен выполнять   все   те   же   функции.   Каждый   должен   вносить   свои   движения, особенности. В качестве ведущего должны минимум по одному разу побывать все члены группы. 3)  Завершение. Рефлексия. Упражнение «Восход солнца»  Время: 5 мин. Группа   садится   в   круг   по   своим   местам.   Звучит   расслабляющая   музыка. Ведущий: «Сядьте по удобнее. Расскажите, понравилось ли Вам наше занятие? Что   больше   всего   запомнилось?   А   теперь   расслабьтесь,   почувствуйте:   как волшебное   солнечное   тепло   разливается   по   вашему   телу,   по   каждой   его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. С этого момента,   если   когда­нибудь   в   жизни,   вы   будете   чувствовать   тревогу,   страх, печаль,   напряжение,   позвольте   вашему   внутреннему   солнцу   взойти...   Всем спасибо за работу!» ЗАНЯТИЕ 2.  Задачи:  Создание доброжелательной атмосферы в группе;  снятие напряжения скованности у участников; дать возможность взаимодействовать друг с другом в игровой форме. 16 Оборудование и материалы: бейджи по количеству участников, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи. Ход занятия 1)  Разминка. Упражнение «Танец отдельных частей тела»  Время: 10 мин. Ведущий:   «Всем   здравствуйте!   Приглашаю   встать   в   круг.   Наше   занятие   мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения».        танец кистей рук танец рук танец головы танец плеч танец живота танец ног Обучающиеся максимально используют в танце названную часть тела. 2) Основная часть. Игра «Надувная кукла». Время: 10 минут. «Ребята, сейчас я буду играть роль  «насоса»,  делать характерные движения, имитирую работу насоса и издавать характерные звуки. Вы будете изображать «надувных   кукол»:  все   тело   расслабленно,   голова   опущена   вниз,   руки безжизненно «висят». С каждым движением насоса «надувные куклы» начинают «надуваться»,  вы   распрямляетесь,   поднимаете   голову,   напрягаете   руки   и, наконец,   встаете   в   полный   рост,   раскинув   руки   и   расставив   ноги.   Через несколько   секунд   ведущий  «выдергивает   затычку»  у  «куклы»  и   игроки   с шипение («ш­ш­ш»), расслабляются и опускаются». Упражнение «Соберемся в группы».  Время: 10 минут. «Сейчас каждый из вас будет изображать какое­нибудь животное. Это может быть любое млекопитающие, рептилия или птица. Какое­то время вы должны быть этим животным, «приняв» его форму, движение, звуки».  17 (Ведущий подходит к каждому участнику и шепотом называет какое животное он будет изображать).  «Когда я хлопну в ладоши, вы должны собраться в группы,   в разных местах комнаты,  не   прекращая   изображать   свое  животное,  и  взаимодействуя   друг   с другом». Упражнение повторяется два, три раза. Упражнение «Танец­ хоровод». Время: 10 минут. «Ребята,   давайте   возьмемся   за   руки   построим   один   большой,   ровный   круг, посмотрим, друг другу в глаза и улыбнемся. Сначала мы пойдем («подскоками») в одну сторону, а потом в другую. Дальше мы все пойдем в середину круга, а потом   все   вместе   из   круга,   делая   круг   максимально   большим.   А   теперь похлопаем  в ладоши и покружились  вокруг себя в одну сторону, а потом в другую.  Жестом   «класс»  (большой   палец   вверх)   покажем   свое   настроение   и улыбнемся друг другу!» 3)  Завершение. Рефлексия. Упражнение «Восход солнца»  Время: 5 мин. Группа   садится   в   круг   по   своим   местам.   Звучит   расслабляющая   музыка. Ведущий: «Сядьте по удобнее. Расскажите, понравилось ли Вам наше занятие? Что   больше   всего   запомнилось?   Что   меньше   всего   получалось?   А   теперь расслабьтесь,   почувствуйте:   как   волшебное   солнечное   тепло   разливается   по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Всем спасибо за работу!» ЗАНЯТИЕ 3. Задачи:  Создание   доброжелательной   атмосферы   и   настроение   на   работу; контакт и взаимодействие детей друг с другом; возникновения чувств общности, сопричастности;   развития   внутригруппового   единства   и   межличностных отношений. Оборудование и материалы: бейджи по количеству участников, музыкальное сопровождение. 