Мониторинг деятельности классного руководителя
Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.
Эффективность характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Поскольку цели могут быть различными (дидактические, воспитательные, образовательные, управленческие), то существуют соответствующие составляющие педагогической эффективности. Эти составляющие являются функциями двух переменных – затрат (трудовых, временных, материальных ресурсов) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.
Результаты педагогической деятельности, отражены в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности. Правильный выбор критериев эффективности – важнейшее требование, так как неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью.
Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса – это непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание работы классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения.
Мониторинг предполагает непрерывное, длительное наблюдение за деятельностью классного руководителя, а сам мониторинг есть целостная, динамически развивающаяся система, в которой происходят постоянные структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер.
Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции воспитательного процесса.
Мониторинг предполагает научно-обоснованное слежение, соответствующее основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями. Мониторинг предполагает, что процесс отслеживания имеет диагностико-прогностическую направленность, так как полученная в ходе слежения информация должна быть соотнесена на основании заранее разработанных показателей и критериев с определенной, заранее описанной, нормативной картиной деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса.
Управление воспитательной системой осуществляется на основе Устава школы, штатного расписания, должностных обязанностей администрации, учителей, обслуживающего персонала и требует внутришкольной системы информации, создать которую можно на основе мониторинга. Именно мониторинг на сегодняшний день является наиболее совершенным способом информационного обслуживания управления.
Мониторинг не является делом одной администрации школы, к проведению диагностических процедур привлекаются учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы, социальный педагог и педагог-психолог. Такая совместная аналитическая деятельность дает хороший результат – базу данных, которая собирается по блокам и классифицируется по критериям и показателям.
Необходимость внедрения мониторинга в воспитательный процесс школы продиктована широкой востребованностью результатов пользователями объективной информации: администрацией школы, классными руководителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, обучающимися и их родителями (законными представителями).
Таблица 1.
Модель мониторинга эффективности деятельности классного руководителя
Содержательные компоненты |
Система |
Понятие |
Мониторинг – это научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения. |
Цель |
Получение объективной и достоверной информации о деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса для повышения эффективности воспитания. |
Принципы |
1. Непрерывность 2. Научность 3. Воспитательная целесообразность 4. Диагностико-прогностическая направленность 5. Прогностичность 6. Целостность 7. Преемственность |
Этапы |
1. Нормативно-установочный 2. Исходно-диагностический 3. Планово-прогностический 4. Содержательно-технологический 5. Итогово-аналитический 6. Организационно-управленческий |
Функции |
1. Информационная 2. Побудительная 3. Формирующая 4. Коррекционная 5. Системообразующая 6. Прогностическая |
Требования |
1. Объективность 2. Валидность 3. Надежность 4. Систематичность 5. Учет особенностей объекта изучения и условий проведения 6. Гуманистическая направленность |
Таблица 2.
Компоненты технологии мониторинга
эффективности деятельности классного руководителя
Этапы |
Шаги |
Нормативно-установочный |
1. Определение педагогической проблемы 2. Подготовка решения 3. Постановка цели и задач 4. Определение объекта и предмета 5. Определение субъектов мониторинга, их подготовка 6. Структурирование критериев и показателей 7. Выбор инструментария 8. Разработка пакетов прикладных программ |
Исходно-диагностический |
1. Отбор информации 2. Качественная и количественная обработка результатов 3. Педагогический анализ 4. Выявление проблем 5. Ранжирование проблем с объяснением причин 6. Принятие эффективных управленческих решений |
Планово-прогностический |
1. Прогнозирование тенденций 2. Разработка плана педагогических мероприятий 3. Построение нормативно-поисковых моделей деятельности участников воспитательного процесса |
Содержательно-технологический |
1. Осуществление педагогической деятельности |
Итогово-аналитический |
1. Подведение итогов 2. Анализ работы |
Организационно-управленческий |
1. Планирование системы педагогической деятельности 2. Принятие управленческих решений по совершенствованию воспитательного процесса |
Таблица 3.
