Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Оценка 4.9

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Оценка 4.9
Домашнее обучение
doc
администрации
Детсад
30.07.2017
Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Личностное самоопределение, самовоспитание, саморазвитие и профессиональное самоопределение, самовоспитание, саморазвитие. 2. Уровни профессионализма учителя. 3. Основные этапы профессионального самовоспитания, саморазвития. Чем обусловлена необходимость и взаимосвязь этих этапов? Список рекомендованной литературы: 1. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - М., 2001. - С.219-222. 2. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие [Текст] / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – М.: Педагогическое общество России, 2005г. - 352с. 3. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие [Текст] / Н.А. Березовин. – Мн.: Новое знание, 2004г. - 336с.Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Личностное самоопределение, самовоспитание, саморазвитие и профессиональное самоопределение, самовоспитание, саморазвитие. 2. Уровни профессионализма учителя. 3. Основные этапы профессионального самовоспитания, саморазвития. Чем обусловлена необходимость и взаимосвязь этих этапов? Список рекомендованной литературы: 1. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - М., 2001. - С.219-222. 2. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие [Текст] / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – М.: Педагогическое общество России, 2005г. - 352с. 3. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие [Текст] / Н.А. Березовин. – Мн.: Новое знание, 2004г. - 336с.
independent_work (3).doc
Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Мастерство педагога в управлении учебно­воспитательным процессом Модуль 7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  Вопросы для самостоятельного изучения:  1. Личностное   самоопределение,   самовоспитание,   саморазвитие   и профессиональное самоопределение, самовоспитание, саморазвитие. 2. Уровни профессионализма учителя. 3. Основные этапы профессионального самовоспитания, саморазвития. Чем обусловлена необходимость и взаимосвязь этих этапов? Список рекомендованной литературы: Педагогическое   мастерство   и   педагогические   технологии:   Учебное 1. пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. ­ М., 2001. ­ С.219­222. Мижериков   В.А.,   Юзефавичус   Т.А.   Введение   в   педагогическую 2. деятельность: учеб. пособие [Текст] / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – М.: Педагогическое общество России, 2005г. ­ 352с. 3. Н.А. Березовин. – Мн.: Новое знание, 2004г. ­ 336с. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие [Текст] / Вопросы для самоконтроля: Рассмотрите   этапы   формирования   педагогического   мастерства. 1. Поясните их на примерах. I   этап   связан   с   учёбой   в   старших   классах   школы,   гимназии,   лицея   или колледжа.  На   этом   этапе   формируется   позитивное   отношение   девушек   и юношей к той или иной профессии. Они получают от учителей, родителей, знакомых, из средств массовой информации сведения об интересующих их профессиях   и   готовятся   к   поступлению   в   соответствующие   учебные заведения. II этап связан с учёбой в средних и высших специальных учебных заведениях,   где   студенты   овладевают   профессионально   необходимыми знаниями, умениями, навыками. III   этап   связан   с   педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют свои знания, умения и навыки, то есть, происходит   своеобразная   «примерка»   избранной   профессии   к   себе   со 1 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС стороны студентов, в результате которой они делают вывод о верности или неверности своего выбора. IV этап связан с самостоятельной деятельностью молодых   специалистов.   В   ходе   своей   самостоятельной   профессиональной работы   они   применяют   полученные   ранее   знания,   умения   и   навыки, постепенно развивая своё педагогическое мастерство. Этот этап длительный, его успешность зависит от множества факторов. Определите   взаимосвязь   ступеней   профессионализма   учителя   с 2. педагогическим творчеством. Ступени профессионального роста учителя: 1. педагогическая умелость 2. мастерство 3. творчество 4. новаторство Простоумелыйучитель проводит обучение и воспитание на обычном  профессиональном уровне . Учитель, который проявляет педагогическое мастерство, добивается  высоких результатов в своей работе. Учителя, которые , кроме мастерства, проявляют педагогическое  творчество, своими находками обогащают методику обучения и  воспитания.Учитель­новатор делает настоящие педагогические  открытия, прокладывает новые пути в обучении и воспитании, обогащает  педагогическую теорию. В чем же состоит сущность этих характеристик деятельностиучителейи  каковы показатели ихпрофессионального роста? Педагогическая умелость— это основа профессионализма учителя,  без которой невозможно работать в школе. Она базируется на  достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая  обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает  отшлифовываться и совершенствоваться в школе. 