Реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
На 1 сентября 2017 года в 1 класс поступило 6 обучающихся (1 мальчика и 5 девочка). Эти дети обучались по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В связи с требованиями стандарта обучающиеся 1 класса обучались по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Для двух обучающихся составленна индивидуальная программа, согласно заключению ПМПК они проходят обучение на дому. Согласно этим программам обучающиеся 1 класса не оцениваются цифровой отметкой, вместе с тем, предметные и личностные результаты заносятся в карты индивидуального развития обучающихся.
На начало и конец 2017 – 2018 учебного года был проведен мониторинг сформированности БУД 1 класса. Были получены следующие результаты:
Фамилия Имя |
Группа БУД |
|||||||
Личностные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
Познавательные |
|||||
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
начало года |
конец года |
|
Грасмик И. |
0 |
7 |
0 |
8 |
1 |
9 |
0 |
6 |
Горчакова К. |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
Медведева А. |
1 |
11 |
2 |
15 |
3 |
20 |
0 |
12 |
Москвина А. |
0 |
10 |
4 |
18 |
3 |
20 |
1 |
13 |
Сукасян М. |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
1 |
Тарасова Т. |
0 |
6 |
0 |
8 |
2 |
11 |
0 |
5 |
итого |
1 |
34 |
6 |
52 |
10 |
64 |
1 |
37 |
Базовые учебные действия (первый год обучения)
Личностные
|
||||||||||||||||
Фамилия И. |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; |
Присутствует целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей |
Самостоятелен в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей |
Сформировано понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе |
Проявляет готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе |
|||||||||
|
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
||
Грасмик И. |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
||
Горчакова К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Медведева А. |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
||
Москвина А. |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
||
Сукасян М. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Тарасова Т. |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
||
Коммуникативные
|
||||||||||||||
Фамилия И. |
Умеет вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) |
Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем |
Умеет обращаться за помощью и принимать помощь |
Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту |
Умеет сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Доброжелательно относится, сопереживает, конструктивно взаимодействовует с людьми |
Умеет договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации |
|||||||
|
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
Грасмик И. |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
Горчакова К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Медведева А. |
0 |
2 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
Москвина А. |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
0 |
2 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
2 |
Сукасян М. |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Тарасова Т. |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
Регулятивные
|
||||||||||||||||||
Фамилия И. |
Умеет входить и выходить из учебного помещения со звонком
|
Умеет ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) |
Умеет пользоваться учебной мебелью
|
Умеет адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) |
Умеет работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место |
Принимает цели и произвольно включается в деятельность, следует предложенному плану и работает в общем темпе |
Активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников |
Соотносит свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев, корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов |
Умеет передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения |
|||||||||
|
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
Грасмик И. |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Горчакова К. |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Медведева А. |
1 |
3 |
0 |
3 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
Москвина А. |
1 |
3 |
0 |
3 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
Сукасян М. |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Тарасова Т. |
0 |
2 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
Познавательные
|
||||||||||||||||
Фамилия И. |
Выделяет существенные, общие и отличительные свойства предметов |
Устанавливает видо-родовые отношения предметов |
Делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале |
Умеет пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями |
Умеет читать |
Умеет писать |
Умеет выполнять арифметические действия |
Умеет наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). |
||||||||
|
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
Грасмик И. |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Горчакова К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Медведева А. |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
Москвина А. |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
Сукасян М. |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Тарасова Т. |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
-------------------------------------------------------------------
Н- начало года
К- конец года
На конец 2017 – 2018 учебного года можно говорить об определённых успехах в обучении детей 1 класса. У всех обучающихся имеется сопутствующее заболевание недоразвитие речи ,поэтому коммуникативные и другие навыки формируются с трудом, поэтому даже небольшие результаты свидетельствуют об успехах в этом направлении.
Предметные результаты:
Фамилия Имя |
Предмет |
|||||||||||||||
Русский язык |
Чтение |
Речевая практика |
Математика |
мир природы |
Ручной труд |
Изобразительное искусство |
Музыка |
|||||||||
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
Н
|
К
|
Н
|
К |
|
Грасмик И. |
0 |
3 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
6 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
6 |
1 |
5 |
Горчакова К. |
0 |
|
0 |
|
- |
- |
0 |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Медведева А. |
0 |
7 |
0 |
12 |
1 |
11 |
0 |
7 |
2 |
9 |
3 |
12 |
2 |
12 |
1 |
9 |
Москвина А. |
0 |
8 |
0 |
13 |
5 |
15 |
0 |
10 |
2 |
11 |
4 |
10 |
2 |
10 |
1 |
10 |
Сукасян М. |
0 |
|
0 |
|
- |
- |
0 |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Тарасова Т. |
0 |
5 |
0 |
5 |
1 |
8 |
0 |
6 |
0 |
6 |
0 |
6 |
0 |
6 |
0 |
5 |
итого |
0 |
|
0 |
|
7 |
39 |
0 |
|
4 |
30 |
7 |
33 |
4 |
34 |
3 |
29 |
Предметные результаты (первый год обучения)
Предмет |
Грасмик И. |
Медведева А. |
Москвина А. |
Тарасова Т. |
||||||||||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
|||||||||
Русский язык |
||||||||||||||||
Правильное письмо изученных букв.
