Дидактическая разработка мастер-класса для молодых педагогов
«Кейс-метод как современный инструмент
эффективности учебного занятия»
Автор разработки: Прокопенко Светлана Георгиевна,
учитель географии, биологии МОУ «СШ № 5 Краснооктябрьского района города Волгограда» Волгоградской области
Аннотация
Метод кейсов представляет собой интерактивную форму проведения занятий, предполагающую использование реальных (или приближенных к реальным) ситуаций с целью анализа их обучающимися и выбора наиболее правильного и(или) оптимального решения. Кейс-метод способствует активному усвоению знаний, отработке методик и способов познания, накоплению богатой практической информации, что так важно в последующей профессиональной деятельности, да и вообще в жизни.
Кейс-метод является универсальным по применению в разных областях деятельности, как на уроках в школе по предметам, в дополнительном образовании на учебных занятиях в детских объединениях декоративно-прикладного творчества, социально-педагогического направленности, проектной деятельности, так и в обучении молодых педагогов в рамках проведения круглых столов, семинаров-практикумов.
Дидактическая разработка мастер-класса «Кейс метод как современный инструмент эффективности учебного занятия» рассматривает методы работы с кейсами в рамках проведения семинара для молодых педагогов клуба «Жирновский пеликан», 2018г.. К разработке прилагается дидактический материал: схема распределения функций между учащимися и учителем, правила работы с кейсом, правила проведения дискуссии в группах, дополнительная информация по структуре и эффективности учебного занятия.
Методический материал рассчитан на учителей общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования. Применение кейс метода предполагает: ориентир на формирование умений и навыков; сотворчество педагога и обучающегося; получение знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос; использование в процессе обучения и контроля знаний.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………....... 3 - 4
2.Основная часть……………………………………………………………………. 5 - 8
2.1. Методическая карта мастер-класса………………………………………… 5
2.2. Конспект мастер-класса…………………………………………………….. 6 - 8
3.Заключение………………………………………………………………………… 8
4.Список использованных источников…………………………………………… . 9
Приложения…………………………………………………………………………. 10
1.Введение
Актуальность разработки.
Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению [3].
Актуальность внедрения кейс-технологий в систему образования является неоспоримой. Это обусловлено двумя причинами. Первая заключается в том, что современное образование должно развиваться в общем ключе, оно должно быть направлено на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развития способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене способа мышления, умению перерабатывать значительные массивы информации. Вторая представляет собой ряд требований к качествам личности педагога, который, помимо соответствия требованиям первой причины, должен обладать также способностью наиболее успешного поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью решений в сложных условиях образовательной деятельности.
Цель разработки: познакомить с методикой использования кейс-метода, как современной педагогической технологией, направленной на формирование умений в решении педагогических ситуаций, применению интерактивных форм взаимодействия педагога с учащимися в профессиональной деятельности.
Задачи:
- расширить знания о применении кейс - метода в работе педагогов;
-создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста, творческого потенциала участников мастер-класса.
Новизна инновационного опыта педагога заключается в разработке мастер-класса для молодых педагогов по овладению современной образовательной технологией – кейс-методом в рамках профессиональной деятельности, в частности в области повышения эффективности учебного занятия, подбор кейсов, дополнительной информации, создание презентации.
Общеизвестно, что обучение бывает эффективным и достигает запланированных результатов, если: учащиеся активно включаются в процесс обучения; получают возможность для анализа своей деятельность и оценки своего потенциала; могут подготовиться к тем проблемам, с которыми им предстоит столкнуться в реальной жизни; могут не бояться высказать свои мысли, не получить осуждения за допущенные ошибки.
Одной из инновационных педагогических технологий позволяющих реализовать такой процесс обучения, является технология «кейс-стади». Именно этот метод, в отличие от многих традиционных методов, организует работу обучающихся так, чтобы они применили полученные теоретические знания в конкретной практической ситуации и убедились в том, что они действительно нужны, но в то же время поняли, что реальный мир намного сложнее, чем сформированные теоретические модели [2].
