Модифицированная программа подготовки будущих первоклассников «По дороге в 1 класс»
Оценка 4.7

Модифицированная программа подготовки будущих первоклассников «По дороге в 1 класс»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
психологическая работа +1
1 кл
15.02.2018
Модифицированная программа   подготовки будущих первоклассников  «По дороге в 1 класс»
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования . Благодаря чему в нашей школе вот уже на протяжении 6 лет создаются условий для благоприятной адаптации к школьному обучению. В ее основе процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в целостную систему и формирмируется психологическая готовность к школе.
Модифицированная программа подготовки в 1 кл.doc
Модифицированная программа  подготовки будущих первоклассников «По дороге в 1 класс»     Рабочая учебная программа подготовки дошкольников «По дороге в 1 класс» составлена на основе   авторской   программы   Н.А.Завьяловой   «Интегрированный   курс   подготовки дошкольников» (Волгоград: Учитель, 2009год) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования .          Основополагающие идеи:  Создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;  Создание   системы   непрерывного   обучения   дошкольников,   в   основе   которой   лежит идея интеграции (под интеграцией понимается процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в целостную систему);  Формирование психологической готовности к школе. Организация системы работы по подготовке детей к обучению в школе     (сентябрь – май)     I этап     Подготовительный этап включает в себя:  Организационные   вопросы,   связанные   с   информированием   населения   о   сроках подготовки детей к школе;  Проведение экскурсий подготовительной группы детского сада в школу;  Посещение занятий в дошкольном учреждении психологом и учителем;  Организацию   и   проведение   первого   родительского   собрания   для   родителей дошкольников;  Выработку концепции, основанной на принципах развивающего обучения;  Составление единой программы обучения, в которой предусмотрена соотнесённость одного учебного предмета с другим, этапность работы;  Консультирование   родителей   с   целью   формирования   положительной   мотивации учения у детей;  Диагностику   детей   психологом   детского   сада,   психологом   школы,   логопедом, учителем.     II    этап (февраль – апрель)     Основной этап – собственно подготовительные занятия:     Занятия с психологом – развивающие игры; Занятия с логопедом – чтение и развитие речи; Занятия с учителем – письмо и развитие мелкой моторики руки; Занятия с учителем – математика с элементами логики. ПСИХОЛОГИЯ         Программа   рассчитана   на   6   занятий.  Продолжительность   занятий   20­25   минут   (в середине занятия – физкультминутка). 1 рассуждение,   классификацию,      Занятия с психологом имеют своей целью помочь ребёнку, который уже не дошкольник, но ещё и не школьник, построить содержательный образ «настоящего школьника». По форме, по манере   общения   занятия   строятся   как   обучающие   навыкам   учебного   сотрудничества.   Но материал,   которым   работают   дети,   чисто   дошкольный:   дидактические   игры   на конструирование,   запоминание,   внимание,   то   есть направленные на развитие познавательных способностей. Усилия детей сосредотачиваются на освоении   отношений:   на   выработке   умения   договариваться,   обмениваться   мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».        Важным условием развития познавательной активности ребёнка, самостоятельности его мышления является умение отстаивать своё мнение в спорах с другими детьми.  Эти споры должны   носить   конструктивный   характер   и   не   сводиться   к   выяснению   межличностных отношений. Главное в них – обсуждение возможных решений общей задачи.        К такому взаимодействию детей надо специально готовить, приучать, задавая им уже в дошкольном возрасте цивилизованные образцы ведения дискуссии.        Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества, необходимые ребёнку для   учебной   деятельности.   Именно   они   являются   залогом   познавательной   активности, интереса   к   учёбе,   способности   к   самостоятельному   поиску.   Сегодня   это   понятно   всем. Однако далеко не ясно, как не гасить, а формировать эти качества. Для решения этих задач предлагаются   весёлые   задания­шутки,   а   также   задания,   требующие   от   детей   умения спрашивать.         