Моделирование математических заданий в начальной школе на основе краеведческого материала
Оценка 5

Моделирование математических заданий в начальной школе на основе краеведческого материала

Оценка 5
Занимательные материалы +5
docx
математика
1 кл—4 кл
07.08.2019
Моделирование математических заданий в начальной школе на основе краеведческого материала
статья.docx

Моделирование математических заданий в начальной школе на основе краеведческого материала

 

 

       Любовь к Родине начинается  с любви  к тому дому, где ты сделал первый  шаг, к той малой родине, где  впервые  почувствовал прикосновение окружающего мира, с тех людей,  которые были первыми друзьями и наставниками. История нашей страны неразрывно связана с историей наших малых родин. У каждого она своя, но вместе мы - единое целое. Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия.

         Краеведческий материал хорошо усваивается учащимися, если он присутствует каждый день понемногу в течение каждого урока, а не только на специальных занятиях по изучению родного края. На уроках математики краеведческий материал использовать сложнее всего. Казалось бы, математика и краеведение не имеют ничего общего. Но, как показывает опыт, большое значение для формирования представлений о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение на уроках местного краеведческого материала. Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира. Нужно отметить, что ученики всех классов с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

      На уроках математики краеведческий материал дается в краткой форме, в виде отдельных слов, предложений, фактов, а подробно эти факты рассматриваются уже на уроках окружающего мира, чтения, внеурочных занятиях. Рассмотрим предметное содержание уроков математики. Материал краеведения может быть использован при изучении следующих разделов.

Нумерация

К этому разделу относятся такие задания:

- Рисунки, в которых необходимо соединить данные числа по порядку, например, вот это задание про археологические раскопки в Дубовском районе;

- задания, в которых необходимо  расставить числа в определенном порядке и прочитать получившееся слово, например, здесь получается фамилия Зинаиды Виссарионовны Ермольевой.

-  Математические диктанты. Дается текст, с которым знакомятся дети, и далее после знакомства выписываются числительные цифрами. Или учитель диктует такой текст учащимся, а те должны записать числа, которые услышали.  

Устные и письменные вычисления

Здесь можно использовать различные математические раскраски, изображающие растения и животных Волгоградской области;

- Детям нравятся задания, в которых нужно вычеркнуть числа по данному правилу и получить число, которое обозначает данные краеведческой направленности, например, в это задании при вычеркивании чисел, кратных 3, получается число 58-возраст знаменитой Волжской гидроэлектростанции.

- Часто используются такие задания, когда данное слово необходимо расшифровать и прочитать, найдя значения выражений и подставив соответствующие буквы.

Работа с величинами

- Задания, в которых необходимо расположить данные величины в определенном порядке;

- решение простых задач с величинами, например, с единицами времени.

Работа с информацией

На уроках математики в начальной школе дети получают общие представления о формах подачи, систематизации и хранения информации, таких, как диаграммы, таблицы, схемы.

С помощью краеведческого материала можно составлять круговые и столбчатые диаграммы. Существует множество сервисов для составления диаграмм. Мы используем данный сайт, на котором можно очень быстро создать диаграмму онлайн, используя собственные данные, и сохранить данную диаграмму в виде рисунка.

При работе с таблицами дети учатся извлекать данную информацию и производить вычисления с помощью полученных данных. Статистические таблицы краеведческой направленности имеются в готовом виде в сети Интернет. Например, на данной таблице мы можем видеть информацию о численности населения нашего города, начиная с 1939 года, а также с помощью стрелок показано, как изменялась демографическая ситуация в разные годы. Такие таблицы есть по каждому  городу Волгоградской области.

Геометрический материал

представлен задачами на нахождение площади и периметра геометрических фигур, в которых краеведческий материал имеет вспомогательное познавательное значение,

а также задачами на нахождение количества данных геометрических фигур.

И, конечно, главную роль в применении краеведческого материала на уроках математики играют задачи.

Решение задач

Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор.

Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:

1.     Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.

2.     Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.

3.     Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.

4.     Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.

5.     К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.

 

 

Вот основные виды задач, которые мы используем и сами составляем:

 

- задачи на движение

 

- задачи на разностное и кратное сравнение

 

-задачи, которые содержат различный числовой материал, но для решения которых дети должны выбрать только те числа, которые необходимы.

 

- задачи на нахождение стоимости

 

а также другие задачи.

 

Для того, чтобы моделирование математических заданий на основе краеведческого материала занимало минимум времени учителя при подготовке к урокам, мы составили и постоянно пополняем банк заданий, в который вносим различный числовой материал, касающийся нашего края.

 

Например,

-такие рисунки для выполнения заданий по нумерации

-математические раскраски

- собственно числовой материал, который может включать: продолжительность жизни растений, высоту деревьев, массу животных и скорость их движения, площадь и количество различных географических объектов, расстояние между различными населенными пунктами области, различные даты, данные о памятниках, музеях и различных учреждениях области, сведения о знаменитых людях нашего края.

 

Также имеется иллюстративный материал с числовыми данными, с помощью которого уч-ся сами составляют задачи. Здесь представлены сведения о животных, памятниках Волгоградской области, географические и исторические факты.

 

Конечно, банк заданий требует пополнения, и на данный день содержит достаточно материала для уч-ся 2 и 3 классов. В дальнейшем мы планируем пополнять этот банк другими необходимыми материалами.

         И, конечно же, хочется отметить, что внесение краеведческого материала в уроки математики способствует пониманию детьми того факта, что математика-это не абстрактная наука, а необходимая составляющая окружающей нас жизни.


 

Моделирование математических заданий в начальной школе на основе краеведческого материала

Моделирование математических заданий в начальной школе на основе краеведческого материала

Волжской гидроэлектростанции. -

Волжской гидроэлектростанции. -

Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике

Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2019