Карта мониторинга деятельности классного руководителя
№ |
Направления и критерии оценки |
Баллы |
1. |
Обеспечение сохранности и укрепления здоровья обучающихся |
max – 10 |
1.1. |
Характеристика общего состояния здоровья и вовлеченности обучающихся класса в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу |
|
1.1.1. |
Наличие информации о состоянии здоровья обучающихся класса (хронические заболевания, травмы, группы здоровья), о посещении спортивных секций, регулярности занятий физической культурой |
Да – 1 Нет – 0 |
1.2. |
Формулировка целей и задач воспитательной работы |
|
1.2.1. |
Цели и задачи сформулированы конкретно и исходят из анализа воспитательной работы за предыдущий год |
Да – 2 Нет – 0 |
1.2.2. |
Планирование воспитательной работы исходит из особенностей класса |
Да – 2 Нет – 0 |
1.3. |
Наличие классных часов и мероприятий |
|
1.3.1. |
Наличие в годовой циклограмме воспитательной работы классных часов по теме «Обеспечение жизни и здоровья обучающихся» |
Да – 1 Нет – 0 |
1.3.2 |
Наличие в годовой циклограмме воспитательной работы классных мероприятий, тематика, форма и содержание которых соответствуют поставленным задачам |
Да – 1 Нет – 0 |
1.3.3. |
Комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечению обучающихся в занятия физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой согласован с медицинским работником и родителями (законными представителями) школьников |
Да – 1 Нет – 0 |
1.3.4. |
План предполагает дифференцированный подход согласно состоянию здоровья обучающихся |
Да – 1 Нет – 0 |
1.3.5. |
План предполагает привлечение родителей (законных представителей) школьников в качестве организаторов и участников мероприятий |
Да – 1 Нет – 0 |
2. |
Обеспечение позитивных межличностных отношений обучающихся в классном коллективе |
max – 10 |
2.1. |
Социально-психологическая характеристика класса |
|
2.1.1. |
Сформулированы общие возрастные проблемы межличностных отношений школьников |
Да – 1 Нет – 0 |
2.1.2. |
Сформулированы особенности межличностных отношений обучающихся данного классного коллектива |
Да – 1 Нет – 0 |
2.1.3. |
Сформулированы специфические проблемы межличностных отношений, обусловленные особенностями данного классного коллектива (история формирования коллектива, стили классного руководства, состав обучающихся) |
Да – 3 Нет – 0 |
2.1.4. |
Описана структура межличностных отношений (лидеры, аутсайдеры, предпочитаемые, микро-группы, основа объединения в микро-группы) данного классного коллектива |
Да – 1 Нет – 0 |
2.1.5. |
Описаны межличностные проблемы данного классного коллектива (столкновения между группами, их причины, противоборство между лидерами, давление на аутсайдеров, уровень дисциплины) |
Да – 1 Нет – 0 |
2.2. |
Формулировка целей и задач воспитательной работы |
|
2.1.1. |
Цели и задачи сформулированы конкретно и исходят из анализа воспитательной работы за предыдущий год |
Да – 1 Нет – 0 |
2.1.2. |
Планирование воспитательной работы исходит из особенностей класса |
Да – 1 Нет – 0 |
2.3. |
Наличие классных часов и мероприятий |
|
2.3.1. |
Наличие в годовой циклограмме воспитательной работы классных часов по теме «Обеспечение позитивных межличностных отношений обучающихся в классном коллективе» |
Да – 1 Нет – 0 |
2.3.2. |
Наличие в годовой циклограмме воспитательной работы классных мероприятий, тематика, форма и содержание которых соответствуют поставленным задачам |
Да – 1 Нет – 0 |
3. |
Содействие освоению обучающимися программ основного и дополнительного образования |
max – 10 |
3.1. |
Характеристика особенностей образовательных программ основного и дополнительного образования |
|
3.1.1. |
Информированность классного руководителя об особенностях содержания образования в классе: распределение предметной нагрузки, роль образовательных областей, сложность предметного содержания |
Да – 1 Нет – 0 |
3.2. |
Формулировка целей и задач воспитательной работы |
|
3.2.1. |
Цели и задачи сформулированы конкретно и исходят из анализа воспитательной работы классного руководителя по обеспечению хорошей успеваемости обучающихся |
Да – 2 Нет – 0 |
3.2.2. |
Планирование воспитательной работы исходит из особенностей класса |
Да – 2 Нет – 0 |