Чтобы   помочь   ребёнку   подогнать   не   его   индивидуальность   под   школьную   норму,   а наоборот, нужен веер допустимых  образцов в пределах  данной нормы. При этом условии ребёнок обретает чувство собственного достоинства, уверенность, избавляется от излишней тревоги. Порядок в классе при этом не страдает, как правило, так как дети добровольно приучаются соблюдать его в дальшейшем. Занимаясь развитием у ребёнка навыков общения и сотрудничества, психолог решает проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе дальнейшей адаптации первоклассника к школе. Не обучая детей общению и сотрудничеству, не   научишь   их   учиться.   Ибо   первая   ступень   этого   умения   предполагает   способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг, а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников. Такое соединение привычной дошкольной и школьной среды облегчает и обеспечивает ребёнку переход от дошкольной жизни к школьной.      Темы занятий: 1. Знакомство. Введение знаков «Правила поведения на уроке». 2. Введение схемы времени. 3. Знаки «Я» и «Мы». 4. Как надо и как не надо спорить (минитренинг). 5. Правила школьной жизни. 6. Для чего ходят в школу?        В  конце  занятий  проводится   диагностика  с  использованием  «Методики   исследования особенностей развития познавательной сферы» М.Я.Семаго, М.М.Семаго. ЧТЕНИЕ  И  РАЗВИТИЕ  РЕЧИ ПИСЬМО  И  РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  РУКИ 2 Программа   рассчитана   на   7   занятий.  Продолжительность   занятий   20­25   минут   (в середине занятия – физкультминутка).     Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие­то элементы навыка сформированы неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растёт нелюбовь к этому занятию. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Создаётся гигантский барьер в обучении: во­первых – «не хочу», во­вторых – «не могу».       Поэтому   задача   –   понять   те   трудности,   которые   испытывают   дети,   причины   их возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха.        Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребёнка писать. Этот процесс длительный и непростой. На занятиях имеется возможность не спеша, глубоко проникая в психологию   процесса   обучения,   осуществить   этап   подготовки   детей   к   письму.   Он заключается в следующем:        укрепление руки, улучшение координации движений; усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке; совершенствование способности к зрительному восприятию форм; умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма; поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлечённого мышления детей; снижение психологической нагрузки ребёнка; написание элементов букв и в неполном объёме самих букв.        Занятия проводятся по группам не дифференцированно по сложности заданий. Занятия условно можно разделить на два этапа: работа на нелинованном листе бумаги (рисование штриха), работа  в тетрадях (рисование  узоров, письмо  элементов букв). Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса детей к работе.     Темы занятий: 1. Здравствуй, школа (вводное занятие). 2. Написание короткой и длинной наклонной палочки. 3. Написание короткой палочки с закруглением внизу и вверху. 4. Написание длинной палочки с закруглением внизу. 5. Написание короткой и длинной палочки с закруглением вверху и внизу. 6. Написание длинной палочки с закруглением внизу влево. 7. Написание длинной палочки с петлей внизу и вверху. МАТЕМАТИКА  С  ЭЛЕМЕНТАМИ  ЛОГИКИ        Содержание программы основано на принципах развивающего обучения с акцентом на развитие образных представлений у детей.        Программа рассчитана на 10 занятий.  Продолжительность   занятий   20­25  минут  (в середине занятия – физкультминутка). Форма проведения занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.        Познавательный  материал  в  программе даётся  в определённой  системе,  учитывающей возрастные   особенности   детей   и   дидактические   принципы   построения   развивающего 3 обучения.   Центральное   место   отводится   обогащению   сенсорного   опыта   детей   путём ознакомления   с   величиной,   формой,   пространством,   и   обучение   строится   по   принципу постепенного   движения   от   конкретного   к   абстрактному,   от   чувственного   познания   к логическому, от эмпирического к научному.       В   процессе   решения   проблемной   ситуации   взрослый   учит   ребёнка,   помогает   ему   использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребёнок может идти путём   проб.   