Дополнительная образовательная программа естественно научной направленности «Юный учёный»
Модуль «Летний практикум по экологии»
Пояснительная записка.
Объединения естественно-научной направленности должны готовить выпускников, обладающих экологическим мышлением, умеющих принимать правильные решения с учетом принципов рационального природопользования, то есть экологически компетентного. Усиление интереса к экологической компетентности связано с пониманием того, что существующие в современном мире экологические проблемы в ближайшем будущем лягут тяжким бременем на плечи сегодняшних школьников и их решение невозможно без качественного изменения экологической культуры и экологической компетентности.Экологическая компетентность включает в себя умение понимать и видеть прямые и обратные связи развития и взаимодействия любых экологических систем, прогнозировать и планировать возникающие при этом противоречия и проблемы, эффективно осуществлять на практике свои решения и оценивать взаимодействия в системе «Человек-природа», предупреждать их негативные последствия. Сформированная экологическая компетентность обучаемых становится главным результатом экологического образования и должна трактоваться как образовательная ценность. Она представляет интегративное сочетание способностей, установок и опыта творческой деятельности и является основополагающим элементом в успехе экологической деятельности. При этом понятие экологическая компетентность носит универсальный, междисциплинарный, интегральный и социокультурный характер.
В процессе организации полевой практики решаются следующие задачи:
-педагогически правильно обострить у учащихся интерес к бережному, ответственному отношению к окружающей природной среде, активному участию в природоохранной деятельности;
- в полевых условиях научить школьников проводить наблюдения и исследования по планам и научным методикам;
- развить у учащихся навыки самостоятельно обрабатывать результаты полевых исследований, правильно делать выводы, излагать результаты исследований на конференциях.
Программа представляет собой развёрнутое изложение алгоритма организации практических занятий по экологии для воспитанников.
Занятия проводится в форме краткосрочных полевых экологических практикумов. Программа может быть реализована в рамках учебных программ общеобразовательных школ, в детских экологических лагерях, в учреждениях дополнительного образования .В процессе реализации данной программы дети получат возможность знакомиться с реальными, живыми объектами природы, учиться самостоятельно, познавать явления и процессы, происходящие в природе в летнее время, изучать взаимосвязи живых и неживых компонентов в природе. А также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.
Целью данной программы является
внедрение практических форм и методик преподавания экологии, формирование
сознательного отношения к природе.
Задачи.
1.Ознакомление учащихся с основными принципами
организации и методами проведения самостоятельных научных исследований по фауне
и экологии животных.
2.Знакомство с правилами поведения в природе и
мерами охраны животных, применительно к местным условиям.
3.Реализация потребности в общении с природными объектами.
Условия реализации.
Программа рассчитана на учащихся 4-9 кл.
Сроки занятий: 2 летних месяца. Число учащихся 12-15 чел.
Основные методы и формы работы с детьми.
Основные формы обучения: экскурсии, самостоятельные и исследовательские работы.
Самостоятельная и исследовательская работа включает: постановку целей и задач, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, обработка, анализ полученных данных, написание отчёта, его защита на учебно-исследовательской конференции.
Оценка знаний.
Оценка знаний проводится по докладам и по тестам на уровне «узнавания» объекта природы.
Учебно-тематический план по программе «Природа-Я-Экология».
Модуль «Летний практикум по экологии» Для группы 6 час. в неделю.
№ п/п |
Темы занятий |
Всего часов
|
Теория |
Практика |
1. |
Полевая практика. Ведение дневника наблюдений. Оборудование для полевой практики. |
6 |
3 |
3 |
2. |
Ориентирование в пространстве. Определение сторон горизонта. Определение расстояний. |
6 |
3 |
3 |
3. |
Геологические наблюдения. Минералы. Горные породы. |
6 |
3 |
3 |
4. |
Геоморфологические наблюдения. Холм. Овраг. Речная долина. |
6 |
3 |
3 |
5. |
Метеорологические наблюдения на экскурсиях. Бесприборные наблюдения над местными признаками природы.Микроклиматические наблюдения. |
6 |
3 |
3 |
6. |
Почвы. Методы изучения почв на экскурсиях |
6 |
3 |
3 |
7. |
Экскурсия «Растительный и животный мир парка Победы». |
6 |
3 |
3 |
8. |
Экскурсия на луг «Растительный и животный мир луга». Особенности луговых биоценозов. |
6 |
3 |
3 |
9. |
Экскурсия «Растительный и животный мир заводского пруда» |
6 |
3 |
3 |
10 |
Оформление результатов экскурсии. Отчёт о практике. |
6 |
3
|
3 |
Итого Итого |
60 |
30
|
30 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.