Мои инновации в образовании
Оценка 4.8

Мои инновации в образовании

Оценка 4.8
docx
русская литература
5 кл—7 кл
30.03.2021
Мои инновации в образовании
Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач современного преподавания литературы.
Мои инновации в образовании – 2020 Стрельникова Н.Н..docx

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Вадская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Всероссийский педагогический конкурс «Мои инновации в образовании – 2020»

 

 

 

Номинация: Творческое развитие обучающихся

 

 

 Тема работы: 

 Театральные технологии на уроках  литературы и внеклассного чтения как способ активизации мыслительной деятельности обучающихся

 

 

 Автор: Стрельникова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

Театр как вид искусства предполагает возможность гибкого построения образовательного  процесса  как на уроках литературы , так и во внеурочной деятельности; дает широкие возможности для индивидуального участия детей и развития их творческих способностей.

Для себя я давно решила: самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения  художественному воображению, путь к самореализации – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театральная деятельность.

Актуальность работы обусловлена тем, что театральные технологии на уроках  литературы и внеклассного чтения  способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся; рассматриваются как способ самовыражения, инструмент решения характерологических конфликтов и средство снятия психологического напряжения у детей.

Исходя из всего сказанного, я поставила перед собой следующие цели и задачи профессиональной деятельности:

Целью своей работы я считаю воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, мыслительной деятельности обучающихся, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

Обучающие

- внедрение в образовательный процесс   театральных технологий, повышающих  эффективность  работы с  талантливыми детьми;

- обучение построению диалога, самостоятельно выбирая партнера;

-развитие коммуникативных навыков;

-знакомство детей с театральной терминологией, с видами театрального искусства.

Развивающие

- развитие представлений о видах театрального искусства;

-развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости и фантазии, воображения, образного мышления;

- развитие умения согласовывать свои действия с другими детьми.

Воспитательные

-воспитание читательского интереса, привитие любви и уважения к литературе;

- воспитание творческой активности подростка, ценящего в себе и других такие качества, как доброжелательность,  уважение к творчеству других;

-духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры, ценностное воспитание к прекрасному.

  Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач современного преподавания литературы. Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Л.С.Выготский, М.А.Рыбникова, В.А.Сухомлинский,  Ж. Пиаже, Зепалова А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов и др. Они углубили теорию развития творчества и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.

Литературное творчество, по мнению Л.С.Выготского, является самым характерным для школьного возраста.

Практическая разработка методики творческой деятельности учащихся при изучении литературы начата еще М.А.Рыбниковой. Ее известный тезис «От маленького писателя к большому читателю» показал: если школьник попробует себя в творчестве, он будет гораздо более чуток к авторскому слову, писательскому мастерству.

Очень ярко эту мысль выразил В.А.Сухомлинский: «Любовь к поэтическому творчеству не может быть воспитана без творчества».

Основу современного театра составляют театральные технологии, начало бурному развитию которых было положено К.С.Станиславским. Теория К.С.Станиславского является средством развития творческих задатков и способностей подростка как в области восприятия, так и в собственном творчестве. Развивается активность, внимание, наблюдательность, умение фантазировать. По Станиславскому, работа с текстом помогает ребенку развивать мыслительную деятельность, гибкость, мобильность, самостоятельность, выразительность своей мимики, речи, движений.

Новизна опыта – мною разработан дидактический и методический инструментарий, который может быть использован в работе с творческими обучающимися в условиях школы.

Практическая значимость опыта - развитие интереса к литературе; положительные тенденции в обучении (повышение качества знаний по предмету, возможность почувствовать индивидуальные особенности каждого: талант, творческие способности, настроение, интересы, атмосферу дружелюбия); развитие творческих способностей обучающихся, формирование их активной жизненной позиции. Мой опыт работы может быть полезен учителям русского языка и литературы других образовательных организаций.

Содержание опыта

Театральные технологии  в школе - это универсальная образовательная модель, обеспечивающая интеграцию разных видов искусств, мотивацию к чтению и анализу текстов литературных произведений.

Организация работы с творческими обучающимися  включает в себя урочную и внеурочную деятельность: нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия с применением театральных технологий (инсценировка, интервью с историческими героями, урок-концерт, урок-диспут, урок-портрет, урок-сказка, урок-спектакль, литературные гостиные, литературно-музыкальные композиции и др.)

Станиславский вкладывал в искусство актерской игры три составляющие:

1. Ремесло (штампы)-приемы ремесленной игры - это игра актера с действительностью. Зрителям нужны правильные действия: соответствующая мимика, голос, движения-ремесленника. Ремесло учит актера: выходить и играть на сцене.

2. Искусство представления: длительные репетиции вызывают подлинные переживания. Суть в том, чтобы актер умело и правдоподобно передавал заданный образ, умело исполнял свою роль.

