Мой проект на тему:"Изобразительная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство развития мелкой моторики (на примере аппликации) "
Оценка 4.8

Мой проект на тему:"Изобразительная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство развития мелкой моторики (на примере аппликации) "

Оценка 4.8
docx
24.11.2021
Мой проект на тему:"Изобразительная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство развития мелкой моторики (на примере аппликации) "
проект.docx

ПРОЕКТ

 

Изобразительная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство развития мелкой моторики (на примере аппликации)

 

 

 

 

 

                 Выполнила: воспитатель  

«МОУ Бендерский детский сад №24»

Саввова Инна Федоровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение….………………………………………………………………………

1.Теоретический аспект развития мелкой моторики детей старшего дошкольного  возраста в непосредственной образовательной деятельности по аппликации……………………………………………………..

1.1 Особенности развития мелкой моторики  детей старшего дошкольного  возраста ………………………………………………………………………….

1.2 Возможности изобразительной деятельности (на примере аппликации) в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………

2. Практическая работа по развитию мелкой моторики  детей старшего дошкольного  возраста в нетрадиционных техниках аппликации ……………………………………………………

2.1 Разработка и апробация конспектов занятий по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста на примере аппликации……………………

2.2 Практическая значимость использования конспектов НОД по аппликации для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста…………………………19

Заключение……………………………………………………………….……21 Список литературы……………………………………………………………23 Приложения

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В изобразительной деятельности участвуют и проявляются все психические процессы. Исследователи указывают на развитие восприятия формы, цвета и пространственных отношений на занятиях по аппликации, моторики, внимания и воображения. Вместе с тем, новые данные нейропсихологии и психофизиологии позволили исследователям обратить внимание на важность сенсорного развития детей, а именно на развитие моторики.

Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Мелкая моторика – это координированные, тонкие движения пальцев, способность обращаться с небольшими предметами и совершать более точные действия

Исследования отечественных педагогов и психологов XX века показали, что мелкая моторика чрезвычайно важна для развития высших свойств сознания – мышления, воображения, внимания, наблюдательности, речи, двигательной и зрительной памяти (М.М. Кольцова, Л.А. Новиков).

Доказано, что почти целая треть двигательной проекции коры головного мозга отведена под проекцию кисти руки. Она расположена очень близко от речевой зоны мозга и имеет с ней очень тесную связь. Если развивается мелкая моторика у ребенка, то стимулируются не только те центры мозга, которые отвечают непосредственно за движения пальцев, но и отвечающие за речь. Таким образом, мелкая моторика тесно связана с речью и восприятием на уровне фундаментального строения центральной нервной системы.

Изучив опыт работы разных педагогов по развитию мелкой моторики, отметили, что одни из них отдают предпочтение штриховке и аппликации, другие – различным видам театра и пальчиковым играм. Мы решили отдать предпочтение изо деятельности, а именно аппликации, так как она является наиболее близкой и естественным видом деятельности для ребенка дошкольного возраста.

Данная актуальность позволила сформулировать тему проекта: «Изобразительная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство развития мелкой моторики (на примере аппликации)».

Цель проекта: разработка комплекса занятий по аппликации в различных нетрадиционных техниках,  позволяющего повысить эффективность деятельности образовательного процесса.

Объект проекта: процесс развития мелкой моторики  детей дошкольного возраста в условиях организованной образовательной деятельности

Предмет проекта: организованная образовательная деятельность  по аппликации в современных техниках, способствующая развитию мелкой моторики  детей старшего дошкольного  возраста

Задачи:

1.Организовать целенаправленную деятельность ребенка;

2.учесть индивидуальные особенности каждого ребенка;

3.сформировать знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел.

4. Разработать комплекс занятий по аппликации в различных нетрадиционных техниках

Предполагаемый результат проекта: возможность использования  материалов проекта в практике работы воспитателей организаций  дошкольного образования в развитии мелкой моторики дошкольников в процессе выполнения аппликаций в различных нетрадиционных техниках.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1 Особенности развития мелкой моторики  детей старшего дошкольного возраста

Проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание особенно в наши дни. Сенсомоторное развитие - один из ведущих факторов развития ребенка.

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [2, с. 10].

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, может зависеть почерк человека.

Учеными доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Исходя, из этого можно считать, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни был проведен такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается [1].

В.В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее» [3].

Н.А. Бернштейном был предложен совершенно новое понимание управления движениями: он назвал его принципом сенсомоторных коррекций, уточняющие моторные импульсы в процессе движения на основе непрерывно поступающей информации об изменениях в ходе условии его протекания. Он описал, что какую информацию несут сигналы обратной связи: сообщают ли о степени напряжения мышц, о положении частей тела, о скорости, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Н.А. Бернштейн описал уровни построения движений. Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений: центральный отдел управления - этаж, тип сенсорных коррекций, тип двигательных задач и репертуар движений [3, с.80].

