Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности
Оценка 4.7

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Оценка 4.7
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
26.04.2018
Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности
В ходе проведённой работы были исследованы следующие темы: - Общая характеристика субкультуры; - Определение понятия «субкультура»; - Общая характеристика подросткового возраста; - Возрастные особенности подростков; - Особенности процесса социализации подростков; - Работа социального педагога с подростками субкультур; -Влияние субкультуры на становление личности подростка; -Организация социально педагогической деятельности с подростками субкультур.
Курсовая.docx
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………........3 Глава 1. Теоретический аспект проблемы влияния молодежной субкультуры на  развитие личности подростка………………...……………………………………..5 1.1 Психолого­физиологические и личностные предпосылки образования  подростковых субкультур………………………………………………………......5 1.2 Сущность понятия «молодежная субкультура» и ее психологические  особенности………………………………………………………………………….8 1.3 Проблема наркомании молодежных субкультур……………………………..11 Выводы по первой главе……………………………………………………….......14 Глава 2. Общая характеристика подросткового возраста………………………..15 2.1 Возрастные особенности подростков…………………………………………15 2.2 Особенности процесса социализации подростков…………………………...19 2.3 Влияние субкультур на становление личности подростка…………………..21 2.4 Особенности работы социального педагога  с неформальными группами и  объединениями……………………………………………………………………..23 Выводы по 2 главе………………………………………………………………….28 Заключение…………………………………………………………………………30 Список литературы…………………………………………..................................32 2 ВВЕДЕНИЕ     Немаловажное   значение   в   процессе   социализации   личности   подростка   играют   субкультуры. В современном обществе очень велико их разнообразие, актуальность и мода.    Родители не всегда способны контролировать своих детей и, чаще всего, даже не знают об их   интересах,   проблемах   и   возможностях.   Поэтому   большую   часть   своего   свободного времени современные подростки проводят на улице, где свои законы и предпочтения. Там же они могут попасть в какую­либо субкультуру, не все они безопасны, но и не все так плохо влияют на человека, как принято считать.      Большинство людей судят о субкультуре по внешнему виду и поведению некоторых представителей,   не   учитывая   при   этом   возможность   влияния   каких­либо   факторов   и личностных   качеств   данного   представителя.   Проявление   яркой   индивидуальности, особенно во внешнем виде, редко оценивают положительно, чаще таких людей осуждают за то, что они «не такие как все».   Хотелось бы сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи, а конкретно   подростков.   Исследования   в   этой   области   социологии   и   психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. Только тщательные   и   систематические   исследования   в   области   развития   социальной   работы   с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.      Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.    Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен,   как   акробат   на   трапеции,   одним   мощным   движением   опустить   перекладину детства,   перепрыгнуть   и   ухватиться   за   следующую   перекладину   зрелости.   Он   должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».      Изучение субкультур ­ относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных   гуманитарных   науках.   За   последние   два   десятка   лет   по   этой   тематике наиболее   многочисленными   являются   исследования   молодежной   субкультуры, раскрывающие   социально­философские   (С.И.   эстетические   (Э.А. Раманаускайте),   социологические   (Д.В.   Петров),   лингвокультурологические   (М.А. Солодова), социально­управленческие (Г.М. Иващенко), социально­психологические (Л.В. Шабанов)   аспекты   данного   феномена.   Изучены   также   отдельные   разновидности молодежных субкультур (И.И. Клявина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, С.В. Родионов, Т.Б. Щепанская), процессы их становления (И.Э. Петрова), взаимодействие молодежных   Левикова), 3 субкультур   с   социальными   институтами   (А.А.   Артюх,   С.А.   Воронина)   и   формами общественного   сознания   (Ю.А.   Сошин),   региональные   характеристики   субкультурной дифференциации молодежи (М.В. Блохина).    Оригинальную концепцию индивидуальной педагогической помощи создал А.В. Мудрик. В ней определены сущность, типы задач, условия эффективности помощи. Сторонники данного   подхода   (Б.В.   Куприянов,   О.В.   Миновская,   М.В.   Шакурова)   разработали соответствующую   методику.   Взаимодействие   субъектов   социального   воспитания   с представителями юношеской субкультуры раскрывается в научной литературе на основе положений о психолого­педагогической помощи детям с девиантным поведением (М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова, М.И. Рожков).     Целью данной курсовой работы является изучение молодежной субкультуры, изучение социально педагогической работы с подростками субкультур. Задачами данной курсовой работы является: 1. Изучение и анализ молодежных субкультур; 2. Изучение и выявление возрастных особенностей подростков; 3. Изучение и выявление влияния субкультуры на становление личности подростка; Объект исследования: подростки и субкультуры Предмет исследования:   процесс   социализации   подростка   субкультуры   в   современном обществе. 4 ТОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА 1.1 Психолого­физиологические и личностные предпосылки образования подростковых субкультур     Подростковый возраст ­ это период развития детей от 11­12 до 14­15 лет, отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время  происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование  личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. [14] В данный период происходит физиологическая перестройка организма подростка, с  которой подростку нелегко справиться: ­ гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков ­  тестостерона; ­ период роста сексуальности и гиперсексуальности у мальчиков; ­ резкие перепады настроения (нестабильность эмоций); ­ высокие темпы роста; ­ нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры; ­ у девочек увеличивается масса жировой ткани на 10­20%, что субъективно переживается  очень тяжело; ­ у мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных клеток у  мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза; ­ увеличение объема сердца в 2 раза за пубертатный период; ­ колебания артериального давления, частые головные боли. [12]    К общим эмоциональным проявлениям гормонального криза подростков относятся  следующие признаки: частая смена настроения: депрессия; неусидчивость и плохая  концентрация внимания; раздражительность; импульсивность; тревога; агрессия и  проблемное поведение.     К данным изменениям добавляются психологические особенности подросткового  5 возраста. В связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско­школьного  статуса возникает внутренний кризис самооценки подростка. Кризис 13 лет направлен на  освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.  Ребенок отделяется от родителей и уходит в свой мир ­ мир сверстников.     Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится  получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой  ответственности. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт  родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный  уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них. Для  данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.     Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его  безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие  взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной  неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и  переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности. Борясь с собственным  одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных.  Так образуются молодежные группы, тусовки, и формируется подростковая субкультура в  противовес миру взрослых.    В молодежной среде у подростка формируется "мы­концепция". С одной стороны, это  именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир  вокруг распадается на "своих" и "чужих", причем взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны. Формирование "Мы­концепции" у подростка является  мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. Учебная  деятельность и школа перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей  деятельностью становится интимно­личностное общение со сверстниками. [17]    Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную  личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже  самому себе (дневники). В этот период происходит рост самосознания, как внутренне  освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.     Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). Я  буду КАК взрослый ­ игра ­ копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры  поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость  приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. Подросток стремится  следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной субкультуре: вес, рост, гора  мышц, одежда, сленг и т.д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства  массовой информации. [8]     "Я­идеальное" формируется не только по внешнему механизму. Это ­ лишь начальная  точка отсчета. Дальше следует овладение взрослыми умениями и навыками, заботой о  ближних, а, самое главное, мерой своей посильной ответственности за происходящее в  семье и вокруг, за себя и свои поступки. Если значимый взрослый расценивает подростка,  как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки.[17]     Подростков характеризует общий подъем жизнедеятельности, значительный рост  6 жизненных сил. Этим и определяется та, бурная активность, кипучая энергия,  инициативность, которая свойственна подавляющему большинству подростков. Для  подростков характерна неисчерпаемая жажда деятельности, большая подвижность,  стремление активно учувствовать в окружающей жизни, интерес ко всему происходящему  вокруг. Если его энергия, активность не находит правильного выхода, то она проявляется в озорстве, шалостях, лихачестве, беготне, а нередко приводит к более тяжелым случаям  нарушения дисциплины. Следует отметить характерную для подросткового возраста  повышенную возбудимость, некоторую неуравновешенность характера, сравнительно  частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения.         Разумеется, большая возбудимость, грубость, упрямство, раздражительность не  являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных  коллективах, в том числе в семейных, с правильным режимом труда и отдыха,  доброжелательными отношениями и твёрдыми требованиями, период полового созревания  и связанных с ним изменений в организме подростков проходит безболезненно. Неизбежная внутренняя перестройка организма в этих условиях происходит спокойнее, а её внешние  изменения мало заметны и несущественны. [5]     Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера.  В процессе всё более усложняющейся учебной, трудовой деятельности, под влиянием  повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность  длительно преследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. В регуляции поведения подростка большая роль принадлежит  сознанию, большие значения приобретают сознательные волевые усилия, сознательное  управление своим поведением, своими эмоциями. Подросток способен не только к  отдельным волевым актам, но и к осуществлению связанных единой целью цепи волевых  действий, иначе говоря, к волевой деятельности. Подросток значительно чаще сам ставит  перед собой определенные цели, сам планирует свою деятельность и нередко проявляет  значительную настойчивость, выдержку, решительность и даже мужество в процессе  достижения этих целей. [10]     У подростков нередко можно наблюдать противоречия между высокой и благородной  целью и недостойным способом её реализации. В большинстве случаев настойчивость  подростков является ещё незрелой, что выражается в неумении достигать поставленной  цели, во всех её видах деятельности. 7 1.2 Сущность понятия «молодежная субкультура» и ее психологические особенности    Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение  отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от  более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Чаще всего  субкультуры переходят в отдельное идейное понятие. [4]    Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой  принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут  иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер,  равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к  ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся.  Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством  использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических  символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов  изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений  поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в  доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое  противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.      Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и  жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности,  пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной.  Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности,  как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.  [15]    В последние три­четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают  молодежные субкультуры. Связано это, как представляется, с тем обстоятельством, что  молодежные субкультуры, или часть их стали важным средством эволюционного  обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Молодежные  субкультуры и молодежная контркультура, по нашему мнению, выявили свое значение как  часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество может  рассматриваться как более толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное,  8 более раскованное и интеллектуальное.    Достаточно часто последние – хиппи, панки, рэйверы и другие – представляются  следствием копирования западных образцов. Разумеется, было бы нелепо отрицать влияние западных субкультур на отечественные. Однако сами западные молодежные субкультуры  даже при поверхностном рассмотрении обнаруживают наличие множества элементов,  заимствованных из иных культурных традиций, подчас противоположных западной  культуре, или, точнее, культуре американского (западноевропейского) среднего класса.  Мы склонны предполагать, что и отечественные, и западные молодежные субкультуры –  результат осознанного поиска некоей новой идентичности, выстраивания нового стиля.  Выделяют следующую типологию молодежных субкультур: ­ романтико­эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты, с известными  оговорками – байкеры),  ­ гедонистическо­развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), ­ криминально­делинквентные («гопники», «люберы»),  ­ анархо­нигилистические (панки),  ­ экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, некоторые  из которых можно также определить как радикально­деструктивные. М. Брейк выделяет следующие функции субкультур для молодежи: 1)  Они предлагают решение некоторых структурных проблем молодежи на "магическом"  уровне, особенно проблем, созданных внешними противоречиями социоэкономической  структуры, которые коллективно переживаются молодежными поколениями. Часто эти  проблемы являются частью классовых переживаний ­ эффектом осознания классовой  принадлежности и сопротивления молодежи социально­экономической заданности их  будущего.  2)  Они предлагают некую новую культуру, из которой можно отобрать значимые  культурные элементы, такие как: стиль (моду), досуговые ценности, повседневные  идеологии и жизненные стили. Эти элементы способствуют формированию идентичности  вне той солидарности, которая предписывается им "соответствующей" (их уровню) семьей  и школой.  3)  Они есть некая альтернативная форма социальной реальности, которая, конечно же,  апробируется в классовой культуре, но опосредуется ближним окружением (соседством)  или несуществующей ­ символической общиной, воспринятой через масс­медиа.  4)  Субкультуры предлагают осмысленный, значимый путь жизни в рамках "свободного"  времени ­ в течение досуга, который вынесен за рамки инструментального и скучного мира  учебы.  5)  Субкультуры предлагают новые экзистенциальные дилеммы для принятия  индивидуальных решений. В частности, они могут включать использование бриколлажа  9 молодежного стиля для конструирования своей идентичности вне школы. [2, 8] Опишем основным характеристики подростково­молодежных субкультур и объединений: ­ спонтанное возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях,  конкретной ситуации; ­ самоорганизация и независимость от официальных (формальных) структур; ­ обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не  удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение,  социальный статус, защищенность, престижная самооценка); ­ относительная устойчивость и определенная иерархия; ­ ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к  внешнему миру, поведенческих стереотипов; ­ атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной конкретной группе. [5]    Именно эти вышеперечисленные признаки и явились теми базовыми критериями, которые лежат в основе определения молодежной неформальной группы – базовой единицы поля  нонконформистской субкультуры.    Подобных групп очень много, но их определяет не столько стремление быть непохожим,  сколько потребность подчеркнуть свою инаковость. Нонконформизм – это не только даже  не столько постоянное оппозиционирование среде, сколько особая форма социальной  адаптации, внутри которой идет позитивный рост.    Таким образом, нонконформизм есть не столько поиск себя, сколько поиск  гиперконформной среды, где личность в итоге себя, наконец, и обретает как целостное и в  какой­то мере самостоятельное образование (во всяком случае, обретает иллюзию этого).    