Основная задача педагогов ДОУ – обучить детей способам сохранения своего здоровья, поэтому в детском саду создана специальная система работы по здоровьесбережению дошкольников. В данной статье представлены цель, задачи, модель здоровьесбережения, а также виды инновационных здоровьесберегающих технологий, применяемых в детском саду.
«Моделирование здоровьесбережения ДОУ»
гиподинамия (нарушение функций опорнодвигательного аппарата,
Детство – это тот период в жизни человека, в котором формируется
здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком
в детстве, сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому основная задача
педагогов – обучить детей способам сохранения своего здоровья, создав
специальную систему работы детского сада по здоровьесбережению
дошкольников.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека.
Здоровьесберегающий педагогический процесс процесс воспитания и
развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и
здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического,
психического и социального благополучия ребенка.
Взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей
здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и
воспитания.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:
кровообращения, дыхания, пищеварения)
детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной
психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском
коллективе)
тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и
семье, недостаток информации).
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию
физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его
психического благополучия, а также формированию у дошкольника
ответственности за свое здоровье.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского
сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности
осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его,
валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Задачи здоровьесбережения:1.Сохранить здоровье детей.
2.Создать условия для их своевременного и полноценного психического
развития.
3.Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно
прожить период дошкольного детства.
Модель здоровьесбережения в ДОУ.
Модель управления
Педагогический
совет
Собрание
трудового
коллектива
Старший
воспитатель
заведующий
Администра
тивный
совет
Медсестра
Родительский
комитет
профсоюз
Заместитель
заведующего
по АХР
Творческие
группы
Временные
проблемные
объединения
специалисты
воспитатели
Младшие
воспитатели
Обслуживающий
персонал
шеф-
повар
комиссии
комиссии
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
медикопрофuлактические;
физкультурнооздоровительные;
технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка
технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
валеологического просвещения родителей,
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий,
по сезонам, на время каникул);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание,
хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия;
хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта,
максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая
гимнастика);
физкультурные занятия всех типов; оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная
деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия,
проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии
оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой
бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
организация рационального питания;
медикопрофилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического
процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического
здоровья педагогов.
Виды здоровьесберегающих технологий:
Виды
здоровьесберегающих
технологий
Ритмопластика
Подвижные и
спортивные игры
Релаксация
Гимнастика утренняя
Время проведения в
режиме дня
Особенности методики
проведения
Не раньше чем через 30
мин после приема пищи,
2 раза в неделю по 30 мин
со среднего возраста в
физкультурном зале
Обратить внимание на
художественную ценность,
величину физической нагрузки
и ее соразмерность
возрастным показателям
ребенка
Как часть
физкультурного занятия,
на прогулке. Ежедневно
для всех возрастных
групп
Игры подбираются в
соответствии с возрастом
ребенка, местом и временем ее
проведения. Используются
элементы спортивных игр
В зависимости от
состояния детей и целей,
педагог определяет
интенсивность
технологии. Для всех
возрастных групп
Ежедневно, утром, перед
завтраком во всех
группах
Можно использовать
спокойную музыку, звуки
природы
В групповой комнате,
физкультурном зале, под
музыку, с использованием
подвижных игр и др.
Гимнастика
бодрящая
Ежедневно после
дневного сна, 510 мин во
всех группах
Различные варианты
проведенияС младшего возраста в
различных формах
физкультурно
оздоровительной работы
Ежедневно по 35 мин в
любое свободное время, в
разных формах
физкультурно
оздоровительной работы в
зависимости от
интенсивности зрительной
нагрузки с младшего
возраста
В различных формах
физкультурно
оздоровительной работы
Рекомендуется всем детям,
особенно с речевыми
проблемами. Проводится в
любой удобный отрезок
времени
Рекомендуется использовать
наглядный материал, показ
педагога
Обеспечить проветривание
помещения, педагогу дать
детям инструкции об
обязательной гигиене полости
носа перед проведением
процедуры
В различных формах
физкультурно
оздоровительной работы
Форма проведения зависит от
поставленной задачи и
контингента детей
2 раза в неделю в
спортивном зале
Ранний возраст в групповой
комнате – 10 мин, младший
возраст – 15 – 20 мин,
средний 2025 мин, старший
возраст – 2530 мин.
В зависимости от
поставленных целей,
сеансами либо в различных
формах физкультурно
оздоровительной работы С
детьми старшего возраста
Занятия проводится в
соответствии с программой,
по которой работает ДОУ
Необходимо объяснить
ребенку серьезность
процедуры и дать детям
элементарные знания о том,
как не нанести вред своему
организму.
Могут быть частью
совместной деятельности с
целью познавательного
развития
Гимнастика
пальчиковая
Гимнастика для
глаз
Гимнастика
дыхательная
Гимнастика
корригирующая
Физкультурное
занятие
Самомассаж
Информация для
детей по теме
«Здоровье»
Во время совместной
деятельности в зависимости
от поставленных задач
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ:
технологии профилактики заболеваний,углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов,
приходящих из поликлиники,
коррекция возникающих функциональных отклонений,
отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих
IIIУ группу здоровья),
противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в
соответствии с действующими санитарногигиеническими правилами,
витаминопрофилактика (чеснок, лук в осеннее – зимний период,
витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
санитарногигиеническая деятельность всех служб ДОУ
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
Семинары:
«Использование современных образовательных технологий как средство
повышения качества дошкольного образования», «Профилактика
плоскостопия и нарушения осанки детей в различных видах и формах
физкультурной деятельности»
Консультации для педагогов:
«Комплексная работа с родителями в детском саду в рамках
здоровьесберегающих технологий», «Запрещённые физические упражнения
для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику
(различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости
дошкольников в ДОУ» , «Культура здоровья семьи – одно из условий
воспитания культуры здоровья ребенка», «Взаимодействие ДОУ и семьи в
создании условий для оздоровления организма детей через систему
физкультурнооздоровительной работы» «Работа воспитателя по разделам
программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления
здоровья детей.
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе
Информационные стенды медицинских работников о медицинской
профилактической работе с детьми в ДОУ
Приобщение родителей к участию в физкультурномассовых
мероприятиях ДОУ
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и
родителей ДОУ.
Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно
оздоровительной работы с дошкольниками.Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих
технологий в педагогический процесс ДОУ.
Формирование нормативноправовой базы по вопросам оздоровления
дошкольников.
Внедрение научнометодических подходов к организации работы по
сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего
образовательного пространства в ДОУ и семье.
Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.