Наряду с этим, как подчеркивает Н.А. Бернштейн, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания – застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. У правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области — сенсорная речевая зона. Так вот, оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же активизацию в правом полушарии.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание непосредственно образовательной деятельности по аппликации, упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Изучение теоретического материала дают возможность сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.  

 

 

1.2           Возможности непосредственно-образовательной деятельности по аппликации в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

На всех этапах обучения, особенно на начальном, важно привить интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание творить. Поэтому в качестве одного из главных методов используют обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно изображать, а также обыгрывание уже готовых изображений. В играх дети учатся соотносить реально существующие предметы и их изображения [4].

На занятиях по изобразительной деятельности используются дидактические игры, направленные на выделение детьми определенных свойств и отношений предметов. У детей формируют восприятие цвета, они ощущают разнообразие материалов (салфетки, крупы, вату, шишки), слышат шуршание бумаги, хруст при ее разрезании, ощущают запах краски, клея или естественных материалов. Специальные дидактические игры направлены на развитие восприятия формы, соотнесение плоскостных и объемных предметов, умение использовать при их восприятии различные ощущения: зрительные, двигательные, тактильно-двигательные [4].

В обучении изобразительной деятельности на начальных этапах в качестве одного из методов используется подражание действиям взрослого. Показ действий проводится по частям, чтобы дети могли хорошо видеть и подражать действиям воспитателя. Если дети способны перейти к работе по образцу, то не следует долгое время использовать подражание. В старших группах подражание используется в основном при демонстрации техники выполнения аппликации, например аппликация, выполненная в технике «торцевания» или «оригами».

Более сложная деятельность требуется от ребенка в процессе выполнения аппликации  , так как ребенок не видит действий взрослого, перед ним находится только их результат. Для того чтобы воспроизвести образец, его необходимо проанализировать: определить цвет, форму, величину, технику выполнения выделить части изображения и их пространственное соотношение. Анализ образца проводится под руководством воспитателя, в процессе анализа у детей постепенно складываются навыки самостоятельного расчлененного восприятия образца. Однако работа по образцу не дает возможности для реализации творческих возможностей ребенка, она носит характер копирования, поэтому мало применяется в процессе предметной аппликации.

Одним из наиболее широко используемых техник обучения предметной аппликации является геометрическая аппликация или аппликация из геометрических фигур. В процессе обучения аппликации в технике обрывания или «мозайка» важно научить детей самостоятельно обрывать небольшие кусочки цветной бумаги, расчитывать их обьем или количество для заполнения уже намеченного шаблона изображения, воспринимать окружающие предметы и явления и передавать их в своих творческих работах. Для того чтобы научить детей последовательно воспринимать предмет и его свойства, педагог учит детей целенаправленному обследованию материалов, которые  используют в аппликации  детей. В процессе обследования дети сначала целостно воспринимают предмет, материал и его свойство, затем выделяют его основные части, определяют цвет, форму, величину, пространственное расположение частей, а затем снова целостно воспринимают предмет. Важно, чтобы дети хорошо представляли объект изображения: его функции и свойства [5].

Обследование предмета, прежде всего выявление его формы, предполагает как зрительное, так и тактильно-двигательное моделирование: обведение по контуру , вырезание по контуру или шаблону, как, например, в ленточной аппликации или силуэтной.

В дошкольных учреждениях также широко используется аппликации по лексическим темам, при котором в русле заданной темы дети могут изображать разные предметы и сюжеты [6].

Наиболее высоким уровнем формирования изобразительной деятельности является силуэтная аппликация. Она доступна детям хорошо владеющим ножницами. Подлинное творчество ребенка в аппликации достигается в коллективных работах, где дети самостоятельно определяют сюжет изображения, распределяют между собой отдельные предметы и изображения, развивая умения договариваться между собой.

Продукты деятельности аппликации – творческие работы детей, выполненные в различных техниках, а также мысли и чувства, возникающие при его создании, содержат эстетическую оценку действительности. «Детское искусство начинается там, где начинаются эстетические оценки воспринимаемой действительности, хотя сама работа детей в этой области есть творчество, но не обязательно искусство» - писал В.С. Щербаков [7, с. 32].

В процессе выполнения аппликаций у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.               Изобразительная деятельность осуществляется на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, результатом которых является определенный продукт деятельности. Целенаправленное обучение детей этим видам деятельности стимулирует психическое развитие и способствует коррекции восприятия, мышления, речи, моторики, личности в целом.

Главными задачами обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста педагоги выделяют:

•    формирование положительного отношения к аппликации, потребности в отражении окружающей действительности  и их выражение в различных современных техниках;

•    углубление и уточнение представлений детей об окружающих предметах и явлениях;

•    обучение детей разнообразным  техникам аппликации;

•    развитие творческого «Я», активности и инициативы, самостоятельности и адекватной самооценки.

