Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Байкальский колледж туризма и сервиса»
УТВЕРЖДЕНА
приказом №____
от «__»___________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ»
для профессиональных образовательных организаций
Уровень базовый
Код, специальность 43.02.11 Гостиничный сервис
Форма обучения очная
Профиль обучения социально-экономический
Срок обучения 2г.10мес.
Улан-Удэ, 2016
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта СОО по дисциплине «География», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413,
2) Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 07.05. 2014 г. №475
3) Программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для профессиональных образовательных организаций (примерная). – М.:2015
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии ЕНЦ от «___» ________20__г., протокол № ___
Председатель ЦК ЕНЦ _______________________/В.Б. Надмитов/
Согласовано:
Заместитель директора по УР
_______________________/Т.Ю.Гужвина/
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский колледж туризма и сервиса»
Разработчик:
Т.В. Эрдынеева, преподаватель общеобразовательных дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «БКТиС» ________________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Зам. директора по УР
_______________/_____________________/ __ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в____________ учебном году на заседании ЦК ЕНЦ
Протокол от «__»__________201_ г.
Председатель ЦК ЕНЦ _____________/ /
|
стр |
1. Пояснительная записка ……………………………………………….. |
5 |
2. Общая характеристика учебной дисциплины «География» …………. |
7 |
3. Место учебной дисциплины в учебном плане ……………………….. |
9 |
4. Результаты освоения учебной дисциплины ………………………….. |
9 |
5. Содержание учебной дисциплины ……………………………………. |
13 |
6. Тематическое планирование …………………………………………... |
22 |
7. Характеристика основных видов деятельности студентов………… |
30 |
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «География» …………………………. |
34 |
9. Рекомендуемая литература ……………………………………………. |
35 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Ми-нобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы интернет, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Программа учебной дисциплины «География» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ»
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, о месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.
Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.
У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, о населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности, широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и др. культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа — население — хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать ее как одну из классических метадис-циплин.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.
Это выражается через количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и содержание практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
В содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные профессии СПО или специальности СПО. Курсивом выделены практические занятия, выполнение которых для студентов, осваивающих специальности СПО технического и социально-экономического профилей профессионального образования, необязательно.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
3.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «География» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных:
ЛК1- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
ЛК2-сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
ЛК3- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ЛК4 - сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ЛК5 - сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах деятельности;
ЛК6 - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
ЛК7 - критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ЛК8 - креативность мышления, инициативность и находчивость; метапредметных:
МК1 - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МК2 - умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от различных источников;
МК – 3 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
МК – 4 осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
МК5 - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
МК6 - представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
МК7 - понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
ПК1 - владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
ПК 2 - владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
ПК 3 - сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
ПК 4 - владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
ПК 5 - владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
ПК 6 - владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
ПК 7 - владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
ПК 8 - сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
1. Источники географической информации
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.
Практические занятия:
Ознакомление с географическими картами различной тематики.
Нанесение основных географических объектов на контурную карту. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.
Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
Использование статистических материалов и геоинформационных систем.
2. Политическое устройство мира
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.
Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.
Практические занятия:
Ознакомление с политической картой мира.
Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов.
Нанесение на контурную карту крупнейших по площади территории и численности населения стран мира.
Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.
3. География мировых природных ресурсов
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.
Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Практические занятия:
Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.
Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.
Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.
4. География населения мира
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.
Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.
Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.
Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.
Практические занятия:
Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.
Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.
Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.
Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах
мира.
Сравнительная оценка культурных традиций различных народов.
5. Мировое хозяйство. Современные особенности развития мирового хозяйства
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.
Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.
Практические занятия:
Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.
Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.
Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы
Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Зарубежной Азии
Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Африки
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
География населения и хозяйства Северной Америки
Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.
США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.
География населения и хозяйства Латинской Америки
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
География населения и хозяйства Австралии и Океании Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
Практические занятия:
Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.
Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира.
7. Россия в современном мире
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI вв. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.
Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.
Практические занятия:
Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.
Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России.
Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России.
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Практические занятия:
Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.
Тематика рефератов (докладов) и индивидуальных проектов
• Новейшие изменения политической карты мира;
• Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира;
• Типы природопользования в различных регионах и странах мира;
• Особенности современного воспроизводства мирового населения;
• Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты;
• Качество жизни населения в различных странах и регионах мира;
• Языки народов мира;
• Современные международные миграции населения;
• Особенности урбанизации в развивающихся странах;
• Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира;
• Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки;
• «Мировые города» и их роль в современном мировом развитии;
• Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства;
• Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа;
• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира;
• Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства;
• Международный туризм в различных странах и регионах мира;
• «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы;
• Запад и Восток Германии сегодня;
• Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии;
• Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае;
• Особенности политической карты Африки;
• Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки;
• Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом»;
• Географический рисунок хозяйства США;Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки;
• Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии;
• Особенности современного экономико-географического положения России;
• Внешняя торговля товарами России;
• Глобальная проблема изменения климата.