1)  Разминка. Упражнение «Танец отдельных частей тела»  18 Время: 10 мин. Ведущий:   «Всем   здравствуйте!   Приглашаю   встать   в   круг.   Наше   занятие   мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения».        танец кистей рук танец рук танец головы танец плеч танец живота танец ног Обучающиеся максимально используют в танце названную часть тела. 2) Основная часть. Игра «Спутанные цепочки».  Время: 10 минут.  «Ребята, встанем в круг, закроем глаза и протянем перед собой правую руку. Столкнувшись,   наши   руки   сцепляются.   Когда   правые   руки   сцепились, вытягиваем левые руки и снова ищем себе партнера». Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, что бы каждый держал руки двух людей, а не одного.  «А теперь, откройте глаза и попробуйте распутаться, не разжимая рук. Чтобы не   происходило   вывихов   рук   в   суставах,   разрешается  «проворачивание шарниров», т.е. изменять положение кистей без расцепления рук. В результате у вас может образоваться круг, либо несколько независимых кругов или пар.   Упражнение «Животное». Время: 10 минут. «Вчера   вы   изображали   различных   животных,   которых   я   вам   предлагала,   а сегодня   вам   предоставляется   возможность   самим   выбрать   себе   любое млекопитающие, рептилию или птицу. В течение 10 мин. вы должны быть этим животным, «переняв» его форму, движение и звуки. Возможно, ваше животное выберет не один участник. Никому не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте,   скачите   и   летайте,   изображая   это   животное.   Спонтанно взаимодействуйте   с   другими.   Подойдите   к   заданию   творчески   и   старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить 19 в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте свои чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь». Упражнение «Зеркало». Время: 10 минут. «Следующие упражнение мы будем так же выполнять в парах. Один из нас будет ведущим, другой – ведомым. Встаньте друг другу лицом и смотрите друг на друга.  Лидер (ведущий) начинает какие­нибудь медленные, изящные движения руками,   ногами,   головой,   а   потом   уже   и   всем   телом.   Ведомый   должен «отображать»  движения ведущего, словно в зеркале (если партнер поднимает правую руку, нужно поднять левую). По моему сигналу вы должны поменяться ролями. Все время смотрите друг на друга». 3)  Завершение. Рефлексия. Упражнение «Восход солнца»  Время: 5 мин. Группа   садится   в   круг   по   своим   местам.   Звучит   расслабляющая   музыка. Ведущий: «Сядьте по удобнее. Расскажите, понравилось ли Вам наше занятие? Что было легче   всего выполнять? Какие чувства вас сейчас переполняют? А теперь расслабьтесь, почувствуйте: как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Всем спасибо за работу!» ЗАНЯТИЕ 4. Задачи:  Повышать   групповую   сплоченность;  развитие   доверительных отношений   в   парах   (возникновение   контактов   в   парах);  расширять   число контактов и взаимодействий у участников группы; укреплять чувство доверия и безопасности. Оборудование и материалы: бейджи по количеству участников, музыкальное сопровождение. 1)  Разминка. Упражнение «Танец отдельных частей тела»  Время: 10 мин. 20 Ведущий:   «Всем   здравствуйте!   Приглашаю   встать   в   круг.   Наше   занятие   мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения».        танец кистей рук танец рук танец головы танец плеч танец живота танец ног Обучающиеся максимально используют в танце названную часть тела. 2) Основная часть. Игра «Жестовый этюд». Время: 10 минут. «Жест   ­   важный   знак   общения.   Он   помогает   правильнее,   точнее   понять говорящего. А иногда, когда мы не знаем как объяснить, жесты могут выступать единственным средством общения. Ребята, разбейтесь, пожалуйста, по парам, но так, что бы с вами в паре был человек, с которым вы мало общаетесь».  Ведущий помогает найти детям свою пару. «  Сейчас   я   буду   вам   давать   задания.  