ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
география
Взрослым
24.11.2017
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом, такой как география. Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного, экологического, трудового воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.
Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»? На наш взгляд, эта проблема неоспорима для учителей географии, так как в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала, что высокого уровня, характеризующегося ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, осознанием интереса к предмету, достигают только 29% старшеклассников. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, сделала вывод, что многие учащиеся 6-8 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие. Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, мотивация еще понижается. А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, позиционирующему себя успешным, культурным, образованным человеком.
Для успешного разрешения противоречий необходимо реализовать следующие задачи: совершенствовать преподавание географии, позитивно изменять качество образования по предмету через формирование мотивации учения на уроках и во внеурочной деятельности. Разнообразие внеурочной деятельности школьника реализуется в следующих формах: экскурсии, кружки, конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, а также общественно – научные практики.
Задачей учителя в рамках обновленного содержания образования является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общих учебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.
Для успешного ведения основного исследования необходимо определить следующие методы активизации школьников, которые будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если они будет отвечать следующим требованиям:
– пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;
–стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
– обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
– стимулировать их физические и нравственно-волевые силы к достижению учебно-познавательных целей;
– обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
Для достижения цели были поставлены задачи:
• формирование мотивированного обучения на основе развития интереса детей к изучению географии;
• развитие у обучающихся познавательной и творческой активности посредством применения активных форм обучения;
• формирование у обучающихся умений и навыков применения полученных знаний на практике.
Работая по проблеме повышения мотивации на уроках географии, ставили задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока. С этой целью я использую на уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, “мозговой штурм”, постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты.
Одним из способов формирования мотивации учащихся является использование проблемного подхода на уроках географии. Проблемная ситуация – позволяет создать умственное затруднение для того, чтобы показать учащимся недостаточность знаний и тем самым активизировать их деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу. Так, практические работы, в которых неизвестен способ применения знаний в новой ситуации, где требуются практические усилия. Научные - в которых неизвестен закон (принцип, понятие) науки (требуются новые еще неизвестные науке знания). Художественные - неизвестны эмоционально-образные формы и способы действия. А поставленные проблемные ситуации решаю несколькими способами:
1. Первый способ решения: сюда отношу случаи решения таких задач, относительно которых у решающего нет никакого прежнего опыта.
2. Второй способ решения: к нему отношу такие ситуации, относительно которых у учащихся имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Пример - решение проблемной ситуации о причинах возникновения морских течений.
3. Третий способ решения: заключается в том, что у учащихся имеется некоторый опыт, но опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение здесь состоит в том, что создается на основе анализа условий задачи специально для данного случая новая, не имеющаяся ранее схема действий.
Нестандартные уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.
При изучении географии ученикам предлагаются разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность. Это ребусы, головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды. Убеждаешься, что, если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Например, дидактические игры: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.
Игры не только позволяют повысить мотивацию учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием PowerPoint.
Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.
Задания, используемые педагогом во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей учащихся.
Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности. Учебные экскурсии и походы неоспоримые помощники в изучении географии так как – формируют стойкий интерес к предмету: формируют практические умения и навыки; помогают разнообразить деятельность обучающихся; яркие впечатления надолго остаются в памяти.
География – это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкий спектр вопросов эколого-краеведческого характера, осуществляя интегративные связи, поэтому обладает громадным развивающим потенциалом. Казахстан является одним из уникальных государств, где сосредоточен ряд историко-культурных, архитектурных, природных объектов памятников, предоставляющих огромный интерес. Краеведческая работа в преподавании географии помогает не только достичь образовательных целей, но и воспитывает у учащихся любовь к своему краю, Родине, способствует применению этих знаний на практике при участии в конкурсах, акциях, слетах географов-краеведов.
Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, а также развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:
– познавательные навыки и способность к самообразованию;
– способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
– целеустремленность и настойчивость;
– способность взять на себя инициативу и ответственность;
– критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
– коммуникабельность.
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии. Оценка результативности деятельности и проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации. Обучающиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия. Проведение мониторинга позволило получить объективные данные.«Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»?
статья.docx
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес,
особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом,
такой как география. Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать
одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее
актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач
формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития
познавательных интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно
нравственного, экологического, трудового воспитания школьников, формированием у них
активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество
обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.
Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо
сложнее. «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии,
соответственно, и качество образования»? На наш взгляд, эта проблема неоспорима для
учителей географии, так как в последние годы по различным причинам снижается интерес у
учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство
обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 67 классах
начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования.
Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация
достаточно низкие. Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности
показала, что высокого уровня, характеризующегося ориентацией на установление
источников, причинноследственных связей, осознанием интереса к предмету, достигают
только 29% старшеклассников. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в
системе школьных наук, сделала вывод, что многие учащиеся 68 классов считают географию
предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский
язык, физика и другие. Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники
географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест
среди школьных дисциплин, поскольку не так востребована при поступлении в ВУЗы, как
другие предметы, мотивация еще понижается. А, тем не менее, в современном мире
географические знания необходимы каждому человеку, позиционирующему себя успешным,
культурным, образованным человеком.
Для успешного разрешения противоречий необходимо реализовать следующие задачи:
совершенствовать преподавание географии, позитивно изменять качество образования по
предмету через формирование мотивации учения на уроках и во внеурочной деятельности.