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:
по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис социально- экономический профиль профессионального образования - 54часов. Из них: аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, - 36 часов; внеаудиторная самостоятельная работа студентов -18 часов.
Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
||||||
Введение |
|
1 |
|
|
||||||
Раздел 1 Источники географической информации |
Содержание учебного материала |
1 |
|
|||||||
1 |
Экономическая и социальная география как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. |
1 |
1 |
|
||||||
Практическая работа |
- |
|
|
|||||||
Самостоятельная работа №1 Составление кроссворда «Страны мира» |
1 |
|
|
|||||||
Раздел 2 Политическое устройство мира |
|
2 |
|
|||||||
Тема 2.1 Государственный строй и основные формы административно-территориального устройства |
Содержание учебного материала |
1 |
|
|||||||
1 |
Государственный строй и основные формы административно-территориального устройства |
1 |
2 |
|
||||||
Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте стран с различной типологией» Составление карт, характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. |
1 |
|
|
|||||||
Контрольная работа |
- |
|
||||||||
Самостоятельная работа Новейшие изменения политической карты сообщение |
1 |
|
|
|||||||
Раздел 3 География мировых природных ресурсов |
|
2 |
|
|||||||
Тема 3.1 География мировых природных ресурсов
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||||||
1 |
География мировых природных ресурсов. Классификация. |
1 |
2 |
|
||||||
2 |
Оценка мировых природных ресурсов. Зачет по теме: Природные ресурсы мира |
|
||||||||
Практические работы № 2 «Определение стран с высокой, средней и низкой обеспеченностью природными ресурсами (минеральными, энергетическими, рудными и лесными) |
1 |
|
|
|||||||
Контрольная работа |
- |
|
||||||||
Самостоятельная работа №3 составление презентации «Ресурсы мира» на выбор студентов |
1 |
|
|
|||||||
Раздел 4. География населения мира |
|
3 |
|
|||||||
Тема 4.1 Численность и воспроизводство населения мира
|
Содержание учебного материала |
3 |
|
|||||||
1 |
Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды». Состав населения (структура) |
1 |
2 |
|
||||||
Практические занятия №3 «Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира» |
1 |
|
|
|||||||
Контрольные работы |
- |
|
||||||||
Самостоятельная работа Подготовка проект «Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира» презентация |
1 |
|
|
|||||||
Тема 4.2. Размещение населения и его миграция |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||||||
1 |
Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций Демографическая ситуация и демографическая политика в России, странах и регионах мира. Расселение населения. |
1 |
3 |
|
||||||
Практическая работа № 4 Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира. |
1 |
|
|
|||||||
Контрольная работа |
- |
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщения на тему «Религии мира» презентация |
1 |
|
||||||||
Тема:4.3 Урбанизация
|
Содержание учебного материала |
1 |
|
|
||||||
1. |
«Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города – миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. |
1 |
2 |
|
||||||
Практическая работа |
|
|
|
|||||||
Контрольная работа |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа «Мировые города» и их роль в современном мировом развитии |
1 |
|
||||||||
Раздел 5 Мировое хозяйство |
|
9 |
|
|||||||
Тема 5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства
|
Содержание учебного материала |
1 |
|
|
||||||
1 |
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Научно-технический прогресс и его современные особенности. |
1 |
1 |
|
||||||
Практические занятия |
- |
|
|
|||||||
Контрольные работы |
- |
|
||||||||
Самостоятельная работа Подготовка реферата на тему «Территориальная структура хозяйства на примере стран разных типов». |
1 |
|
|
|||||||
Тема 5.2 География отраслей первичной сферы мирового хозяйства |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
||||||
1 |
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция « и ее основные направления. |
2 |
2 |
|||||||
2 |
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развитие мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии. |
|||||||||
Практические занятия № 5 «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира» |
|
|
|
|||||||
Контрольные работы |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа доклад Ведущие мировые районы плантационные растениеводства и товарного животноводства. |
1 |
|
||||||||
Тема 5.3. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства |
Содержание учебного материала |
|
|
|
||||||
1. |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства |
2 |
2 |
|||||||
Практические занятия |
|
|
|
|||||||
Контрольные работы |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа Крупнейшие автомобилестроительные компания мира |
|
|
||||||||
Тема 5.4 География отраслей третичной сферы мирового хозяйства
|
Содержание учебного материала |
1 |
|
|
||||||
|
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. |
|
2 |
|||||||
Практические занятия |
|
|
|
|||||||
Контрольные работы |
|
|
|
|||||||
Самостоятельная работа сообщение «Современный географический рисунок мирового портового хозяйства» |
1 |
|
|
|||||||
Раздел 6 Регионы и страны мира |
|
15 |
|
|
||||||
Тема 6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы
|
Содержание учебного материала |
3 |
|
|||||||
1 |
ЭГП. Природные ресурсы. Население. Экономика стран Европы. Сельское хозяйство. Субрегионы Зарубежной Европы. |
2
|
3 |
|
||||||
Практическая работа №6 «Характеристика специализаций основных промышленных центров субрегионов Европы». |
1 |
|
|
|||||||
Контрольные работы «Зарубежная Европа» |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка презентации на тему «Современная Европа», на контурной карте обозначить субрегионы и промышленные центры Европы. |
1 |
|
|
|||||||
Тема 6.2 География населения и хозяйства Зарубежной Азии
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
||||||
1 |
Зарубежной Азии. Состав, природные ресурсы |
2
|
3
|
|
||||||
2 |
Различие стран Зарубежной Азии по размерам территории, численности населения и по специализации производства. Новые индустриальные страны. Япония. Индия. Китай. |
|
||||||||
Практическая работа № 7: «Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин». |
2 |
|
|
|||||||
Контрольные работы тест «Зарубежная Азия» |