Группа – это, прежде всего ощутимый конкретный мир, под влиянием которого и живет  подросток и если группа эта носит асоциальный характер – то и направление ее  деятельности будет асоциальным. Внутри своей группировки ее члены оказываются весьма  конформными (вплоть до некритичности) относительно ценностей и идеологии, которой  подчиняется та или иная молодежная организация. Подростки очень часто становятся  членами разнообразных молодежных групп, объединений в силу особенностей своего  возраста: так как переходный возраст – это постоянная потребность идентичности с кем­ либо и принадлежности к кому­либо или чему­либо; это порой крайне фанатичный поиск  идеи, кумира, учителя и т.п., а так же не менее фанатичное служение предмету своего  поклонения. [13]    Поэтому вполне очевидно, что если общество не способно полностью удовлетворить эти  приемлемые и привлекательные для подростка формы принадлежности (или же внутри  общества расцветает двойная мораль и идет процесс девальвации, дискредитации этих  форм). Подросток, оказавшись на поле социализации, сталкивается с выбором между  социально приемлемыми формами социальной адаптации (школа, вуз, клубы) и теми  формами, которые не являются частью социального конвейера (двор, улица, секты, др.). 10 К формированию ретристских субкультур (сообщества пьяниц и алкоголиков,  наркоманов, хиппи) приводят такие факторы: ­ личная неустроенность и неудовлетворенность (как результат противоречий социально­ экономического развития, социальных условий бытия); ­ неспособность или неприятие активных форм самоутверждения, преодоления  конфликтных ситуаций, фрустрации («двойная неудача»); ­ потребность в общении, в референтной группе («выбирается не алкоголь, а компания»); ­ интеграция неформальных групп как следствие давления социального контроля. [14] Итак, мы определили понятие молодежной субкультуры, выявили ее функции в жизни  подростков и определили особенности ее формирования. Далее рассмотрим проблему  наркотизации молодежных субкультур. 1.3 Проблема наркомании молодежных субкультур     Присоединение к какой­либо группе – нормальный и закономерный выбор подростка.  Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Выбор конкретной неформальной группы чаще  является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что  доминирует на территории его проживания (социализации).  Отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных группах  является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный  предмет, группа переходит в новое качество. Этот постоянный предмет впоследствии, как  правило, и определяет тип субкультуры, принятый в группе: романтико­эскапистская или,  гедонистско­развлекательная, радикально­деструктивная или полуделинквентная, – т.е.  определяет ее, группы, ценности и образ жизни.     К сожалению, в молодежной среде принимать наркотики сегодня стало модным,  престижным и почти обязательным действием, так анализ таких молодежных субкультур,  как "хиппи", "панки", "растаманы", "грандж", "рейв", показывает, что употребление  психоактивных веществ является в большей или меньшей степени значимым атрибутом  (элементом) данных субкультур, который может выступать как: ритуал приобщения  (инициации) к субкультуре; способ идентификации с ее представителями; элемент  символического мира субкультуры; особая форма коммуникации в сообществе; формой  протеста по отношению к "взрослой" культуре и др. Можно говорить о характерных для  конкретной субкультуры видах психоактивных веществ (марихуана у "растаманов",  экстази у "рейверов" и т.д.) норм, моделей поведения, символов, стиля субкультуры в  новых поколениях. В некоторых субкультурах употребление наркотиков выступает важной составляющей идеологии (мифологии). [8,10]     Таким образом, во многих молодежных группах существуют традиции, определенные  11 ритуалы употребления наркотиков (такие, как один шприц для всех и общая посуда,  деление дозы наркотика с товарищем, добавление своей крови для очистки и проверки  качества наркотика и т.д.), кровно связывающие всех вместе и позволяющие подросткам  чувствовать себя не одинокими и нужными тем, кто вместе с тобой. При этом отказ от  общего шприца может трактоваться исключительно как предательство своей компании, а  не как элемент защиты собственного здоровья. В конечном счете, это может привести к  отказу в поддержании дружеских отношений с последующим изгнанием из команды, что  очень болезненно воспринимается в подростковом возрасте и служит ведущей  мотивировкой к совершению различных поступков (в том числе и криминального  характера), с целью восстановления социального статуса. Можно выделить следующие подростковые группы по критерию аддитивного поведения: а)  территориальные ­ группирующиеся по месту учебы или местожительства; б)  деликвентные ­ т.е. объединенные не наказуемыми с точки зрения уголовного  законодательства поступками и правонарушениями (как правило, мелким воровством или  мелким хулиганством); в)  криминальные ­ объединенные действиями, аналогичными указанным в пункте «б», но  подпадающими под уголовное законодательство. [11]    Особое место среди групп аддитивного поведения занимают наркотические группы, по  сути являющиеся следующим этапом объединения подростков, потребляющих наркотики.  Обычно они формируются из людей с уже сформировавшейся зависимостью. Одной из  задач таких групп является привлечь и удержать новичков. Различают первичные и  вторичные наркоманические группы. В первичной наркоманической группе объединяющим  фактором является наркотик, во вторичной – объединение происходило по иной причине,  но в наркоманической группе остались только те, кто пристрастился к наркотикам. Около  60% вторичных наркоманических групп формируется из территориальных групп  подростков с аддитивным поведением. [7]    Наркоманические группы обычно немногочисленны, их объединяет добыча наркотиков,  при надобности – их изготовление, переработка сырья, совместное употребление и иногда  торговля.    По данным статистики, подростки с аддитивным поведением, госпитализированные в  наркологические и психиатрические стационары, принадлежали к следующим группам: ­ территориальные группы ­ 44 %; ­ наркоманические группы ­ 10 %; ­ одиночки (без принадлежности к группам) ­ 8 %; ­ случайные компании ­ 7 %; ­ деликвентные и криминальные группы ­ 1 %; ­ постоянный друг (соблазнитель) ­ 4 %; 12 ­ гомосексуальные контакты ­ 4 %; ­ неясная принадлежность ­ 7 %; ­ неформальные группы ­ 15 %. [7]    Специфика массового самосознания подростков, молодежной субкультуры в целом  базируется не только на противопоставлении миру взрослых по признаку "старые ­  молодые", но, прежде всего по признаку "современные ­ несовременные". Иначе говоря,  одним из фундаментальных психологических атрибутов молодежной субкультуры помимо  ценностных ориентации, традиций, поведенческих стереотипов, является особая  укорененность в настоящем. Тенденции настоящего, молодым человеком воспринимается  как нечто абсолютное. В этой связи в подростковой субкультуре наркотики  воспринимаются как особый атрибут современности. Субъективное своеобразие этого  восприятия состоит в том, что знания о тысячелетней истории использования наркотиков  человечеством сочетаются с ощущением нового к ним отношения. [3]     Лежащие в основе амбивалентности опасения в отношении наркотиков, связанные со  страхом перед наркоманией, как тяжелым заболеванием, нейтрализуются путем  рационализации. В подростковой субкультуре весьма распространено представление о том, что процесс употребления наркотиков можно контролировать, используя только легкие  психоактивные вещества и строго их дозируя, что, в конечном счете, позволяет избежать  формирования стойкой зависимости. Интересно отметить, что для девочек ­ подростков  характерна менее выраженная амбивалентность: в отношении к наркотикам чаще  присутствует либо положительная, либо отрицательная валентность. Именно поэтому  девочки реже прибегают к механизму рационализации. Еще одной особенностью  психосемантики подросткового самосознания является то, что в отличие от взрослых,  понятие "жизнь" имеет иной личностный смысл. Жизнь не всегда является той  доминирующей, абсолютной ценностью у подростка, каковой она представляется  взрослому. В структуре представлений о содержательном разнообразии жизни у  современного подростка особое место занимает образ свободного времени. Сам же образ  этого времени может быть весьма беден и неконструктивен. Иначе говоря, свободное  время в сознании подростка противостоит чему­то планируемому и организованному.  Ценность свободного времени в его спонтанной направленности. Это противоречит весьма  расхожему мнению, о том, что подростки испытывают трудности в самостоятельной  организации свободного времени. В смысловом пространстве подростков понятия  "наркотики" и "свободное время" оказываются весьма близко, объединяемые таким  свойством как спонтанность. В свою очередь спонтанность по смысловому содержанию для подростка очень близка такому понятию как экстремальность. [5,9]    Подростковая субкультура не является чем­то изолированным по отношению к культуре  вообще и обществу в частности. Изменения, происходящие в обществе, активно  ассимилируются и трансформируются подростковой субкультурой. В контексте  обсуждаемой проблемы можно указать на понятие кризиса подросткового возраста.  