2 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Под педагогической умелостью понимают такой уровень  профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное  знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого­ педагогической теорией и системой учебно­воспитательных умений и  навыков, а также довольно развитые профессионально­личностные  свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно  квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся. Так, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям,  правильно определять структуру, содержание и методику проведения  отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания  проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний,  проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. М . Но, сожалению, не все учителя хорошо владеют компетенциями в области  психологии, педагогики и т.д. , что отрицательно сказывается на их  педагогической деятельности. Следующей ступенью профессионального роста учителя  является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как  качественная характеристика учебно­воспитательной деятельности  учителя ­это доведенная им до высокой степени совершенства учебная и  воспитательная умелость, которая проявляется в особой  оттлифованности методов и приемов применения психолого­ педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается  высокая эффективность учебно­воспитательного процесса. Т.е, от  обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно  является более совершенным его уровнем, высокой степенью  используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их  своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные  творческие элементы, но они не обязательны. Главное в нем —  совершенная реализация и осуществление на практике психолого­ педагогической теории и передового опыта учебно­воспитательной  работы, которые способствуют достижению высоких показателей в  обучении и воспитании. Конечно,, для выработки педагогического мастерства учитель должен  обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом,  слухом, внешним обаянием и т.д. Однако, несмотря на важное значение  этих природных , индивидуальных данных, способствующих успешной  педагогической деятельности, определяющую роль играют приобретенные качества . О чем идет речь? 3 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его  поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без  которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не  может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет  разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно  говорить… Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет  мимикой, который не может придать своему лицу необходимого  выражения или сдержать свое настроение… Воспитатель должен себя так  вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать,  чего он хочет в данный момент и чего он не хочет». Мастерство включает в себя также те педагогические  усовершенствования, которые осуществляет учитель, делая необходимые  выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов,  обогащая свой методический арсенал. езным: учащиеся стали усваивать  новый материал непосредственно на занятиях. Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых культурных и  материальных ценностей», с самостоятельной созидательной  деятельностью в различных областях производительного труда, науки и  культуры. Педагогическое творчество также заключает в себе определенные  элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с  выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с  видоизменением приемов учебно­воспитательной работы, их  определенной модернизацией. Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в  учебно­воспитательную деятельность тех или иных методических  модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и  воспитания без какой­либо ломки педагогического процесса. Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя  является педагогическое новаторство.«Новаторство — это новое в  созидательной деятельности людей»‘. Само же это понятие происходит от лат. novator, что означает обновитель, человек, который вносит и  осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или  иной сфере деятельности. 4 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Педагогическое новаторствовключает в себя внесение и реализацию  новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и  воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. Новаторством явилось введение в школе методики проблемного  обучения или изложение изучаемого материала укрупненными блоками  (В.Ф. Шаталов и др.), благодаря чему значительно сокращаются сроки  изучения отдельных учебных предметов. Это серьезно изменяет  технологию обучения. Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее  открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом  учителя. Вот почему настоящих педагогов­новаторов не так много. Но  главное состоит в том, что когда учитель добросовестно и творчески  относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые психолого­ педагогическис идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не  только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и  совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем  профессиональном росте. 3. Должен ли учитель быть творческим человеком? Докажите или  опровергните эту точку зрения.  Пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и  практически непрестижной – у нас очень низкие зарплаты и очень сложная  работа. Но кто­то все­таки работает в школах. Требования к образованию  меняются, меняются и учителя. Кто они – современные учителя? Учителя­ очень разные. ­ В большинстве своем ­ очень талантливые фанатики, чудаки, которые все­ таки могут  «наступить на горло» своей творческой песне и почти вовремя   заполнить все необходимые журналы , проверить все тетради. ­Это дети с неестественно большим чувством долга. ­Женщины, с ненормальным  материнским инстинктом, который  распределяется на нечеловеческое количество детей. ­Хронически больные школой. ­Знающие, что лучшее средство от старости – общение с детьми. Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня любимая работа.  Работа? … Да нет же, школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить  5 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС свое будущее.  За то время, что я проработала были и бессонные ночи, и  минуты боли  и обид и уже добрые, согревающие душу моменты. Участие в сегодняшнем конкурсе заставило меня еще раз задуматься над тем,  какой он, современный учитель? Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули  школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и  формы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги. Сегодня перед учителем стоит  не совсем простая задача – создать условия  для развития  творческих способностей, развивать у учеников стремление к  творческому восприятию знаний, учить  их самостоятельно мыслить. Современный учитель не только  должен учить детей, но и сам способен  учиться у своих учеников.   Ведь учитель: ­ это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он  эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других. Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим  ученикам. Современный учитель – это профессионал. Когда надо , он артист, художник,  потребуется – писатель, певец. Отличительными чертами современного педагога, педагога­ мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая  культура труда. Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает  возможности безграничного творчества. Быть учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть  счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого  ученика. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце,  только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего  тепла, любви другим. А ещё я считаю, что учитель должен уметь шутить и улыбаться. Я всегда  вспоминаю  замечательные слова  Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не  признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим  выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» 6 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Учитель должен уметь в процессе учебно­воспитательной работы 4. управлять собой, учениками, сотрудничать с ними. С помощью каких средств   происходит   развитие   этих   умений.   Какие   из   этих   умений сформированы у вас?  По данным   современной науки, ростом и развитием  человека как живого организма   управляет   программа,   передающая   особыми   молекулярными структурами   (генами).   На   процесс   такого   программного   биогенного («самобиологического») развития накладывается  влияние  среды, в которой человек живет и действует, в которой происходит процесс его социализации (отражение   общественного   опыта   и   норм   в  сознании).  Обретая   в   процессе жизнедеятельности определенный опыт и качества, человек начинает на этой базе   свободно   и   самостоятельно   выбирать   цели   и   средства   деятельности, управлять   ею,   одновременно   совершенствуя   и   развивая   свои   способности. Этот процесс и может быть назван развитием или саморазвитием. Важнейший для педагогики факт: человек развивается не только по заложенной в нем биологической   программе   и   под   воздействием   окружающей   среды,   но   и   в зависимости   от   его   опыта,   потребностей,   интересов,   способностей. Это означает,   что   необходимо   обеспечить   развитию   ребенка   такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.      Как же вызвать к действию эти заложенные природой потребности в саморазвитии?    Саморазвитие происходит обычно в значительной мере на подсознательном, эмоциональном уровне. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику   осознать   происходящие   в   его   психике   процессы,   вызвать   их мотивацию, научить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития. Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому   поможет   технология   саморазвития   личности,   организация педагогического   процесса,   его   специальные   цели,   содержание,   методы   и средства.     Общепризнанно, чтразвитие нравственной,о потребности – это направление развития личности. Особо выделяются высшие человеческие потребности – социальные   и   духовные:   в   познании,   самоутверждении,   самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации.  Механизм действия этих потребностей – познание, испытание и реализация своих возможностей. Но поскольку внутренняя мотивация оказывает мощное воздействие на поступки, поведение   человека,   её   надо   использовать   в   воспитательном   и   учебном процессе.Использование потребностей самосовершенствования в учебно – воспитательном процессе – важнейшая задача саморазвития школьника.  7 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС     Каким   же   образом   должна   быть   организована   деятельность   ученика   и учителя,   какие   направления   необходимо   реализовать?   Личностный   подход является ведущим в организации учебно­воспитательного процесса. Каждый ученик считается уникальной личностью, которую уважают, понимают, верят в   неё.   Необходимо   создать   такую   обстановку   учения,   в   которой   каждый ребенок   чувствовал   бы   себя   личностью,   ощущал   внимание   лично   к   нему. Необходимо   принуждение   заменить   свободой   творчества,   выбора   любых элементов   педагогического   труда.   