Учебное занятие по Основам религиозных культур
и светской этики
Модуль: Основы светской этики
Тема: «Чувство Родины»
Класс — 4-б- МБОУ СОШ № 153
Учитель Калашникова Л. П.
Тип занятия: интегрированный
Образовательная цель: формирование у детей образа родной страны , Родины; закрепление понятий «Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина»; развивать исследовательские навыки; формировать умение применять свои знания на практике; развивать познавательный интерес.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, уважение к ее символам, чувство патриотизма; формировать умение работать по группам.
Формирование УУД:
-Личностные: уважение к своей Родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, в Новосибирске, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
-Регулятивные: определять цель учебной деятельности, уметь извлекать информацию, представленную в виде текста , добывать информацию из дополнительных источников.
-Познавательные: уметь анализировать, перерабатывать, систематизировать нужную информацию.
-Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина».
Оборудование: интерактивный комплекс, карта России, раздаточный материал для работы в группах, на доске вопрос: «Как зовут Родину?», понятия:«Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина», выставка книг.
Эпиграф: «За то, друзья, мы так Отчизну любим, что на земле прекрасней всех она»
А.Пришелец
Технологическая карта занятия
Этап занятия |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Мотивационный этап |
Взаимное приветствие учителя и обучающихся друг с другом.
|
Все улыбнулись друг другу, приготовились к уроку |
Коммуникативные действия: настроиться на работу в группе |
2. Этап актуализации темы |
-Ребята, мы долго с вами готовились. Вы выполняли творческие задания, делали доклады, игры, презентации, сочинения. Скажите, какая у вас всех была общая тема? (Ответы детей) -Конечно, мы будем говорить о Родине, о России. И вместе в конце урока нужно будет ответить на вопрос «Как зовут Родину?»(на доске) -А как еще можно назвать Родину? Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…(на доске появляются понятия: Родина, Отчизна, Отечество, Мать, Русь, Россия) |
Ответы: мы поговорим о России, о Родине.
Дети смотрят презентацию и поют песню «У моей России»
Ответы: Отечество, Русь-Матушка, страна, государство, Отчизна. |
Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности «Родина», «Малая Родина», «Россия» Уважение к своей Родине, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности.
|
3 этап Работа в группах Открытие новых знаний,обмен информацией
|
(Музыка о Новосибирске-гимн, презентация «Кузьмин») 1) -Первой мы предлагаем выступить команде «Малая Родина» (Красюк, Цыкунов, Кузьмин, Тейхреб...) -А как Вы объясните это понятие? |
Ответы детей, выступления детей. |
Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. Регулятивные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников. |
|
2) — Вторая команда называется «Отечество» (Домнин, Шаталова, Евтихин, Купранова) (ФОН № 3 «Отечество», ФОТО- Евтихин Военный институт ??? музыка Хворостян «Я служу России»)
|
Выступления детей. Калинин Вадим рассказывает об Отечественной войне 1812 г и Первой мировой войне 1914 г, показывает свои поделки проекты.Киричек Геля проводит игру с пословицами «Пословицы рассыпались» (Все пословицы разрезаны на части, команды и гости «Собирают» их. Затем читают, что получилось) |
Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. Регулятивные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников. |
|
3)-Команда «Сибирь» (Хайнова, Масливцев, Ефимова, Гришин) (Музыка- «Сказание о земле Сибирской»??? или Ваенга «Тайга») |
Выступления детей Хайнова рассказывает о своих достижениях |
Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. Регулятивные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников. |
|
4)-Команда «Сочинитель» (Пусенко, Шишова, Архипов, Умарова)
|
Дети читают свои сочинения, обсуждение |
Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. Регулятивные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников. |
|
5)-«Искусствоведы» (Солдатенкова, Всеволодский, Дербенев, Реваева) (Музыка Чайковского) |
Работа по презентации «Искусство России» Солдатенкова Диана проводит викторину по искусству
|
Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. Регулятивные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников. |
|
6)-«Кто я для Родины?» (Борисов, Нурилоева, Нурилоев, Боровский, Булычева, Пивоваров) (Музыка, диск ОСЭ) |
Выступления детей по своим презентациям, стихотворения читают наизусть |
Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других. Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. Регулятивные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, добывать информацию из дополнительных источников. |
4 Этап Обобщение |
(Фон в конце «С чего начинается Родина?», музыка) -Ребята, готовы вы ответить на вопрос: Как зовут Родину? |
Дети встают рядом со своими плакатами, поворачивают их на обратную сторону и читают по буквам: «РОССИЯ» |
Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию.