Разнообразие внеурочной деятельности школьника реализуется в следующих формах:
экскурсии, кружки, конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества,
олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, а также общественно –
научные практики.
Задачей учителя
в рамках обновленного содержания образования является не
преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности
формирование общих учебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.
Для успешного ведения основного исследования необходимо определить следующие
методы активизации школьников, которые будет обеспечивать организацию учения как
мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если они будет отвечать
следующим требованиям: изучению географии;
применения активных форм обучения;
•
•
•
– пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;
–стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и
планирование предстоящей деятельности;
– обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по
переработке учебной информации;
– стимулировать их физические и нравственноволевые силы к достижению учебно
познавательных целей;
– обеспечивать самооценку учебнопознавательной деятельности в ходе процесса учения на
основе самоконтроля и самокоррекции.
Для достижения цели были поставлены задачи:
формирование мотивированного обучения на основе развития интереса детей к
развитие у обучающихся познавательной и творческой активности посредством
формирование у обучающихся умений и навыков применения полученных
знаний на практике.
Работая по проблеме повышения мотивации на уроках географии, ставили задачи, как
сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более
понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Решению этих задач
способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах
урока. Нетрадиционные, проблемноразвивающие, личностноориентированные уроки
предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их
мышления через рефлексивное управление началом урока. С этой целью я использую на
уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, “мозговой штурм”, постановка проблемных
вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты.
Одним из способов формирования мотивации учащихся является использование
проблемного подхода на уроках географии. Проблемная ситуация – позволяет создать
умственное затруднение для того, чтобы показать учащимся недостаточность знаний и тем
самым активизировать их деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу. Так,
практические работы, в которых неизвестен способ применения знаний в новой ситуации, где
требуются практические усилия. Научные в которых неизвестен закон (принцип, понятие)
науки (требуются новые еще неизвестные науке знания). Художественные неизвестны
эмоциональнообразные формы и способы действия. А поставленные проблемные ситуации
решаю несколькими способами:
1. Первый способ решения: сюда отношу случаи решения таких задач, относительно
которых у решающего нет никакого прежнего опыта.
2. Второй способ решения: к нему отношу такие ситуации, относительно которых у
учащихся имеются некоторые формулы, схемы и другие виды опыта. Пример решение
проблемной ситуации о причинах возникновения морских течений.
3. Третий способ решения: заключается в том, что у учащихся имеется некоторый опыт, но
опыт этот во всей его совокупности не позволяет человеку решить данную проблему. Решение
здесь состоит в том, что создается на основе анализа условий задачи специально для данного
случая новая, не имеющаяся ранее схема действий.
Нестандартные уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения
учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто
овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи
этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний,
обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.
При изучении географии ученикам предлагаются разнообразные творческие задания,
головоломки, каламбуры,
которые развивают творческую активность. Это ребусы, кроссворды, чайнворды. Убеждаешься, что, если детям предложить чтото новое, необычное,
они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Например,
дидактические игры: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий
лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”,
“Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.
Игры не только позволяют повысить мотивацию учащихся, но и вызывают у них
стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игрыминутки, игры
эпизоды, игрыуроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на
уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое
время и средства повышения познавательной активности.
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их
ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и
процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения
сил. Из творческих заданий возможны такие, как изготовление макета вулкана из пластилина,
сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6х классов выполняют творческие работы
в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием PowerPoint.
Повышать учебную
мотивацию, активизировать познавательную деятельность,
углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом
применении позволяют и занятия во внеурочное время.
Задания, используемые педагогом во внеурочной работе, направлены не только на
развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти,
эрудиции, кругозора и познавательных способностей учащихся.
Особое место среди
внеурочных организационных форм обучения географии
занимают экскурсии и практические работы на местности. Учебные экскурсии и походы
неоспоримые помощники в изучении географии так как – формируют стойкий интерес к
предмету: формируют практические умения и навыки; помогают разнообразить деятельность
обучающихся; яркие впечатления надолго остаются в памяти.
География – это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкий
спектр вопросов экологокраеведческого характера, осуществляя интегративные связи,
поэтому обладает громадным развивающим потенциалом. Казахстан является одним из
уникальных государств, где сосредоточен ряд историкокультурных, архитектурных,
природных объектов памятников, предоставляющих огромный интерес. Краеведческая работа
в преподавании географии помогает не только достичь образовательных целей, но и
воспитывает у учащихся любовь к своему краю, Родине, способствует применению этих
знаний на практике при участии в конкурсах, акциях, слетах географовкраеведов.
Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы
разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, а также развитие
познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор
школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более
уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать географические знания на практике в повседневной жизни.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы
обучения, позволяют развивать у обучающихся:
– познавательные навыки и способность к самообразованию;
– способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
– целеустремленность и настойчивость;
– способность взять на себя инициативу и ответственность;
– критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
– коммуникабельность. Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных
путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии. Оценка
результативности деятельности и проверка знаний по географии показала, что внедрение
активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к
данному предмету и формированию учебной мотивации. Обучающиеся с удовольствием
посещают уроки географии, внеурочные занятия. Проведение мониторинга позволило
получить объективные данные.
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.