На   сегодняшнем   этапе   в   реальной обстановке   классно­урочной   системы   главная   цель   саморазвития   личности делится на некоторое число целей и задач:     в области воспитания:   ­ превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание;   ­ осуществление личностного подхода в учебно­воспитательном процессе;  ­развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности;  ­ формирование веры ребенка в себя;  ­ формирование умений самовоспитания и самосовершенствования;  ­   обеспечение   ребенку   условий   для   максимального   самовыражения, самоутверждения, самореализации;  ­ создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.    в области обучения:  ­ формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;  ­ формирование общеучебных знаний, умений, навыков;  ­   формирование   творческих   качеств   личности,   развитие   креативного мышления, поддержку и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.    Эти цели и задачи должны сопровождать, по существу, всю внеклассную и учебную   работу   школы,   организуя   самостоятельную   и   творческую деятельность учащихся, сопровождаемую  удовлетворением их разнообразных потребностей   в   самосовершенствовании.   Учащиеся   должны   вовлекаться   в широкую   и   многообразную   внеклассную   творческую   деятельность   по интересам, которая тренирует самостоятельность, приносит успех и убеждает ребенка в его огромных возможностях.     Сегодня   на   первый   план   выходит   личность   ученика,   готовность   его   к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации,   умение   принимать   решения   и   доводить   их   до   исполнения.  В связи с этим, иными становятся и задачи учителя – не поучить, а побудить, не оценить,   а   проанализировать.   Учитель   по   отношению   к   ученику   перестает быть   источником   информации,   а   становится   организатором   получения информации,   источником   духовного   и   интеллектуального   импульса, 8 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС побуждающего   к   действию.   Ядро   самостоятельности   –   Я   –концепция. Это система   представлений   человека   о   себе.   Положительная­   Я­ концепция (Я­ знаю, Я – могу, Я – умею) – необходимое условие и одновременно следствие успешности личности, соответствует высокому уровню самостоятельности . Положительная   Я­   концепция,   процессы   самопознания,   самовыражения, самоутверждения   и   самоопределения.     Личностный   подход   является ведущим в организации учебно­воспитательного процесса, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики­личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать учителю, работающему   в   коррекционной   школе.   Только   коллектив   педагогов   – единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность школьника и личность   педагога   –   главное   мерило   наличия   и   развития   гуманной воспитательной системы.   Знать – еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики –   знания   подобны   камню,   лежащему   на   пути   ручья;   образуется   запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду «не открыть». Раскройте   суть   этапов   профессионального   самовоспитания, 5. саморазвития. Весомую   роль   в   личностной   характеристике   педагога   играет профессиональное   педагогическое   самосознание,   в   структуру   которого входят: ­   осознание   педагогом   норм,   правил,   модели   педагогической   профессии, формирование профессионального кредо, концепции педагогического труда; ­   соотнесение   себя   с   некоторыми   профессиональными   эталонами, идентификация; ­ оценка себя другими, профессионально референтными людьми; ­ самооценка, в которой выделяются: когнитивный аспект, осознание самого себя, своей деятельности; эмоциональный аспект. Ученые   В.А.   Мижериков   и   Т.А.   Юзефавичус   полагают,   что   педагог должен уметь выявлять у себя наличие этих образований на том или ином этапе   профессионального   становления,  намечать   пути   и   средства   развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных. 9 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, необходимые не только для жизни, но и для профессионально­педагогической деятельности. Содержание самовоспитания Содержание самовоспитания раскрывается через его функции: ­   компенсаторная:   реализуется   в   приобретении   профессиональных   знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации; ­ адаптирующая:  позволяет   преподавателю   постоянно  приспосабливаться  к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности; ­   развивающая:   предполагает   формирование   способности   активно   и компетентно   участвовать   в   преобразовании   себя,   своей   педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности. Принципы самовоспитания 1.   Принцип   развития:   раскрывает   неразрывную   взаимосвязь   развития личности   в   онтогенезе   и   ее   непрерывного   самообразования,   зависимость уровня   зрелости   личности   педагога   от   уровня   его   самообразования   и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок: ­   установка   на   проблемность   в   педагогической   работе,   которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания; ­   установка   на   самосознание,   самооценку   своей   педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение; ­   установка   на   личную   значимость   позволяет   соотнести   объективно существующую   цель   самообразования   и   самовоспитания   с   личностно­ значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.). 2. Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки: ­   на   целеполагание   и   целеустремленность,   дающие   возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием; ­   на   планирование   самообразования,   позволяющее   упорядочить   его методы и приемы, обеспечить контроль; ­   на   самоорганизацию,   которая   основывается   на   таких   качествах личности как воля, мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие. 3. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки: ­ на самоконтроль; ­ на саморегулирование; ­ на индивидуализацию самообразования и самовоспитания; 10 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС ­   на   мобилизацию,   способствующую   преодолению   трудностей самообразования и самовоспитания; ­   на   коррекцию   запланированных   результатов   работы   над   собой, изменение   ранее   намеченной   программы   в   связи   с   уже   достигнутыми успехами. Самовоспитание   осуществляется   в   процессе   самоуправления,   которое строится   на   основе   сформулированных   человеком   целей,   программы действий,   контроля   за   выполнением   программы,   оценки   полученных результатов, самокоррекции. Уникальность каждого человека не вызывает   сомнений.   Однако умение  предъявить   себя   миру,   выразить   свою   уникальность   ­   проблема   для  большинства  людей.  Как   известно,   творцом,   так   же   как   интеллектуалом   не   рождаются.  Очень  многое  зависит  от  того,  какие  возможности  представит  окружение  для  реализации  личностного  потенциала.  Поэтому педагоги   сталкиваются   с   непривычными   для   них   формами  работы  –  самообразованием  и  самовоспитанием.  Самообразование  –   основа   роста   преподавателя   как   специалиста.  анализ   литературы,   проведенный   Ю.П.   Фатневой,  Как   показал   организованную,  самообразование   представляет   самостоятельную,   деятельность,  направленную  на  достижение  определенных  личностно  и       общественно  значимых   образовательных   целей;   непрерывное   продолжение   общего   и  профессионального   образования,   благодаря   которому   актуализируются   и  расширяются   знания   и   восполняются   пробелы   в   духовном   развитии  человека.  систематическую   познавательную   собой   специально   Личностный   и   профессиональный   рост   напрямую   зависит   от  процессов  самообразования  и  самосовершенствования,  позволяет  наиболее  эффективно   реализоваться   педагогу   в   своей   деятельности,   обеспечивая  его   развитие   и   саморазвитие,   способствуя   творческому   подходу   к   делу. Несколько советов занимающимся самообразованием: ВАЖНО,   чтобы   знания   по   какому­либо   вопросу,   приобретаемые   из одного   источника,   дополнялись   сведениями   из   другого   документа.   Это заставляет   занимающегося   сравнивать,   анализировать,   делать   выводы   и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО   научиться   пользоваться   библиотечными   каталогами.   Это сократит   время   поиска   нужной   литературы,   так   как   многие   карточки 11 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС содержат   краткую   аннотацию   или   перечисление   основных   вопросов, раскрываемых в книге. ВАЖНО   уметь   собирать,   накапливать   и   хранить   сведения,   факты, выводы.   Они   пригодятся   для   выступления   на   семинарах,   педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д. Профессионализм   характеризуется   как   общая   способность   педагога мобилизировать   свои   знания,   умения,   а   также   обобщённые   способы выполнения действия. Стабильно высокий уровень профессионализма, может быть,   достигнут   при   условии   непрерывного   образования,   развития профессионального   сознания   и   мотивации   педагогической   культуры, индивидуального стиля деятельности. Чем самоубеждение отличается от самовнушения? Самовнушение 6. от аутогенной тренировки? Самоубеждение применяется, когда человек знает, как надо вести себя, чего он хочется достичь, но у него недостаточно силы воли, чтобы реализовать себя в определенной ситуации. Поэтому, приняв решение, он подкрепляет его   убедительными   аргументами:   создает   притягательную   для   себя   цель, рисует в своем воображении перспективы саморазвития, будущие успехи [4, 126]. Самовнушение, или другими словами самогипноз, помогает вести себя, не   выходя   за   рамки   принятых   в   данном   обществе   правил   культурного поведения,   владеть   собой   в   самых   трудных   ситуациях.   Самовнушение достигается   путем   словесных   инструкций,   мысленного   воспроизводства определенных   ситуаций,   связанных   с   достижением   поставленных   целей. Самовнушение   может   быть   применено   в   процессе   самовоспитания   любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать   голос!»,   «Меня   не   выведут   из   себя   никакие   замечания окружающих!» и делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность становится непоколебимой, не останется ни тени сомнений в   возможности   справиться   с   собой,   вести   себя   в   соответствии   с самовнушением [22, 268]. Аутогенная тренировка – метод, благодаря которому происходит мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания, умение контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для человека деятельности [11, 26]. Более детально познакомиться с  приемами   самовоспитания   можно   в   следующих   книгах:   Уманский   Л.И. 12 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Организаторские способности и их развитие. – Курск, 1967; Рувинский Л.И. Самовоспитание   чувств,   интеллекта.   –   М.,   1983.   