МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ
Оценка 4.9

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
администрации
Взрослым
22.01.2018
МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ
Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов к подготовке квалифицированных специалистов. Квалификация – это подтвержденная в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей. Это предопределило внедрение надежных прогрессивных форм и методов обучения, способных сделать учебный процесс более гибким, комбинированным, направленным на повышение познавательной активности слушателей. Одна из технологий, позволяющая добиться желаемого результата – технология блочно-модульного обучения, необходимой частью которой является кредитная система оценки знаний.
Доклад для научно-практической конференции. 2011 г..doc
МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ ГОУ СПО «Кашинское медицинское училище», г. Кашин   Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных   подходов   к   подготовке   квалифицированных   специалистов. Квалификация   –   это   подтвержденная   в   соответствии   с   установленными требованиями    совокупность   компетенций,  необходимых   для  выполнения определенного круга профессиональных  (должностных) обязанностей. Это предопределило   внедрение   надежных   прогрессивных   форм   и   методов обучения,   способных   сделать   учебный   процесс   более   гибким, комбинированным, направленным на повышение познавательной активности слушателей.   Одна   из   технологий,   позволяющая   добиться   желаемого результата – технология блочно­модульного обучения, необходимой частью которой является кредитная система оценки знаний.  Цель: Сформировать ключевые компетенции будущих специалистов.   Рабочая гипотеза:  процесс   формирования   ключевых   компетенций будущих специалистов будет более эффективным, если: ­   будут созданы организационно­педагогические условия, обеспечивающие интегрированное   преподавание   «Основ   сестринского   дела»   с   учётом становления   и   развития   у   студентов   личностных   качеств,   осознанного ответственного отношения к выбранной специальности; ­   будет   обеспечена   практико­ориентированная   направленность   учебно­ воспитательного процесса, с использованием комплекса активных форм и методов профессиональной подготовки. Введение   компетентностного   подхода   в   учебный   процесс   требует серьезных   изменений   и   в   содержании   образования,   и   в   осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.  Во­первых,   целью   обучения   становится   не   процесс,   а   достижение учащимися   определенного   результата.   Во­вторых,   меняются   формы   и методы   организации   занятий   ­   обучение   приобретает   деятельностный характер,   акцент   делается   на   обучение   через   практику,   продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий.  Ключевые   компетенции   представляют   собой   многоплановые   и многоструктурные   характеристики,   оценка   которых   не   может   быть   в полной мере стандартизирована. Они тяжело поддаются измерениям. Тем важнее   сегодня   разработка   новых   подходов   к   развитию   ключевых компетентностей и оценки их сформированности у учащихся.  Один  из  таких  подходов  ­ модульный  ­ был  реализован  в  проекте "Ключевые   компетенции   в   подготовке   кадров".   К   перечню   ключевых компетенций, определенных в ходе проекта, были отнесены:  Общение ­ коммуникативные навыки и способности; Умение   решать   проблемы   ­   умение   так   планировать   и   выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат;  Сотрудничество ­ умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде,  Самоуправление   ­   способность   организовывать   свою   деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление,  Владение   информационными   технологиями   ­   умение   не   только использовать   известные   технические   и   программные   средства   обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых.  По   пяти   ключевым   компетенциям   созданы   модули   и   обучающие материалы к ним.  В   структуре   модуля   цели   обучения   по   каждой   компетенции сформулированы   в   виде   результатов.   Результат   определяет,   что   именно учащийся должен уметь ДЕЛАТЬ по окончанию модуля: демонстрировать понимание, определять, составлять, охарактеризовывать.  Каждый   результат   характеризуется   рядом   признаков.   Они называются "критерии оценки деятельности" и объясняют, как учащийся поэтапно   будет   продвигаться   к   достижению   результата,  каковы   условия выполнения действий и с каким качеством их нужно выполнять. Заключительным этапом освоения одного или нескольких результатов является   демонстрация   учащимся   доказательства   своей   компетентности. Требование по предоставлению таких доказательств (типы доказательств, их количество) и сами оценочные материалы также содержатся в модуле. Оценочные   материалы   отражают   деятельность,   описанную   в   результате. Это позволяет обеспечить единые требования, предъявляемые к учащемуся, вне   зависимости   от   того,  кто,  когда   и  где   его   оценивает.  