3.Искусство переживания: создать жизнь человеческого духа и передать ее на сцене в художественной форме. Константин Сергеевич пояснял: все, что не пережито актером, остается мертвым и портит работу артиста.

Почему меня заинтересовала эта технология?

На уроках литературы использование театральных технологий необходимо  потому, что обучающиеся могут не просто перерабатывать информацию, а переживать, «примерять» на себя роли различных  персонажей из произведений, почувствовать своеобразие того времени, в котором жил герой.

Приёмы использования элементов театрализации на уроке

 

- Персонификация – реально живший литературный  герой  участвует в уроке как помощник учителя (няня Арина Родионовна проводит заочное путешествие по музею А.С.Пушкина в Б.Болдино);

         - Театр одного актёра («Кто я?». Ученик в костюме   персонажа рассказывает о  литературном герое, учащиеся угадывают, кто он);

          - Чтение по ролям (Гоголь «Ревизор», А.П.Чехов «Злоумышленник» и

др.);

     - Инсценирование (драматизация) - способ передачи обучающимся  информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

   - Историческая сценка - способ передачи обучающимися исторической информации.

   - Сценически-игровые упражнения - обучающиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют их поведение. Место и время действия: сценические этюды, пантомима, составление словесного портрета.

 

Пример  тематического планирования по УМК Коровиной В.Я.

(5 - 9 классы) с использованием театральных технологий

.

Класс

Тема урока

Работа с текстом

Приемы театрализации

Создание театрального пространства

5 класс

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник».

Лексическая и исследовательскаяработа с текстом.

Выразительно читают отрывки по ролям, дают характеристики речи героев через анализ текста, комментируют описание жестов, мимики, интонации действующих лиц.

Устное рисование главных героев;

Подбор костюмов к героям.

 

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Судьба Фильки.

Выбор ключевых сцен, выделение эпизодов для театральной постановки. Сцена «Разговор Фильки и Панкрата»

Инсценирование эпизода,

проба на роль.

 

 

Обсуждение душевного состояния Фильки. Подбор костюмов для актеров, выбор декораций.

Ответы на вопросы.

6 класс

 

М.Пришвин «Кладовая солнца»

Человек в окружающем мире. «Что есть правда».

Выбор ключевых сцен,  выделение эпизодов для театральной постановки,

подготовка к диалогическому чтению

Создание творческих групп, проба на роль,

инсценирование эпизодов.

«Ссора Насти и Митраши»,

«Сборы Насти и Митраши за клюквой»

Подготовка костюмов и выбор героев для постановки эпизодов,

написание отзыва

 

Урок-концерт. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

Прослушивание стихов о В.О.войне

в исполнении актеров.

Чтение интервью по ролям,

выразительное чтение стихотворений.

Составление презентации,

подбор фотографий писателей, журналистов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, использование в презентации видеозаписей художественных фильмов.

7 класс

 

Урок по рассказу Чехова «Злоумышленник»

Осмысленный выбор эпизодов произведения  и их анализ.

Групповая работа по вопросам,

выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста

Устное рисование,

инсценированное

чтение, подбор декораций, костюмов, создание ремарок.

8 класс

 

Литературно-музыкальная композиция.

Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта.

 Чтение стихов Н.Рубцова, фактов из его биографии.

Выбор ведущих(2 чел.)

Распределение стихотворений между учащимися.

Представление постановочного варианта.

Подбор костюмов и элементов декораций для воссоздания той эпохи, в которой жил поэт

 

 

 

 

Урок внеклассного чтения

по повести Б.Васильева «Завтра была война».

 Осмысленный выбор эпизодов произведения и анализ их.

Репетиция эпизода из повести, перевод эпического  текста в драматургический, воссоздание эпохи.

Подготовка костюмов, создание   презентации,

подбор декорации, написание отзыва

 

Урок по биографии Н.В.Гоголя.

Гоголь и театр.

Учитель проводит словарную работу на знание

театральных терминов, рассказывает об

истории создания комедии «Ревизор».

 

Выбор эпизода из комедии, распределение ролей.

Проговаривание ремарок к диалогу.

Постановка эпизода из комедии в исполнении учеников класса (Хлестаков и Марья Андреевна).

 

1.Нарисовать афишу к комедии (группа

 художников);

2.Нарисовать билеты-приглашения на

 представления (каждый

 учащийся);

3.Подготовить костюм фокусника (индивидуально);

4.Приготовить таблички с названием мест в театре (по желанию);

5.Библиографам найти

 интересные сведения об отношении Гоголя к театру;

6.Приготовить плюшевую игрушку (собаку), томик стихов Пушкина, колоду карт, бумажные деньги, 2 конверта.

9 класс

 

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

Рассказ «Тоска».

Прослушивание текста записи,

чтение  рассказа  по ролям

 

Оформление диалогов по  сценарию.

