Модуль 2. Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Оценка 4.6

Модуль 2. Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Оценка 4.6
Домашнее обучение
doc
администрации
Детсад
16.07.2017
Модуль 2.  Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Модуль 2. Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание 1. Какое содержание Вы вкладываете в понятие «педагогическое мастерство»? Составьте логико-смысловую модель «Структура педагогического мастерства».
independent_work.doc
Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС  Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. Модуль 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  Вопросы для самостоятельного изучения:  1. Понятия «педагогические способности» и «педагогические умения». 2. Результаты педагогической деятельности. 3. Творчески работающий педагог. 4. процесса? 5. Назовите уровни профессионального роста педагога. 6. Дайте характеристику каждому уровню профессионального роста педагога.  От   чего   преимущественно   зависит   качество   учебно­воспитательного Список рекомендованной литературы: 1. Бобина, О.С. Личностно­ориентированный, дифференцированный подход в повышении   квалификации   и   совершенствовании   профессиональной компетентности   педагогических   кадров   /   О.С.   Бобина   //   Качество образования: экономика, законодательство, технологии: матер. X Междунар. науч.­практ. конф. ­ Томск, 2008. — С.156­160. 2.   Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций. – Мозырь: УО «МГПУ», 2005. 3. Осипова С.И., Дулинец Т.Г. Основы педагогического мастерства: конспект лекций. – Красноярск, 2008.  Вопросы для самоконтроля: 1. Какое содержание Вы вкладываете в понятие «педагогическое  мастерство»? Какова его структура? 2. Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической  деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития  человека. Структура педагогического мастерства 1. Знание предмета • профессиональная компетентность; • высокая специально­практическая подготовленность; • опыт в воспитании и обучении; • научная квалификация. 1 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС 2. Педагогическое творчество • творческое воображение; • нестандартное мышление; • потребность в поиске новой информации; • постоянное стремление к совершенству; • умение продуктивно сочетать формы, средства и методы. 3. Педагогическая технология • техника и экспрессия речи; • ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений; • выразительность мимики и жестов; • умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания; • владение образцовым показом приема, действия. 4. Педагогический стиль • педагогическая направленность и убежденность; • умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность; • педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция); • педагогический такт и этика; • повседневный интерес к внутреннему миру воспитанников (эмпатия); • умение слушать и слышать. 5. Качества личности • деловые: добросовестность, ответственность, трудолюбие,  дисциплинированность, энергичность, точность; • рефлексивные: аккуратность, подтянутость, самокритичность, кругозор,  эрудиция; рефлексия – способность осознавать себя, свои состояния, видеть  себя «со стороны», чувствовать, как тебя оценивают другие. • коммуникативные: внимательность, честность, надежность, справедливость,  сдержанность, требовательность, обязательность; • эмпатийные: гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность,  обязательность, способность к сопереживанию и аттракции; (эмпатия –  умение чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков;  сопереживание, понимание душевного состояния человека, аттракция – (от  лат. – притяжение) – способность быть открытым, обаятельным, обладать  притягательной силой) • идейно­нравственные: убежденность, принципиальность, патриотизм,  коллективизм, порядочность, интеллигентность. 3. Каковы наиболее эффективные пути формирования профессионализма, компетентности, эрудиции преподавателя?  Обучение. Профессионалу в любой области необходимы специальные знания, которые можно получить только в процессе обучения. 2 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Опыт работы. Профессионалами не рождаются – в них вырастают. Желание отлично   делать   порученное   дело,   работоспособность,   добросовестность   и инициативность – ступени для приобретения профессионализма. Общение.   Общение   с   людьми   более   опытными,   умудренными, внимательность   к   их   советам   и   рекомендациям–   помогает   выработке профессионализма. Повышение   квалификации.   Не   стоит   пренебрегать   возможностью повысить   свою   квалификацию   –   пределов   совершенству,   в   том   числе   и   в профессиональной области, нет! Основные   пути   развития   профессиональной   компетентности педагога: 1. Работа в методических объединениях, творческих группах. 2. Исследовательская деятельность. 3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий. 4. Различные формы педагогической поддержки. 5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. 6. Трансляция собственного педагогического опыта. 7. Использование ИКТ и др.         с         в   творческих   семью   метод соответствии объединениях, экспериментальная группах.  Работа 2.Исследовательская, деятельность. 3.Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий в модулями. 