В данной статье рассматривается проблема и пути решения школьной дезадаптации детей с особыми образовательными потребностями. Я раскрываю формы, виды деятельности школьных специалистов в нахождении решения данного вопроса. На основе опыта работы специалистов можно уверенно сделать вывод: дети умеют размышлять над событиями школьной и общественной жизни, извлекать из них уроки, в том числе и нравственные, умеют оценивать объективность получаемой информации, а в конечном итоге- формируется личность.
Способствуя процессу социализации, адаптации, т.е. усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяет ребенку как личности функционировать в качестве полноправного члена общества.В данной статье рассматривается проблема и пути решения школьной дезадаптации детей с особыми образовательными потребностями.
СТАТЬЯ.doc
«Проблемы и пути решения школьной дезадаптации
детей с особыми образовательными потребностями»
Свою статью хочу построить на опыте сотрудников КГУ «Средняя школа
№13» города Петропавловска, Североказахстанской области. Коллектив школы
занимается внедрением инклюзивного образования, выпустила более 35 ребят с ООП,
которые в жизни достигли больших успехов, а именно закончили ВУЗы, колледжи,
женились, вышли замуж создали семьи, работают, растят детей. Объединение
инвалидов «АРДОСЖурек», создано в г.Петропавловске при поддержке Союза
молодежных организаций СКО. Проблемы повышения эффективности социальной
защиты и реабилитации людей с особыми нуждами лежат в основе идеи создания ОО
«АРДОСЖурек», автором которой является выпускник КГУ «Средняя школа
№13», выпускник юридического факультета СевероКазахстанского
государственного университета Акжан Кәрим. Казахстанская боксёрка Дарига
Шакимова, выпускница « СШ№13», чемпионка Азии 2010 года, бронзовый призёр
Олимпиады 2016 года в РиодеЖанейро.
"Школьная дезадаптация" это нарушение приспособления личности
школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частое явление
расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с
какимилибо патологическими факторами.
Обучение в КГУ «Средняя школа №13» среди нормально развивающихся
сверстников, дает возможность ребятам с особыми образовательными потребностями,
чувствовать себя обычными, такими же, как их друзья, одноклассники, мальчишки и
девчонки. У педагогического коллектива нашей школы уже есть огромный опыт за
плечами, которым могут поделиться с коллегами.
Опыт работы педагогадефектолога.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития
ребёнка и имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное его развитие является
1 базовым для успешного овладения многими видами деятельности.В нашей школе
обучаются дети, имеющие нарушение опорнодвигательного аппарата, а также
сопутствующие нарушения, установленные ПМПК. ДЦП – это первичный дефект,
пространственного и временного
влекущий за собой вторичные нарушения
восприятия, недостаточное развитие памяти и внимания, речевые нарушения и т.д.
Поэтому приоритетное направление работы уделяется адаптации, коррекции и
развитию сенсомоторных процессов, чтобы дети адаптацию прошли быстро и
безболезненно. На своих занятиях уделяет особое внимание развитию общей и мелкой
моторики. Это различные игры подвижного характера, тактильные дорожки,
групповые формы работы,
совершенствование хватательных движений,
способствующие двигательной активности и оказанию взаимопомощи. В процессе
обучения дети должны получать не только знания, но и научиться преодолевать свой
недуг и помочь в этом другим. Динамическая пауза (проведение физминутки,
способствующей развитию внимания и мелкой моторики / с использованием ИКТ).
Практически все дети, имеющие ДЦП, испытывают трудности, связанные с
недоразвитием тонких дифференцированных движений пальцев рук, поэтому
развитию мелкой моторики педагогдефектолог уделяет особое внимание на каждом
занятии. Стараясь использовать новые формы работы, которые бы способствовали
повышению интереса к занятиям, помогли бы в адаптации.Биоэнергопластика,
элементы СуДжок терапии,тактильный контакт с тканями, работа с песком,элементы
теневого театра, конечно, в процессе работы не обойтись без использования
подручных материалов. Это различного рода шнуровки, оригами, нитки, пазлы, глина,
пластилин, тактильные и объемные изображения, оригами и т.д. На каждом занятии
ребята с педагогомдефектологом обсуждают практическое применение полученных
навыков в повседневной жизни. Особый интерес детей связан работой с резинками. На
занятиях пользуются обычными канцелярскими резинками, так как они более
крупные и прочные, особенно это важно в начале работы. Детям нравится создавать
образы на панно, выполнять фокусы с резинками. Процесс работы имеет
2 практическую направленность и применение навыков в быту.Ребята постарше создают
собственные шедевры, которые не перестают удивлять.
Опыт работы педагогапсихолога.
На занятиях педагогпсихолог проводит занятия по адаптации школьников. Они
знакомятся с множеством неизвестных им прежде понятий: «безбарьерная среда»,
«инклюзивное образование», «толерантность» и т.д. Главное, уроки дают осознание
того, что людей с инвалидностью можно и нужно воспринимать как полноправных
членов общества, с ними, как и со всеми, можно дружить, играть, общаться. Учащиеся
понимают, что все люди разные, и каждый ценен посвоему. Ребята с ООП в нашей
школе адаптированы и чувствуют себя комфортно. Упражнениетест, мышечный
зажим «Точкаточказапятая» из телесноориентированной психотерапии, метод
«Пять пальцев», удобный способ подведения итогов прожитого дня. Эта простая и
доступная техника позволяет с большой пользой анализировать итоги дня.
Опыт работы педагога дополнительного образования.
Адаптация в современном обществе понимается как процесс усвоения
человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей,
позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. В
рамках занятий по программе кружка «Азбука журналистики», учащиеся с особыми
образовательными потребностями реализуют свой творческий потенциал в области
журналистики,
искусства фотографии.Деятельность кружка
представляет собой своеобразную редакцию подростковой газеты, где все
информатики,
ответственные должности распределялись по желанию детей и их способностям к той
или иной работе. Ребята стараются сами составлять, редактировать, издавать.
Сплоченно трудятся под девизом: « Как здорово, что есть мы друг у друга».
В составленной программе драматического кружка «Шаңырақ» детский театр
рассматривается не только как средство достижения некоего художественного
результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным
искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес,
пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и
3 сопереживанию. Кружок ««Шаңырақ» это совершенно иная форма организации
учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их
добывает, строит сам.
Значимым моментом при работе с детьми ООП является воспитательная работа.
Главным звеном этой работы является создание школьной адаптации детей с ООП и
укрепление сплоченного коллектива. Этому способствует общие занятия подготовка
и проведение общих праздников, выступлений. Очень важны отношения в коллективе.
Коллективная работа способствует формированию нравственных качеств ребят,
обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога создать комфортный
микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать
себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым. Они всегда ценят
взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость.
Выводы:
Преимущества для детей с особыми образовательными потребностями
Преимущества для обычных детей, без ограниченных возможностей
Инклюзивное образование дает преимущества:
►
►
►
►
►
Нам сегодня есть что сказать и кем гордиться!
Преимущества для сообщества
Преимущества для семей детей с ограниченными возможностями
Преимущества для семей обычных детей, без ограниченных возможностей
Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие вот основные составляющие
успеха школы №13.
«Школа это моя семья» говорят ученики КГУ «Средней школы №13».
Если метод инклюзивного образования разработан относительно всей системы
учреждения, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет
наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с
проживанием в семье.
4 5
Мои достижения
Мои достижения
Мои достижения
Мои достижения
Мои достижения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.