При   этом   дети   пользуются   двумя   видами   поисковых   проб:   практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения).         Особая роль в обучении детей основам математических знаний принадлежит  сюжетно­ дидактическим играм, математическим развлечениям  (загадки, загадки­шутки, кроссворды), математическим играм, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности,  дидактическим   играм   и   упражнениям,   основное   назначение   которых   – обеспечить   упражняемость   детей   в   умении   различать,   выделять,   называть   множество предметов,  чисел,   геометрических   фигур  и  т.д,  а  также  возможность  формировать  новые знания, знакомить детей со способами действий.     Система уроков построена блочно.     Первый блок «Величина».     В этом блоке уроков центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому.        Дети учатся определять и соотносить величину предметов,  разбираться в параметрах протяжённости предметов. От практического сравнения величины ребёнок пойдёт дальше к познанию количественных отношений «больше­меньше», «равенство­неравенство».        Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений «длиннее­ короче»,   «выше­ниже»,   «шире­уже»,   «больше­меньше»   позволяет   показать   скрытые математические зависимости, углубить понятие о числе, представив его в новой для ребёнка функции отношений.        Второй блок «Порядковый и количественный счёт, выполнение арифметических действий»  знакомит с математическими отношениями и измерениями величин. Задания не даются   в   готовом   виде,   а   постигаются   путём   самостоятельного   анализа,   сопоставления существенных признаков предметов, установления закономерностей и взаимозависимости.        Третий блок «Подготовка и решение арифметических задач»  своей целью имеет обучение анализу задач и решению их.     Темы занятий: 1. Вводное   занятие.   Понятия   «одинаковое»,   «разное»,   «больше»,   «меньше»,   «столько же». 2. Понятие условной меры. Измерение длин. Сравнение объёмов. 3. Счёт предметов в прямом и обратном порядке. Правила счёта. 4. Ориентация   в   пространстве:   «направо»,   «налево»,   «вверх»,   «вниз»,   «между»,   «за», «перед». 5. Ориентация в клеточном поле листа. Ориентация во времени. 6. Знакомство с цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Присчитывание и отсчитывание по одному. 7. Знакомство с цифрами 6, 7, 8, 9, 10. Присчитывание и отсчитывание по одному. 8. Геометрические фигуры плоскостные и объёмные. Знакомство с задачей. 9. Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч. Отрезок. 10. История чисел. Число 0.  4 После занятий проводится  педагогическая диагностика,  которая предполагает два взаимосвязанных  этапа. Первый  этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап ­ индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребёнка и сам записывает  его устные ответы. (см. стр.45 – 58 «Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней начальной школы» / Под ред. Л.Е.Журовой. – 2­е изд., перераб. и доп. – М: Вента­Графф, 2002. – 384 стр). Литература 1. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе / авт.­сост. Н.А.Завьялова и др. – 2­е изд. – Волгоград: Учитель, 2009. – 190 стр. 2. Беседы   с   учителем.   Методика   обучения:   Первый   класс   четырёхлетней   начальной школы / Под ред. Л.Е.Журовой. – 2­е изд., перераб. и доп. – М: Вента­Графф, 2002. – 384 стр. 1. Порядок приёма детей в ГКПД ­   заявление   родителей   (законных   представителей)   с   предъявлением   документа, 1.1.  В ГКПД принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний и проживающие на территории … 1.2.  Для зачисления в ГКПД необходимы следующие документы:   удостоверяющего личность;  ­ справка с места жительства о регистрации в …. 1.3.     Приём   детей   в  ГКПД   осуществляется   на  основании   заявления   родителей   (законных представителей)   и   оформляется   приказом   по   школе   «О   проведении   подготовки   будущих первоклассников». 2. Система  работы по подготовке детей к обучению в школе 2.1.   Подготовительный этап (сентябрь – май) включает в себя:   ­ организационные вопросы, связанные с информированием населения о сроках подготовки детей к школе;  ­ проведение экскурсий подготовительной группы детского сада в школу;  ­ посещение занятий в дошкольном учреждении психологом и учителем;  ­ организацию и проведение первого родительского собрания для родителей дошкольников;  ­ выработку концепции, основанной на принципах развивающего обучения;  ­ составление единой программы обучения, в которой предусмотрена соотнесённость одного учебного предмета с другим, этапность работы;   ­ консультирование родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей;  ­ диагностику детей психологом детского сада, психологом школы, логопедом, учителем. 