Модульный урок по географии по теме «География как наука»
Оценка 4.9

Модульный урок по географии по теме «География как наука»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
Взрослым
16.03.2018
Модульный урок по географии по теме  «География как наука»
Модульный материал используюется для самостоятельного изучения вводной лекции по географии и решает следующие цели и задачи, которые ставяться во время изучения данной темы: • сформировать представление о географии как науке, изучающей природу, экономику и население мира; • методы и источники географических знаний; • значение географических знаний для человека. • составить самостоятельно опорный конспект.Модульный урок по географии по изучению вводной темы.
Модуль 1..docx
Тема 1.  «География как наука»  Цели и задачи:   сформировать представление о географии как науке, изучающей природу, экономику и  население;  методы и источники географических знаний;   значение географических знаний для человека. составить опорный конспект. Учебные элементы УЭ­0  Содержание учебного материала с указанием заданий  Руководство по усвоению Интегрирующая цель: На какие вопросы отвечает география? Чем занимается современная география? На какие ветви делится география? Из   каких   источников   можно   получить   географические 1. 2. 3. 4. знания? УЭ­1   УЭ­2 УЭ­3 УЭ­4 УЭ­5 Цель: Когда появилась наука география? Задания:  1. Дайте определение науке география. 2. Кто и когда дал определение этой науке? 3. На какие вопросы отвечает данная наука?  4. Какова цель географии? 5. Главные отличия географии от других наук. 6. Напишите объект и предмет географии. Контроль: краткая запись в тетради. 4 балла. Самостоятел ьная работа. Цель: Чем занимается современная география? Задания: 1. Напишите задачи географии. 2. На   какие   науки   дифференцируется   география.   Дайте краткую характеристику. 3. С какими дисциплинами связана география? 5 баллов. Цель: Ветви географии и предмет изучения каждой ветви.  Задания:  1. Напишите, на какие ветви делится география. 2. Что изучает каждая из ветвей? 3. Контроль: схема в тетради.  5 баллов.  Цель: Познакомиться с источниками географической информации. Задания: 1. Перечислить источники географической информации.  Закрепление.  Оцените свою работу: Ели вы набрали:  10­14 б оценка «3»  15­19 б оценка «4»  20 и более баллов «5» Дома: конспект записей в тетради. Теоретический материал: Слово «география» появилось в русском языке в начале XVII в. Точный перевод термина «география» с греческого – землеописание (от слов «Земля» и «пишу»). Это наука, отвечающая на вопросы: ЧТО И ГДЕ НАХОДИТСЯ, КАК РАЗМЕЩАЕТСЯ, ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК, КАК ЭТО РАЗМЕЩЕНИЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ ВО ВРЕМЕНИ? География   —   комплекс   научных   дисциплин,   изучающих   особенности   размещения объектов природы и общества на земной поверхности. Цель географии  — раскрыть единую географическую картину целостности мира как составной   части   ноосферы   Земли   (сферы   разума,   по   В.И.   Вернадскому).   Она   достигается благодаря комплексному анализу взаимосвязи природы, человека и его деятельности.     Главные отличия географии от других наук: изучаемые явления и процессы природы и человеческого общества рассматриваются как сложные   пространственные   структуры,   которые   взаимосвязанные   в   своем   развитии   с территорией; пространственное   (географическое)   мышление   опирается   на   использование   и   анализ географической карты;  главное   внимание   уделяется   поиску   территориальных   различий   изучаемых   явлений   и процессов; в основе географии лежит комплексный (системный) анализ взаимодействия природных, общественных и культурных явлений на одной территории. Объектом  изучения географии является, поверхность Земли во всем ее разнообразии, которую иногда называют географической оболочкой. Последняя включает в себя территорию, природу (географическую среду) и человеческое общество.  Природа состоит из отдельных компонентов (сфер): литосферы (твердой поверхности Земли),   гидросферы   (водной   оболочки   Земли),   атмосферы   (воздушной   оболочки),   почвенного покрова, биосферы (области распространения жизни на Земле).  Человеческое общество включает в себя людей (население), их деятельность (хозяйство), культуру, социальную и политическую жизнь. Основной  предмет  изучения географии— пространственная структура географической оболочки и пространственные процессы взаимодействия природы и человека и его деятельности на земной поверхности.  