Количество вещества, молярная масса
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
а) Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль, кмоль.
б) Дать представление о постоянной Авогадро.
в) Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.
г) Научить решать задачи по химии.
д) Научить выполнять задания по образцу и переносу знаний в новую ситуацию.
2. Воспитательные:
а) Формирование познавательной потребности.
б) Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.
в) Воспитание аккуратности в оформлении и записи задач.
3. Развивающие:
а) Развивать умения применять знания на практике.
б) Развивать логическое мышление учащихся.
в) Развивать умение анализировать условия.
г) Развивать умение работать в должном темпе, организованность.
Методы, используемые на уроке: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы работы: Общеклассная, парная.
Этапы урока:
1. Организация начала.
2. Проверка домашнего задания.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
4. Усвоение новых знаний.
5. Закрепление знаний.
6. Первичная проверка понимания.
7. Подведение итогов урока.
8. Информация о домашнем задании.
Ход урока
1. Приветствие и подготовка учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания:
- Что такое неметаллы?
- Что такое аллотропия?
- Какие аллотропные модификации имеют атомы О, Р, С, Sn?
- Проверить таблицу №3, перенесённую в тетрадь из учебника со стр.54.
3. - Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым для вас понятием - количество вещества, моль, молярная масса. Научитесь решать задачи по химии, связанные с этими понятиями. Записываем тему урока в тетради: Количество вещества. Молярная масса вещества. Но сначала вспомним:
- Что такое химия?
- Что показывает относительная атомная масса, как обозначается, как найти её значение?
- Как обозначается относительная молекулярная масса, как найти её значение?
4. - Мы вспомнили, что химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Для получения определённого количества продукта в химической лаборатории или на заводе необходимо брать строго определённые количества исходных веществ. Подумайте, в чём удобнее измерять вещества?
- Давайте оставим пока химию и представим, что у нас есть куча картошки. Как нам удобнее пересчитать её? Конечно мешками.
Допустим, что в 1 мешке - 6 *1023 картофелин, а мешков 20 штук, тогда количество картошки мы найдём умножив количество мешков на количество картофелин в 1 мешке:
N = 20 мешков * 6 *1023 картофелин = 120 * 1023 картофелин
- Для подсчёта количества вещества, пользуются не мешками, а такой единицей измерения как МОЛЬ. И в 1 моль вещества содержится 6 *1023 частиц этого вещества.
МОЛЬ - ЭТО ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ 6 * 1023 ЧАСТИЦ (молекул или атомов) ЭТОГО ВЕЩЕСТВА. (Презентация, слайд 1.)
Записываем это определение в тетрадь.
- 6 *1023 - число постоянное и названо в честь итальянского учёного Амедео Авогадро, называется постоянная Авогадро и обозначается NA.
Чтобы найти число молекул вещества в определённом количестве вещества надо:
N = NA* n,
где N - число молекул
NA - постоянная Авогадро, молек./моль
n - количество вещества, моль
Следовательно, n = N / NA и NA = N / n (Презентация, слайд 2.)
- Показать простые и сложные вещества количеством 1 моль.
- Как вы думаете я отмеряла эти вещества? Считала количество молекул и атомов? Нет, я их просто взвешивала.
МАССА 1 МОЛЬ ВЕЩЕСТВА НАЗЫВАЕТСЯ ЕГО МОЛЯРНОЙ МАССОЙ, обозначается М и измеряется в г/моль. (Презентация, слайд 3.)
Записываем это определение в тетрадь.
Т.е. чтобы отмерить 1 моль вещества нужно отмерить массу, равную его Ar или Mr .
· 1 моль Fe весит 56г a М(Fe) = 56 г/моль
· 1 моль S весит 32г a M(S) = 32 г/моль
· 1 моль Na Cl весит 59г a M(NaCl) = 59 г/моль
· 1 моль CuSO4 весит 160г a M(CuSO4) = 160 г/моль (Презентация, слайд 4.)
- Если я возьму 64 г серы, сколько это будет молей? Как вы это нашли? Значит, чтобы найти количество вещества нужно его массу разделить на молярную массу:
n = m / M и, следовательно, m = n* M и M = m/n. (Презентация, слайд 5.)
5. - Теперь решим простые задачи:
Задача 1. (Презентация, слайд 6.)
Найти массу 24 * 1023 молекул озона.
Дано |
Формулы |
Решение |
О3 |
m = M * n |
n = 24 *1023/6 *1023 = 4 моль |
N = 24 * 1023 молекул |
n = N/NA |
M(O3) = 48 г/моль |
m = ? |
m = 48 *4 = 192 г |
Задача 2. (Презентация, слайд 6.)
Сколько молекул содержится в 111г гидроксида кальция Ca(OH)2?
Дано |
Формула |
Решение |
Ca(OH)2 |
N = NA * n |
M(Ca(OH)2) = 74 г/моль |
m = 111г |
n = m/M |
n = 111/74 = 1,5 моль |
N = ? |
N = 6 *1023 *1,5 = 9 *1023молекул |
- Вы знаете, что основная единица измерения массы - это грамм, величина в 1000 раз большая - килограмм, а в 1000 раз меньшая - миллиграмм. Такая же зависимость прослеживается относительно физико-химических величин и их единиц. Рассмотрим таблицу, лежащую перед вами на парте: (Презентация, слайд 7.)
Приложение 1.
Величина, её обозначение |
Единицы величины |
||
Основная |
В 1000 раз большая |
В 1000 раз меньшая |
|
Масса, m |
г |
кг |
мг |
Количество вещества, n |
моль |
кмоль |
ммоль |
Молярная масса, М |
г/моль |
кг/кмоль |
мг/ммоль |
Постоянная Авогадро, NA |
6 *1023 в 1 моль |
6 *1026 в 1 кмоль |
6 *1020 в 1 ммоль |
(Две последние строки таблицы оставлены для внесения в неё на следующем уроке объёма и молярного объёма.)
- Решим задачки устно: (Презентация, слайд 8.)
1. Сколько молекул кислорода содержится в 2 моль его? Какую массу будет иметь это количество кислорода?
2. Какую массу имеют 5 кмоль водорода? Сколько молекул водорода содержится в этом его количестве?
3. Сколько весят 3*1020 молекул воды?
6. - Повторим то, что мы с вами прошли на уроке:
1. Как обозначается количество вещества и в чём измеряется?
2. Сколько частиц содержит 1 моль любого вещества, как эта величина называется?
3. Чтобы отмерить 1 моль вещества, что надо сделать?
4. Что называется молярной массой, как обозначается, в чём измеряется, чему численно равна?
7. Подведение итогов урока, выставление оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.