Таким образом, различные виды выполнения аппликаций положительно влияют на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. В процессе аппликации у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Создавая образы, дети учатся правильно обращаться с материалом и осваивают различные техники, у них развивается мелкая мускулатура руки. Безусловно, аппликация способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее.

 

2.  Практическая работа по развитию мелкой моторики  детей старшего дошкольного  возраста в нетрадиционных техниках аппликации

2.1 Разработка конспектов занятий для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста на примере аппликации

Цель: разработать конспекты НОД для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (на примере аппликации).

В организациях дошкольного образования (ОДО) педагоги активно проводят работу по развитию мелкой моторики детей. Она выводится в отдельную образовательную область из шести реализуемых в ОДО «Художественно- эстетическое развитие». Задачи развития мелкой моторики реализуются и в других образовательных блоках, на занятиях всех педагогов и специалистов.

•    взаимодействие с родителями (законными представителями В соответствии с планированием образовательной деятельности ОДО проводятся занятия по «Художественно-эстетическому развитию», в рамках которых мы подобрали, разработали структурировали занятия, упражнения и задания по развитию мелкой моторики через непосредственно-образовательную деятельность по аппликации. Разрабатывая конспекты занятий для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста на примере аппликации, мы опирались на синхронность педагогических условий результативности, включающие в себя методологические подходы. Содержание методологических подходов, выявляющих направления развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, уточняются в цели, задачах и главных принципах. Главной целью вытекает развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (на основе аппликации), из которой вытекают задачи следующие задачи:

- Укрепление руки, улучшение зрительно- моторной координации.

- Развитие согласованных движений обеих рук.

- Развитие умения производить точные и дифференцированные движения  кистью и пальцами рук.

- Совершенствование хватательных движений и умений вырезать.

Основными принципами, которыми мы руководствовались при разработки НОД, являются:

•    Принцип индивидуализации

•    Принцип признания ребёнка полноправным участником образовательного процесса

•    Принцип поддержки детской инициативы

•    Принцип интеграции усилий специалистов.

•    Принцип конкретности и доступности учебного материала

•    Принцип взаимодействия родителей

В контексте непосредственно образовательной деятельности нами были соблюдены следующие условия:

•    обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком;

•    поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

•    установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; развитие коммуникативных способностей детей,

) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 

Календарно-тематическое планирование работы с детьми по аппликации с целью развития мелкой моторики

Название НОД                                                          Задачи

 

 

Обрывная аппликации «Овощи»

- осваивать с детьми технику обрывной аппликации,

- расширить знания детей об различных способах аппликации;

- развивать мелкую моторику рук,

- развивать, память, воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление;

«Осеннее дерево из бумажных полосок»

-совершенствовать технические навыки вырезания полосок;

-совершенствовать технику наклеивания скрученных полосок;

 

 

 

«Шубка для овечки»

-познакомить детей с возможностями использования не изобразительных материалов (вата медицинская);

-развивать моторную функцию рук; --воспитывать аккуратность, усидчивость;

- вызвать эмоциональный отклик,  желание создавать образ овечки.

 

«Веточка рябины»

- совершенствовать аппликативные навыки, приемы работы с салфетками;

- закреплять умение делить полоску бумаги на две и четыре части, срезать и закруглять углы;

- использовать в работе все пространство листа;

- развивать мелкую моторику рук в процессе работы с бумагой, воображение, внимание, глазомер;

 

 

«Осеннее дерево»

-развивать ориентировку на листе бумаги; учить пользоваться клеем, салфеткой.

-способствовать исследованию детей свойств материалов (пшено).

-развивать чувство цвета, композиции, воображения.

-воспитывать терпение, аккуратность.

«Лебедь»

-совершенствовать навык вырезывания по контуру;

-развитие мелкой моторики;

 

«Цирковой слон»

-закрепить навык вырезания геометрических фигур;

-способствовать развитию мелкой моторики;

 

После организованной работы можно отметить, что нами получены положительные результаты, что говорит об эффективности нашей работы.

 

2.2 Практическая значимость использования конспектов НОД по аппликации для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому практическая значимость в использовании конспектов НОД, систематическая работа в русле разработанных конспектов велика. Осуществляя проект, мы увидели положительные результаты освоения детьми мелкой моторики .

Результат их деятельности, как правило, не отличается новизной, имеющей значение для развития науки, культуры и производства.

Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

Поэтому в психологии и педагогике говорят о детском творчестве, но выделяют его специфические особенности.

 

Первая важная особенность творчества детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна.

 

Вторая особенность связана с тем, что процесс создания продукта. Как правило, доставляет ребенку даже большое удовольствие, чем результат. Этим творчество детей тоже существенно отличается от творчества взрослых, для которых процесс может быть связан с мучительным поиском.

