Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25»
Молодому специалисту:
Типы и структура уроков
Подготовила
Вонсович Вера Григорьевна,
заместитель директора
учитель начальных классов
г. Нижневартовск, 2025 г.
Типы и структура уроков
Тип урока |
Структура урока |
Цели урока |
Задачи |
Формы организации |
1. Уроки формирования новых знаний |
u организационный u постановка цели u актуализация знаний u введение знаний u обобщение первичное закрепление и систематизация знаний u подведение итогов обучения u определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению |
усвоение учащимися новых понятий, научных фактов, законов, теорий, предусмотренных учебной программой |
образовательные: познакомить ..; дать представление о ..; научить ..; активизировать познавательную деятельность; раскрыть типичные черты и.т.д. воспитательные: воспитывать чувств любви к Родине; гордости за свой край; формировать экологическую культуру; эстетическое воспитание и т. д. развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т. д. Формирование УДД |
u семинары u лекции u теоретические и практические u самостоятельные работы u кино-уроки u проблемный урок u урок-путешествие u урок-экспедиция u урок-исследование u смешанные уроки
|
2. Уроки формирования умений и навыков |
u организационный u постановка цели u проверка домашнего задания и актуализация знаний u выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа u контроль сформированности умений и навыков u определение домашнего задания |
Формирование (совершенствование) у учащихся определенных умений и навыков, предусмотренных учебной программой |
образовательные: выработать умение..; научить владению приемами по ..; углубить знание о.. воспитательные: показать роль..; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения. развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Формирование УДД |
u Урок самостоятельных работ u Урок - лабораторная работа u Урок практических работ u Урок - экскурсия u Семинар u урок-практикум u урок-сочинение u урок-диалог u урок - деловая или ролевая игра u путешествие u экспедиция и т.д |
3. Уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков |
Этапы урока: u организационный u постановка цели u оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях u подведение итогов и формулирование выводов u определение и разъяснение домашнего задания |
более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации |
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме :, обобщить материал как систему знаний. воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности. развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д. Формирование УДД |
u диспут u игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина) u театрализованный урок (урок-суд) u урок-совершенствование u заключительная конференция u заключительная экскурсия u урок-консультация u урок-анализ контрольных работ u обзорная лекция u обзорная конференция u урок-беседа |
4. Комбинированные уроки. |
u организационный u проверка домашнего задания u постановка цели u актуализации знаний u введения знаний u обобщение первичное закрепление и систематизация знаний u подведение итогов и формулирование выводов u определение и разъяснение домашнего задания |
На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения |
На них решаются несколько дидактических задач |
Смешанные уроки |
5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. |
u организационный этап u постановка цели, инструкция об организации работы u проверка усвоения знаний, умений и навыков u обобщение и систематизации знаний u оценка деятельности учащихся u определение домашнего задания |
осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков |
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы:, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями. воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени. развивающие: развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы). Формирование УДД |
u Устная форма проверки(фронтальный, индивидуальный и групповой опрос) u письменная проверка u зачет u зачетные практические и лабораторные работы u контрольная ( самостоятельная) работа u смешанный урок( сочетание трех первых видов) u викторина; u конкурсы u смотр знаний u защита творческих работ, проектов u творческий отчет |
6. Уроки закрепления и совершенствования знаний |
u организационный этап u постановка цели и задач урока u актуализация знаний u воспроизведение знаний и способов деятельности в новых ситуациях u обобщение и систематизации знаний u определение и разъяснение домашнего задания |
формирование обобщённых знаний и способов деятельности, оперирование ими |
Образовательные: закрепить знания целевого применения усвоенного, углубить знание о.. ; систематизировать знания о... воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности. развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т. д. Формирование УДД |
u Урок самостоятельных работ u Урок - лабораторная работа u Урок практических работ u Урок - экскурсия u Семинар u урок-консультация |
7. Уроки применения знаний на практике |
u организационный этап u постановка цели и задач урока u актуализация знаний u оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях u составление отчёта о выполненной работе u определение и разъяснение домашнего задания |
Оперирование знаниями и умениями на практике |
образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с :; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы. воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения. развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни. Формирование УДД |
u ролевые и деловые игры; u практикумы; u уроки защиты проектов; u путешествие; u практические работы u лабораторные работы u экспедиция и т.д.
|
Использованная литература:
1. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М., 1984.
2. Махмутов М.И. Современный урок. М.,1985.
3. Онищук, В. А. Урок в современной школе:Пособие для учителя / В. А. Онищук – М. : Просвещение, 1986.
4. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998.
5. Поташник, М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. / М. М. Поташник – М. : Центр педагогического образования, 2007.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.