Перед географией стоит целый ряд задач, которые она решает как научная дисциплина:  1) выявление особенностей расположения различных объектов природы и человеческого общества;  2) выявление законов и закономерностей их размещения;  3)   изучение   пространственных   закономерностей   взаимодействия   человека   и   его деятельности с природной средой;  4) районирование и зонирование территории по разным признакам;  5) типология территорий — регионов, ландшафтов, городов и др. Выявление особенностей местоположения различных объектов природы и общества связано с географическим описанием мира, например, с описанием местоположения материков, крупнейших   горных   систем   или   пустынь   земного   шара,   размещения   населения,   городов, промышленности, туризма и т.д. Выявление законов и закономерностей размещения объектов природы и общества вскрывает   причины,   обусловливающие   положение   этих   объектов   на   конкретной   территории, например, причины появления горных систем или пустынь в данном месте, тех или иных городов, зон и центров туризма. Изучение взаимодействия человека и видов его деятельности с природной средой дает   возможность   понять   масштабы   взаимовлияния   —   насколько   природа   влияет   на жизнедеятельность   человека,   и   какова   степень   ее   изменения   в   результате   хозяйственной деятельности,   возможно   ли   сохранение   природных   ландшафтов   при   устойчивом   развитии человеческого общества.  Районирование  —   разделение   территории   на   части   (районы   или   регионы)   по определенным   признакам   (особенностям):   природным,   культурным   или экономическим,  отличающим  их  от  соседних  территорий,  но  имеющим  между  собой  сходные черты.   Районы   могут   иметь   общие   черты   либо,   наоборот,   сильно   отличаться   друг   от   друга. Районирование   территории   позволяет   понять   территориальное   разнообразие   природных, культурных и социально­культурных явлений   социальным, Типология территорий, регионов, ландшафтов и городов — одна из самых главных задач географии.   Типология   —   выделение   различных   типов   явлений   и   процессов   одновременно   по разным основаниям (признакам). Она отличается от классификации 1*1 разделения объектов и явлений   природы   и   человеческого   общества   по   какому­то   одному   основанию   (признаку). Типизация   географических   объектов   является   главной   особенностью   географии,   которая отличает   ее   от   других   наук,  поскольку   благодаря   выявлению   специфических   типов   объектов географ познает все разнообразие изучаемых им объектов и явлений природы и человеческого общества. Современная география – сложный комплекс (система) наук, тесно взаимодействующих друг   с   другом.   При   всей   сложности   этой   системы   в   ней   обычно   выделяются   три   главные, стволовые ветви.    Первая   ветвь   –   физическая   география,   которая   включает   общее   землеведение, ландшафтоведение, геоморфологию, климатологию, гидрологию, географию почв, биогеографию и др.  Вторая ветвь – экономическая и социальная география, которая включает географию населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, обслуживания и др.    Третья ветвь – картография. На стыках между физической и экономической географией, а также между ними и другими смежными науками возникли многие «пограничные» направления географических исследований: политическая география, историческая география, медицинская география, рекреационная география, география природных ресурсов и др.    В зависимости от подходов и широты территориального охвата различают также общую географию,   предметом   которой   служат   более   общие,   прежде   всего   глобального   масштаба, вопросы   как   физической,   так   и   экономической   и   социальной   географии,   и   региональную географию, изучающую отдельные природные территории, страны и районы.    формирования объектов и явлений географической оболочки. География   –   это   наука   о   закономерностях   распределения   по   земной   поверхности   и Источники   информации  ­   это   такие   системы,   компоненты   которых   обеспечивают размещение, целостность и доступность информации по ее назначению. Получение   географической   информации   имеет   реальное   практическое   значение. Окружающий   мир   сегодня   пронизан   огромным   количеством   информационных,   транспортных, социальных и экономических связей, незнание которых неизбежно приводит к вашей собственной изоляции.   Современные   молодые   специалисты,   попадая   в   глобальную   политическую   или экономическую среду, должны обладать набором знаний о странах мира, их культуре и образе жизни.  География использует разные методы исследования:    традиционные   –   картографический, математический исторический, сравнительный,  современные − аэрокосмические, геоинформационные, географический прогноз и т.п.   