Например:   жестом   изобразить благодарность. И вы, взаимодействуя с тем человеком, который стоит с вами в паре, показываете, то, что я назову. Начинайте все сразу, мимикой не помогать, речевое общение запрещено! Смотрите друг на друга. Задания для участников. Значение жеста Привлечение внимания Дружеское расположение Угроза Благодарность Победа Похвала   Описание Поднятая   вверх   рука   с   открытой ладонью Похлопывание по плечу Сжатый кулак. указательным пальцем Прижатая   к   Рукопожатие. сцепленные «замком» Поднятая рука со сжатым кулаком Поглаживание по голове груди   ладонь.   Поднятые   руки,   Движение 21 Приглашение Примирение Движение кистью или предплечьем по направлению   к   телу.   Манящие движения указательным пальцем Обнимание. Упражнение «Имя» Время: 10 минут. «Я   предлагаю   выполнить   следующее   упражнение   «Имя».   Ваша   задача,   по очереди  показать   свое  имя  в  движении.  Так   как   вам   этого  хочется.  Как  вы видите свое имя. И обязательно произнесите его». Упражнение «Танец­ хоровод». Время: 10 минут. «Ребята,   давайте   возьмемся   за   руки   построим   один   большой,   ровный   круг, посмотрим, друг другу в глаза и улыбнемся. Сначала мы пойдем («подскоками») в одну сторону, а потом в другую. Дальше мы все пойдем в середину круга, а потом   все   вместе   из   круга,   делая   круг   максимально   большим.   А   теперь похлопаем  в ладоши и покружились  вокруг себя в одну сторону, а потом в другую.  Жестом   «класс»  (большой   палец   вверх)   покажем   свое   настроение   и улыбнемся друг другу!» 3)  Завершение. Рефлексия. Упражнение «Восход солнца»  Время: 5 мин. Группа   садится   в   круг   по   своим   местам.   Звучит   расслабляющая   музыка. Ведущий: «Сядьте по удобнее. Расскажите, понравилось ли Вам наше занятие? Что   больше   всего   запомнилось?   Что   меньше   всего   получалось?   А   теперь расслабьтесь,   почувствуйте:   как   волшебное   солнечное   тепло   разливается   по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Всем спасибо за работу!» ЗАНЯТИЕ 5. 22 Задачи:  Повышать   групповую   сплоченность;  расширять   число   контактов   и взаимодействий   у   участников   группы;  укреплять   чувство   доверия   и безопасности; выявление предпочтения и склонностей. Оборудование и материалы: бейджи по количеству участников, музыкальное сопровождение. 1)  Разминка. Упражнение «Танец отдельных частей тела»  Время: 10 мин. Ведущий:   «Всем   здравствуйте!   Приглашаю   встать   в   круг.   Наше   занятие   мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения».        танец кистей рук танец рук танец головы танец плеч танец живота танец ног Обучающиеся максимально используют в танце названную часть тела. 2) Основная часть. Игра «Передай по кругу». Время: 10 минут. « Сейчас мы с вами по кругу будем передавать различные предметы, которые я назову   (горячая   картошка,   ледышка,   бабочка,   мягкий,   пушистый   котенок). Поскольку   реально   этих   предметов   у   нас   нет,   мы   будем   их   мысленно представлять,   т.е.   передавать   их   по   кругу   из   рук   в   руки   пантомимикой. Старайтесь   выражаться   как   можно   ярче,   манипулируйте   с   предметом. Передавая его, глядите в глаза тому, кому передаете, как будто вы отдаете, доверяете что­то очень для вас ценное».  Ведущий называет свой загаданный предмет и первый начинает игру. Упражнение «Карусель». Время: 10 минут. 23 «Ребята, давайте построим два круга, один – внешний, другой – внутренний. Внешний ­ ночь, внутренний ­ день. День и ночь находят свою пару и смотрят друг другу в глаза». Ведущий   помогает   детям   построиться.   Пары   в   перерывах   между   командами танцуют любой танец, но так, чтобы это был парный  танец (совместный). По моему сигналу «день» внутренний круг продвигается на один шаг в сторону (по часовой стрелке), если звучит команда «ночь»: внешний круг смещается на одного   человека   в   сторону   (против   часовой   стрелки),   тогда   у   вас   должны образоваться новые пары, и   так далее, пока не вернётесь к своему первому партнёру. Упражнение «Танец­ хоровод». Время: 10 минут. «Ребята,   давайте   возьмемся   за   руки   построим   один   большой,   ровный   круг, посмотрим, друг другу в глаза и улыбнемся. Сначала мы пойдем («подскоками») в одну сторону, а потом в другую. Дальше мы все пойдем в середину круга, а потом   все   вместе   из   круга,   делая   круг   максимально   большим.   