Мой урок: заметки сельского учителя.

Мой урок: заметки сельского учителя.

Руководства для учителя
docx
Междисциплинарный 3
8 кл—11 кл +1
10.02.2020
Эссе включает в себя описание опыта работы учителя по теме самообразования "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках и во внеурочное время"

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Зянтерекова_Малый Вениж.docx

Мой урок: заметки сельского учителя.

"Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»"
Ш. Амонашвили

Первое сентября. В этот осенний день на улицах городов, сел и деревень вы можете встретить ребят с огромными букетами цветов. Многие из них сегодня идут в школу в первый раз. У каждого из нас был такой замечательный, праздничный день, когда мы переступили порог школы.

 1980 год. Как сейчас помню стихотворение М. Исаковского, которое мы учили наизусть вместе с отцом:

 « В ясный полдень

на исходе лета,

шел старик дорогой полевой:

Вырыл вишню молодую где-то

 и, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами

на поля, на дальнюю межу

И подумал: «Дай-ка я на память

у дороги вишню посажу».

Пусть растет большая-пребольшая,

пусть идет и вширь, и в высоту

И, дорогу нашу украшая,

каждый год купается в цвету.

 Путники в тени ее прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине,

 и, отведав сочных, спелых ягод,

Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят, - экая досада.

Я об этом вовсе не тужу:

не хотят, не вспоминай, не надо,

Все равно я вишню посажу».

С тех пор прошло немало лет, но это стихотворение стало моим жизненным кредо. Окончив педагогический институт в 1992 году, я влилась в коллектив Маловенижской школы учителем начальных классов. Мне дали сразу два класса: первый и четвертый. Всего: 15 учеников. Когда ведешь урок одновременно в двух классах, конечно, часть урока дети проводят в самостоятельной деятельности, которую надо организовать так, чтобы они не потеряли интерес к изучаемому предмету и получили хорошие знания.

Но, вскоре, ставка учителя начальных классов была сокращена. Пройдя переподготовку, стала преподавать историю, обществознание и английский язык. Конечно, первые шаги в среднем звене были для меня нелегкими.

Я перестраивала себя и пыталась найти общий язык с учащимися старшего возраста. Вот тут-то и помогло мне умение организовывать самостоятельную деятельность. Цель осталась прежней: увлечь изучаемым предметом, а значит  формировать познавательный интерес (как один из важных  мотивов) и  к  учебной деятельности, и достигаемому результату.  «Примерив на себя» различные  методики, я поняла, что в каждой из них что-то меня устраивает, а что-то нет. Поэтому выбирала только те, что близки мне по духу, а главное – подходят моим ученикам.

К сожалению, дети, которые учатся в школе в настоящее время, очень мало читают. Мой младший сын увлекся чтением только в третьем классе (благодаря книгам о Гарри Потере), в отличие от старшего, который научился читать в 4 года и прочитал много книг еще до поступления в первый класс. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. В этой связи, уделяла большое внимание работе с текстом. Мне очень помогла  статья А. С. Козыревой, учителя начальных классов средней школы № 4 города Симферополя, которая систематизировала и наметила пятьдесят шесть видов различных заданий для самостоятельного чтения и коллективной работы с текстом (журнал «Начальная школа», №3,1990г.). Кстати, к моему любимому журналу обращалась в тот период неоднократно. Именно эта статья подтолкнула меня к поиску новых путей усовершенствования приемов работы с текстом.

Еще мне повезло с тем, что один из классов я учила с первого по девятый, пропустив лишь один учебный год, в связи с рождением ребенка. Учащиеся этого класса, придя в пятый, владели некоторыми навыками самостоятельной работы, и процесс обучения шел в этом классе намного эффективнее, чем в других. Работу с текстом начинали с простых заданий таких как: чтение «цепочкой» (в парах) - один ученик читает предложение, затем читает второй, оба ведут поиск ответа  на поставленный вопрос; «ключевые слова» (поиск по тексту ключевых слов, опираясь на которые, вы смогли бы составить связный рассказ). Таким образом, учащиеся развивали навыки самостоятельной работы, приобретенные в начальной школе.