Подростковый кризис, как один из многочисленных вариантов развития, стал  рассматриваться как явление типичное и всеобщее. В современной подростковой  субкультуре представления о кризисе возраста являются весьма распространенными и  устойчивыми, правда, не лишенными своеобразия. Быть безпроблемным значит рисковать  остаться в одиночестве. Наркотики, по своей сути, есть новый атрибут подростковой  проблемности, оправдывающий их и укореняющий их в молодежной культуре. 13 В современных исследованиях молодежных субкультур особенное внимание уделяется  экспериментам с телесностью и чувственностью: не только через одежду, (что характерно  для предыдущих субкультур), но и через тело: бритье головы, татуировки, нанесение  шрамов. В этом контексте употребление наркотиков также рассматривается как  своеобразный способ экспериментирования. [16]    Таким образом, физиологические, социально­демографические, психологические и  педагогические особенности подросткового возраста являются факторами, образующих  комплекс причин ведущих к наркомании подростка (групповая принадлежность, поиск  общения и понимания, социальная согласованность, удовольствие, доступность,  любопытство, враждебность, достаток и досуг, уход от физического стресса и др.). ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 1. Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение  отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от  более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Субкультура  может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т.д.  Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические  взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят  замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества.  2. Специфическими проблемами, возникающими у подростков — представителей  молодежных субкультур являются: компенсация негативного отношения к себе крайним  преувеличением и мифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего  субкультурного образа, который подменяет ценностное самоопределение при отсутствии у  воспитанника соответствующего социального опыта; конфликтность взаимоотношений с  взрослыми и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем и некомпетентностью в  общении.  3. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры – стремление приобрести  внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной  массы населения мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями  субкультуры своей приверженности каким­либо идеологическим, религиозным,  политическим концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном объединяются 14 по внешним характеристикам – одежда, прически, музыка, места общения, др 4. Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат  господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей  формируется контркультура. Часто данные группы способствуют наркотизации  подростков и молодежи. Глава 2. Общая характеристика подросткового возраста 2.1 Возрастные особенности подростков    Подростковый возраст охватывает детей от 11­­12 до 15 лет. Это особо важный период в жизни каждого человека, так как в эти годы происходит перестройка всего организма, осуществляется  переход от детства к юности. Поэтому подростковый возраст принято называть   переходным.   Он   характеризуется   интенсивным   развитием   интеллектуальных, нравственных и физических сил.       Уровень   развития,   характеризующий   детей   подросткового   возраста,   не   является постоянным.   Он   растет   и   изменяется   вместе   с   изменением   условий   жизни   общества. Современный подросток эпохи небывалого научно­технического прогресса и культурной революции обладает особыми, специфическими чертами развития.       Акселерация   физического   и   психического   развития,   присущая   современным   детям, заметно сказывается и на подростковом возрасте.      Современные подростки по сравнению со своими сверстниками прошлых десятилетий выше   ростом,   физически   сильнее,   отличаются   высоким   уровнем   интеллекта, особенностями   познавательных   способностей,   уровнем   политической   и   гражданской 15 зрелости.   Современному   подростку   присущи   широкий   диапазон   духовных   запросов, интересов и увлечений, стремление осмыслить себя и окружающий мир.      Социологические исследования показывают, что современных подростков интересуют разнообразные отрасли знаний: искусство, наука, техника и многое другое. Большинство подростков имеют по нескольку увлечений.     Современный подросток всесторонне информирован. Этому способствует прежде всего высокий уровень обучения и воспитания в современной школе, высокая образованность учителей, хорошо организованная внеклассная и внешкольная работа, высокий культурный уровень семьи, а также кино, театры, музей, выставки, радио, телевидение, стадионы.    Физическое развитие в этом возрасте характеризуется интенсивным ростом тела в длину. Поэтому подросток выглядит длинным, узкогрудым, нескладным. Это сказывается на его осанке и походке. Неприглядность внешнего вида подростка не совпадает с его желанием быть стройным, ловким и красивым. Поэтому многие дети стесняются своей внешности и болезненно переносят малейшую иронию со стороны взрослых по поводу внешнего вида.       Подростковый   период   характеризуется   интенсивным   процессом   совершенствования сложных движений.    В подростковом возрасте начинается период полового созревания, причем у девочек он наступает раньше, чем у мальчиков. Этот процесс связан с перестройкой всего организма детей, отражается как на их внутреннем мире, так и на внешности.      Процесс полового созревания вызывает нарушение внутреннего равновесия организма подростка, что сказывается на его поведении. У большинства появляется застенчивость, у некоторых, наоборот, развязность. У подростков пробуждается интерес к представителям противоположного   пола,   к   интимным   тайнам   природы,   возникает   много   загадочных вопросов. У девочек в этот период необходимо воспитывать скромность и сдержанность в отношениях с мальчиками, уважение к себе, навыки личной гигиены. Мальчикам следует прививать уважение к девочкам, стремление оберегать и защищать их достоинство, умение следить   за   собой.   Особое   внимание   необходимо   уделить   воспитанию   естественных здоровых отношений между мальчиками и девочками.    В целях правильного полового воспитания подростка необходимо организовать его жизнь так, чтобы он постоянно находился в состоянии активной полезной деятельности, чтобы у него не оставалось ни минуты без работы в руках, без мысли в голове, потому что именно в эти   минуты,   как   справедливо   заметил   К.   Д.   Ушинский,   портятся   голова,   сердце   и нравственность.       В   связи   с   процессом   полового   созревания,   биологической   перестройкой   организма происходят   изменения   в   психике   подростка,   в   его   взглядах,   отношении   к   себе   и   к окружающим, в поведении. Подросток не хочет быть ребенком, он стремится скорее стать взрослым, самостоятельным и поэтому болезненно реагирует, если к нему обращаются, как и несколько лет назад.     Подростку импонирует дружеский тон взрослых, внимание к его суждениям, мнениям, желание   советоваться   с   ним,   На раздражительность в обращении он отвечает грубостью, упрямством, протестом, иногда   предоставление   ему   самостоятельности. 16 открыто,   иногда   сдержанно.   Доверительное   обращение   к   нему,   как   к   равному, воспринимается   подростком   как   уважение   к   его   личности,   доверие   к   его   силам, возможностям,   вызывает   у   него   желание   показать   свою   «взрослость»   в   деятельности, поведении,   в   отношении   к   людям.   Стремление   показать   свою   «взрослость», самостоятельность,   убедить   окружающих,   что   они   уже   не   маленькие,   проявляется   во многих поступках детей переходного возраста.    Для поведения подростка характерно и то, что он перестал все принимать на веру, стал тоньше   подмечать   недостатки   в   поведении   и   высказываниях   взрослых.   Однако   ярко выраженная критичность по отношению к окружающим уживается у него с недостаточной самокритичностью,  неумением  объективно  оценить свои  успехи и  неудачи,  нежеланием признать свою вину. Во всех аспектах психической деятельности подростка проявляются определенные противоречия: ­­   с   одной   стороны,   непримиримость   к   злу,   неправде,   готовность   вступить   в   борьбу   с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни; ­­ подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголенности» идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания; ­­ желание самоутвердиться и неумение это сделать; ­­ есть глубокая необходимость в совете, помощи ­­ и в то же время словно нежелание обратиться к старшему; ­­  противоречие   между  богатством   желаний,  с   одной   стороны,   и  ограниченностью   сил, опыта, возможностью для осуществления их ­­ с другой; ­­ показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни; ­­ презрение к эгоизму, индивидуализму и чувствительное самолюбие; ­­   удивление   перед   неисчерпаемостью   науки,   желание   много   знать,   переживание вдохновения,   радости   интеллектуального   труда   и   в   то   же   время   поверхностное,   даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным заданиям; ­­ романтическая восторженность и... грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и... ироническое отношение к красоте.      