А   теперь похлопаем  в ладоши и покружились  вокруг себя в одну сторону, а потом в другую.  Жестом   «класс»  (большой   палец   вверх)   покажем   свое   настроение   и улыбнемся друг другу!» 3)  Завершение. Рефлексия. Упражнение «Восход солнца»  Время: 5 мин. Группа   садится   в   круг   по   своим   местам.   Звучит   расслабляющая   музыка. Ведущий: «Сядьте по удобнее. Расскажите, понравилось ли Вам наше занятие? Что   больше   всего   запомнилось?   О   чем   вы   думали   во   время   занятий? Понравилось ли работать в парах? А теперь расслабьтесь, почувствуйте: как волшебное   солнечное   тепло   разливается   по   вашему   телу,   по   каждой   его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Всем спасибо за работу!» ЗАНЯТИЕ 6. Задачи:  Расширение   контактов   и   взаимодействий;  дать   возможность   быть лидером в малой группе; повышение сплоченности; укреплять чувство доверия и безопасности. 24 Оборудование и материалы: бейджи по количеству участников, музыкальное сопровождение. 1)  Разминка. Упражнение «Танец отдельных частей тела»  Время: 10 мин. Ведущий:   «Всем   здравствуйте!   Приглашаю   встать   в   круг.   Наше   занятие   мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения».        танец кистей рук танец рук танец головы танец плеч танец живота танец ног Обучающиеся максимально используют в танце названную часть тела. 2) Основная часть. Игра «Выбор траектории». Время: 15  минут.  «У многих людей есть привычка, размышлять о чем­то, двигаться по замкнутой траектории.   Кто­то   движется   по   кругу,   кто   –   будто   шагает   вдоль   сторон треугольника, кто­то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т.е.   описывать   квадрат   или   прямоугольник.   И,   наконец,     встречаются   люди, которые размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом. Давайте   попробуем   подвигаться   по   комнате,   опробуя   все   эти   траектории. Можно   уменьшать   или   увеличивать   размеры   описываемых   фигур   по   вашему желанию. Участники начинают двигаться по комнате под музыку».  5­7 минут достаточно, чтобы каждый определился в своем выборе. «Теперь   разделитесь,   пожалуйста,   на   3   любые   группы,   например:  «круги», «квадраты», «треугольники». Группы занимают разные углы помещения. Пусть каждая   группа   выстроиться   в   ряд.   Участник,   который   стоит   впереди,   будет ведущим.  В качестве ведущего спонтанно и творчески двигайтесь по комнате. Экспериментируйте   с  различными   движениями   тела.  Остальные  члены   вашей маленькой группы должны следовать за вами. Через несколько минут по моему сигналу (хлопок в ладоши) ведущий переходит в   конец   группы,   чтобы   стоящий   за   ним   в   ряду   участник   стал   ведущим. 25 Упражнение   выполняется   до   тех   пор,   пока   каждый   участник   не   получит возможность стать ведущим, внося в нее особый стиль, свои движения». Упражнение «Ведущий и ведомый». Время: 15 минут. «Ребята, сейчас один желающий будет  ведущим  ­ он встанет перед группой, остальная   группа   ­  ведомые,  стоит   в   линию   за   ведущим.  Ведущий   начинает делать любые движения: сначала головой, затем руками, ногами и, наконец, всем телом,   т.е.   начинает   постепенно   свободно   самовыражаться,   максимально используя свой танцевально­экспрессивный репертуар. Остальные члены группы следуют   за   ним,   стараясь   повторить   его   движения.   Через   несколько   минут первый участник становится ведомым, по желанию ребят принимается другой ведущий. 3)  Завершение. Рефлексия. Упражнение «Восход солнца» Время: 5 мин. Группа   садится   в   круг   по   своим   местам.   