4.Активное   участие   в   пед.   конкурсах,   мастер­классах,   форумах   и фестивалях,   семинарах.  Педагогическая   эрудиция   —   важнейшее   условие педагогического мастерства. Долго сам учись, если хочешь учить других, говорил   Г.С.   Сковорода.   Эрудиция   —   ученость,   начитанность,   ос­ новательное   знание   предмета.   Энциклопедичность   знаний   —   ведущая характеристика эрудиции учителя, так как ученики могут задать учителю вопрос из любой сферы человеческой деятельности. Эрудиция достигается путем непрерывного образования и самообразования учителя. Источниками самообразования   могут   выступать   книги,   курсы,   лектории,   экскурсии, поездки, телепередачи, радиопередачи, периодика, театр, общение с людьми. К.Д. Ушинский считал, что учитель остается учителем до тех пор, пока учится. 3 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС 3.   Что   следует   понимать   под   определениями   «уровни   педагогического мастерства» и «критерии педагогического мастерства»?  Уровни педагогического мастерства Функция   педагога –   передача   деятельности   с   целью   развития   личности, способной   сохранять   и   развивать   предметную   область   передаваемой деятельности. Главный   критерий   оценки   деятельности   педагога –   это успешность   его   учеников   в   применении   переданной   им деятельности. Уровень педагогического мастерства определяется уровнем успешности учеников на соответствующем этапе их деятельности. Рассмотрим   педагогический   процесс   как   технологический.   Для   этого   в педагогическом   процессе   должны   быть   обозначены   последовательные технологические   этапы,   предусматривающие   получение   на   каждом   из   них конкретных результатов, и как итог ­ достижение поставленной цели. Переход на следующий технологический этап должен происходить только после того, как на предыдущем этапе объективно получены заданные результаты. Если же на предыдущем технологическом этапе не получены необходимые результаты, то возникает брак, а это резко снижает эффективность всего педагогического процесса. Педагогический процесс в общем виде можно разделить на пять основных технологических этапов: 1) понимание учениками деятельности. Результат этапа: знания о предметной области; 2) усвоение учениками деятельности. Результат этапа: умения в предметной области; 3) применение учениками   деятельности.   Результат   этапа:   навыки   в предметной области; 4) улучшение учениками известной деятельности. Результат этапа: новации в предметной области; 5) создание учениками   новой   деятельности.   Результат   этапа:   открытия   в предметной области. Объединив в одну систему понятия «функция педагога», «главный критерий оценки   педагогической   деятельности»   и   «педагогические   технологические 4 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС этапы»,   получим   уровни   педагогического   мастерства   по   отношению   к ученикам. 1) успешность понимания учениками деятельности; 2) успешность усвоения учениками деятельности; 3) успешность применения учениками деятельности; 4) успешность улучшения деятельности; ­  «критерии   педагогического   мастерства».   Вопросы   педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных   институтов,   так   и   тех,   кто   непосредственно   сталкивается   с педагогами ­ детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.       Педагогический   профессионализм   определяется   через   понятие «педагогическое мастерство», которое несёт большую смысловую нагрузку. Педагогическое   мастерство   может   рассматриваться   и   как   идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как   эталон,   содержащий   оценку   эффективности   педагогической деятельности.          Педагогическое   мастерство   зачастую   воспринимается   как   важнейшее профессиональное   качество   личности   учителя,   к   которому   предъявляются разные требования в зависимости от времени.       Каковы же критерии педагогического мастерства в наше время?  Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается   результативность   работы   учителя,   проявляющаяся   в   высоком качестве   успеваемости   школьников,   в   их   интересе   к   предмету.   Педагог   ­ мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Он можетпредугадывать ход   педагогического   процесса,   обладать педагогическим чутьем.   Для педагога очень важно анализировать, опираясь не только   на логические   построения,   но и   отождествлять   себя   с учеником, встать   на его   позицию,   разделять   его   интересы   и заботы,   радости и огорчения. Профессионализм   педагога   наиболее   ярко   проявляется   в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.   Основная   парадигма   работы   учителя   гласит:   «Главное –   дать   каждому ученику   возможность   реализовать   свои   способности,   создать   для   него комфортные   условия,   сформировать   ситуацию   успеха,   использовать   при обучении личностно ориентированные педагогические технологии».       возможные   осложнения, 5 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС         не   различных   отметки профессиональных     Настоящий   профессионал   никогда      • Учитель­мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других. Он требователен не только к своим подопечным, но в первую очередь к себе.  •   Лучший   учитель   тот,   который   вызывает   у   учащихся   интерес   к   своему предмету,   когда   ученики   с   удовольствием   углубляют   свои   знания   в   этом предмете. • Одним из главных критериев педагогического мастерства учителя являются положительные учащихся. • Учитель­профессионал всегда будет заниматься исследовательской работой, изучением   и   применением   новых   методик   и   технологий.  •   остановится   в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, будет участвовать в конкурсах.  • Учитель­мастер всегда будет рад поделиться своим педагогическим опытом с  коллегами,   помочь   им   методическими   разработками.   Ведь   в   мастерстве каждого учителя имеется своя специфика – то, что характерно для высокого уровня деятельности конкретного педагога, и то общее, что присуще любому мастерству педагогического труда.            Основным   критерием   педагогического   мастерства   является   личность учителя, способная к педагогическому творчеству. Только личность способна воспитать   личность.   Отсюда   ясно,   что   развитие   самого   педагога,   его интеллектуальных,   нравственных   и   профессиональных   свойств   должно опережать уровень социального окружения. Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие   у   учителя­воспитателя   совокупности   творческих   способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность   и   активность,   глубокое   внимание   и   наблюдательность, искусство   нестандартно   мыслить,   богатое   воображение   и   интуиция, исследовательский   подход   к   анализу   учебно­воспитательных   ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой   ответственности,   постоянной систематической работы по самосовершенствованию.   познавательной   активности, 4.   В   чем   сходство   и   различие   между   понятиями:   «педагогические способности» и «педагогические умения»?  Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально­ психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической   деятельности   и   определяющих   успех   в   овладении   этой 6 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС деятельностью.   Отличие   педагогических   способностей   от   педагогических умений   заключается   в   том,   что   педагогические   способности   –   это особенности   личности,   а   педагогические   умения   –   это   отдельные   акты педагогической   деятельности,   осуществляемые   человеком   на   высоком уровне. Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Ведущими   свойствами   в   педагогических   способностях   являются: педагогический   такт;   наблюдательность;   любовь   к   детям;   потребность   в передаче знаний. Педагогический   такт –   это   соблюдение   педагогом   принципа   меры   в общении   с   детьми   в   самых   разнообразных   сферах   деятельности,   умение выбрать правильный подход к учащимся. Педагогический такт предполагает: уважение   к   школьнику   и   требовательность   к   нему;   развитие самостоятельности   учащихся   во   всех   видах   деятельности   и   твердое педагогическое   руководство   их   работой;   внимательность   к   психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему и др. Педагогическая   наблюдательность –   это   способность   учителя, проявляемая   в   умении   подмечать   существенные,   характерные,   даже малозаметные свойства учащихся. Дидактические   способности –   способности   передавать   учащимся учебный   материал,   делая   его   доступным   для   детей,   преподносить   им материал   или   проблему   ясно   и   понятно,   вызывать   интерес   к   предмету, возбуждать   у   учащихся   активную   самостоятельную   мысль. Академические способности – способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.). Перцептивные способности – способность проникать во внутренний мир ученика,   воспитанника,   психологическая   наблюдательность,   связанная   с тонким   пониманием   личности   учащегося   и   его   временных   психических состояний. Речевые способности – способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Организаторские   способности –   это,   способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных   задач   и,   во­вторых,   способность   правильно   организовать   свою собственную работу.   во­первых, Авторитарные   способности –   способность   непосредственного эмоционально­волевого   влияния   на   учащихся   и   умение   на   этой   основе добиваться у них авторитета. 7 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Коммуникативные   способности –   способность   к   общению   с   детьми, умение   найти   правильный   подход   к   учащимся,   установить   с   ними целесообразные   с  педагогической   точки   зрения   взаимоотношения,  наличие педагогического такта. Педагогическое   воображение (или  прогностические  способности) – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с  представлением   о   том,  что   из   ученика   получится   в   будущем,  в  умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. Способность   к   распределению   внимания одновременно   между несколькими   видами   деятельности;   имеет   особое   значение   для   работы учителя. 4. Чем   можно   объяснить   различные   результаты   педагогической деятельности?  