|
5 Этап Рефлексия. |
-Скажите своей Родине добрые слова(слова на все буквы слова РОССИЯ) |
Синквейк на слово РОССИЯ |
Познавательные УУД: анализировать, систематизировать информацию. |
4 Этап. Обобщение Подведение итогов |
(Фон в конце «С чего начинается Родина?», музыка) -Ребята, готовы вы ответить на вопрос: Как зовут Родину?
А теперь каждая команда оценит уровень своих знаний. Зеленая карточка - «Мы уверены в своих знаниях» Желтая карточка – “Мы немного сомневаемся в своих знаниях” Красная карточка – “Нам трудно”
|
(дети встают рядом со своими плакатами, поворачивают их на обратную сторону и читают по буквам: «РОССИЯ»)
Обучающиеся обозначают свой уровень усвоения материала на уроке. |
Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « Родина», «семья», «друзья». Радость и гордость от того, что мы живем в России. Познавательные УУД: стремление к поиску интересующей информации и ее систематизации Регулятивные УУД: умение аргументировать свой ответ, делать выводы Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль. |
План – конспект
1 этап
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Мы рады Вас приветствовать в нашей тесной компании и приглашаем в необыкновенное путешествие
2 этап
-Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос «О чем мы сегодня будем говорить на занятии?» (диск ОСЭ- стихи о Родине)
Ответы: мы поговорим о России, о Родине.
(показ ФОН № 1, с изображением природы, символов России, музыка «У моей России», поем песню)
- Сегодня мы путешествуем по нашей Родине-России.
(На доске появляется слово:Родина)
-Как еще можно назвать Родину?
(Ответы на карточках. Дети прикрепляют понятия на доску и объясняют смысл: Отечество, Русь-Матушка, страна, государство, Отчизна.)
Например:
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное;
а Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…
3 этап Постановка вопроса
-Вы много назвали понятий Родины. Предлагаю в конце занятия ответить вот на такой вопрос: «Как зовут Родину?»
(Вопрос появляется на доске)
4 этап Работа в группах
(Музыка-гимн Новосибирск, презентация Кузьмин- ФОН -2)
1) -На это занятие каждая команда готовила материал на заданную тему. Первой мы предлагаем выступить команде «Малая Родина»
Ответы детей, выступления детей.
В конце выступления команда оценивает свое настроение: удалась ли работа группы (дети совещаются и вывешивают смайлик настроения на карту России)
2) — Вторая команда называется «Отечество»
( ФОТО- Евтихин Военный институт ФОН -3, музыка Хворостян «Я служу России»)
Выступления детей.
Ученик рассказывает об Отечественной войне 1812 г и Первой мировой войне 1914 г, показывает свои поделки (коллекции армий разных лет из пластилина)
Ученица проводит игру с пословицами «Пословицы рассыпались»:
Одна у человека родная мать, одна него и РОДИНА ! |
Родина краше солнца, дороже золота! |
Родина - мать, умей за неё постоять! |
Родина начинается с семьи! |
На чужбине и собака тоскует! |
На чужой стороне и орёл – ворона! |
Если народ един – он непобедим! |
Кто где родился, тот там и пригодился! |
Без любви к человеку нет любви и к РОДИНЕ! |
В каком народе живёшь, того обычая и держись! |
Своя земля и в горсти мила! |
Человек без Родины не живет! |
(Все пословицы разрезаны на части, команды и гости «Собирают» их. Затем читают, что получилось)
Настроение команды-смайлик
3)-Команда «Сибирь»
Выступления детей (Музыка- «Военный Новосибирск»)
Настроение команды-смайлик
4)-Команда «Сочинитель»
Дети читают свои сочинения, обсуждение.