1 |
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата на тему «Экономические и экологические проблемы» (выбор страны обучающимися). |
1 |
|
||||||||
Тема 6.4 Африка
|
Содержание учебной работы |
2 |
|
|
||||||
1. |
Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона История формирование его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. |
2 |
2 |
|
||||||
Практическая работа |
|
|
|
|||||||
Контрольные работы |
|
|
|
|||||||
Самостоятельная работа Особенности политеческой карты Африки. Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки проект |
1 |
|
|
|||||||
Тема 6.4 Северная Америка
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
||||||
1 |
Экономика – географическое положение США. Население. Природные ресурсы. Макрорайоны США. |
1 |
2
|
|
||||||
Практическая работа |
1 |
|
|
|||||||
Контрольные работы |
|
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Заполнить таблицу «Основных промышленных центров США по специализациям» |
1 |
|
||||||||
Тема 6.5 География населения и хозяйства Латинская Америка
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
||||||
1 |
Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения, природных ресурсов, население и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Бразилия. Аргентина, Мексика особенности географического положения, природно - ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия. |
1 |
2 |
|
||||||
|
2 |
|
||||||||
Практическая работа 8 «Составление комплексной экономико – географической характеристики стран и регионов мира». |
1 |
|
|
|||||||
Контрольные работы «Латинская Америка» |
- |
|
|
|||||||
Самостоятельная работа подготовить доклад с презентацией о странах Латинской Америки. |
1 |
|
|
|||||||
Контрольные работы |
- |
|
|
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата на тему «Современное геополитическое и геоэкологическое положение России, тенденции их возможного развития». проект |
2 |
|
|
|||||||
Тема 6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании |
1. |
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности геогрфического положения региона. История формирования его политической карты. |
1 |
3 |
|
|||||
Практическая работа « |
|
|
||||||||
Контрольные работы |
|
|
|
|||||||
Самостоятельная работа Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии проект |
1 |
|
||||||||
Раздел 7. Россия в современном мире |
|
2 |
|
|
||||||
Тема 7.1. |
1 |
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкологического положения России на рубеже XX-XXI вв. |
1 |
2 |
|
|||||
Практическая работа №9 «Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда» |
|
|
||||||||
Контрольные работы |
|
|
|
|||||||
Самостоятельная работа |
|
|
|
|||||||
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
|
2 |
|
|
||||||
Тема 8.1 Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
||||||
1 |
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. |
1 |
3 |
|
||||||
Практические занятия №10 «Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества» |
1 |
|
|
|||||||
Контрольные работы |
- |
|
|
|||||||
Самостоятельная работа создать проект глобальных проблем человечества (на выбор студента) |
2 |
|
|
|||||||
Итоговое занятие
|
Содержание учебного материала |
1 |
|
|
||||||
1 |
Итоговое занятие |
|
3 |
|
||||||
Практическая работа |
- |
|
|
|||||||
Контрольные работы итоговый тест |
1 |
|
||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
|
|
||||||||
Тематика рефератов (докладов) и индивидуальных проектов Новейшие изменения политической карты мира; Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира; Типы природопользования в различных регионах и странах мира; Особенности современного воспроизводства мирового населения; Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты; Качество жизни населения в различных странах и регионах мира; Языки народов мира; Современные международные миграции населения; Особенности урбанизации в развивающихся странах; Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира; Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки; «Мировые города» и их роль в современном мировом развитии; Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства; Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа; Крупнейшие автомобилестроительные компании мира; Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства; Международный туризм в различных странах и регионах мира; «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы; Запад и Восток Германии сегодня; Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии; Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае; Особенности политической карты Африки; Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки; Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом»; Географический рисунок хозяйства США;Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки; Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии; Особенности современного экономико-географического положения России; Внешняя торговля товарами России; Глобальная проблема изменения климата. |
18 |
|
||||||||
Итого часов |
|
54/36/18 |
|
|
||||||
7.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Введение. 1. Источники географической информации |
Объяснять междисциплинарные связи географии. Называть традиционные и новые источники географической информации. Демонстрировать роль Интернет и геоинформационных систем в изучении географии. |
2. Политическое устройство мира |
Показывать на карте различные страны мира. Приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделять страны с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснять различия развитых и развивающихся стран по уровню социально-экономического развития. Приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития. |
3. География мировых природных ресурсов |
Объяснять основные направления экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделять различные типы природопользования. Определять обеспеченность различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Называть основные направления использования ресурсов Мирового океана. |
|
|
4. География населения мира |
Называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделять различные типы воспроизводства населения и приводить примеры стран, для которых они характерны. Называть основные показатели качества жизни населения. Приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснять основные направления и причины современных международных миграций населения. ■ Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. ■ Показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы. |
