МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
администрации
Взрослым
22.01.2018
Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов к подготовке квалифицированных специалистов. Квалификация – это подтвержденная в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей. Это предопределило внедрение надежных прогрессивных форм и методов обучения, способных сделать учебный процесс более гибким, комбинированным, направленным на повышение познавательной активности слушателей. Одна из технологий, позволяющая добиться желаемого результата – технология блочно-модульного обучения, необходимой частью которой является кредитная система оценки знаний.
Доклад для научно-практической конференции. 2011 г..doc
МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ
ГОУ СПО «Кашинское медицинское училище», г. Кашин
Стремительные изменения в современном обществе требуют новых
продуктивных подходов к подготовке квалифицированных специалистов.
Квалификация – это подтвержденная в соответствии с установленными
требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения
определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей. Это
предопределило внедрение надежных прогрессивных форм и методов
обучения,
способных сделать учебный процесс более гибким,
комбинированным, направленным на повышение познавательной активности
слушателей. Одна из технологий, позволяющая добиться желаемого
результата – технология блочномодульного обучения, необходимой частью
которой является кредитная система оценки знаний.
Цель: Сформировать ключевые компетенции будущих специалистов.
Рабочая гипотеза: процесс формирования ключевых компетенций
будущих специалистов будет более эффективным, если:
будут созданы организационнопедагогические условия, обеспечивающие
интегрированное преподавание «Основ сестринского дела» с учётом
становления и развития у студентов личностных качеств, осознанного
ответственного отношения к выбранной специальности;
будет обеспечена практикоориентированная направленность учебно
воспитательного процесса, с использованием комплекса активных форм и
методов профессиональной подготовки.
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует
серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении
учебного процесса, и в практике работы педагога.
Вопервых, целью обучения становится не процесс, а достижение
учащимися определенного результата. Вовторых, меняются формы и
методы организации занятий обучение приобретает деятельностный
характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную
работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных
траекторий.
Ключевые компетенции представляют собой многоплановые и
многоструктурные характеристики, оценка которых не может быть в
полной мере стандартизирована. Они тяжело поддаются измерениям. Тем
важнее сегодня разработка новых подходов к развитию ключевых
компетентностей и оценки их сформированности у учащихся.
Один из таких подходов модульный был реализован в проекте
"Ключевые компетенции в подготовке кадров". К перечню ключевых
компетенций, определенных в ходе проекта, были отнесены:
Общение коммуникативные навыки и способности; Умение решать проблемы умение так планировать и выполнять
действия, чтобы получить ожидаемый результат;
Сотрудничество умение осуществлять эффективное взаимодействие
в команде,
Самоуправление способность организовывать свою деятельность,
самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление,
Владение информационными технологиями умение не только
использовать известные технические и программные средства обработки
информации, но и способность к самостоятельному освоению новых.
По пяти ключевым компетенциям созданы модули и обучающие
материалы к ним.
В структуре модуля цели обучения по каждой компетенции
сформулированы в виде результатов. Результат определяет, что именно
учащийся должен уметь ДЕЛАТЬ по окончанию модуля: демонстрировать
понимание, определять, составлять, охарактеризовывать.
Каждый результат характеризуется рядом признаков.
Они
называются "критерии оценки деятельности" и объясняют, как учащийся
поэтапно будет продвигаться к достижению результата, каковы условия
выполнения действий и с каким качеством их нужно выполнять.
Заключительным этапом освоения одного или нескольких результатов
является демонстрация учащимся доказательства своей компетентности.
Требование по предоставлению таких доказательств (типы доказательств,
их количество) и сами оценочные материалы также содержатся в модуле.
Оценочные материалы отражают деятельность, описанную в результате.