 

Ребенок же приступает к новой для себя деятельности с легкостью. Его осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающее ребёнка и часто приводящее к положительным результатам. И это – третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

 

Развитие мелкой моторики у детей тесно связано с   творчеством. Помимо  - развития мелкой моторики, главной целью которого и является наш проект, у детей происходит развитие мышления (логического и образного),

 

- развитие произвольности (умение ставить цель и добиваться её),

 

- развитие самостоятельности и свободного поведения (выбор деятельности, средств её выполнения, темы, определение собственной задачи и способов её решения).

Таким образом, можно сделать вывод , что непосредственно-образовательная деятельность по аппликации для развития мелкой моторики детей, безусловно, имеет практическую  значимость.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проведенного проекта по развитию мелкой моторики посредством занятий по аппликации дало нам возможность сделать следующие выводы:

1.Мелкая моторика-это совокупность двигательных реакций и двигательных действий , свойственных человеку. Развивая  мелкую  моторику , человеку также удается развить остальные высшие нервные функции.

2.На основании преследуемой темы проекта, мы разработали календарно-тематическое планирование непосредственно-организованной деятельности по аппликации , которое позволило создать более интересные и подходящие занятия для развития мелкой моторики.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.: ИД «МИМ». 1999. 192 с.

2.   Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: АСТ, 2010. 56 с.

3.   Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5-ти т. К.: Рад. школа, 1 979 — 1980 /https://sheba.spb.ru/

4.   Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. 254 с.

5.   Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности: Учебное пособие. М.: МГПИ, 1985. 71 с.

6.   Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. М.: 1979. 229 с.

7.   Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М., 2010. 32 с.

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

Конспект НОД в нетрадиционной технике обрывной аппликации «Овощи»

Цель: Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации- способом обрыванием бумаги (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на основу).

 

Задачи:

 

1.Образовательные:

 

- осваивать с детьми технику обрывной аппликации,

 

- расширить знания детей об различных способах аппликации;

 

2.Развивающие:

 

- развивать у детей воображение,

 

- развивать интерес к художественному творчеству,

 

- развивать мелкую моторику рук,

 

- развивать, память, воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление;

 

3.Воспитательные:

 

- продолжать воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость,

 

- воспитывать интерес к природе, эстетические чувства.

 

Материалы: картинки с изображением овощей, клей, заготовки контура овощей на белой бумаге, кусочки цветной бумаги, тряпочки, клеенки.

 

Ход НОД:

- Послушайте и отгадайте загадку:

 

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

 

И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя. (Огород.)

 

- Как вы догадались, что в загадке говорится об огороде?

 

- Что люди выращивают на огороде?

 

- Ребята, а какие вы знаете овощи?

 

- Сегодня мы с вами будем собирать овощи. А чтобы узнать какие это овощи, вы должны ещё отгадать загадки.

 

Наши поросятки выросли на грядке,

 

К солнышку бочком, хвостики крючком.

 

Эти поросятки играют с нами в прятки.

 

(Огурцы)

 

Видишь, конус непонятный,

 

А на вкус такой приятный.

 

Красный, жёлтый и зелёный,

 

Он в салат свежий влюблённый.

 

(Перец)

 

Горит на грядке светофор,

 

И люди ждать согласны,

 

Пока зелёный.

 

Не сделается красным.

 

(Помидор)

 

- Ребята, посмотрите на картинки?

 

- Назовите овощи, которые на них нарисованы?

 

- Что это за овощ?

 

- Как вы узнали огурец? Какого он цвета?

 

- А это что такое?

 

- Как вы узнали помидор? А он какого цвета?

 

- А как вы узнали перец? (Ответы детей)

 

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

 

Раз, два, три, четыре, пять,

 

Будем овощи считать.

 

Раз-капуста,

 

Два- лучок,

 

Три- румяный кабачок.

 

Четыре- свекла,

 

Репа-пять.

 

Всё успели посчитать!

 

Воспитатель: Ребята давайте соберем урожай из овощей и приступим к их изготовлению.

 

Воспитатель напоминает последовательность выполнения работы и даёт установку на аккуратность:

 

- сначала нужно намазать клеем нарисованный силуэт овоща, стараясь не выходить за его пределы;

 

- после этого очень быстро прикладывать кусочки бумаги (чтобы клей не успел высохнуть) к нарисованному силуэту цветной стороной вверх, начиная с краев, заканчивая серединой;

 

- когда всё изображение будет заполнено, надо взять тряпочку и приложить её к изображению, чтобы снять лишний клей.

 

Воспитатель индивидуально подходит и помогает.

 

- Ребята, что вы сегодня делали?

 

- Какой урожай овощей у нас получился?

 

- Что можно приготовить из этих овощей?

 

Дети делятся своими впечатлениями и успехами. Организуется выставка работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс «Осеннее дерево из бумажных полосок»

 

Насыщенность ярких красок поделки и оригинальность, делают её отличным вариантом для участия на выставке в школьном празднике осени или другом детском мероприятии.

 

Необходимые материалы и инструменты:

Цветная бумага

Ножницы

Клей

Цветной картон

Ход выполнения:

Выберите лист картона вашего любимого цвета, что станет фоновой основой нашей аппликации. Из коричневой бумаги подготовьте ствол дерева вместе с ветвями, как показано на фото, и приклейте их на фон.