социологический,   статистический, Карты  – это основной инструментарий географа. Карты существуют для каждого типа информации, касающейся нашей планеты (и не только). Географическая карта (первая г.к. была создана   в   Древней   Греции   примерно   2500   лет   назад   ученым   Анаксимандром)   ­   уменьшенное математически определенное, обобщенное, образно­знаковое изображение поверхности Земли на плоскости,   показывающее   размещение,   состояние   и   взаимосвязи   природных   и   общественных явлений. При уменьшении масштаба происходит обобщение наносимых на карту объектов, их качественных и количественных характеристик. Тут помогает картографическая генерализация – отбор и обобщение изображаемых на карте объектов и явлений соответственно назначению  и масштабу   карты.   Для   изображения   различных   объектов   на   карте   применяются   самые разнообразные способы картографического изображения: способы качественного фона, ареалов, знаков движения, изолиний, локализованных диаграмм, значков, точечный.  По   содержанию   карты   делятся   на:   общегеографические   и   тематические.   К   первым относятся   топографические   карты   (М   1:200   000   и   крупнее),   обзорно­топографические   (М   от 1:200000 до 1:1 000 000), обзорные (М мельче 1:1 000 000).  На общегеографических картах показываются все элементы топографического содержания (населенные   пункты,   отдельные   строения,   дороги,   промышленные,   сельскохозяйственные   и социально­культурные объекты,  гидрография, рельеф, растительность, и  т.п.), т.е. все то, что «лежит» на местности и может служить ориентиром. В отличие от общегеографических карт на тематических картах обычно раскрывается один сюжет (почва, геологическое строение население, растительность и т.п.). Все тематические карты подразделяются на два раздела – карты природы ( физико­географические, геологические, климатические и т.п.) и карты общественных явлений (политические, населения, исторические, экономические ит. п.). Различие   карт   по   масштабу.   В   зависимости   от   масштаба   карты   делят   на   три   группы: крупномасштабные,   среднемасштабные,   и   мелкомасштабные.   Крупномасштабные   карты   имеют масштаб   1:200   000   и   крупнее.   К   этой   группе   относятся   топографические   карты. Среднемасштабные   имеют   масштаб   мельче   1:2   000   000   и   до   1:1   000   000   включительно.   К мелкомасштабным картам относят карты, построенные в масштабе мельче 1:1 000 000. Статистические материалы – один из основных источников географической информации. Статистика – это наука, изучающая разнообразные явления и процессы с целью учета и выявления закономерностей их развития при помощи статистических показателей. В ходе географических исследований   статистика   решает   следующие   научные   задачи:   сбор   статистических   данных, обработка   собранной   информации,   анализ   и   интерпретация   данных,   представление статистической информации в текстовой, табличной, графической или картографической форме. К   статистической   информации   относятся   абсолютные   и   относительные   величины,   а   также различные коэффициенты. К   современным   источникам   географической   информации   относятся   также аэрокосмические   и   геоинформационные   источники:   аэрофотосъемка,   космическая   съемка, дистанционное зондирование, спутниковый мониторинг. Cовременная спутниковая система для высокоточного определения координат статичных и движущихся объектов носит название GPS (Global Positional System).  Она разработана Министерством обороны США. Проект запущен в 1978 году, а окончательный ввод GPS в эксплуатацию состоялся в 1995 году. Принципиально новый подход в работе с пространственными данными связан с возникновением Географических Информационных Систем 10   (ГИС)  –   это   система   аппаратных   средств   сбора,   хранения   и   обработки пространственных данных. Можно сказать, что ГИС – это сложная компьютерная программа. Возможности ГИС: быстрый поиск необходимых сведений, картографическая способность ГИС, способность моделирования явлений на земной поверхности.

Модульный урок по географии по теме «География как наука»

Модульный урок по географии по теме  «География как наука»

Модульный урок по географии по теме «География как наука»

Модульный урок по географии по теме  «География как наука»

Модульный урок по географии по теме «География как наука»

Модульный урок по географии по теме  «География как наука»

Модульный урок по географии по теме «География как наука»

Модульный урок по географии по теме  «География как наука»

Модульный урок по географии по теме «География как наука»

Модульный урок по географии по теме  «География как наука»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018