2.2.  Основной этап (февраль – май) – собственно подготовительные занятия:  ­ занятия с психологом – развивающие игры;  ­ занятия с логопедом – чтение и развитие речи;  ­ занятия с учителем – письмо и развитие мелкой моторики руки;  ­ занятия с учителем – математика с элементами логики. 2.3.      Продолжительность  занятий  20­25  минут  (в  середине  занятия   –  физкультминутка). Форма проведения занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. 5 2.4.     С   целью   выявления   готовности   детей   старшего   дошкольного   возраста   к   обучению, определения   вида   общеобразовательной   программы   в   общеобразовательном   учреждении может   проводиться   психолого­педагогическое   диагностирование   детей   в   присутствии родителей  (законных представителей);  родители  (по желанию)  могут получить психолого­ педагогическую консультацию. Результаты диагностики будущих первоклассников Обследование проводилось индивидуально в присутствии родителей  и администрации школы Дата обследования с 10.04. ­  17.04. 201…года     ю и н е ч у б о к и т с о н в о т о г   ь н е в о р У м о з и л а н а   м ы в о к у в з   ю и н е д а л в о к и к л ы с о п д е р п 7 №         е и н а д а З Имя, фамилия ребёнка е и т я и р п с о в     е о н ь л е т и р з   1 №   е и н а д а З е и т я и р п с о в     е о н н е в т с н а р т с о р п 2 №     е и н а д а З Учитель начальных классов МБОУ  _______________   е и н е н в а р с   4 №   е и н а д а З в т с е ж о н м х у л с   й и к с е ч и т а м е н о ф 6 №     е и н а д а З в о т е м д е р п   я и ц а к и ф и с с а л к 5 №     е и н а д а З х и к с е ч и т е м ф и р а   е и н е н л о п ы в   и р о б ы в     3 №   е и н а д а З й и в т с й е д 6 я с ­ ч у   о г о т и в о л л а б   о г о т % и % Результаты готовности к обучению в школе на 20…/20… учебный год   параметр Оценочная шкала и т с о н в о т о г   й о к с е ч и г о л о х и с п   ь н е в о р У Интеллект уальная готовность Мелкая моторика Эмоционал ьно­ волевая сфера Личностна я готовность высокий средний низкий сформирована недостаточно  сформирована соответствует  норме не  соответствует  норме сформирована недостаточно  сформирована 1б 1б 0б 1б 0б 1б 0б 1б 0б 7 Социальна я готовность Речевое развитие Кругозор  Соматическое здоровье Общий уровень готовности сформирована недостаточно  сформирована норма ФФН  (фонетическая ) ФФН  (фонематическ ) НВ ОНР ФНР ОНР соответствует  норме не  соответствует  норме соответствует  норме не  соответствует  норме итого высокий выше среднего средний ниже среднего низкий 1б 0б 1б 0б 0б 0б 0б 0б 1б 0б 1б 0б 8б 7б 6б 5­4 3­1 Учитель начальных классов _______________________  Учитель – логопед  ____________________________  Педагог – психолог  ___________________________  8

Модифицированная программа подготовки будущих первоклассников «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа   подготовки будущих первоклассников  «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа подготовки будущих первоклассников «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа   подготовки будущих первоклассников  «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа подготовки будущих первоклассников «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа   подготовки будущих первоклассников  «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа подготовки будущих первоклассников «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа   подготовки будущих первоклассников  «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа подготовки будущих первоклассников «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа   подготовки будущих первоклассников  «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа подготовки будущих первоклассников «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа   подготовки будущих первоклассников  «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа подготовки будущих первоклассников «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа   подготовки будущих первоклассников  «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа подготовки будущих первоклассников «По дороге в 1 класс»

Модифицированная программа   подготовки будущих первоклассников  «По дороге в 1 класс»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018