5. Образование   как   процесс —   это   освоение   человеком   в   условиях образовательного   учреждения   либо   посредством   самообразования системы   знаний,   умений   и   навыков,   опыта   познавательной   и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений. Образование   как   результат — характеристика   достигнутого   уровня образованности. Образование   как   процесс   реализуется   в   образовательной   системе,   сово­ купности преемственных образовательных программ и государственных об­ разовательных   стандартов   и   сети   реализующих   их   образовательных   учреж­ дений, органов управления образованием. Этот процесс протекает, результат достигается, а система функционирует не сама по себе, а посредством специфической человеческой деятельности — педагогической   деятельности.   Напомним,   что   образование   стало   особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием, т. е. педагогической деятельностью. От качества педагогической деятельности во многом   зависят   характер   и   эффективность   образования.   Очевидно,   что педагогическую   деятельность   осуществляют   не   только   педагоги,   но   и родители,   общественные   организации,   руководители   предприятий   и учреждений, производственные и другие группы, в известной мере средства массовой   информации.   В   первом   случае   —   это   деятельность профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую сознательно 8 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС или неосознанно осуществляет каждый человек по отношению к другим и к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Профессиональная   педагогическая   деятельность   протекает   в   специально организованных   обществом   образовательных   учреждениях.   Как   для   про­ фессиональных педагогов, так и не для профессионалов важно иметь знания основ   профессиональной   педагогической   деятельности   как   наиболее изученной в педагогике и смежных науках. Итак, педагогическая деятель­ ность — особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно   направленный   на   подготовку   подрастающего   поколения   к самостоятельной   деятельности   в   соответствии   с   экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. Структурными компонентами педагогической деятельности являются:  цель деятельности;  субъект деятельности (педагог);  субъект­объект деятельности (воспитанник); •   объект   деятельности   (педагогический   факт,   ситуация,   опосредованно влияющая на воспитанника);   содержание деятельности; способы деятельности;  результат деятельности   Дайте   определение   понятиям: 6. репутация, престиж, статус.   авторитет,   имидж,   реноме, АВТОРИТЕТ   ВОСПИТАТЕЛЯ  завоеванное   признание,   позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности. Имидж   ­   достаточно   поверхностное,   зачастую   искусственно   созданное   за сравнительно   недолгое   время   представление   об   объекте,   которое складывается в сознании людей. Поскольку люди получают отличающуюся информацию об организации, неодинакова история их взаимоотношений с ней, образ одной и той же организации у разных людей, разных целевых аудиторий формируется   различный.   должна   отличаться   Репутация,   напротив, 9 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС стабильностью его восприятия как организации социально ответственной, со сложившимися традициями, выстроенными отношениями с властью и членами организации, относительно устойчивой численностью и так далее. Репутация   ­   это   общественная   оценка,   динамическая   характеристика поведения   организации,   которая   формируется   в   течение   достаточно продолжительного   периода   времени.   Она   складывается   на   основе совокупности   информации   обо   всех   реальных   делах   организации   (или человека).   Если   благоприятный   имидж   привлекает   новых   партнеров   и потребителей,   то   создаваемая   годами   репутация   заставляет   их   оставаться верными   однажды   сделанному   выбору.   Подробнее   понятия   «имидж»   и «репутация» будут рассмотрены в первой главе данной курсовой работе. престиж   ­ это   общественная   оценка   значимости   того   положения,   которое человек занимает в социальной структуре. 7. На каких качествах личности базируется авторитет преподавателя? 10

Модуль 2. Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2.  Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2. Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2.  Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2. Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2.  Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2. Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2.  Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2. Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2.  Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2. Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2.  Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2. Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2.  Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2. Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2.  Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2. Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2.  Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2. Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 2.  Педагогические компетенции. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.07.2017