Чтобы   работать эффективно,   учитель   должен   постоянно   повышать   не   только общекультурный,   но   профессиональный   уровень,   свою   психолого­ педагогическую образованность. Каждый человек в конкретных условиях и с учетом   особенностей   своей   личности   может   воспользоваться   самыми разнообразными   средствами   и   способами   самовоспитания.   Среди   этого многообразия   можно   выделить   следующие   группы:   средства   и   способы самопознания, самопрограммирования и самовоздействий. 7. Опишите основные способы и средства работы по самовоспитанию  личности будущего учителя.  Самовоспитание, утверждают исследователи процесс тонкий, интимный. Это  верно. Но верно и то, что это процесс реальный, и при изучении этого явления необходимо знать объективные закономерности его протекания. Самовоспитание ­ категория педагогическая. А. С. Макаренко учил, что  педагогическое дело ­ это производство и делать его нужно по технологии  производства, а не на сердечных муках. Ваша прекрасная душа при этом  говорил А. С. Макаренко, не исчезнет, она будет присутствовать незримо. С этих позиций у самовоспитания довольно четкая логическая структура: ­ Цели самовоспитания. Они регулируются общественными целями и имеют  те же направления: идейно­политическое, нравственное, профессионально­ трудовое, эстетическое и т. д. ­ Содержание и задачи самовоспитания. Они подразумевают такие  поведение и деятельность, которые приводят к достижению целей  самовоспитания. А это в большой мере зависит от психических качеств  личности ­­ ее интеллектуальной, эмоциональной и практически­волевой  сферы. ­ Средства самовоспитания. Это своеобразные орудия и способы  воздействий на себя, которые опосредуют цели и результат. Главным  средством самовоспитания является содержание практической деятельности  человека. ­ Результаты самовоспитания. Это те изменения, которые происходят в  личности или коллективе в результате самовоспитательных воздействий [19]. 13 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Понятие о средствах самовоспитания включает в себя как собственно  средства, орудия, предметы, содержание деятельности я т. д, так и способы,  благодаря которым эти средства «приводятся в движение». В роли средств самовоспитания может выступать |очень многое. Поэтому  целесообразно делить все возможные средства самовоспитания на главные и  дополнительные. Такая градация основывается на выше отмеченной  закономерности развития любого качества личности, а именно его  обусловленности адекватной формируемому качеству деятельности. Идейно­ политические качества формируются в процессе идейно­политической  активности самой личности (активности познавательной, эмоциональной и  практической); нравственные качества развиваются в процессе обсуждения  нравственных проблем, переживания нравственных ситуаций, совершения  нравственных поступков; профессиональные умения и навыки образуются в  процессе приобретения соответствующих знаний, выполнения  профессиональных действий и накопления опыта соответствующих эмоций­ отношений и т. д. Итак, главным условием и средством успеха профессионального воспитания и самовоспитания студента является адекватная реальная (теоретическая и  практическая) педагогическая деятельность. Но и в реальной жизни человека  достаточно всевозможных ситуаций, которые могут выступать в качестве  условий для саморазвития. Использование искусственных ситуаций в целях  самовоспитания может быть оправдано только в том случае, когда они  применяются как своеобразные учебные упражнения в процессе работы над  собой. К дополнительным средствам самовоспитания относят знакомство с  различными видами искусства, предметами культуры и быта, в которых  находит отражение человеческая жизнь, чтение книг, например из серии  «Жизнь замечательных людей», в которых на высоком философском, идейном и нравственном уровне даны образцы личностей, достойных подражания. Эти средства, не создавая непосредственного «продукта», выполняют весьма важные функции. Они способствуют формированию правильных социально­ этических ориентиров самовоспитания, дают побудительный заряд к такой  работе, используются и как эталоны, как критерии для самооценки и  разработки планов самовоспитания. К средствам самовоспитания следует отнести и организационные формы:  различные индивидуальные (а в случае группового или коллективного  самовоспитания cоответственно групповые или коллективные) планы и  14 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС самообязательства как в письменных вариантах, так и в виде обещаний  коллективу, авторитетным лицам или как осмысленные намерения. По существу в роли средств самовоспитания выступает все, что можно  использовать как орудие самопознания и самовоздействия. А многообразие  средств порождает такое же многообразие способов их применения [19]. Систему методов самовоспитания целесообразно рассмотреть в  последовательности, соответствующей логике его протекания, начиная от  возникновения потребности в нем и кончая достижением тех или иных  результатов. 1. Самопознание и самооценка. Первый и наиболее ощутимый результат  воспитания, как считал В. Д. Сухомлинский, выражается в том, что человек  начинает думать о самом себе, оценивая свои достоинства и недостатки. Для того чтобы стать активным творцом своей личности, необходимо  научиться критически смотреть на себя со стороны, с точки зрения  общественных требований, требований будущей профессии. 8. 15

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 7. Мастерство педагога в управлении учебно-воспитательным процессом  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2017