Н. К. Крупская, характеризуя противоречивый возраст подростков, подчеркивала, что «это  самый  мятущийся,   самый  критический,   самый  неуравновешенный   возраст.   В  этом возрасте особенно боится подросток чужих влияний, особенно замкнут и предпочитает часто книгу, чем живого человека, к которому он даже хорошо относится». 17 Переходному возрасту присущи качественные изменения и в умственном развитии детей. Познавательные   способности   их   заметно   развиваются   и   совершенствуются.   Подростки овладевают   новыми   знаниями,   умениями   и   навыками,   приобретают   способность   более глубокого осмысления жизни. Именно в этот период складываются убеждения, характер.      Восприятие подростка характеризуется большей организованностью, осознанностью и целенаправленностью по сравнению с восприятием детей младшего школьного возраста. Восприятие   носит   избирательный   характер.   Подросток   склонен  воспринимать   наиболее интересные для него предметы и явления. Для внимания в этом возрасте также характерна избирательность.   Подросток   внимателен   к   тому,   что   его   интересует,   и   увлекательной работой занимается сосредоточенно и длительное время, не чувствуя усталости. Вместе с тем по причине большой возбудимости подростку присуща неустойчивость внимания.    Память подростка совершенствуется, качественно изменяется, развиваются способности логического   запоминания.   Школьник   старается   осмыслить   изучаемый   материал, воспроизвести прочитанное своими словами.       В   подростковом   возрасте   становятся   более   совершенными   мышление   и   речь. Доминирующим у подростка становится логическое мышление, наблюдается расширение круга   усваиваемых   абстрактных   понятий   и   качественное  их   обогащение.   Вместе   с   тем расширяется   круг   конкретных   образов   и   представлений,   обогащается   их   содержание. Представления   и   понятия   становятся   более   абстрактными.   Речь   подростка характеризуется   усложнением   структуры   предложений,   более   частым   употреблением абстрактных   выражений.   Появляется   потребность   в   умении   мыслить   самостоятельно. Подросток стремится иметь и отстаивать свои суждения. Важной особенностью мышления подростков   является   критичность,   особенно   в   отношении   к   высказываниям   взрослых. Появляется   стремление   самому   разобраться   в   жизни.   Эта   особенность   мышления подростка   способствует   выработке   самостоятельных   взглядов   и   убеждений,   что   имеет важное значение в становлении его личности.      Большие изменения происходят во всем моральном облике подростка. В переходном возрасте формируются идеалы мальчиков и девочек. Их привлекают незаурядные, сильные духом люди. Идеал имеет большое значение в формировании личности подростка, служит ему эталоном поведения. Поэтому очень важно помочь подростку выбрать себе идеал и в соответствии с ним шлифовать и совершенствовать свое поведение.      Под влиянием обучения, накопленного социального опыта и источников информации расширяется круг интересов подростка, обостряется его любознательность. У большинства ребят пробуждается интерес к будущей профессии, возрастает любовь к чтению, особенно к приключенческой литературе, к книгам с занимательной фабулой. Мальчики и девочки увлекаются техникой, спортом, музыкой, живописью, интересуются вопросами внутренней и внешней политики.    В подростковом возрасте такие чувства как дружба, товарищество отличаются большей осознанностью, чем прежде. Дружба возникает чаще всего на основе общей деятельности ­­ учебной,   игровой,   спортивной,   общественной,   на   основе   одних   и   тех   же   интересов   и склонностей.   Подросток   дорожит   дружбой,   готов   постоять   за   товарища   в   любых обстоятельствах.   Дружба   благотворно   сказывается   на   формировании   его   личности,   на воспитании   высоких   нравственных   качеств:   внимательности   и   чуткости, доброжелательности   и   отзывчивости,   правдивости   и   честности,   взаимопомощи   и 18 взаимовыручки. Важно оберегать дружбу подростка, поддерживать ее, разрешать друзьям детей   приходить   домой,   гостеприимно   встречать   их,   доброжелательно   и   заботливо относиться к ним. Это и детям приятно и родителям позволит хорошо узнать, с кем дружит их ребенок, на какой основе держится эта дружба, какой характер она носит. Без этого родителям будет трудно руководить дружбой подростка.      Подростка отличает повышенный интерес к своему внутреннему миру, своим силам и возможностям,   к   жизненным   целям   и   профессиональной   направленности,   поэтому   в процесс   воспитания   надо   активно   вовлекать   и   самого   подростка   ­­   тогда   воспитание дополнится   самовоспитанием.   Под   самовоспитанием   следует   понимать   сознательное воспитание в себе лучших качеств.      Подростка, особенно старшего возраста, отличает желание научиться управлять своим поведением, эмоциями, настроением. У него усиливается стремление организовать себя во всех отношениях. Появляется потребность не тратить времени зря, а планировать, беречь, продуктивно использовать его. Психолого­педагогические исследования показывают, что большинство   учащихся   старшего   подросткового   возраста   занимаются   самовоспитанием, хотя не у всех оно носит стабильный характер. Однако стремление подростка активно воздействовать  на себя не всегда совпадает, а порой  и вступает  в противоречие  с его привычками,   В   результате   появляется неорганизованность, недисциплинированность.   стихийно   возникшими   желаниями.      Все эти возрастные особенности следует учитывать в процессе работы с подростками. Если   умело   направлять   их   в   «нужное   русло»,   то   работа   будет   эффективнее   и продуктивнее. 2.2 Особенности процесса социализации подростков    В подростковом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них ­ наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги:   появление   влечения   к   противоположному   полу,   агрессивность,   зачастую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.       Психофизиологические   изменения   не   могут   не   повлиять   на   ход   и   содержание социализации. Склонность к творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость ­ с другой, порождают особое явление, которое   называется   молодежной   субкультурой.   Она   ассоциируется   с   тремя   главными негативными   чертами,   явлениями­символами:   наркотиками,   сексом   и   насилием. Подростковый   период   называют   «трудным   возрастом»,   «переломным   периодом».   Его 19 содержание   заключается   в   изменении   поведенческих   характеристик:   от   почти   полного послушания,   свойственного   малым   детям,   подростки   переходят   к   сдержанному послушанию ­ скрытому не повиновению  родителям.  Если  раньше, будучи детьми,  они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично ­ с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние ­ мировоззренческие ­ этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места   в   жизни   родителей,   друзей,   окружающего   социума.   Одновременно   наблюдается постоянный   поиск   нравственных   ориентиров,   связанных   с   переоценкой   смысла   жизни. Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что   составляет   социальную   среду   и   социальную   символику   «Я».   Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится. Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами: ­   несовпадением   между   высоким   уровнем   притязаний   (стремление   стать   героем, прославиться) и низким социальном статусом, который задан их возрастом; ­ несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и   дочь   всегда   остается   ребенком,   и   новых   потенциальных   возможностей   подростков, заданных их психофизиологическим повзрослением; ­ противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.       Психофизиологическое   повзросление   практически   ничего   не   меняет   в   социально­ экономическом положении подростков. Социальный статусы родителей и подростков по­ прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни.   Взрослые   ­   собственники,   распорядители,   опекуны,   производители,   законодатели, потребители, защитники и т.д. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевой диапазон   крайне   ограничен.   Они   не   являются   собственниками,   распорядителями, производителями, законодателями. Они ­ лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане подростки созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.        В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков меньшем объеме прав   и   обязанностей   по   сравнению   со   взрослыми.   