Из разноцветной бумаги (красной, коричневой, желтой, зеленой и других) вырежьте небольшие полоски, сверните их в кружок и аккуратно склейте. Количество кружков зависит от размера дерева, и от того, насколько пышным вы его хотите сделать. Соответсвенно чем больше кружков — тем более объёмное осеннее дерево вы получите.

Используя разноцветные кружки в любом порядке, приклеивайте их на крону дерева, постепенно заполняя все пространство.

Добавьте элементы из зеленой бумаги на низ картины, в качестве травы. А также приклейте несколько кружков, чтобы они выглядели как опавшие осенние листья.

 

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Шубка для овечки»

 

Задачи: развивать фантазию, творческие способности детей. Познакомить детей с возможностями использования не изобразительных материалов (вата медицинская); развивать моторную функцию рук; воспитывать аккуратность, усидчивость, вызвать эмоциональный отклик, вызвать желание создавать образ овечки.

 

Материалы: вата; клей, кисточки, заготовка с изображением овечки; иллюстрации с изображением овечки.

 

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам интересную историю про овечку. Слушайте, что с ней случилось: «Жила-была Овечка. И носила она белоснежную шубку, которая завивалась в красивые колечки. Каждый день паслась она на зелёной лужайке, ела сочную, зелёную травку, нюхала красивые ароматные цветы, пила водичку из чистой реки. Приближалась зима, время летело очень быстро. И, однажды, хозяин у которого жила овечка, взял и побрил ее наголо. Его жена хотела связать носочки из шерсти овечки, своим маленьким деткам. Так овечка, осталась без своей теплой и пушистой шубки».

 

Воспитатель: Ребята, а давайте не дадим замерзнуть овечке и подарим ей новую, еще лучше чем прежде, пушистую шубку.

 

Дети: давайте!

 

Физминутка:

 

Две веселые овечки разрезвились возле речки

 

Прыг-скок, прыг-скок (Прыгаем, взявшись за руки)

 

Вверх до неба (поднимаем высоко руки)

 

Вниз до травки (опускаем руки до пола)

 

А потом кружились, кружились (беремся за руки и кружимся)

 

Бух! В речку свалились (падаем)

 

Воспитатель: Давайте пройдем за столы и приступим к работе. (садятся за столы)

 

Воспитатель: Дети, а какая у овечки шубка?

 

Дети: мягкая, пушистая, теплая.

 

Воспитатель: Правильно. А давайте попробуем сделать из ваты, шубку для овечки. А вата какая?

 

Дети: мягкая, пушистая, белая.

 

Воспитатель: правильно. Берем вату, делим её на маленькие кусочки, каждый кусочек скатываем в шарик. Ребята, кто мне подскажет, как правильно наклеивать вату.

 

Дети: Сначала берем клей, делаем капельку в нужном месте, и сверху кладем вату, слегка прижимая ее.

 

Воспитатель: Молодцы.

 

2. Самостоятельное выполнение работы детьми. (помощь детям, которые затрудняются в выполнении работы)

 

3.Рефлексия: Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Несите мне свои работы, мы все вместе ими полюбуемся. Вы славно поработали сегодня. Как вы думаете, тепло ли вашим овечкам? Хороша ли у них шубка? Пушистая? Молодцы, вы очень старались, у вас получились очень красивые овечки

 

 

 

                               

 

 

 

 

Конспект НОД по объёмной аппликации из салфеток «Веточка рябины» для старшего дошкольного возраста

 

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

 

Цель: развитие творческих способностей детей, изготовление объёмной аппликации из салфеток.

 

Задачи:

 

- расширять познавательные интересы, формировать представления детей о роли рябины в природе, в жизни человека и животных, рассказать о целебных свойствах рябины;

 

- совершенствовать аппликативные навыки, приемы работы с салфетками;

 

- закреплять умение делить полоску бумаги на две и четыре части, срезать и закруглять углы;

 

- использовать в работе все пространство листа;

 

- развивать мелкую моторику рук в процессе работы с бумагой, воображение, внимание, глазомер;

 

- воспитывать самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность.

 

- воспитывать интерес к живой природе, бережное к ней отношение.

 

Предварительная работа: чтение художественных произведений про рябину И. Токмакова «Рябина», С. Шишкина «О рябине», Е. Благинина «Рябина», Д. Борисов «У рябины про запас», Я. Тайц сказка «Рябинка», Ирис Ревю сказка «Красавица-рябина», загадки и приметы про рябину, легенды о рябине, наблюдения на прогулке.

 

Оборудование и материалы:

 

готовый образец поделки, альбомного листа для основы, желтая цветная бумага, салфетки красного или оранжевого цвета, клеевой карандаш, ножницы, восковые мелки.

 

Ход НОД.

 

1. Организационный момент. Вводная беседа.