Составление ремарок к диалогу и режиссирование.

Подбор костюмов героям, изготовление декораций, подбор музыкального сопровождения

 

А.С.Грибоедов«Горе от ума». Анализ I действия комедии «К вам Александр Андреич Чацкий».

Чтение д.1.

Выразительное чтение по ролям, рецензирование чтения, характеристика героев.

  Инсценирование  по д.1,обсуждение ремарок,  авторской  позиции,    характеристики  героев

Подбор костюмов и декораций, анимаций к комедии.

Написание рецензий.

 

По моему мнению, начиная с 5 класса, нужно плодотворнее использовать прием инсценировки,  воздействующий   на эмоционально-образное мышление.

В 6-7 – х классах целесообразнее применять «актерские» интерпретации и составление театрального сценария.

В 8-9-х классах - эффективнее применять создание «режиссерских» интерпретаций.

Таким образом, привлечение театрализованных сцен на уроки  литературы и внеклассного чтения  способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся.

 

Аналитические материалы

Проверка эффективности методов применения театральных        технологий на уроках литературы

Результаты опроса обучающихся 6 класса

Опрос проводился среди обучающихся 6 класса в начале и в конце учебного года. Было предложено выбрать любимый вид работы на уроке: инсценирование, беседа, викторина, кроссворд. 72% детей предпочли сценически-игровой вариант, что свидетельствует об их стремлении к активным формам учебной деятельности

Динамика обучающихся, ставших победителями и призёрами в творческих конкурсах, конференциях

 

Количество обучающихся, ставших победителями и призёрами в творческих конкурсах, конференциях, увеличилось с 30% в 2017 году до 48% в 2019 году благодаря внедрению активных форм обучения.

 

За последние три года увеличилось количество выпускников 9-х классов, выбравших художественно-эстетическое и гуманитарное  направление в ОО.

Одна  обучающаяся (2017-2020 гг.) является актрисой  Вадского Народного театра.

                               

                     Способы распространения опыта

Своим опытом работы по использованию театральных технологий на уроках литературы и во внеурочной деятельности я делюсь на заседаниях школьных методических объединений,  педагогических советов, круглых столов, на странице Интернет-проекта «Инфоурок», провожу открытые уроки,  классные часы.

Перспективы и дальнейшие задачи

В дальнейшем планирую продолжить и совершенствовать работу по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся, увеличению количества призёров и победителей конкурсов чтецов, что будет способствовать формированию  активной жизненной позиции и развитию личности каждого обучающегося.

 

                           Список литературы

1.            Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

2.            Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.

3.            Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: книга для учителя. – М., 1986.

4.            Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1997.

5.            Гин А.И. Приёмы педагогической технологии. – М., 1998.

6.            Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1982.- с.175

7.            Ильин Е.Н. Путь к ученику. – Л., 1991.

8.            Мейерхольд В.Э. Театр и зритель. – М., 1989.

9.            Савенков А.В. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

10.        Смелкова З.С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках В.А. словесности. – М.,1999.

11. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. – К., 1985.

12.Станиславский К.С.Работа актера над собой. Работа актера над ролью.Собр.соч.т.2-4,М.1954-57

 

 

 

                          


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Театр как вид искусства предполагает возможность гибкого построения образовательного процесса как на уроках литературы , так и во внеурочной деятельности; дает широкие возможности для индивидуального…

Театр как вид искусства предполагает возможность гибкого построения образовательного процесса как на уроках литературы , так и во внеурочной деятельности; дает широкие возможности для индивидуального…

Воспитательные -воспитание читательского интереса, привитие любви и уважения к литературе; - воспитание творческой активности подростка, ценящего в себе и других такие качества, как доброжелательность, уважение…

Воспитательные -воспитание читательского интереса, привитие любви и уважения к литературе; - воспитание творческой активности подростка, ценящего в себе и других такие качества, как доброжелательность, уважение…

Развивается активность, внимание, наблюдательность, умение фантазировать

Развивается активность, внимание, наблюдательность, умение фантазировать

Искусство представления : длительные репетиции вызывают подлинные переживания

Искусство представления : длительные репетиции вызывают подлинные переживания

Пример тематического планирования по

Пример тематического планирования по

Урок внеклассного чтения по повести

Урок внеклассного чтения по повести

Аналитические материалы Проверка эффективности методов применения театральных технологий на уроках литературы

Аналитические материалы Проверка эффективности методов применения театральных технологий на уроках литературы

Количество обучающихся, ставших победителями и призёрами в творческих конкурсах, конференциях, увеличилось с 30% в 2017 году до 48% в 2019 году благодаря внедрению активных форм…

Количество обучающихся, ставших победителями и призёрами в творческих конкурсах, конференциях, увеличилось с 30% в 2017 году до 48% в 2019 году благодаря внедрению активных форм…

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2021