-Какие чувства вызвали у Вас сочинения о Родине?
Настроение команды-смайлик
5)-«Искусствоведы»
(Музыка Чайковского звучит фоном)
Работа по презентации «Искусство России», ученица проводит викторину
Настроение команды-смайлик
6)-«Кто я для Родины?»
Настроение команды-смайлик
4 Этап Обобщение
Город Солнца (просмотр фильма “Город Солнца”-собственный фильм)
Все команды оценивают общее настроение (как подготовились, поработали, на каком уровне)
Коллаж(собираем материалы, каждая группа на свой плакат)
(Фон в конце «С чего начинается Родина?», музыка-просмотр и прослушивание)
-Ребята, готовы вы ответить на вопрос: Как зовут Родину?
(Дети встают рядом со своими плакатами, поворачивают их на обратную сторону и читают по буквам: «РОССИЯ») (Звучит фоном мелодия «У моей России»)
5 Этап Рефлексия Синквейк на слово РОССИЯ (дети называют добрые слова своей Родине) Например:
Р-(родная)
О-(огромная)
С-(славная)
С-(сильная)
И-(интересная)
Я-(яркая)
Табличка настроения по цветам
Плохое |
Хорошее |
Отличное |
Синий смайлик
|
Желтый смайлик |
Оранжевый смайлик |
Список использованной литература:
1. Алексеев Ю.А. и др. Моя Родина — Россия . -Санкт-Петербург: Книжная палата,2006.
2.Каплунова И. Н., Новоскольцева И. А. Я живу в России. -М.:Просвещение,2011 — 106 с.
3. Обществознание. 5 кл.учебник./БоголюбовЛ.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И./ - М. : Просвещение, 2013. - 127с.
4 Интернетресурсы.
5.Энциклопедии “Росмэн” “Чудеса света Россия”, “Народы России”, “Россия”
Актуальность
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования
у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он
родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку
открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.
Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для
ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит
раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к
Родине.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.
История города – это живая история, она отражается и в
биографии семьи и в судьбе поколения.
Мы живем в Кировграде, городе с необыкновенной историей,
неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых
ранних лет заложить в детях не только интерес к истории
нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему,
гордость за героическое прошлое и настоящее .
В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях,
беседах даю детям краеведческие сведения о родном городе,
об истории его возникновения, о его достопримечательностях,
городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках.
Постепенно от прогулки к экскурсии, от
беседы и чтения книги, у детей складывается
прекрасный образ родного края, своей
малой Родины.
Все это закладывает у детей первые основы
патриотизма.
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и
охранять ее просторы, ее красоты, ее
богатства.
Большое внимание уделяю организации
экскурсий, ведь Чувство Родины начинается с
восхищения тем, что видит перед собой ребенок,
чему он изумляется, и что вызывает отклик в его
душе…И хотя многие впечатления еще не
осознанны им глубоко, но пропущены через
детское восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности патриота.
Так постепенно мы приближаемся к теме“РОССИЯ –
деятельность в
РОДИНА МОЯ!” «Проектная
образовательном учреждении»
Основные задачи освоения этой темы:
Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык,
традиции.
Знакомство с русской культурой, языком, традициями.
Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей,
населяющих Россию.
Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями.
Знакомство с другими крупными городами России.
Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России,
подвести к пониманию: любить Родину - значит знать её историю, культуру, людей.
Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства
как представителя своего народа, развитие чувства ответственности и гордости за
достижения страны.
Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и
культуры своего народа, государственной символики России.
Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами
эстетического воспитания: музыка, изо-деятельность, художественное слово.
Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
http://www.o-detstve.ru
Родина – это город, в котором живет
человек, и улица, на которой стоит его дом,
и деревце под окном, и пение птички: все
это Родина.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.