|
|
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства |
■ Выделять характерные черты «зеленой революции». ■ Приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. ■ Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. ■ Показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира. |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства |
■ Приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. ■ Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. ■ Выделять страны с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. ■ Называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей. |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства |
■ Объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. ■ Приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. ■ Называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. ■ Показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. ■ Объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. ■ Называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами. |
|
|
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы |
■ Показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. ■ Сопоставлять страны Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. ■ Приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. ■ Называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. ■ Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. ■ Объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании. |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии |
■ Показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. ■ Сопоставлять страны Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. ■ Определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. ■ Называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. ■ Приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. ■ Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. ■ Объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии. нейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки. |
География населения и хозяйства Африки |
■ Показывать на карте различные страны Африки. ■ Называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. ■ Объяснять причины экономической отсталости стран Африки. ■ Показывать на карте и характеризовать круп |
|
|
География населения и хозяйства Северной Америки |
■ Объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. ■ Выделять отрасли международной специализации Канады, показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. ■ Объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. ■ Показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США. |
География населения и хозяйства Латинской Америки |
■ Показывать на карте различные страны Латинской Америки. ■ Сопоставлять страны Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. ■ Выделять страны Латинской Америки, наиболее обеспеченные различными видами природных ресурсов. ■ Приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. ■ Сопоставлять страны Латинской Америки по расовому составу населения. ■ Объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. ■ Показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. ■ Выделять отрасли международной специализации Бразилии и Мексики. |
География населения и хозяйства Австралии и Океании |
■ Объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. ■ Выделять отрасли международной специализации Австралии, показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. |
7. Россия в современном мире |
■ Объяснять современные особенности экономико-географического положения России. ■ Выделять основные товарные статьи экспорта и импорта России. ■ Называть ведущих внешнеторговых партнеров России. |
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
|
■ Выделять глобальные проблемы человечества. ■ Приводить примеры
проявления сырьевой, энер гетической, демографической, продовольственной и |
8.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ»
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета географии
Оборудование кабинета:
1. Комплект мебели для обучающихся.
2. Стол для преподавателя.
3. Стол компьютерный.
4. Учебно- методическая литература по географии (учебники, атласы, дидактические материалы, справочная литература).
5. Технические средства обучения (персональный компьютер, телевизор, видеоплеер, экран настенный).
6. Комплект карт
7. Модели.
8. Печатные пособия (таблицы, раздаточные материалы).
9. Экранно- звуковые средства (видеофильмы).
10. Программное обеспечение для компьютера.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, видеоплеер.
9.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. — 5-е изд., переработанное и дополненное. — М.: 2015
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11 классы. — М.: 2012
Кузнецов А.П., Ким Э.В. География. Базовый уровень. 10-11 классы.
— М.: 2011
Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. — М.: 2012
Холина В.Н. География. Профильный уровень. В 2 кн. 10—11 классы.
— М.: 2011, 2013
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17
мая 2012 г. № 413
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. — 5-е изд., переработанное и дополненное. — М.: 2015
География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство «Школьная пресса»
География и экология в школе XXI века: Научно-методический журнал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11 классы. — М.: 2012
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. — М.: 2011
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко. — М.: 1987
Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Осипов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и др. - М.: 2011
Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. — М.: 2003
Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложение (Компакт-диск). — М.: 2004
Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: 2001
Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Макаров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004
Интернет-ресурсы
www.cia.gov/library — сайт ЦРУ США
www.wikipedia.org — сайт общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии
www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО)
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологической службы США
www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов
http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.