 

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

 

Хоть красна, да не малина,

 

С терпким вкусом – не калина,

 

По зиме сладка … (Рябина)

 

-Молодцы, правильно отгадали мою загадку.

 

Вместе с березой и ромашкой рябина является любимым деревом для русского человека.

 

Рябина для русских людей символизирует Родину.

 

Рябина красива в любое время года, а в осенние деньки это дерево становится просто сказочно красивым. Рябинка наряжается в желтый сарафан, красуется ярко – красными сережками – гроздьями ягод. У нас в детском саду есть замечательная рябиновая аллея, мы каждый день можем любоваться ее красотой.

 

Рябина – не только красивое, но и очень полезное растение. Плоды рябины обладают лечебными свойствами.

 

«Красную рябину ешьте, друзья,

 

Зрение будет хорошим всегда».

 

Сок и плоды рябины улучшают зрение. А то, что они горчат, не страшно. Ближе к зиме ударят морозы – и ягоды рябины станут слаще. Из ароматных плодов рябины варят варенье, компот, кисель, можно приготовить целебный витаминный отвар. Этот напиток помогает сохранить здоровье и стать сильным.

 

Ягодами и корой рябинки кормятся звери и птицы.

 

Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит.

 

Считается, что рябинка и от всего плохого защитит, убережет. Дерево рябины высаживали у крыльца, чтобы оберегала она дом от «лихих людей и плохих вестей».

 

Предлагаю сегодня сделать красивые веточки рябины, пусть наш дом украшает и оберегает.

 

(Показ образца, объяснение последовательности работы).

 

Сначала прорисовываем веточки рябины восковым мелком.

 

Начинаем выкладывать ягоды рябины. От красной салфетки отрезаем полоску шириной 2 см. Салфетку не разворачиваем. Разрезаем полоску на квадраты.

 

Пальцами скатываем маленькие шарики. Готовые шарики – ягодки наклеиваем на веточку, формируя гроздь.

 

Затем делаем листочки рябины из цветной бумаги. Полоску желтой бумаги складывает на 4 части, срезаем закругляя уголки.

 

- Прежде чем приступим к творчеству, нужно подготовить наши ручки.

 

2. Пальчиковая гимнастика «Рябиновые бусы».

 

Кисти рябины (кисти рук расслабить и держать их кончиками пальцев вниз)

 

Сияют на солнце (поднимаем скрещенные руки вверх, пальцы растопырены)

 

Ветки, качаясь, (качаем поднятыми вверх руками)

 

Стучатся в оконце. (изобразить окошко: сложить ладони домиком, кончики больших пальцев соединить, заглянуть в «оконце»)

 

Ягодки бережно

 

с кисти снимаю (изобразить как собирают ягодки с кустика одной рукой и кладут на ладошку другой руки)

 

Крепкую нитку

 

в иголку вдеваю (поднять вверх левый указательный палец – это «иголка», правый указательный палец – нитка, вдеваемая в иголку)

 

Ягодку к ягодке

 

я нанижу (левой рукой делать «колечки», поочередно соединяя указательный палец со всеми остальными, а правым указательным пальцем «нанизывать» колечки на «нитку)

 

Яркие бусы

 

друзьям покажу (руки с раскрытыми ладонями перед собой).

 

3. Самостоятельная продуктивная деятельность детей. Аппликация «Веточка рябины».

 

Воспитатель: Ребята молодцы! Вы хорошо поработали ручками, размяли пальчики, а сейчас - каждый сделает свою веточку рябинки, и мы устроим выставку.

 

Дети приступают к работе. Воспитатель помогает по мере необходимости, дает индивидуальные рекомендации, оказывает необходимую помощь.

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники аппликации «Осеннее дерево» посыпание крупой

 

Цели : Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации «Посыпание крупой».

 

Познание :

 

• Знакомить детей с временами года – Осень

 

• Знакомить детей со строением дерева.

 

• С природными явлениями – листопад.

 

• Воспитывать любовь к природе.

 

Социально –коммуникативное:

 

• Учить детей бережно относиться к рабочим материалам.

 

• Вырабатывать привычку убирать рабочее место.

 

Художественно- эстетическое:

 

• Развивать ориентировку на листе бумаги; учить пользоваться клеем, салфеткой.

 

• Способствовать исследованию детей свойств материалов (пшено).

 

• Развивать чувство цвета, композиции, воображения.

 

• Воспитывать терпение, аккуратность.

 

Материалы :

 

• Лист ватмана с изображение дерева,

 

• мисочки с клеем

 

• салфетки

 

• заранее подготовленное окрашенное пшено.

 

Предварительная работа:

 

Рассматривание иллюстраций об осени, рассматривания осенних деревьев на прогулке, наблюдение за листопадом, чтение стихотворений об осени, загадывание загадок, заучивание физ. минутки «Ветер дует нам в лицо…».

 

Ход занятий

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я хочу вам загадать загадки, а вы попробуйте их отгадать.