Обладая   меньшими   возможностями, подростки   сталкиваются   с   таким   глобальными   мировоззренческими   и   нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие   подростки   бросают   школу,   в   результате   нарушается   естественный   процесс 20 социализации.   Недополучение   знаний   сразу   сказывается   на   экономическом   положении, подростки оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18­летних в 3 раза выше, чем у взрослых.       Социологи   полагают,  что  сексуальная  распущенность,  злоупотребление   алкоголем  и лихачество ­ не что иное, как попытка играть роль взрослых.    Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Подростки ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи ­ институтов, где их продолжают считать детьми.    Итак, мы рассмотрели трудности социализации в подростковый период и установили, что главной среди них является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков. 2.3 Влияние субкультуры на становление личности подростка       Становление   социальной   зрелости   молодёжи   происходит   под   влиянием   многих относительно самостоятельных факторов ­ семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.     В   процессе   социализации   у   подростков   формируется   система   норм   и   ценностей,   отличающих данную группу от большинства обществ, называемая субкультурой. 21 Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных   программ, социально­адаптационных   или профориентационных.   исключением     за     Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и, прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество ­­ такова и молодежь, а, следовательно, и молодежная субкультура.       Кризис   института   семьи   и   семейного   воспитания,   подавление   индивидуальности   и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой ­­ к прагматизму и социальной неадаптированности   (в   некоторых   случаях   опосредованно)   ­­   и   к   проявлениям противоправного   или   экстремистского   характера.   Агрессивный   стиль   воспитания порождает   агрессивную   молодежь,   самими   взрослыми   приуготовленную   к межгенерационному   отчуждению,   когда   выросшие   дети   не   могут   простить   ни воспитателям,   ни   обществу   в   целом   ориентации   на   послушных   безынициативных исполнителей   в   ущерб   самостоятельности,   инициативности,   независимости,   лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации.       Коммерциализация   средств   массовой   информации,   в   какой­то   мере   и   всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации ­­ семья и система образования. Ведь именно просмотр   телепередач   наряду   с   общением,   как   уже   говорилось,   ­­   наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура   просто   повторяет   телевизионную   субкультуру,   которая   лепит   под   себя удобного зрителя.    Пока воспитание понимается только как процесс передачи чего­то от старших младшим: передачи   опыта,   знаний,   убеждений,   ценностей,   т.е.   именно   как   процесс   подготовки   к жизни, в котором молодое поколение, наследуя, должно быть похожим на своих родителей, ­   ответственность   за   его   результаты   берут   на   себя   взрослые   ­   родители,   воспитатели, учителя с их постоянным контролем, опекой, назиданиями, и молодой человек постоянно находится в двойственном положении:  его призывают к самостоятельности, трезвости суждений и одновременно поощряют не инициативу и активность, а послушание и исполнительность, порождая, таким образом, феномен социального инфантилизма.     К счастью, человеку вообще, а молодым в особенности свойственны дух противоречия, стремление игнорировать многие запреты старших. Стремление перебороть традиционные формы   поведения   ведёт   к   созданию   собственных   норм,   часто   противоречащих общепринятым.   Это   ведёт   к   ослаблению   влияния   родителей,   взрослых   воспитателей, выливается   в   создание   различных   неформальных   групп,   специфической   молодёжной субкультуры.   Отсутствие   запретов   в   таких   группах   создаёт   ощущение   свободы, раскованности.   Но   так   как   у   каждого   рамки   дозволенного   свои,   понимание   свободы приобретает различные формы, вплоть до отрицания всего, что было “до нас”. 22 Принято   считать,   что   главное   для   подростков   в   неформальных   группировках   ­ возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, ­ об этом говорит лишь чуть более 7 %. Около 15 % находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для   11   %   самое   главное   ­   условия   для   развития   своих   способностей,   возникающие   в неформальных группировках.      Многие из неформалов ­ люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами ­ все очень разные, и в тоже время чем­ то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются   собственной   ненужностью.   И,   пытаясь   разобраться   в   себе,   отправляются   на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.       Таким   образом,   субкультура   является   одним   из   важнейших   факторов   влияния   на молодёжь   и   задачей   педагогов,   родителей   и   общества   в   целом,   сделать   это   влияние положительным. 2.4 Особенности работы социального педагога с неформальными группами и объединениями Социально­педагогическая сотрудничество с неформальными молодежными группами и объединениями   чрезвычайно   важна,   но   и   очень   сложная   Возможности   социально­ педагогического воздействия на большинство неформальных групп мин минимального, а последствия его трудно предсказать. Работа   с   группами   различной   направленности   можно   реализовывать   в   таких направлениях (М Шакурова): 23 1) использование потенциала существующих просоциальних групп с целью решения задач педагогизации социальной среды, создание косвенных условий развития, реабилитации или коррекции конкретной в личности, предоставление просоциального группам необходимой поддержки 2) инициирование создания групп социальной направленности; включение их в систему социально­педагогической деятельности учреждения, микросоциума; 3)   совместная   работа   с   организаторами   детского   движения   для   переориентации асоциальных групп в просоциальни; 4)   совместная   деятельность   с   психологом,   родителями,   педагогами   для   вывода несовершеннолетних из групп асоциальной направленности, переориентация их установок и поведения В   работе   социального   педагога   преобладают   направления   деятельности,   связанные   с переориентацией   асоциальных   групп   или   некоторых   их   членов.   В   просоциальных механизмах   переориентации   является   дезорганизация   ­   процесс,   направленный   на разрушение   структуры   группы   (связей   между   членами,   дисциплины,   согласованности), и реорганизация которая заключается не только в перестройке структуры, но и изменении направленности.   Содержание   работы   социального   педагога   заключается   в   выявлении авторитетных лиц в группе, изучении их интересов, социальных ролей, устроить контроль за   их   поведением   и   привлечением   к   общественно   полезным   видам   деятельности, проведении   работы   с   лидерами   групп,   побуждении   их   изменить   взгляды,   позиции, поведение   и   воспитательной   работе   с   членам   и   группы   с   целью   отрыва   их   от   лидера, нейтрализации его воздействия и снижения авторитету. Реорганизовать все асоциальные группы нереально, поэтому приходится их разрушать с помощью таких приемов: ­ организования социально полезной деятельности группы, направленной на выдвижение определенных членов группы как новых лидеров; ­   организования   ситуаций,   способствующих   закреплению   за   новым   лидером   ведущих официальных ролей; ­ привлечение группы к интересным, увлекательным делам (участие в соревнованиях, выезд в лагерь и др.); ­ искусственное создание противоречий между лидером и членами группы; ­   привлечение   лидеров   неформальных   групп   к   участию   в   организации   общественно полезной деятельности Во   взаимодействии   с   неформальными   молодежными   объединениями   выделяют следующие ее стратегии, методы и приемы (М Синягина): 1   стратегии   запрета   и   репрессий.   В   ней   наиболее   полно   проявляется   конфликт поколений, что часто приводит к еще большему сплочению и активизации неформальной 24 группы или объединения Однако по антисоциальных групп ее необходимо применять через использование таких \"репрессивных\" методов: ­ разрушение (дезорганизация внутренней структуры группы и механизмов управления групповой деятельностью); ­ отделение (физическое разобщение группы, что не позволяет ей собираться и совершать преступления).   Оно   заключается   в   переводе   в   другое   учебное   заведение;   направлении нескольких членов группы к специализированных лагерях труда и отдыха, археологических экспедициях;   переездах   определенных   членов   группы   в   другой   населенный   пункт; направлении актива группы в спецшколу; привлечении участников группы к спортивной секции   ее   или   иного   формального   объединения.   