Далее мы переходили к выполнению более сложных заданий для формирования выводов на основе материала изученных параграфов путем составления таблиц сравнительного характера, например:

- составление сравнительной характеристики Египетской школы и Маловенижской школы, в которой они обучаются.  Данная характеристика составляется с помощью учителя, который задает вопросы: Что общего и в чем отличие:   Кто учился? Какие школьные предметы изучали? Какие  права были у обучающихся?;

- заполнение таблицы по заданному плану:

1) заголовок (придумать свой заголовок, состоящий из одного слова;

2) фраза (охарактеризовать данный текст одной фразой   (предложением);

3) незаменимые слова (найти в тексте такие слова, без которых он лишится всякого смысла).

Поскольку малая группа является основой любого коллектива, очень важно научить детей работать в таких группах, выражать и отстаивать свое мнение, занимать в малой группе определенное положение. Можно предложить следующие  виды заданий: 
- «Пантомима» - разделить класс на команды, каждая команда выбирает предложение или ситуацию (сюжет) из пройденного параграфа, инсценирует, а другие должны догадаться, какое это событие; 
- «Прочитай и перескажи другому»  - чтение в парах (10 минут пары читают часть параграфа, затем один ученик - представитель пары выступает с кратким сообщением по прочитанному).

Также учащиеся могут принять участие в подготовке обобщающих уроков. Приведу лишь один пример:

- Обобщающий урок  по теме «Средневековый город и его обитатели» (6 класс). Учащиеся были разделены на 3 цеха ремесленников. Каждый цех нарисовал свой герб, составил устав (или фрагмент) и изготовил шедевр (лучший образец изделия). Вся работа на уроке была построена следующим образом: 1 этап - разминка (по терминам); 2 этап - сообщения  (выступает  1  ученик от  каждой группы); 3 этап - решение задач или ситуаций; 4 этап - разгадываем кроссворд; 5 этап - взаимная оценка (оценки друг другу). Задания, темы сообщений  и  рекомендуемая литература были заранее вывешены в классе.

Не менее важна и индивидуальная практическая работа. Она обеспечивает постоянную актуализацию и применение уже имеющихся знаний и навыков, способствует приобретению новых компетенций, индивидуализирует процесс обучения, помогает организовать постоянный, глубокий и всесторонний мониторинг качества обучения. Вот несколько примеров:

- каждый ученик составляет по 2-3 вопроса по теме параграфа, затем учащиеся обмениваются и отвечают только на один из двух вопросов (письменно или устно) по выбору;

- составление таблицы «За, Против, Я»: В таблицу вносятся положительные и отрицательные стороны явления или события и личная точка зрения учащегося.

Остановимся на творческих работах, наиболее важных из всех видов самостоятельных работ, так как они требуют от учащихся собственной инициативы, будят мысль, заставляют анализировать и осуществлять самостоятельно решения. К примеру:

- составление образа-рисунка  к каждому пункту параграфа; - инсценировка военной тактики Суворова (фрагмент боя);

 - сочинение – эссе -  темы: «Наполеон - тиран или победитель?», «Международные отношения - дипломатия или войны?»;

- составление  вопросов - загадок, в стихотворной или прозаической форме (например: Он умным был хирургом, прекрасным был врачом, он делал операции больным всем под наркозом и самоотверженно сражался в осажденном Севастополе (Пирогов)