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы) [3].
Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.
Кейс не имеет готового ответа. Оптимальное решение может быть одно, а вот вариантов разрешения проблемы — несколько.
Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию.
Кейсы решаются в условиях ограниченного времени.
По отношению к другим технологиям обучения кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания.
Применения кейса в обучении, в основном, это обучающие конкретные ситуации, специально разработанные на основании фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. Они предназначены для обучения по предметам, истина в которых многообразна; акцент обучения переносится не на готовые знания, а на выработку этих знаний; итогом применения метода можно назвать не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
Практическая значимость разработки. Данная разработка имеет практическую направленность и может быть применена в профессиональной деятельности учителя общеобразовательной школы на уроках, педагога дополнительного образования на учебных занятиях в детских объединениях декоративно-прикладного творчества, социально-педагогического направленности, проектной деятельности, методиста в процессе повышения уровня профессионального мастерства молодых специалистов в рамках проведения круглых столов, семинаров-практикумов.
2. Основная часть
2.1. Методическая карта мастер-класса
Тема: «Кейс – метод как современный инструмент эффективности учебного занятия».
Цель: создать условия для формирования умений в решении педагогических ситуаций на основе кейс - метода.
Задачи: расширить знания о применении кейс - метода в работе педагогов; создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста, творческого потенциала участников мастер-класса.
Ожидаемые результаты:
Получат знания:
- о требованиях к эффективному занятию;
- о средствах современного занятия;
- о разновидностях кейс-технологии;
- что представляет собой кейс-метод;
- какие учебные задачи решаются при использовании кейс-метода в учебном процессе.
Выработают умения:
- анализировать конкретные ситуации (кейсы);
- применять метод анализа конкретной ситуации в обучении.
Дидактический материал: Презентация «Кейс – метод как современный инструмент эффективности учебного занятия», раздаточный материал: Кейс № 1 (ситуация, «Условия эффективности учебного занятия»), Кейс № 2 (ситуация, дополнительная информация «Показатели эффективности проведения учебного занятия»), буклет «Кейс-метод», таблица «Схема распределения функций между обучающимися и педагогом», «Правила работы с кейсом», рефлексивный экран «Чемодан, мельница, корзина», бейджики: «модератор», «секретарь», «спикер» для 2-х групп.
2.2. Ход мастер-класса (25 минут)
Участники мастер-класса при входе получают бейджики с отличительным значком – (эмблема по цвету: красная и желтая) На доске крепятся фигурки учителя и детей, от них рисуется дорога «Путь к успеху». Участники мастер-класса рассаживаются по двум микрогруппам по цвету эмблемы на бейджике.
1. Введение - 2 мин.
Вступительное слово.
В начале нашей встречи предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Повернитесь, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте позитивного настроения, уверенности в себе. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.
Все общение с участниками мастер-класса идёт с помощью компьютерной презентации (приложение 1)
2. Основная часть - 5 мин.
Какие бы новации не вводились в образовании, только на учебном занятии, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: педагог и ученик. И сегодня вы, уважаемые педагоги мои ученики.
Каким, на ваш взгляд, должно быть современное учебное занятие?
От кого и от чего зависит эффективность занятия?
Общеизвестно, что обучение бывает эффективным и достигает запланированных результатов, если: учащиеся активно включаются в процесс обучения; получают возможность для анализа своей деятельность и оценки своего потенциала; могут подготовиться к тем проблемам, с которыми им предстоит столкнуться в реальной жизни; могут не бояться высказать свои мысли, не получить осуждения за допущенные ошибки.
Всему выше перечисленному способствует один из методов кейс-технологии – кейс – метод. Данный метод предполагает в процессе обучения использование групповой работы по решению проблем реальных (жизненных) ситуаций.
Название технологии произошло от латинского casus –запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Исторически известно, что этот метод возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США).
Основу кейс-метода составляет сам кейс - описание конкретной ситуации, техническое задание и источники информации.
