МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КАПИТАЛА
Оценка 5

МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КАПИТАЛА

Оценка 5
doc
29.01.2020
МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КАПИТАЛА
МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КАПИТАЛА.doc

МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ привлечениЯ международнОГО КАПИТАЛА

 

В современных условиях одним из важных и, к сожалению, отрицательных сторон экономической жизни нашей страны с острый дефицит финансовых ресурсов при одновременной необходимости реализации широкомасштабных структурных преобразований, внедрение инновационных технологий, создание конкурентоспособного производства. В значительной степени это связано с тем, что внутренние источники финансирования предприятий накапливаются довольно медленно, а судьба национальных кредитно-финансовых учреждений остается недостаточной для внедрения серьезных долгосрочных программ стратегического развития. И, как следствие, возникает необходимость поиска новых путей стимулирования инвестиционной активности в производственной сфере посредством реализации комплекса согласованных мер в финансовой, налоговой, приватизационной и внешнеэкономической сферах.

 

Одним из звеньев этого комплекса является привлечение дополнительных финансовых ресурсов в форме инвестиционных и кредитных ресурсов развитых стран и международных финансовых организаций. Однако характер и направленность процессов инвестирования субъектов хозяйствования свидетельствуют о том, что инвестиционный климат продолжает оставаться устойчиво непривлекательным как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Методическим подходам по инвестиционным процессов всегда уделялось большое внимание со стороны практиков и ученых, получившее отражение в разработках, статьях, монографиях многих ученых-экономистов [1-5].

 

Важнейшим условием формирования инвестиционной привлекательности национальной экономики является стабильная норматнвно-правовая база, которая бы поощряла капиталовложения. Поэтому в направлении усовершенствования правового обеспечения хозяйственной деятельности иностранных инвесторов должны быть осуществлены следующие мероприятия: приведение отечественного инвестиционного законодательства в соответствии с международными нормами регулирования этой сферы; обеспечение стабильности законодательной базы на основе введения моратория на принятие тех законодательных актов, которые могут ухудшить условия хозяйствования всех субъектов предпринимательства; совершенствование законодательства по земельным отношениям.

 

Следует подчеркнуть, что начиная с 2000 года объем иностранных инвестиций имел тенденцию к росту благодаря активному участию в этом процессе частных инвесторов и снижению в этот период правительственного контроля над инвестиционным процессом. Однако в это же время особенно остро перед государством встала такая проблема, которой на современном этапе экономики совсем мало уделяется внимания. Современное состояние государственного регулирования инвестиционной деятельности, особенно капиталовложений в производственную сферу, не соответствует цивилизованным правилам и нормам, которые сложились в индустриально развитых странах. Так, капиталовложения были полностью направлены в банковской сфере, прежде всего, не коснулись реального сектора экономики.

В связи с этим необходимо на общегосударственном уровне создать механизм учета и контроля иностранных инвесторов на предмет проверки их репутации в прошлом, а также отслеживание результативности конкретных инвесторов за рубежом. Одним из мероприятий такого учета и контроля является постоянный мониторинг последствий привлечения иностранного капитала.

Проведение мониторинга позволит точнее определять проблемы, которые замедляют привлечения иностранных капиталов, а также выявлять на микроуровне позитивные и негативные тенденции, обусловленные присутствием этих капиталов, что особенно важно для обеспечения и поддержания экономической безопасности развития предприятия.

Контроль и анализ деятельности на инвестиционном рынке иностранных инвесторов позволяет выделить среди них несколько типов в зависимости от степени возможных угроз для финансовой безопасности как страны, так и отдельных предприятий.

К первому типу относятся инвесторы, путем участия в инвестиционных проектах должны целью устранения конкуренции на мировом рынке посредством установления жестких условий сотрудничества и ограничений, приводящих к потере отечественными производителями внешних рынков сбыта продукции. Второй тип инвесторов имеет целью лишь импорт продукции или только закупку сырья и полуфабрикатов для экспорта из страны. Это превращает нашу страну в сырьевой «придаток» и стимулирует технологическую зависимость отечественных предприятий от импортеров, а не улучшая макроэкономической ситуации в целом.

В некоторых случаях инвестирование осуществляется с целью размещения опасных производств и технологий, которые запрещены в развитых странах, для переработки и размещения токсичных отходов, а также для поставки по снятого с производства оборудования и внедрение устаревших технологий, чем наносится ущерб не только экономике, но и окружающей среде. Одним из самых опасных типов инвесторов, которые провоцируют рост коррупции в государстве и хищения национального богатства, есть так называемые «криминальные» инвесторы, имеющие целью «отмывания» незаконно полученных средств путем осуществления капиталовложений или содействие развитию теневого бизнеса. В процессе контроля и надзора за инвестиционной деятельностью иностранных фирм правоохранительные органы часто разоблачают многоступенчатые схемы, которые позволяют таким «инвесторам» без нарушения действующего законодательства получать сверхприбыли и вывозить их за границу.