В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала. Курсы  по технологии развития критического мышления через чтение и письмо очень помогли мне преодолеть эти трудности, обогатив приемы и методы самостоятельной работы на уроке. Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии  осмысления и стадии рефлексии. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска: например - Тема: A tour of  London. 5 классНазвание техники: Таблица "Знаю - Хочу узнать - Узнал" (What I already know - What I want to know - What I learned).  Описание техники работы: Do you know anything about London? (На стадии вызова попросим учащихся вспомнить, что им известно о Лондоне. Занесем уже имеющиеся знания в первую графу таблицы "Знаю", учащиеся ведут подобные записи в тетради. London is the capital of UK. Big Ben. Hyde Park. Следующим этапом работы на стадии вызова станет заполнение графы "Хочу узнать" - What would you like to learn about London? (Попросим учащихся задать вопросы. - What can we visit in London? -What museums are there in London? - What tea do Londoners drink?) На стадии осмысления содержания учащиеся изучают инфографику о Лондоне и заполняют третью графу таблицы "Узнал". На стадии рефлексии учитель предлагает учащимся поделиться, на все ли интересующие их вопросы они получили ответы, и если нет, то предположить, где и как они смогут найти на них ответы.  

Через несколько лет, обобщив собственный педагогический опыт, успешно защитила реферат по теме «Организация самостоятельной работы учащихся» и мне была присвоена высшая квалификационная категория. Конечно, это определенный успех, но и огромная ответственность за результаты своей деятельности, и повышенная требовательность к самой себе.

Меняются времена, меняются люди. Естественно изменились и методики самостоятельной работы учащихся. В условиях информационной среды компьютерные технологии прочно вошли в нашу школу, хотя материально-техническое обеспечение деревенской школы уступает городской. В сентябре 2013 года впервые приняла участие в дистанционном мастер-классе в рамках региональной конференции «Мобильная среда обучения и современное образование»  на портале «Образовательной  галактики Intel®».  И мои уроки заиграли новыми яркими красками.  Онлайн–сервисы помогали создавать различного рода  схемы, карты, презентации, таблицы; оказывали положительное эмоциональное воздействие на учащихся; способствовали развитию речевой активности, внимания, воображения, творчества, и самое главное, росту положительной мотивации к изучению предметов.  Ежегодно, участвуя в дистанционных практико-ориентированных  конференциях, семинарах, мастер-классах, я пополняла методическую копилку. 

 

 

Однажды раздался звонок с Нижнего Новгорода. Анастасия Кузбит, специалист центра поддержки решений для образования компании Intel, говорила со мной о важности обучения на портале образовательной галактики; имеет ли это значение для нашего образовательного учреждения; где я использую свои знания; как обеспечена школа компьютерной техникой.  В конце разговора она добавила:  «Ираида  Анатольевна, еще раз благодарю Вас за плодотворную беседу. Собрала для Вас несколько ссылок, которые, надеюсь, пригодятся в работе». Как мне было приятно, что со мной «говорили на равных», я испытывала гордость за нашу маленькую деревенскую школу, как за частичку огромной сети образовательных учреждений России.

Вдохновленная мастер-классом «Три кита инфографики» в начале нового учебного года выбрала тему самообразования: «Инфографика -  как способ визуализации учебной информации на уроках английского языка, истории, обществознания».  Инфографика может использоваться на уроках для создания проблемных ситуаций и мотивации к изучению новой темы, организации эффективной поисковой деятельности, развития открытой познавательной позиции и  критического мышления,  навыка работы в команде. Таким образом, при визуализации учебной информации средствами инфографики решается ряд педагогических задач: обеспечивается образное представление знаний и учебных действий, формируется и развивается критическое и визуальное мышление, активизируется учебная и познавательная деятельность.  Полезно, чтобы школьники не только использовали готовую инфографику, но и создавали собственную: рисовали взаимосвязи, алгоритмы и схемы, придумывали символы к идеям. В процессе создания инфографики  учащиеся самостоятельно должны добывать и обрабатывать необходимые сведения, систематизировать факты и наглядно представить результат. Вот пример инфографики учащихся 6 класса по теме «Здоровье» (английский язык):

 

 

 

Вступив в сетевое Сообщество Педагогов Удмуртии, продолжила освоение форм сетевого взаимодействия. Сетевые технологии стала активно использовать для организации проектной деятельности.