|
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
||||||||
Письмо слогов, слов по образцу.
|
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
||||||||
Списывание предложений с письменного текста |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
||||||||
Списывание предложений с печатного текста.
|
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
||||||||
Письмо слов, предложений под диктовку |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
||||||||
Анализ слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки.
|
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
||||||||
Предмет |
Грасмик И. |
Медведева А. |
Москвина А |
Тарасова Т. |
||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
|
Чтение
|
||||||||
Знать и называть изученные буквы.
|
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
Различать гласные и согласные звуки.
|
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
3 |
0 |
1 |
Чтение слогов и слов с изученными буквами |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
Чтение предложений и короткие текстов.
|
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
Понимание прочитанное.
|
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
Ответ на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста по иллюстрациям.
|
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
Предмет |
Грасмик И. |
Медведева А. |
Москвина А. |
Тарасова Т. |
|||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
||
Речевая практика
|
|||||||||
Выражение своих просьб, желаний, используя этикетные слова и выражения; |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
3 |
0 |
1 |
|
Сообщение своего имени и фамилии, домашний адрес;(имен родных) |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
3 |
0 |
1 |
|
Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
Понимание содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы по их содержанию |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
|
Выполнение речевые действия приветствия, прощания, извинения и т. п., |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
3 |
0 |
2 |
|
Воспроизведение составленных рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
|
Предмет |
Грасмик И. |
Медведева А. |
Москвина А. |
Тарасова Т. |
|||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
||
Математика
|
|||||||||
Устная и письменная нумерация в пределах 10. |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
|
Сложение и вычитание в пределах 10. |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
|
Составлять и решать задачи на нахождение суммы и остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
Сравнение чисел в пределах 10. |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
|
Распознавать и правильно называть геометрические фигуры. |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
|
Работать с числовым рядом. |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
Предмет |
Грасмик И. |
Медведева А. |
Москвина А. |
Тарасова Т. |
|||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
||
Мир природы и человека |
|||||||||
Знать и называть времена года |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
3 |
0 |
1 |
|
Знать и различать домашних и диких животных |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
|
Знать части суток, дни недели |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
|
Знать и показывать основные части тела человека (голова, туловище, ноги, руки, части лица) |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
1 |
|
Различать виды растений(дерево, кустарник, цветок) |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
Различать живую и не живую природу |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
Предмет |
Грасмик И. |
Медведева А. |
Москвина А. |
Тарасова Т. |
|||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
||
Ручной труд |
|||||||||
Знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
1 |
|
Знание видов трудовых работ; |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
Знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
1 |
|
Умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора) |
0 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
0 |
1 |
|
Умение оценить своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
1 |
|
Умение руководствоваться правилами безопасной работы с режущими и колющими инструментами. |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
Предмет |
Грасмик И. |
Медведева А. |
Москвина А. |
Тарасова Т. |
|||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
||
Изобразительное искусство |
|||||||||
Знать основные цвета, правильно их использовать |
0 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
0 |
1 |
|
Знание название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
1 |
|
Умение пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки; |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
|
Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
Ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
Закрашивать рисунок, соблюдая контуры рисунка |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
Предмет |
Грасмик И. |
Медведева А. |
Москвина А. |
Тарасова Т. |
|||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
||
Музыка |
|||||||||
Умение различать звуки музыкальные и бытовые |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
Знать и показывать основные музыкальные инструменты |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
|
Умение определять звучание различных музыкальных инструментов. |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
|
Слушать песни из мультфильмов. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
0 |
1 |
|
Определять «настроение» музыки. |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
|
умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования; |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
|
Для отслеживания динамики используется следующая система оценок:
Ø 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
Ø 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
Ø 2 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
Ø 3 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
Результаты коррекционной работы 1 класса
Ø Сформировано положительное отношение к общению, к совместной с педагогом деятельности, к занятиям в целом.
Ø Дети стали более уверенными в себе, стали спокойнее относиться к сенсорным раздражителям.
Ø Появилась положительная реакция на одобрение.
Ø Возросла работоспособность.
Ø Начал формироваться пассивный словарный запас (стал выполнять простую речевую инструкцию, могут показать хорошо знакомые предметы).
Ø Положительное отношение к общению, к совместной деятельности, к занятиям в целом,
Ø Наблюдается смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов,
Ø Поведение стало более адекватным как в деловой, так и в неформальной обстановке. Отсутствуют агрессивные проявления.
Ø Появилась адекватная реакция на одобрение и порицание.
На конец 2017 – 2018 учебного года заметен прогресс в обучении Москвиной А и Медведевой А. Небольшие успехи в обучении Грасмика И. и Тарасовой Т. Минимальный прогресс у Сукасян М. и Горчаковой К. В связи с этим было написано заявление на ПМПк с рекомендацией : дублирование программы………Необходимо в следующем учебном году уделить больше внимания формированию предметных умений у Грасмика И и Тарасовой Т.
Мы добились положительной динамики. Но изменение ситуации, ослабление интенсивности и целенаправленности коррекционных воздействий неизбежно приведет к отрицательной динамике, к утрате ранее достигнутого. Для закрепления положительных изменений в развитии учащихся необходимо продолжить работу по начатым направлениям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.