Звучит   расслабляющая   музыка. Ведущий: «Сядьте по удобнее. Расскажите, понравилось ли Вам наше занятие? Что вы почувствовали, когда были ведущими? А что, когда были ведомым? Что нового в этом упражнении? А теперь расслабьтесь, почувствуйте: как волшебное солнечное   тепло   разливается   по   вашему   телу,   по   каждой   его   клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Всем спасибо за работу!» ЗАНЯТИЕ 7. Задачи: Повышение групповой сплоченности; активизация и сближение членов группы;  развивать умение самовыражаться, экспериментировать с различными образами: дать возможность быть лидером в малой группе;  укреплять чувство доверия и безопасности. Оборудование и материалы: бейджи по количеству участников, музыкальное сопровождение. 1)  Разминка. Упражнение «Танец отдельных частей тела»  Время: 10 мин. 26 Ведущий:   «Всем   здравствуйте!   Приглашаю   встать   в   круг.   Наше   занятие   мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения.»        танец кистей рук танец рук танец головы танец плеч танец живота танец ног Обучающиеся максимально используют в танце названную часть тела. 2) Основная часть. Игра «Встреча взглядами». Время: 15 мин. «Все участники стоят лицом в круг, опустив голову вниз. По моей команде вы одновременно поднимаете головы. Ваша задача – встретиться с кем­то взглядом. Необходимо показать пару. Те  игроки, которым это не удалось, покидают круг. Когда останется последняя пара, тогда выбывшие из круга образуют новый круг. Оставшаяся пара показывает импровизационный танец в середине нового круга». Игра может повторяться по несколько раз. Игра «Покажи чувства». Время: 5 мин. «Вам   ребята,   конечно   известно,   что   движение   лицевых   мышц,   выражающие внутреннее,   душевное   состояние,   называется   мимикой.   Мимика   ­   важный элемент общения. Сейчас я буду называть какую­нибудь ситуацию, а вы должны изобразить ее только движением лицевых мышц. Например, я говорю:  «Вы в гневе», или «Вы удивлены». Вы должны направить свой гнев на кого­то в группе или   на   всю   группу,   или   показать   всей   группе,   что   вас   что­то   удивило.   Все эмоции направляйте в круг. Начнем: Вы ­ в гневе; ­ радуетесь; ­ возмущаетесь; ­ раздражаетесь; ­ ожидаете». Упражнение «Танец­ хоровод». Время: 10 минут. «Ребята,   давайте   возьмемся   за   руки   построим   один   большой,   ровный   круг, посмотрим, друг другу в глаза и улыбнемся. Сначала мы пойдем («подскоками») в одну сторону, а потом в другую. Дальше мы все пойдем в середину круга, а потом   все   вместе   из   круга,   делая   круг   максимально   большим.   А   теперь похлопаем  в ладоши и покружились  вокруг себя в одну сторону, а потом в 27 другую.  Жестом   «класс»  (большой   палец   вверх)   покажем   свое   настроение   и улыбнемся друг другу!» 3)  Завершение. Рефлексия. Упражнение «Восход солнца» Время: 5 мин. Группа   садится   в   круг   по   своим   местам.   Звучит   расслабляющая   музыка. Ведущий: «Сядьте по удобнее. Расскажите, понравилось ли Вам наше занятие? Что   больше   всего   запомнилось?   Все   ли   эмоции   удалось   выразить   мимикой? Какое   теперь   у   вас   настроение?   А   теперь   расслабьтесь,   почувствуйте:   как волшебное   солнечное   тепло   разливается   по   вашему   телу,   по   каждой   его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Всем спасибо за работу!» ЗАНЯТИЕ 8. Задачи:  Повышение   сплоченности;  расширение   умения   вживаться   в   образ: самовыражаться; укреплять чувство доверия и безопасности. Оборудование и материалы: бейджи по количеству участников, музыкальное сопровождение. 1)  Разминка. Упражнение «Танец отдельных частей тела»  Время: 10 мин. Ведущий:   «Всем   здравствуйте!   Приглашаю   встать   в   круг.   Наше   занятие   мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения».        танец кистей рук танец рук танец головы танец плеч танец живота танец ног Обучающиеся максимально используют в танце названную часть тела. 2) Основная часть.  Упражнение «Музыкальная мозаика». 