Моделирование математических заданий в начальной школе на основе краеведческого материала
Любовь к Родине начинается с любви к тому дому, где ты сделал первый шаг, к той малой родине, где впервые почувствовал прикосновение окружающего мира, с тех людей, которые были первыми друзьями и наставниками. История нашей страны неразрывно связана с историей наших малых родин. У каждого она своя, но вместе мы - единое целое. Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия.
Краеведческий материал хорошо усваивается учащимися, если он присутствует каждый день понемногу в течение каждого урока, а не только на специальных занятиях по изучению родного края. На уроках математики краеведческий материал использовать сложнее всего. Казалось бы, математика и краеведение не имеют ничего общего. Но, как показывает опыт, большое значение для формирования представлений о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение на уроках местного краеведческого материала. Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал краеведения. В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира. Нужно отметить, что ученики всех классов с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.
На уроках математики краеведческий материал дается в краткой форме, в виде отдельных слов, предложений, фактов, а подробно эти факты рассматриваются уже на уроках окружающего мира, чтения, внеурочных занятиях. Рассмотрим предметное содержание уроков математики. Материал краеведения может быть использован при изучении следующих разделов.
Нумерация
К этому разделу относятся такие задания:
- Рисунки, в которых необходимо соединить данные числа по порядку, например, вот это задание про археологические раскопки в Дубовском районе;
- задания, в которых необходимо расставить числа в определенном порядке и прочитать получившееся слово, например, здесь получается фамилия Зинаиды Виссарионовны Ермольевой.
- Математические диктанты. Дается текст, с которым знакомятся дети, и далее после знакомства выписываются числительные цифрами. Или учитель диктует такой текст учащимся, а те должны записать числа, которые услышали.
Устные и письменные вычисления
Здесь можно использовать различные математические раскраски, изображающие растения и животных Волгоградской области;
- Детям нравятся задания, в которых нужно вычеркнуть числа по данному правилу и получить число, которое обозначает данные краеведческой направленности, например, в это задании при вычеркивании чисел, кратных 3, получается число 58-возраст знаменитой Волжской гидроэлектростанции.
- Часто используются такие задания, когда данное слово необходимо расшифровать и прочитать, найдя значения выражений и подставив соответствующие буквы.
Работа с величинами
- Задания, в которых необходимо расположить данные величины в определенном порядке;
- решение простых задач с величинами, например, с единицами времени.
Работа с информацией
На уроках математики в начальной школе дети получают общие представления о формах подачи, систематизации и хранения информации, таких, как диаграммы, таблицы, схемы.
С помощью краеведческого материала можно составлять круговые и столбчатые диаграммы. Существует множество сервисов для составления диаграмм. Мы используем данный сайт, на котором можно очень быстро создать диаграмму онлайн, используя собственные данные, и сохранить данную диаграмму в виде рисунка.
При работе с таблицами дети учатся извлекать данную информацию и производить вычисления с помощью полученных данных. Статистические таблицы краеведческой направленности имеются в готовом виде в сети Интернет. Например, на данной таблице мы можем видеть информацию о численности населения нашего города, начиная с 1939 года, а также с помощью стрелок показано, как изменялась демографическая ситуация в разные годы. Такие таблицы есть по каждому городу Волгоградской области.
Геометрический материал
представлен задачами на нахождение площади и периметра геометрических фигур, в которых краеведческий материал имеет вспомогательное познавательное значение,
а также задачами на нахождение количества данных геометрических фигур.
И, конечно, главную роль в применении краеведческого материала на уроках математики играют задачи.
Решение задач
Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор.
Требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:
1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.
2. Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.
3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.
4. Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.
5. К работе по составлению подобных задач можно привлекать самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.
Вот основные виды задач, которые мы используем и сами составляем:
- задачи на движение
- задачи на разностное и кратное сравнение
-задачи, которые содержат различный числовой материал, но для решения которых дети должны выбрать только те числа, которые необходимы.
- задачи на нахождение стоимости
а также другие задачи.
Для того, чтобы моделирование математических заданий на основе краеведческого материала занимало минимум времени учителя при подготовке к урокам, мы составили и постоянно пополняем банк заданий, в который вносим различный числовой материал, касающийся нашего края.
Например,
-такие рисунки для выполнения заданий по нумерации
-математические раскраски
- собственно числовой материал, который может включать: продолжительность жизни растений, высоту деревьев, массу животных и скорость их движения, площадь и количество различных географических объектов, расстояние между различными населенными пунктами области, различные даты, данные о памятниках, музеях и различных учреждениях области, сведения о знаменитых людях нашего края.
Также имеется иллюстративный материал с числовыми данными, с помощью которого уч-ся сами составляют задачи. Здесь представлены сведения о животных, памятниках Волгоградской области, географические и исторические факты.
Конечно, банк заданий требует пополнения, и на данный день содержит достаточно материала для уч-ся 2 и 3 классов. В дальнейшем мы планируем пополнять этот банк другими необходимыми материалами.
И, конечно же, хочется отметить, что внесение краеведческого материала в уроки математики способствует пониманию детьми того факта, что математика-это не абстрактная наука, а необходимая составляющая окружающей нас жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.