Это позволяет обеспечить единые требования, предъявляемые к учащемуся,
вне зависимости от того, кто, когда и где его оценивает. Такая оценка
критериально обоснована, она становится процессом сбора учащимся
доказательств своей компетентности, что позволяет избавиться от
субъективизма при оценивании их достижений. В результате учащийся
получает одно из трех заключений:
компетентен (когда выполнены все требования к доказательствам),
доказательств не достаточно для подтверждения компетентности
(когда результат полностью не достигнут), пока еще не компетентен
(когда учащемуся дается еще одна попытка для предоставления
доказательств своей компетентности после дополнительной работы над
материалом модуля).
Приводим пример одного результата, взятый из модуля "Общение", с
оценочными материалами.
Цель обучения по модулю формулируется следующим образом:
Умение общаться это одно из ключевых умений, развивая которое
учащийся научится выражать свои мысли в письменной и устной форме,
общаться в деловой и неформальной обстановке; понимать и анализировать
письменную и устную информацию. Результат 1
Понимать простую, но подробную информацию, представленную в
письменной форме.
Критерии оценки деятельности:
a) Определять главную мысль, заложенную в тексте;
b) Перечислять основные положения информации, заложенной в
тексте;
c) Определять точку зрения автора.
Требования к доказательствам:
Доказательства представляются в форме письменных или устных
ответов на вопросы в соответствии с критериями оценки деятельности.
Оценочный лист к Результату 1.
Ф.И.О. учащегося________________________________________
Название текста для чтения________________________
Прочитайте предложенный преподавателем текст и ответьте на
вопросы:
Определите главную мысль текста и выберите фразы из текста,
которые подтверждают ваш ответ.
Перечислите основные положения информации, изложенной в
тексте.
Какова точка зрения автора? Подтвердите свой ответ фразами из
текста.
Компетентностный подход внепредметный, он не реализуется в
полной мере только в рамках одного предмета. Поэтому обучение
ключевым компетенциям может осуществляться по нескольким
направлениям:
1. Обучение компетенции как самостоятельному (личностному)
качеству. Такое обучение целесообразно проводить на факультативных
занятиях, используя развивающие технологии обучения.
2. Включение ключевых компетенций в предметы. В этом подходе
компетенции рассматриваются как необходимые компоненты результатов
обучения. Интеграция ключевых компетенций в программу дисциплины
позволит учащемуся овладеть и предметными (специальными,
профессиональными), и ключевыми компетенциями за один период
времени.
Результаты исследования:
Такие подходы были нами реализованы в ходе апробации учебных
материалов к разработанному модулю "Общение" на факультативных
занятиях и на предметах общепрофессиональных дисциплин: основы
сестринского дела, культура речи, психология. Проводимый в течение 2 лет
эксперимент по включению ключевых компетенций в программы обучения, показал, что рейтинг проводимых занятий по ключевым компетенциям
среди учащихся получил высокую оценку 76% учащихся показали
высокий уровень эмоционального благополучия.
Средний балл
познавательной активности 7,9 баллов (по девятибальной системе), что
соответствует высокому уровню. Адаптационный период в группах, где
проводился факультатив "Общение", прошёл быстрее и легче по сравнению
с другими группами. Ребята в этих группах более открыты, искренни,
коммуникабельны, пытаются конструктивно решать проблемы, у них
возникает меньше конфликтных ситуаций. У 93% опрошенных сложилось
положительное мнение о факультативе, 90% учащихся считают, что им
пригодятся знания и умения, полученные при изучении модуля "Общение".
Вывод
Мы не сравнивали недостатки и преимущества двух подходов по
развитию ключевых компетенций у учащихся, но очевидно главное:
преподаватель получает возможность разнообразить формы проведения
урока, используя упражнения по ключевым компетенциям для активизации
деятельности учащихся. В результате такого обучения преподаватель
получает более высокий результат своего труда компетентного
учащегося; а учащийся опыт практической деятельности, необходимый
для дальнейшего саморазвития.
Литература
Хуторской
//
1. Маркова, А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. – М., 1996.
2. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты
/А.В.
–
(http//eidos.ru/journal/htm).
3. Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле, РостовнаДону,
«Феникс», 2002.
Интернетжурнал «Эйдос».
– 2002.
МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ
МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ
МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ
МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.