28 Время: 10 минут. «Сейчас, вам будут предлагаться различные музыкальные фрагменты. Вам надо проникнуться характером этой музыки, чтобы начать двигаться, предавая свои воспоминания, свои настроения возникшие чувства или образы. Постарайтесь сконцентрироваться на музыке и своих проживаниях, тело само поведет вас». Игра «Восковая фигура». Время 10 минут. «Как вы, вероятно, понимаете, расслабление наступает на выдохе и связанно с ощущением тепла и приятной тяжести. Активизация же организма – на вдохе с ощущением прохлады и легкости. Следите за своим дыханием самостоятельно. Примите удобную позу. Закройте глаза. Дыхание на расслабление. Представьте себе,   что   вы   восковая   фигура.   Очень   интересно   на   время   стать   восковым мальчиком или восковой  девочкой. Медленно­медленно вас вылепливают, вы принимаете форму, которая вам нравится. Вот ваши ноги коснулись пола. Пол очень теплый, он становится все теплее и теплее, очень горячим. Ваши стопы тают, а следом и все восковое тело начинает плавиться. Медленно­медленно ваша фигура приобретает вид бесформенной массы и наконец «тает» все тело. Улыбайтесь, вставайте!»  Упражнение «Две стихии». Время: 10 минут. «Сейчас   вы   услышите   по   очереди   две   мелодии,   которые   отражают   борьбу противоположностей:   огонь­вода,   жизнь­смерть,   день­ночь,   лето­зима   и   т.д. Ваша задача: почувствовать, что несет в себе эта музыка, какой ее характер, какие должны быть движения (мягкие или резкие и т.д.). Вживайтесь в свой образ,   выплесните   наружу   все   плохое   и   все   хорошее.   Не   старайтесь   быть хорошим танцором, играйте «роль» спонтанно, легко, свободно. Начинаем!» 3)  Завершение. Рефлексия. Упражнение «Восход солнца». Время: 5 мин. Группа   садится   в   круг   по   своим   местам.   Звучит   расслабляющая   музыка. Ведущий: «Сядьте по удобнее. Расскажите, понравилось ли Вам наше занятие? Поделитесь   тем,   что   вы   почувствовали?   Какие   восковые   фигуры   удалось построить? Какая стихия вам ближе? Чей танец был наиболее полным? А теперь расслабьтесь,   почувствуйте:   как   волшебное   солнечное   тепло   разливается   по 29 вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Всем спасибо за работу!» ЗАНЯТИЕ 9. Задачи: Повышение сплоченности; укреплять чувство доверия и безопасности; закрепление   выявленных   творческих   способностей,   тем   самым   повышая самооценку. Оборудование и материалы: бейджи по количеству участников, музыкальное сопровождение. 1)  Разминка. Упражнение «Танец отдельных частей тела»  Время: 10 мин. Ведущий:   «Всем   здравствуйте!   Приглашаю   встать   в   круг.   Наше   занятие   мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения».        танец кистей рук танец рук танец головы танец плеч танец живота танец ног Обучающиеся максимально используют в танце названную часть тела. 2) Основная часть. Упражнение «Актер режиссер» Время: 15 минут. Ведущий:   «Обычно   наши   движения   достаточно   стереотипны   и   сейчас   мы попытаемся   с   вами   изменить   эти   движения.   И   первым   заданием   будет выполнение простых движений. Я буду называть их словом, а вы выполнять. С начала   стереотипно   просто,   как   вы   это   делаете   ежедневно,   а   потом   каким­ нибудь   особенным   способом,   как   вы   не   когда   не   делали,   например:   ходьба; приседания; прыжки. Следующее упражнение очень интересное. Называется оно «Актер, режиссер». Сейчас разделимся на пары. Один будет актером, другой режиссером. Актер начинает совершать произвольные движения. При слове «сдвиг» произнесенном 30 режиссером актер кардинально меняет свои движения. Задание выполняется в течение 2 минут. Далее смена ролей и продолжение еще 2 минуты».  Упражнение «Свободный танец». Время: 15 минут. Группа садиться лицом в круг. «Сейчас, по желанию, один из вас выйдет в центр круга и будет танцевать, не заботясь, чтобы быть хорошим танцором, не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь спонтанно. Свободно следуя за своим телом. Когда вы почувствуете, что вам хватит,   пригласите   в   круг   кого­нибудь   другого.   