3. Практическая часть - 13 мин.
Инструктаж по практической части – 3 мин.
Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы, предлагаю рассмотреть ее практически. На занятиях с использованием кейс-метода зрителей нет, участвуют все. Каждая группа выбирает:
1.«Модератора», координирующего работу;
2.«Секретаря» - фиксирующего результаты работы;
3.«Спикера» - представляющего проект на общее обсуждение.
Распределите роли в своей группе и прикрепите бейджики (приложение 2).
Предлагаю познакомиться с содержимым вашего мини-кейса:
1. Ситуация – задание;
2. Таблица для работы с заданием;
3. Источники информации.
Группа № 1 получает кейс № 1 (приложение 3)
Группа № 2 получает кейс № 2 (приложение 4).
Ваша цель - определить проблему и пути её решения. Участники группы индивидуально или в паре работают с ситуацией-заданием, выдвигают предположения, заполняют таблицу. Затем модератор организует дискуссию для определения верного решения. Готовое решение секретарь фиксирует в специальной таблице, а спикер готовиться к защите группового проекта.
Мне отводится роль вашего консультанта. Приступайте к работе!
Время работы с кейсом - 7 минут (ведущий подходит к участникам группам для уточнения или разъяснения задания, использует дополнительный материал «Комментарий наставника» - приложение 5). Участники: знакомятся с содержанием Кейса и правилами ведения дискуссии (приложение 6).
Защита кейсов - 5 минут
Время истекло. Прошу спикера первой группы представить итоги работы (защита кейса). Теперь свой кейс защищает шкипер второй группы (защита кейса).
4. Подведение итогов работы - 5 мин.
А теперь давайте подведём итоги мастер-класса.
Рефлексия «Чемодан, корзина, мельница».
На экране вы видите три предмета: чемодан, мусорная корзина, мельница. Каждый участник получает три цветных листочка.
Объяснение:
1. на чемодан прикрепляем – то, что вы заберете с собой и будете активно применять в своей педагогической практике;
2. на корзину – то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно выкинуть;
3. на мельницу – то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно еще додумать и доработать.
По вашим отзывам видно, что мастер-класс оказался для вас интересным и полезным, но остались еще моменты, которые нужно дополнительно изучить, проанализировать.
Сегодня вы приобрели первоначальный багаж знаний по кейс-методу, но я надеюсь, что он будет пополняться новыми разработками.
Впереди вас ждет длинная дорога творчества и успеха.
Желаю вам удачи! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с вами!
4. Список использованных источников
1.Столбова Н. П., Тихова М.А. «OFF-LINE НАСТАВНИК» Учебное пособие для молодых педагогов. ГБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской», 2016.
2.Самусенко Д. Р., Матвеева М. Н. Кейс-метод как инструмент соединения основного и дополнительного образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 98-102. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3708/ (дата обращения: 27.06.2019).
3.Толочина (Демьянчук) О.Г. Кейс - технологии как один из инновационных методов образовательной среды, 2013.
Приложения:
Приложение 1 «Презентации «Кейс - метод как современный инструмент эффективности учебного занятия»» https://cloud.mail.ru/public/3yuL/5GmPapMq6
Приложение 2 «Правила работы с кейсом».
https://cloud.mail.ru/public/31H7/4yV9qVmpJ
Приложение 3 «Мини - кейс № 1».
https://cloud.mail.ru/public/ivnz/iUHANy63j
Приложение 4 «Мини - кейс № 2».
https://cloud.mail.ru/public/4UB4/4qxWY9eCs
Приложение 5 «Комментарий наставника».
https://cloud.mail.ru/public/2i3D/4DmdwiQtz
Приложение 6 «Правилами ведения дискуссии».
https://cloud.mail.ru/public/3fTf/466pcYhYm
Приложение 7 «Показатель эффективности урока»
https://cloud.mail.ru/public/3PCZ/5u6vJcWk4
https://cloud.mail.ru/public/3eiX/4UwgcWVFD
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.