Необходимо   учитывать   следующие обстоятельства:   отделение   должно   быть   достаточно   длительным,   но   не   абсолютным, потому что часто это еще больше сплачивает группу. 2   Стратегия   переориентации   (ресоциализации)   с   антисоциальной   и   криминогенной направленности.   Методы   работы   с   лидерами   такой   группы   заключаются   в   изоляции, дискредитации (компрометации), нейтрализации. 3   Стратегия   профилактики   Она   заключается   в   направлении   усилий   на   искоренение причин   и   условий,   приводящих   к   возникновению   асоциальных   групп.   Важным направлением этой стратегии является предоставление альтернативы, то есть в создания социально­педагогических   условий   для   удовлетворения   потребностей   (реализации мотивов),   которые   подталкивают   подростка   к   неформальной   группы.   В   социально­ восприимчивой   (социально­позитивной   форме):   привлечение   летом   в   продуктивных, творческих   видах   деятельности,   использование   механизма   \"гедонистического   риска\", расширение сферы досуговой деятельности, создание просоциальних групп и объединений подростков и молодежи. 4   Стратегия   моральной   паники.   Это   скорее   способ   реагирования   общества,   который тоже может быть спланированным, продуманным и масштабным. Инициатором стратегии становятся СМИ. Риск заключается в своеобразной рекламе определенной асоциального группы и, как следствие, увеличении ее популярности, активности и численности. 5   Стратегия   понимания   и   диалога.   Она   предполагает   понимание   и   восприятие молодежной   культуры,   переход   от   понимания   как   интерпретации   к   пониманию   как коммуникации так и диалога. Разработана   также   методика   оказания   социально­педагогической   помощи представителям неформальных молодежных групп и объединений (М Сенченко). Такая помощь   старшеклассникам   ­   представителям   неофициальных   юношеских   субкультур   ­ находится на грани стихийного, относительно управляемой и социально контролируемой социализации и хотя бы частичному стремлению к сознательному самоизменению человека. Она предусматривает диалектический компромисс при соблюдении следующих условий: ­ безусловное восприятия воспитанника, несмотря на взгляды, которые он разделяет, информирование его о возможных социальных санкциях; ­ выстраивание диалога между культурой и субкультурой, предъявление общепринятых образцов; 25 ­ направление диалога от субъективных взглядов школьника к социокультурной идее. На основе идей педагогической герменевтики (И Демакова) можно сформулировать еще одно условие социально­педагогической помощи представителям неформальных групп ­ это формирование имиджа педагога: Внешний   вид   педагога   должна   соответствовать   основным   тенденциям   моды,   чтобы расположить учеников, все элементы одежды не должны воплощать принадлежность к той субкультуры. Важным является способность словом и действиями вызвать доверие к себе, владение   навыками   стилизованной   коммуникации:   ­   использование   адекватных   для молодежной   субкультуры   способов   передачи   информации,   налаживания   отношений, обмена   мнениями.   Стиль   поведения   педагога   не   может   противоречить   основной   цели оказания социально­педагогической помощи, он должен вызывать ощущение безопасности, веру в свою порядочность и компетентность. Эффективности   социально­педагогической   помощи   способствует   владение   педагогом видом занятий, значимым для представителей юношеской субкультуры (игра на гитаре, определенный вид спорта, брейк­данс, граффити, ролевые игры и др.), или смежными с   например: субкультурными   видами   деятельности,   акробатический   рок­н­ролл, художественная гимнастика, спортивная аэробика, дизайн. Необходимым   условием   успешности   социально­педагогической   помощи   является конструктивный диалог между педагогом и представителями неофициальных юношеских субкультур, предусматривающий: ­   наличие   соглашения   как   культурного   механизма,   регулирующего   отношения   между педагогом и старшеклассником; ­   построение   общения   на   безусловном   восприятии   воспитанника,   несмотря   на   идеи, которые он поддерживает и пропагандирует; ­   консультирование   воспитанника   о   возможности   социальной   среды,   учреждений   в решении проблем социализации; ­ эмоциональная поддержка принципа свободы выбора; ­ оснащение воспитанников средствами самопонимания. Эффективным   средством   социально­педагогической   помощи   представителям юношеских субкультур является создание клубного сообщества на основе этих практик, способствовать   раскрытию,   утверждению   воспитанником   себя,   различными   вариантами самовыражения   в   социально   приемлемых   формах,   освоению   способов   решения коммуникативных   задач   (в   частности,   конструктивного   диалога   со   взрослыми, представителями других субкультур. Организовать   экспериментирования   и   самовыражения   в   сфере   юношеского неформализма   можно   с   помощью   конструирования   своеобразных   "карнавальных" площадок, где в процессе забав, игр, конкурсов участники могут показать свой внешний вид,   примерить   атрибуты   представителей   различных   неформальных   групп.   Атмосфера раскованности   обеспечивается   защитой   школьников   от   санкций   со   стороны   субъектов 26 социального воспитания и агентов субкультур. Для полноценного экспериментирования, самовыражения  воспитанников  педагог  должен  принимать  стилистику  субкультуры  как модель их самореализации. Методика   оказания   социально­педагогической   помощи   старшеклассникам   ­ представителям   юношеских   субкультур   ­   предполагает   сочетание   групповой   и индивидуальной форм работы. Так, организовать экспериментирование в воспитанников в способах самовыражения можно лишь в групповой работе, обсуждение смысла значений, текстов субкультур наиболее эффективно осуществляется в коллективе время ситуация каждого старшеклассника, требует конфиденциальности обсуждения, возможно только в рамках индивидуальной работы педагога с воспитанником. Социально­педагогическая   помощь   в   групповой   работе   реализуется   через педагогические задачи, направленные на: ­ создание в группе позитивного эмоционального климата; ­ получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружением; ­ расширение знаний о способах и варианты выражения, представления себя другим; ­ приобретение опыта самовыражения в этой группе; ­ освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и знаков, свойственных различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей В   индивидуальной   работе   социально­педагогическая   помощь   предусматривает содействие воспитаннику в самоопределении, посредничество в конфликтах со взрослыми и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и самостоятельной деятельности, направленной   на   гармонизацию   взаимоотношений   со   взрослыми   и   сверстниками. Индивидуальную работу с воспитанником осуществляют в следующей последовательности: ­ установление контакта между педагогом и воспитанником, поиск и выяснения общих интересов,   намерений   каждого   участника   диалога,   заключения   соглашения   о взаимодействии с целью преодоления индивидуальной проблемы воспитанника; ­   разработка   соответствующего   плана   действий,   его   реализации,   анализ   и   коррекция деятельности, определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации ребенка.   После   реализации   соглашения   возможен   переход   к   новой   договоренности   и следующему этапу работы по совместному желанию питомца и педагога. Итак,   социально­педагогическая   помощь   обеспечит   решение   проблем   социализации представителей   неофициальных   юношеских   субкультур,   если:   педагог   владеет референтным   для   воспитанников   видом   деятельности,   член   субкультуры   участвует   в клубном   сообществе,   созданном   на   основе   юношеских   субкультурных   практик; взаимодействие педагога и старшеклассника является конструктивным. 27 Выводы по 2 главе     Подростковый возраст охватывает период от 11­­12 до 15 лет. В эти годы происходит перестройка   всего   организма.   Поэтому   подростковый   возраст   принято   называть 28 переходным.   В   это   время   активно   развиваются   интеллектуальные,   нравственные   и физические силы.    Современный подросток стремиться осмыслить себя и окружающий мир, имеет широкий круг духовных запросов, интересов и увлечений.      Подростка отличает повышенный интерес к своему внутреннему миру, своим силам и возможностям, к жизненным целям.      Стремление подростка активно воздействовать на себя не всегда совпадает, а порой и вступает в противоречие с его привычками, стихийно возникшими желаниями. В результате появляется неорганизованность, недисциплинированность.       Важной   особенностью   мышления   подростков   является   критичность,   особенно   в отношении   к   высказываниям   взрослых.   Появляется   стремление   самому   разобраться   в жизни. Эта особенность мышления подростка способствует выработке самостоятельных взглядов и убеждений, что имеет важное значение в становлении его личности.    