В то же время для некоторых предприятий характерно использование полученных иностранных средств, невыполнение инвестиционных обязательств, перевод валюты за границу и т.п. И, как следствие, в виде иностранных инвестиций, в частности, из стран СНГ, Балтии, по разным оффшорных зон фактически поступают отечественные средства, находящиеся в теневом обороте. Именно наличие перечисленных проблем подтверждает необходимость создания системы мониторинга экономических последствий привлечения иностранного капитала. Мониторинг инвестиционной безопасности должен решать следующие задачи: контроль текущего состояния инвестиционной безопасности внешнеэкономических связей предприятия, оценка эффективности используемых форм и методов защиты инвестиционной безопасности отечественных предприятий. В результате мониторинга заинтересованные организации смогут иметь возможность получать объективную информацию о состоянии инвестиционной безопасности и разработать адаптивные или предупредительные меры по сохранению или усилению финансовой безопасности отечественных предприятий.

Система мониторинга экономических последствий привлечения иностранного капитала является совокупностью элементов, которые обеспечивают определенную целостность специально организованных систематически непрерывных наблюдений во времени и пространстве с процессами накопления и исследования информации относительно иностранных капиталовложений, которые складываются под влиянием объективных законов и субъективных факторов. Для реагирования на действие отдельных факторов любая экономическая система должна иметь специальный аппарат мониторинга, и чем он совершеннее, тем выше приспособленность системы к внешней среде и ее финансовая безопасность. Понятно, что отдельное предприятие не в состоянии проводить такого рода мониторинг, поэтому систему мониторинга надо организовывать централизованно на уровне государства, обеспечит создание единой базы данных, в которой отдельные предприятия смогут обращаться с запросами относительно потенциальных иностранных инвесторов.

Для повышения уровня инвестиционной безопасности предприятия, кроме системы мониторинга, целесообразно также создать единый банк данных иностранных инвестиций на украинских предприятиях и предлагаемых им инвестиционных проектов. Кроме этого, создать в отечественной экономике инфраструктуру государственного стимулирования инвестиций, что обеспечит проектирование и экспертизу инвестиционных проектов, страхование рисков при реализации производственных программ и соответствующий информационно-консалтинговое сопровождение указанных процессов.

Внедрение предложенных мероприятий в комплексе позволит сформировать и усилить мощный политико-экономический интерес к обеспечению финансовой безопасности предприятий и создание благоприятных условий для их функционирования в условиях привлечения иностранных инвестиций.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Гапоненко В.Ф. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы / В.Ф. Гапоненко, А.Л. Беспалько, А. С. Власков. - М.: Изд-во «Ось-89», 2007. - 208 с.

2.     Господарик Ю.П. Международная экономическая безопасность / Ю.П. Господарик, М.В. Пашковская. - 3-е изд., Стер. - М.: Университет «Синергия», 2018. - 416 с.

3.     Козаченко А.В. Экономическая безопасность: сущность и механизмы обеспечения: монография / Г.В. Козаченко, В.П. Пономарев, А.Н. Ляшенко. - М.: Либра, 2003. - 280 с.

4.     Шеховцова Ю.А. Методика мониторинга инвестиционной безопасности государства [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VI Междунар. науч. конф. (Г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016.- с. 1-5.

5.     Ястремская А.Н. Моделирование оценки инвестиционной привлекательности промышленных предприятий в условиях трансформации экономики О.М.. Ястремская // Проблемы науки. - 2005. - № 11. - с. 20-28.

 


МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ привлечениЯ международнОГО

МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ привлечениЯ международнОГО

Современное состояние государственного регулирования инвестиционной деятельности, особенно капиталовложений в производственную сферу, не соответствует цивилизованным правилам и нормам, которые сложились в индустриально развитых странах

Современное состояние государственного регулирования инвестиционной деятельности, особенно капиталовложений в производственную сферу, не соответствует цивилизованным правилам и нормам, которые сложились в индустриально развитых странах

В то же время для некоторых предприятий характерно использование полученных иностранных средств, невыполнение инвестиционных обязательств, перевод валюты за границу и т

В то же время для некоторых предприятий характерно использование полученных иностранных средств, невыполнение инвестиционных обязательств, перевод валюты за границу и т

ЛИТЕРАТУРА 1. Гапоненко

ЛИТЕРАТУРА 1. Гапоненко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020