Обратимся к статистическим данным (диаграмма) участия  учащихся МКОУ Маловенижская ООШ в сетевых проектах сетевого Сообщества Педагогов Удмуртии:

Количество обучающихся в школе с каждым годом уменьшается, а количество участников проектной деятельности растет, как и качественный результат. Из данной диаграммы следует, что сетевой проект стал одной из востребованных дополнительных форм познания предметов: истории, краеведения, английского языка. Строя различного рода отношения в ходе поисковой, творческой и продуктивной деятельности, учащиеся овладевали нормами взаимоотношений с разными людьми, приобретали навыки самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. При этом они выполняли ряд ролей: социологов, исследователей, фотографов, художников, дизайнеров, экскурсоводов, историков, модельеров. Как талантливые, так и менее способные дети проявили интерес, активизировали творческие умения, мыслительную деятельность. В начале нашего совместного пути учащиеся были робкими, выглядели потерянными, но с каждым новым проектом они вырабатывали навыки самостоятельной работы, приобретали новые знания для решения практических задач. В ходе работы над сетевым проектом формировались умения сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность, умение нести индивидуальную ответственность за выполнение задания, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Самым ярким проектом 2017 года стал веб-квест «Музейный дозор». Команда участников состояла из 4 обучающихся и учителя. Мы распределили роли: социолог, исследователь, фотограф и историк. Социолог составила вопросы и  провела соцопрос с целью изучения степени популярности музеев среди учащихся, учителей и родителей. Полученный результат проанализировали, сделали выводы и оформили в Google документе. Исследователь  изучила расположение музеев района, создала маршрут путешествия по музеям Юкаменского района, разместив на карте Google фотографии музеев и видеосюжеты об этих музеях. Фотограф - сделала фото наиболее ценных экспонатов школьной музейной комнаты  и подготовила отчет  «Экспонаты музейной комнаты". Для работы использовали сервис Emaze. Историк собирала информацию об истории создания школьной музейной комнаты, об экспонатах и мероприятиях, которые проводятся в музее. Подготовили отчет "История музейной комнаты", оформили в виде слайд-шоу в сервисе PhotoPeach. Мы были единой командой. Впечатлениями об участии в проекте мы делились на рефлексивном экране. Вторым шагом рефлексии была взаимооценка трех команд. Действительно четкие инструкции для работы, критерии оценивания, обратная связь с руководителями проекта, ресурсы, продуманный  порядок каждого этапа помогли нам успешно завершить проект. Мы выступили успешно и получили диплом за 2 место. Результат участия не может не радовать как учащихся, так и учителя, который вместе с детьми растет профессионально, осваивая новые онлайн – сервисы, совершенствует предметно – педагогическую ИКТ компетентность, проводит анализ сформированных компетентностей учащихся, меняет свою роль ведущего на роль координатора, помогая участникам проекта выполнять задания, проходить этапы.

Сегодня тема организации самостоятельной работы учащихся не потеряла своей актуальности. Напротив, ей придается все большее значение. Каждый учитель желает видеть перед собой ученика, который работает самостоятельно, умеет выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, решает проблемы творческого и поискового характера. Школьник с высокой мотивацией всегда активен, целеустремлен, успешен не только в учебе, но и в спорте, участвует в различных конкурсах, интеллектуальных играх, в проектно-исследовательской деятельности.

Нет смысла навязывать ребенку, какие бы то ни было знания, даже с самыми лучшими намерениями, - надо просто сформировать внутреннюю потребность в знаниях или умениях и создать внешние возможности для того, чтобы он мог эти знания или умения найти и освоить, для решения собственных (никем не навязанных) задач и проблем личности.

P.S. Проработав 26 лет в деревенской школе, я знаю, что нельзя останавливаться на достигнутом, надо идти вперед в своем личностном и профессиональном развитии. Конечно, мы были б рады, если бы дети, сидя под вишней, вспоминали нас. Но это не самое главное.  Войдя в класс на урок, видишь счастливые глаза учеников, которые так искренне удивляются всему новому, что ты забываешь о своих невзгодах и трудностях.  Вместе с ними ты будешь переживать неудачи, и радоваться их успехам. И ребятам, и мне с ними будет  интересно на уроке!


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)