Такая   оценка критериально   обоснована,   она   становится   процессом   сбора   учащимся доказательств   своей   компетентности,   что   позволяет   избавиться   от субъективизма   при   оценивании   их   достижений.   В   результате   учащийся получает одно из трех заключений:  компетентен ­ (когда выполнены все требования к доказательствам), доказательств   не  достаточно   для  подтверждения   компетентности  ­ (когда   результат   полностью   не   достигнут),     пока   еще   не   компетентен   ­ (когда   учащемуся   дается   еще   одна   попытка   для   предоставления доказательств   своей   компетентности   после   дополнительной   работы   над материалом модуля). Приводим пример одного результата, взятый из модуля "Общение", с оценочными материалами.  Цель обучения по модулю формулируется следующим образом:  Умение общаться ­ это одно из ключевых умений, развивая которое учащийся научится выражать свои мысли в письменной и устной форме, общаться в деловой и неформальной обстановке; понимать и анализировать письменную и устную информацию. Результат 1  Понимать   простую,   но   подробную   информацию,   представленную   в письменной форме.  Критерии оценки деятельности:  a) Определять главную мысль, заложенную в тексте;  b)   Перечислять   основные   положения   информации,   заложенной   в тексте;  c) Определять точку зрения автора.  Требования к доказательствам:  Доказательства   представляются   в   форме   письменных   или   устных ответов на вопросы в соответствии с критериями оценки деятельности.    Оценочный лист к Результату 1.  Ф.И.О. учащегося________________________________________  Название текста для чтения________________________  Прочитайте   предложенный   преподавателем   текст   и   ответьте   на вопросы: Определите   главную   мысль   текста   и   выберите   фразы   из   текста, которые подтверждают ваш ответ.  Перечислите   основные   положения   информации,   изложенной   в тексте.  Какова точка зрения автора? Подтвердите свой ответ фразами из текста.  Компетентностный   подход   ­   внепредметный,   он   не   реализуется   в полной   мере   только   в   рамках   одного   предмета.   Поэтому   обучение ключевым   компетенциям   может   осуществляться   по   нескольким направлениям:  1.   Обучение   компетенции   как   самостоятельному   (личностному) качеству.   Такое   обучение   целесообразно   проводить   на   факультативных занятиях, используя развивающие технологии обучения.  2. Включение  ключевых  компетенций  в предметы. В этом подходе компетенции рассматриваются как необходимые компоненты результатов обучения.   Интеграция   ключевых   компетенций   в   программу   дисциплины позволит   учащемуся   овладеть   и   предметными   (специальными, профессиональными),   и   ключевыми   компетенциями   за   один   период времени.  Результаты исследования: Такие подходы были нами реализованы в ходе апробации учебных материалов   к   разработанному   модулю   "Общение"   на   факультативных занятиях   и   на   предметах   общепрофессиональных   дисциплин:     основы сестринского дела, культура речи, психология. Проводимый в течение 2 лет эксперимент по включению ключевых компетенций в программы обучения, показал,   что   рейтинг   проводимых   занятий   по   ключевым   компетенциям среди   учащихся   получил   высокую   оценку   ­   76%   учащихся   показали высокий   уровень   эмоционального   благополучия.   Средний   балл познавательной активности ­ 7,9 баллов (по девятибальной системе), что соответствует   высокому   уровню.   Адаптационный   период   в   группах,   где проводился факультатив "Общение", прошёл быстрее и легче по сравнению с   другими   группами.   Ребята   в   этих   группах   более   открыты,   искренни, коммуникабельны,   пытаются   конструктивно   решать   проблемы,   у   них возникает меньше конфликтных ситуаций. У 93% опрошенных сложилось положительное   мнение   о   факультативе,   90%   учащихся   считают,   что   им пригодятся знания и умения, полученные при изучении модуля "Общение".  Вывод Мы   не   сравнивали   недостатки   и   преимущества   двух   подходов   по развитию   ключевых   компетенций   у   учащихся,   но   очевидно   главное: преподаватель   получает   возможность   разнообразить   формы   проведения урока, используя упражнения по ключевым компетенциям для активизации деятельности   учащихся.   В   результате   такого   обучения   преподаватель получает   более   высокий   результат   своего   труда   ­   компетентного учащегося; а учащийся ­ опыт практической деятельности, необходимый для дальнейшего саморазвития.  Литература   Хуторской   // 1. Маркова, А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. – М., 1996. 2.  Хуторской,  А.В.  Ключевые   компетенции   и   образовательные   стандарты /А.В.   – (http//eidos.ru/journal/htm). 3.   Пшеничная   Л.Ф.   Педагогика   в   сестринском   деле,   Ростов­на­Дону, «Феникс», 2002.   Интернет­журнал   «Эйдос».   –   2002.

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018