При строительстве здания нашей школы использованы разные материалы. Какие из них вы знаете и можете назвать. Можно ли использовать любые материалы. Конечно, для правильного выбора материала нужно знать их свойства.
Но прежде всего, необходимо знать внутреннее “устройство” вещества. Поэтому наша лаборатория получила задание – разобраться в этом вопросе.
Как вы думаете, какая тема урока “ожидает” нас сегодня?
Тема урока: Строение вещества. Молекулы и атомы.
Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о внутреннем строении вещества и ответить на вопросы:
1. Как доказать, что все вещества состоят из частиц?
2. Почему не видны частицы, из которых состоит вещество?
3. Какие размеры имеют частицы вещества?
4. Почему твердые тела, состоящие из частиц, кажутся сплошными?
Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока “Строение вещества. Молекулы и атомы” .
Молекулы. (Строение вещества).docx
Учебный предмет: физика
Тема урока: «Строение вещества. Молекулы и атомы»
Класс: 7 класс
УМК: «Кабардин О.Ф,
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы обучения: эвристический, объяснительноиллюстративный, проблемный,
решение задачи физического содержания.
Техническое оборудование: учебник
Планируемый результат
Личностные результаты:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и
самообразованию;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками.
• формирование устойчивой учебнопознавательной мотивации и интереса к учению.
• построение логических рассуждений, включающих установление причинноследственных
связей.
Метапредметные результаты:
освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий,
способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в
планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества
с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной
траектории, владение навыками учебноисследовательской
Предметные результаты:
1. Формирование содержания терминов «атом» и «молекула» (базовый уровень).
2. Формирование представлений о размерах и числе частиц, составляющих тела (повышенный
уровень).
3. Формирование умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и
свойства объектов, (высокий уровень)
Цели
Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые
ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и
поисковой деятельности.
Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики,
химии, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения;
воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.
Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на
основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.
Описание урока
Этап урока:
ХОД УРОКА
I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку,
эмоционального настроя)
Здравствуйте, ребята! Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда
приступим…
II. Целеполагание и мотивация При строительстве здания нашей школы использованы разные материалы. Какие из
них вы знаете и можете назвать. Можно ли использовать любые материалы. Конечно,
для правильного выбора материала нужно знать их свойства.
Но прежде всего, необходимо знать внутреннее “устройство” вещества. Поэтому
наша лаборатория получила задание – разобраться в этом вопросе.
Как вы думаете, какая тема урока “ожидает” нас сегодня?
Тема урока: Строение вещества. Молекулы и атомы.
Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о
внутреннем строении вещества и ответить на вопросы:
1. Как доказать, что все вещества состоят из частиц?
2. Почему не видны частицы, из которых состоит вещество?
3. Какие размеры имеют частицы вещества?
4. Почему твердые тела, состоящие из частиц, кажутся сплошными?
Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока “Строение
вещества. Молекулы и атомы” .
III. Первичное усвоение новых знаний
Вопросами внутреннего “устройства” вещества задавалось человечество ещё в
древние времена. Легенда гласит, что в Древней Греции в IVV веках до н.э. ученый
Демокрит, держа в руке яблоко, задумался: сколько раз можно яблоко разрезать на
части?
Правильно, деление яблока можно выполнять до какойто малой части. А только ли
яблоко?
Записываем первое утверждение: Всякое тело можно разделить на маленькие части?
Посмотрите и подумайте как можно доказать первое утверждение. (механическое
деление палочки, нити, бумаги)
Можем ли мы разделить тело на очень маленькие частицы? И есть ли – предел
деления? Есть. Малую и неделимую часть тела Демокрит назвал атом, что в
переводе с древнегреческого языка так и переводится “неделимый”. Продолжили
изучать строение вещества уже ученые XVIII века. Но с древних времен и до наших
дней утверждение о строении вещества является одним из самых верных и значимых
для изучения тепловых, электрических и квантовых явлений. Как же мы с вами
можем сформулировать это утверждение.
Правильно. Все вещества состоят из мельчайших частиц молекул.
Записываем второе утверждение. Теперь подумаем, как это утверждение можно
доказать. Микроскопов не было в Древней Греции, нет и у нас с вами, поэтому
воспользуемся экспериментальным способом доказательства существования
молекул.
Я демонстрирую следующий опыт: опыт с мензурками с небольшим объемом воды и
стаканом с окрашенной гуашью водой. При переливании воды из стакана в мензурку
№ 1, из мензурки № 1 в мензурку 2, из мензурки № 2 в мензурку № 3. Наблюдаем,
что в мензурках вода окрашивалась, хоть и не так ярко как в стакане.
( Поскольку в воде растворили очень маленькую крупинку гуаши и только часть ее
попала во второй сосуд, то можно предположить, что крупинка состояла из
большого числа мельчайших частиц) Попытаемся сжать воздушный или теннисный шарик. Это можно сделать без особого
труда. Почему?
Вот еще один опыт. В одну мензурку нальём 100 мл воды, а в другую – 100 мл
подкрашенного спирта. Перельём жидкости из этих мензурок в третью.
Удивительно, но объём смеси получится не 200 мл, а меньше: 190 мл. Однако при
этом масса смеси в точности равна сумме масс воды и спирта.
Почему же так происходит?
Между молекулами есть промежутки. Запишите в таблицу третье утверждение.
Вывод: все вещества состоят из молекул и между молекулами есть промежутки! Но,
все тела мы видим сплошными. Дело в том, что молекулы настолько малы, что
оптической силы глаза или обычного микроскопа не достаточно для видения
молекул. Но при помощи электронных и туннельных микроскопов удалось
сфотографировать наиболее крупные из них. Не смотря на свои столь малые
размеры, молекулы состоят ещё из более мелких частиц – атомов. Например,
наименьшая частица воды – молекула воды. Она состоит их трех атомов: двух
атомов Н – водорода и одного атома О– кислорода.
Ученые доказали, что молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а
молекулы одного вещества одинаковы. Молекулы воды одинаковы, молекулы
углерода в графите и алмазе одинаковы. На вопрос: почему отличаются свойства
этих тел, мы ответим с вами на следующих наших уроках…
IV. Первичная проверка понимания
Подумайте, что было бы, если бы не было молекул? Что было бы, если бы не было
промежутков между молекулами? Спасибо!Физкультминутка: упражнения на
снятие мышечного напряжения
VI. Подведение итогов урока
Подведем итоги урока. Для этого выполним следующие задания:
Задание : Найди ошибки в тексте:
Надутый воздушный шарик внесли с мороза в теплое помещение и его объем при
этом не изменился.
При охлаждении медного шарика его объем увеличился, так как уменьшаются
его частицы, из которых состоит шарик.
Молекулы духов во флаконе отличаются от молекул духов в воздухе.
В стакан чая опустили несколько кусочков сахара. После полного растворения
сахара объем полученной смеси будет больше суммы объемов чая и сахара.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Сегодня знания о молекулах вещества заложены в основу атомной и ядерной
физики, давшие возможность развиваться нано технологиям. На следующих уроках
мы продолжим изучать характеристики молекул и сможем ответить на вопросы:
почему разные вещества состоят из одинаковых молекул, но свойства имеют
различные, почему распространяются запахи и окрашиваются жидкости.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задание на дом:
–§25; вопросы;
– кроссворд;
– сообщение по теме “Интересные факты о молекулах”.
VIII. Рефлексия
В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами нашей
физической лаборатории, способными не только подмечать вокруг себя все новое и
интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: “Что тебе понравилось на
уроке?”.
Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с вами. До встречи!
Молекулы
Молекулы
Молекулы
Молекулы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.