Каждый   желающий   должен побывать   в   кругу.   Музыка   выбирается   по   вашему   желанию.   Завершают   все вместе в свободном танце». 3)  Завершение. Рефлексия. Упражнение «Восход солнца»  Время: 5 мин. Группа   садится   в   круг   по   своим   местам.   Звучит   расслабляющая   музыка. Ведущий: «Сядьте по удобнее. Расскажите, понравилось ли Вам наше занятие? Поделитесь,   что   вы   чувствовали,   когда   танцевали   или   наблюдали?   Как   в нескольких   словах   можете   охарактеризовать   танец   того   или   иного   члена группы?  А теперь расслабьтесь, почувствуйте: как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Всем спасибо за работу!» ЗАНЯТИЕ 10. Задачи:  укрепление   групповой   сплоченности;  укрепление   чувства   доверия; закрепление   выявленных   творческих   способностей,   тем   самым   повышая самооценку.  Оборудование и материалы: бейджи по количеству участников, музыкальное сопровождение. 1)  Разминка. Упражнение «Танец отдельных частей тела»  Время: 10 мин. 31 Ведущий:   «Всем   здравствуйте!   Приглашаю   встать   в   круг.   Наше   занятие   мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения.»        танец кистей рук танец рук танец головы танец плеч танец живота танец ног Обучающиеся максимально используют в танце названную часть тела. 2) Основная часть. Игра «Надувная кукла». Время: 10 минут. «Ребята, сейчас я буду играть роль  «насоса»,  делать характерные движения, имитирую работу насоса и издавать характерные звуки. Вы будете изображать «надувных   кукол»:  все   тело   расслабленно,   голова   опущена   вниз,   руки безжизненно «висят». С каждым движением насоса «надувные куклы» начинают «надуваться»,  вы   распрямляетесь,   поднимаете   голову,   напрягаете   руки   и, наконец, встаете в полный рост, раскинув руки и раставив ноги. Через несколько секунд ведущий  «выдергивает затычку» у  «куклы» и игроки с шипение («ш­ш­ ш»), расслабляются и опускаются». Танец «Кто я?» Время: 10 минут. «Ребята,   помните,   вчера   мы   выполняли   упражнение  «Свободный   танец»? Сегодня мы будем выполнять похожее упражнение, но условие будет другое. Каждый желающий выходит на середину и сначала танцует танец: какой он есть на самом деле, а затем, такой танец: какой бы он хотел быть. Музыка по вашему желанию».  Завершается упражнение общим танцем.  Игра «Покажи чувство». Время: 10 минут. «Помните, мы играли с вами в эту игру и сегодня мы продолжим. Встаньте парами,   лицом   друг   другу.   Я   буду   перечислять   различные   ситуации,   а   вы 32 мимикой и жестами, направленными на вашего партнера, будут «Объяснять» ту или иную ситуацию. Например: благодарность – рукопожатие. ­Радость. ­ Обида, ­ Протест, ­ Любовь. ­ Примирение». 3)  Завершение. Рефлексия. Упражнение «Восход солнца». Время: 5 мин. Группа   садится   в   круг   по   своим   местам.   Звучит   расслабляющая   музыка. Ведущий: «Сядьте по удобнее. Расскажите, понравилось ли Вам наше занятие? На   сколько   отличается   танец  «Я   ­   реальное»  от   танца  «Я   ­   идеальное»? Поделитесь,   что   вы   чувствовали,   когда   танцевали   или   наблюдали?  А   теперь расслабьтесь,   почувствуйте:   как   волшебное   солнечное   тепло   разливается   по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Всем спасибо за работу!» ЗАНЯТИЕ 11. Задачи:  Укрепление   чувства   доверия   и   повышения   сплоченности;  опыт и руководства, и следования за кем-то. Оборудование и материалы: бейджи по количеству участников, музыкальное сопровождение. 1)  Разминка. Упражнение «Танец отдельных частей тела».  Время: 10 мин. Ведущий:   «Всем   здравствуйте!   Приглашаю   встать   в   круг.   Наше   занятие   мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения».      танец кистей рук танец рук танец головы танец плеч 33

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».

Дополнительная обще-развивающая программа социально - личностного развития детей 7-15 лет «Движение».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2019