 

В сентябре и в октябре

 

Их так много во дворе!

 

Дождь прошел, оставил их

 

Средних, маленьких, больших. (Лужи)

 

Ветер листьями играет

 

Их с деревьев обрывает.

 

Всюду листики кружат-

 

Это значит (листопад)

 

Утром мы во двор идем –

 

Листья сыплются дождем

 

Под ногами шелестят

 

И летят летят, летят

 

День все больше убывает

 

Когда это бывает. (осень)

 

Воспитатель : О каком времени года были загадки? Ответы детей - Осень

 

верно. А как вы догадались?

 

Дети : идет дождь, стало холодно, сыро, на деревьях пожелтели листья, дует ветер.

 

Физминутка

 

Ветер дует нам в лицо,

 

Закачалось деревцо.

 

Ветер тише, тише, тише.

 

Деревцо все выше, выше!

 

Раз, два - выше голова!

 

Три, четыре – руки шире!

 

Пять, шесть – тихо сесть!

 

Воспитатель : Осень очень красивое время года. Ребята, а какие вы еще знаете приметы осени?

 

Дети : Птицы улетают на юг, люди стали одеваться теплее, солнце стало реже светить и уже не греет, цветы и травка вянет, звери меняют свои шубки. Спрятались насекомые.

 

Воспитатель : Рассматривание Осенней картины. Что изображено на ней? (осеннее дерево). Из чего состоит дерево? (корни, ствол, ветки, листочки).

 

Осенью листочки меняют окраску и опадают. Кто знает как это называется?

 

Ответ детей – листопад.

 

Воспитатель : давайте прочитаем стихотворение.

 

«Наступила осень.»

 

Наступила осень,

 

Пожелтел наш сад.

 

Листья на березе

 

Золотом горят.

 

Не слыхать веселых

 

Песен соловья.

 

Улетели птицы

 

В дальние края.

 

А. Ерикеев

 

Воспитатель : Ребята, а хотите что бы красота осени оставалась с нами подольше?

 

Ответы детей :

 

Воспитатель : Тогда давайте сделаем с вами своё осеннее дерево, которое будет радовать нас очень долго.

 

Посмотрите у нас на столе : ватман, на котором нарисовано дерево, клей, кисти, салфетки и разноцветное пшено.

 

Сейчас на предстоит создать создать осенний пейзаж, но не красками, а при помощи аппликации. Ведь наше дерево совсем без листочков.

 

Но сначала давайте поиграем.

 

Пальчиковая гимнастика

 

«Осенние листья»

 

Раз, два, три,

 

четыре, пять,

 

Будем листья собирать.

 

Листья березы,

 

Листья рябины,

 

Листики тополя,

 

Листья осины,

 

Листики дуба мы

 

соберем,

 

Маме осенний букет отнесем.

 

Продуктивная деятельность: Дети приступают к работе. звучит мелодия «Звуки природы». Воспитатель помогает в процессе работы.

 

Итоговая часть: Молодцы ребята! Вы хорошо потрудились.

 

Ребята за ваше старание хозяйка – Осень принесла вам угощение.

 

На этом этом наше занятии подошло к концу, спасибо за хорошую работу.

 

 

 

 

 

Мастер-класс по аппликации из цветной бумаги «Лебедь» в форме детских ладошек

Материалы для выполнения мастер - класса: картон коричневого цвета, белая бумага, ножницы, клей, простой карандаш.

 

 

1. Выбираем фон для нашей аппликации картон коричневого цвета.

 

 

2. Вырезаем шаблоны для нашей аппликации.

 

 

3. Приклеиваем лебедя.

 

 

4. Приклеиваем крыло-ладошку.

 

 

5. Приклеиваем остальные крылья-ладошки.

 

 

6. Приклеиваем нос нашему лебедю.

 

 

Аппликация готова!

 

Мастер-класс «Аппликация из геометрических фигур «Цирковой слон» ко Дню Цирка

 

 

Для работы нам потребуется:

 

бумага для скрапбукинга или любая цветная бумага разных цветов,

 

ножницы,

 

клей карандаш.

 

 

Вырезаем большой круг,для основания. 2 голубых круга среднего размера 4 голубых маленьких круга. Разрезать два маленьких круга пополам.

 

 

Наклеим круги на заготовленную арену для цирка.

 

    

Вырезаем 3 круга (мячи для слона) и приклеиваем на аппликацию.