3.3. |
Наличие классных часов и мероприятий |
|
3.3.1. |
Наличие в годовой циклограмме воспитательной работы мероприятий по решению следующих задач: · обеспечение учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной деятельности отдельных обучающихся и класса в целом; · организация работы с неуспевающими школьниками по учебным предметам; · организация контроля регулярности выполнения домашних заданий; · своевременное информирование родителей об успеваемости школьников; · стимулирование качества учебной деятельности школьников, своевременное отслеживание проблем успеваемости обучающихся |
Да – 5 Нет – 0 |
3.3.2. |
Профориентационная работа |
|
4. |
Осуществление гражданско-патриотического воспитания, формирование социальной компетентности |
max – 10 |
4.1. |
Характеристика особенностей воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности обучающихся |
|
4.1.1. |
Определены предпосылки и проблемы воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности обучающихся класса |
Да – 2 Нет – 0 |
4.1.2. |
Определен уровень общественной самоорганизации класса |
Да – 1 Нет – 0 |
4.2. |
Формулировка целей и задач воспитательной работы |
|
4.2.1. |
Цели и задачи воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданского и нравственного поведения, развития социальной и правовой компетентности обучающихся определены согласно возрасту и особенностям класса |
Да – 2 Нет – 0 |
4.2.2. |
При формулировке целей и задач учтены традиции образовательного учреждения |
Да – 1 Нет – 0 |
4.3. |
Наличие классных часов и внеклассных мероприятий |
|
4.3.1. |
Разработана годовая циклограмма мероприятий, содействующих воспитанию патриотических чувств, формированию опыта гражданского поведения, развитию социальной и правовой компетентности обучающихся с учетом памятных дат, графика проведения государственных и региональных мероприятий |
Да – 2 Нет – 0 |
4.3.2. |
В годовой циклограмме воспитательных мероприятий предусмотрены классные часы и внеклассные мероприятия по каждому из направлений |
Да – 1 Нет – 0 |
4.3.3. |
Разработан и реализуется поэтапный план развития самоуправления в классе |
Да – 1 Нет – 0 |
5. |
Осуществление нравственно-эстетического воспитания |
max – 10 |
5.1. |
Характеристика особенностей нравственно-эстетического воспитания |
|
5.1.1. |
Определены предпосылки и проблемы нравственно-эстетического воспитания обучающихся класса |
Да – 2 Нет – 0 |
5.2. |
Формулировка целей и задач воспитательной работы |
|
5.2.1. |
Цели и задачи воспитания нравственно-эстетических чувств, формирования опыта нравственного поведения, развития социальной компетентности обучающихся определены согласно возрасту и особенностям класса |
Да – 2 Нет – 0 |
5.2.2. |
При формулировке целей и задач учтены традиции образовательного учреждения |
Да – 2 Нет – 0 |
5.3. |
Наличие классных часов и мероприятий |
|
5.3.1. |
Разработана годовая циклограмма мероприятий, содействующих нравственно-эстетическому воспитанию и формированию опыта нравственного поведения обучающихся |
Да – 2 Нет – 0 |
5.3.2. |
В годовой циклограмме воспитательных мероприятий предусмотрены классные часы и внеклассные мероприятия по каждому из направлений |
Да – 2 Нет – 0 |
6. |
Профилактическая деятельность |
max – 5 |
6.1. |
Характеристика направлений профилактической работы |
|
6.1.1. |
Определены обучающиеся «группы риска» |
Да – 1 Нет – 0 |
6.2. |
Формулировка целей и задач профилактической работы |
|
6.2.1. |
Цели и задачи сформулированы четко, соответствуют социальной специфике контингента, согласованы с планом профилактической работы школы |
Да – 1 Нет – 0 |
6.2.2. |
Планирование профилактической работы исходит из особенностей класса |
|
6.3. |
План профилактических мероприятий |
|
6.3.1. |
Комплекс профилактических мероприятий согласован с социальным педагогом, педагогом-психологом, администрацией школы и родительским комитетом. |
Да – 1 Нет – 0 |
6.3.2. |
К профилактическим мероприятиям привлекается широкий круг участников: специалисты медицинской, психологической и социальной служб, администрация и педагоги школы, родители (законные представители) обучающихся |
Да – 1 Нет – 0 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.