Мой ребенок не хочет учиться
Оценка 4.9

Мой ребенок не хочет учиться

Оценка 4.9
docx
30.04.2023
Мой ребенок не хочет учиться
Мой ребенок не хочет учиться.docx

 «Ребенок начал учиться. Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к обучению в школе»

Ежегодно у большинства стремление к достижениям  в учебе  и желание учиться снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали в основном подростки – в связи с переходным периодом, то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

Мотивация – осознание ребенком важности обучения в школе.

Мотив, сам по себе, обозначает побуждение, «двигательную мысль», которая приводит нас к определенным действиям, а у ребенка -  желание учиться в школе, познавать науки.

Причинами могут  служить :

-сам интерес к школьным наука м;

-коллектив сверстников (одноклассников);

- учитель.

В идеале все эти причины должны присутствовать в процессе обучения.

Это и рождает высокую школьную мотивацию.

Вопросы у родителей обычно такие:

«Почему он не хочет учиться?»; «Как заставить его учиться?»; «Его ничего не интересует кроме компьютера».  И только у немногих: «Как ему помочь?»

И это как раз та проблема, над которой надо работать психологу, встречаясь и консультируя родителей, чтобы помочь ребенку , чтобы он не нес эту непосильную ношу.

Давайте рассмотрим основные ошибки, которые допускают родители:

1.Ребенок все знает для обучения в школе.

Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то. Что делать необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

2 .Ребенку 6 лет, но он ничем не отличается от семилетних.

Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить, сформирована ли она можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек в минуту. Если результат ниже, то вполне возможно. Что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется) Б а это вероятность того, что ребенок тихо начинает ненавидеть школу.

3. Ребенку не нужно посещать детский сад.

Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения. В группе ребенок вынужден играть с другими, соблюдать определенные правила, даже если ему этого не хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

4. Взаимоотношения родителей не касаются ребенка

Если неблагополучие в семье – что происходит? Ребенок, привыкший к эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок  - у него просто не хватает на это энергии

Учителя часто замечают у таких детей отсутствующий взгляд. Они на вопросы встают и не отвечают, даже зная на них ответы.

5. При чем  режим дня?

Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку более мотивированы на учебу. (Самооценка повышается)

6. Каждый воспитывает по-своему

Нарушение единства требований со стороны родителей. В таком случае у ребенка всегда появляется лазейка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)

7.  Кнут и пряник

Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы. Физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

8. Хочу ребенка видеть таким

Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка: усмотрение злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и т.д.)

9. Почему ребенок не такой как сверстник

 «Убивание мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми. «ЗАГОН РБЕНКА В СИТУАЦИЮ НЕУСПЕХА, НЕУДАЧИ И ПР. Проецирование своих ожиданий на дочку или сына – это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

10. Мои интересы – значит интересы моего ребенка

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве и порой даже не допускают мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Чтобы ребенок с удовольствием учился. Что делать?

1.                 Не превращайте дом во вторую школу

Строгой, а порой и ненужной дисциплины ему хватает в школеПусть дом как можно меньше напоминает школу, с ее постоянными требованиями «Ученик должен», «Ученик обязан». Дом – это место, где человек хочет ощущать себя защищенным от неприятностей, где ему комфортно. Давайте своим детям позволять самим решать, в каком ящике стола держать карандаши, а в каком тетради. Создайте дома после школы ребенку спокойную атмосферу. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Дайте расслабиться вначале.

Поверьте: без мира  и согласия  в доме все теряет смысл.

2.                 Причина низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

Взрослые часто говорят детям о том, что не будешь учиться – будешь дворником. Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех , кого родители не приучили их преодолевать. Как правило такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий не буду и пытаться) Родителям необходимо учить ребенка не сдаваться, а продолжать стремиться к результату, верить в себя и в свои силы и тогда результат не заставит себя ждать (на примерах )

3.     Контроль

В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и др. вообще – то это про начальную школу, а по правде -  про первый класс.  Но если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

И сразу в связи с этим хочется порекомендовать вам следующее:

- уберите со стола ребенка лишнее (игрушки) - его все отвлекает, нет должной концентрации внимания;

- не кушать ребенку плотно перед приготовлением уроков. Процесс переваривания пищи перетягивают силы и энергию;

- маленький кусочек шоколада может повысит мотивацию. Шоколад поднимает настроение (но только кусочек);

 

4.     Не делать за ребенка то, что он может сделать сам (хотя и с трудом)

  Например, не надо показывать как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок решает сам. «Ты старался. Молодец. Но ты допусти две ошибки. Найди их» Процесс более длительный, но более правильный.

Очень важным моментом является адекватная самооценка ребенка

Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию. Дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому очень важно адекватность. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.

5.                 Важно поощрять ребенка за хорошую учебу.

Все чаще родителям приходит в голову идея оплачивать хорошую успеваемость в школе наличными деньгами, по заранее оговоренной таксе.  Материальное поощрение (деньги за хорошие отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любым путем. Это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое –то время ребенок будет брать книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами вполне приемлимо, кроме того попутно решается еще одна важная задача: интересное общение. Проведение времени родителей с детьми является одним из важнейших условий взаимодействия, контакта, доверия. (Пример с вечерней пробежкой отца и сына).

                            Как правильно хвалить ребенка       

- Хвалите ребенка когда есть причина;

-За что конкретно – объясните, а не просто «молодец»;

-хвалить не только за результат, но и за старание;

- за само собой разумеещеяся - не хвалите.  Вы не мотивируете ребенка достигнуть лучшего;

- хвалите вовремя – в тот момент. Когда совершен конкретный поступок или достиг чего-то;

- Соблюдайте меру: Хвалить раз в час – слишком часто, раз в год – слишком редко. Должна быть золотая середина.

Редкая хвала порождает недовольство.

Не хвалят совсем – теряет мотивацию.

 Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые» очки. Могут быть падения, топтание на месте, Но последовательно и терпеливо работать над этим вопросом и все

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Ребенок начал учиться. Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к обучению в школе»

Ребенок начал учиться. Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к обучению в школе»

Ребенку 6 лет, но он ничем не отличается от семилетних

Ребенку 6 лет, но он ничем не отличается от семилетних

Кнут и пряник Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы

Кнут и пряник Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы

Поверьте: без мира и согласия в доме все теряет смысл

Поверьте: без мира и согласия в доме все теряет смысл

Ты старался. Молодец. Но ты допусти две ошибки

Ты старался. Молодец. Но ты допусти две ошибки

Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые» очки

Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые» очки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2023