Физическое развитие в этом возрасте характеризуется интенсивным ростом тела в длину. Поэтому подросток выглядит длинным, узкогрудым, нескладным. Это сказывается  на его осанке и походке. Мускулатура и костная система активно развиваются.     Из­за   интенсивного   умственного,   физического,   нравственного,   духовного   развития   социализация у подростка проходит проблематично.     На процесс социализации подростков, безусловно, оказывают влияние многие факторы, но главными из них являются:      1­роль семьи. Семья ­ это маленькая кладовая, в которой формируются и умения, и навыки, и развиваются способности и индивидуальные особенности подростка. Ребенок учится от родителей, еще в младшем школьном возрасте, всему: манере поведения, умению общаться, различным видам деятельности и т.д. Очень важно родителям читать литературу по воспитанию   всестороннего развитого  ребенка.  Тогда  к  подростковому  возрасту  ему будет   легче   адаптироваться   к   новым   жизненным   ситуациям,   найти   общий   язык   с незнакомыми людьми. Это даст ему возможность стать интеллектуально развитым, стать благополучным в дальнейшей жизни и добиться большого успеха.       2­собенности   взаимодействия   со   сверстниками.   Так   как   в   переходном   возрасте происходит   половое   созревание   подросток   начинает   обращать   внимание   на противоположный пол, чаще всего в группе сверстников. Общение со сверстниками играет для   подростка   очень   важную   роль,   поэтому   из­за   возникновения   непонимания,   плохих взаимоотношений процесс социализации у подростка может нарушиться. Внешний   вид   педагога   должна   соответствовать   основным   тенденциям   моды,   чтобы расположить учеников, все элементы одежды не должны воплощать принадлежность к той субкультуры. Важным является способность словом и действиями вызвать доверие к себе, владение   навыками   стилизованной   коммуникации:   ­   использование   адекватных   для молодежной   субкультуры   способов   передачи   информации,   налаживания   отношений, обмена   мнениями.   Стиль   поведения   педагога   не   может   противоречить   основной   цели 29 оказания социально­педагогической помощи, он должен вызывать ощущение безопасности, веру в свою порядочность и компетентность. 30 В ходе проведённой работы были исследованы следующие темы: ЗАКЛЮЧЕНИЕ ­ Общая характеристика субкультуры; ­ Определение понятия «субкультура»; ­ Общая характеристика подросткового возраста; ­ Возрастные особенности подростков; ­ Особенности процесса социализации подростков; ­ Работа социального педагога с подростками субкультур; ­Влияние субкультуры на становление личности подростка; ­Организация социально педагогической деятельности с подростками субкультур. Именно   эти   темы   помогли   наиболее   полно   раскрыть   тему   курсовой   работы,   достичь поставленных целей.    В работе с подростками состоящих в субкультурах   требуется определенный подход. Также   при   работе   с   такими   детьми   социальному   педагогу   требуется   знать   историю субкультуры,   возрастные   особенности   подростков,   общие   требования   к   проведению работы. Следует давать подростку право выбора, вступать в субкультуру или не вступать. Но весьма важно рассказать ребенку как отрицательные, так и положительные моменты той, или иной субкультуры.     Анализ   психолого­педагогической   литературы   показал,   что   вопросы   социализации подростков,   влияния   субкультуры   на   процесс   социализации   представлены   в педагогической науке достаточно широко.    В то же время обзор научных источников с очевидностью показывает недостаточную ее изученность.   Соответственно   проблема   влияния   субкультуры   на   процесс   социализации подростка   требует   к   себе   внимания   в   современном   мире.   Она   требует   продолжения исследования   и   не   только   изучение   психолого­педагогической   литературы,   но   и практического   исследования,   с   помощью   которого,   возможно,   будут   получены   новые результаты, более досконально изучить данную тему. Подводя итоги данной курсовой работы, можно сказать следующее: 1. Субкультура ­ система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия,   социальная   группа   или   местожительство.   Ценности   субкультуры   не   означают отказа   от   национальной   культуры,   принятой   большинством,   они   обнаруживают   лишь некоторые отклонения от нее. 31 2. Подросток может попасть в субкультуру по разным причинам: из­за проблем в семье, с учебой, в коллективе сверстников и др. Поэтому следует проводить работу с подростком и в этих сферах его жизни. 3. Социальный педагог должен учитывать, что во время переходного возраста, который характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных, нравственных и физических сил, следует проводить работу исходя из развивающихся в ребёнке качеств, ­ критичность, доверчивость, импульсивность, конфликтность и др. 4.   С   подростками   состоящих   в   субкультурах     можно   проводить   следующую   работу: индивидуальную, групповую, профилактическую, коррекционную,  консультативную. В ходе работы над данной темой были использованы следующие методы исследования: изучение продуктов деятельности, изучение психолого­педагогической литературы, сбор и фиксация информации по исследуемой проблеме. 32 Список литературы 1. Акбаров Н.Г. Социальные процессы трансформирующегося общества: проблема  подростка – проблема страны // Научные труды. – Казань, 2001. – Т. 16. – С. 86­92. 2. Бааке Д. Молодежь и субкультура. М.: «Мысль», 1992. – С. 48­70. 3. Багрецов С.А. Анализ неформальной структуры малой группы // Кибернетика и  вычислительная техника. – 1990. Выпуск 88. 4. Бурдеева, Н.О. «Молодежная субкультура»: социологический анализ понятия //  Материалы научной конференции молодых ученых АГУ «Наука. Образование. Молодежь»  (6 февраля 2004 года). – Майкоп, 2004. – Т. 1. – С. 19­23 4. Воробьев В.В. Особенности самоидентификации в молодежной среде // Социологический сборник. – М., 2004. – Выпуск 7.­ С. 90­93. 5. Гамершмид Н.Л. Субкультура как фактор распространения отклоняющегося поведения  среди старшеклассников. – Томск: Курсив, 2003. – С 55­58. 6. Гульдан В. В., Романова О. Л., Сиденко О. К.: Подросток­наркоман и его окружение //  Вопросы психологии – 1993. – №2 – С.44­49. 7. Косарецкая С.В. Наркотики в подростково­молодежной субкультуре // Социальная  профилактика и здоровье. ­ 2003. ­ № 5. ­ С.10­15. 8. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи. – М.: Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с. 9. Подростки и наркотики: опыт исследования // Под науч. ред. Е.Л.Омельченко. ­ М.:  Генжер, 2003. ­ 160 с. 10. Рожков М.Н., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. М.: Владос,  2003.­ 144с. 11. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами  несовершеннолетними и молодежью. М.: Вариант, 2003.­ 464 с.  12. Семенюк, Л.М. Психологические особенности поведения подростков и условия его  33 коррекции. Москва­Воронеж. 1996.­ с.17. 13. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры // Социс, 1998. ­ №11 14. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка //  Вопросы психологии, 1985, №4 – 32с. 15. Шабанов Л.В. Социально­психологические характеристики молодежных субкультур:  социальный протест или вынужденная маргинальность. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 399 с. 16. Шереги Ф.Э. Наркоситуация в молодежной среде: структура, тенденции,  профилактика. М.: Генжер, 2003.  17. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., 1999. –  214с. 18.  Аксёнов И.Н. Социализация подростков. ­ М., МАИ, 1996. 19. Андреева Г.М. Социальная психология. ­ М., Аспект пресс, 1996. 20. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А.  Социология молодёжи/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. ­ Ростов­н/Д.: Феникс, 2001. 21. Комаров М.С. Введение в социологию. ­ М.: Наука, 1994. 22. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Ярёменко С.Н. Социология. ­ Ростов­ н/Д.: Феникс,  2001. 23. Кравченко А.И. Социология. ­ М.: Академический проект, 2000. 24. Никольский Д. Социология молодёжи (Молодёжный экстремизм и молодёжная  субкультура)/ http://www.romic.ru/referats/0703.htm 25. Перов И.М Неформальные молодёжные объединения/  http://www.romic.ru/referats/0701.htm 26. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования,  молодёжь. ­ М.: Политиздат, 1988. 27. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Изд­во СПбГУ. 1996. 28. Тощенко Ж.Т. Социология. ­ М.: Прометей, 2001. 29. «Молодежный экстремизм» под ред. А. А. Козлова. Изд­во СПбГУ, 1996г. 30. «Социология молодежи» под ред. В. Т. Лисовского Изд­во СПбГУ, 1996г. 31. Громов А. В., Кузин О. С. «Неформалы. Кто есть кто?» ­­ М.,1990г. 34 32. Запесоцкий А. С., Файн А. П. «Это непонятная молодёжь…: проблемы неформальных  молодёжных объединений» ­ М: Профиздат, 1990г. 33. Кон И. С. «Социология молодежи» В кн.: «Краткий словарь по социологии»­ М., 1988г. 34. Краковский А. П. «О подростках»­ М., 1970г. 35. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. «Психология подростка»­ М., 1965г. 35

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности

Молодежные субкультуры и их влияние на развитие личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018