 

 

 

  

 

 


 

ПРОЕКТ Изобразительная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство развития мелкой моторики (на примере аппликации)

ПРОЕКТ Изобразительная деятельность с детьми дошкольного возраста как средство развития мелкой моторики (на примере аппликации)

СОДЕРЖАНИЕ Введение….……………………………………………………………………… 1

СОДЕРЖАНИЕ Введение….……………………………………………………………………… 1

ВВЕДЕНИЕ В изобразительной деятельности участвуют и проявляются все психические процессы

ВВЕДЕНИЕ В изобразительной деятельности участвуют и проявляются все психические процессы

Данная актуальность позволила сформулировать тему проекта: «

Данная актуальность позволила сформулировать тему проекта: «

Проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание особенно в наши дни

Проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание особенно в наши дни

И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений

И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста

Возможности непосредственно-образовательной деятельности по аппликации в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Возможности непосредственно-образовательной деятельности по аппликации в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Анализ образца проводится под руководством воспитателя, в процессе анализа у детей постепенно складываются навыки самостоятельного расчлененного восприятия образца

Анализ образца проводится под руководством воспитателя, в процессе анализа у детей постепенно складываются навыки самостоятельного расчлененного восприятия образца

Наиболее высоким уровнем формирования изобразительной деятельности является силуэтная аппликация

Наиболее высоким уровнем формирования изобразительной деятельности является силуэтная аппликация

Я», активности и инициативы, самостоятельности и адекватной самооценки

Я», активности и инициативы, самостоятельности и адекватной самооценки

Разрабатывая конспекты занятий для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста на примере аппликации, мы опирались на синхронность педагогических условий результативности, включающие в себя методологические…

Разрабатывая конспекты занятий для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста на примере аппликации, мы опирались на синхронность педагогических условий результативности, включающие в себя методологические…

Календарно-тематическое планирование работы с детьми по аппликации с целью развития мелкой моторики

Календарно-тематическое планирование работы с детьми по аппликации с целью развития мелкой моторики

Веточка рябины» - совершенствовать аппликативные навыки, приемы работы с салфетками; - закреплять умение делить полоску бумаги на две и четыре части, срезать и закруглять углы;…

Веточка рябины» - совершенствовать аппликативные навыки, приемы работы с салфетками; - закреплять умение делить полоску бумаги на две и четыре части, срезать и закруглять углы;…

Результат их деятельности, как правило, не отличается новизной, имеющей значение для развития науки, культуры и производства

Результат их деятельности, как правило, не отличается новизной, имеющей значение для развития науки, культуры и производства

Таким образом, можно сделать вывод , что непосредственно-образовательная деятельность по аппликации для развития мелкой моторики детей, безусловно, имеет практическую значимость

Таким образом, можно сделать вывод , что непосредственно-образовательная деятельность по аппликации для развития мелкой моторики детей, безусловно, имеет практическую значимость

Популярное пособие для родителей и педагогов

Популярное пособие для родителей и педагогов

Конспект НОД в нетрадиционной технике обрывной аппликации «Овощи»

Конспект НОД в нетрадиционной технике обрывной аппликации «Овощи»

Ребята, а какие вы знаете овощи? -

Ребята, а какие вы знаете овощи? -

А как вы узнали перец? (Ответы детей)

А как вы узнали перец? (Ответы детей)

Дети делятся своими впечатлениями и успехами

Дети делятся своими впечатлениями и успехами

Мастер-класс «Осеннее дерево из бумажных полосок»

Мастер-класс «Осеннее дерево из бумажных полосок»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Шубка для овечки»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Шубка для овечки»

Воспитатель: Дети, а какая у овечки шубка?

Воспитатель: Дети, а какая у овечки шубка?

Конспект НОД по объёмной аппликации из салфеток «Веточка рябины» для старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по объёмной аппликации из салфеток «Веточка рябины» для старшего дошкольного возраста

Ход НОД. 1. Организационный момент

Ход НОД. 1. Организационный момент

Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит

Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит

Ягодку к ягодке я нанижу (левой рукой делать «колечки», поочередно соединяя указательный палец со всеми остальными, а правым указательным пальцем «нанизывать» колечки на «нитку)

Ягодку к ягодке я нанижу (левой рукой делать «колечки», поочередно соединяя указательный палец со всеми остальными, а правым указательным пальцем «нанизывать» колечки на «нитку)

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники аппликации «Осеннее дерево» посыпание крупой

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники аппликации «Осеннее дерево» посыпание крупой

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций об осени, рассматривания осенних деревьев на прогулке, наблюдение за листопадом, чтение стихотворений об осени, загадывание загадок, заучивание физ

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций об осени, рассматривания осенних деревьев на прогулке, наблюдение за листопадом, чтение стихотворений об осени, загадывание загадок, заучивание физ

Физминутка Ветер дует нам в лицо,

Физминутка Ветер дует нам в лицо,

Песен соловья. Улетели птицы

Песен соловья. Улетели птицы

Маме осенний букет отнесем.

Маме осенний букет отнесем.

Выбираем фон для нашей аппликации картон коричневого цвета

Выбираем фон для нашей аппликации картон коричневого цвета

Для работы нам потребуется: бумага для скрапбукинга или любая цветная бумага разных цветов, ножницы, клей карандаш

Для работы нам потребуется: бумага для скрапбукинга или любая цветная бумага разных цветов, ножницы, клей карандаш
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2021