Мониторинг «Эффективность деятельности классного руководителя»
Оценка 4.8

Мониторинг «Эффективность деятельности классного руководителя»

Оценка 4.8
Документация
doc
администрации +2
21.06.2021
Мониторинг «Эффективность деятельности классного руководителя»
Мониторинг – это научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения. Необходимость внедрения мониторинга в воспитательный процесс школы продиктована широкой востребованностью результатов пользователями объективной информации: администрацией школы, классными руководителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, обучающимися и их родителями (законными представителями).
Мониторинг_деятельности_классного_руководителя.doc

Мониторинг деятельности классного руководителя

 

Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.

Эффективность характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Поскольку цели могут быть различными (дидактические, воспитательные, образовательные, управленческие), то существуют соответствующие составляющие педагогической эффективности. Эти составляющие являются функциями двух переменных – затрат (трудовых, временных, материальных ресурсов) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Результаты педагогической деятельности, отражены в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности. Правильный выбор критериев эффективности – важнейшее требование, так как неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью.

Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса – это непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание работы классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения.

Мониторинг предполагает непрерывное, длительное наблюдение за деятельностью классного руководителя, а сам мониторинг есть целостная, динамически развивающаяся система, в которой происходят постоянные структурно-функциональные перестройки, носящие не только количественный, но и качественный характер.

Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции воспитательного процесса.

Мониторинг предполагает научно-обоснованное слежение, соответствующее основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями. Мониторинг предполагает, что процесс отслеживания имеет диагностико-прогностическую направленность, так как полученная в ходе слежения информация должна быть соотнесена на основании заранее разработанных показателей и критериев с определенной, заранее описанной, нормативной картиной деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса.

Управление воспитательной системой осуществляется на основе Устава школы, штатного расписания, должностных обязанностей администрации, учителей, обслуживающего персонала и требует внутришкольной системы информации, создать которую можно на основе мониторинга. Именно мониторинг на сегодняшний день является наиболее совершенным способом информационного обслуживания управления.

Мониторинг не является делом одной администрации школы, к проведению диагностических процедур привлекаются учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы, социальный педагог и педагог-психолог. Такая совместная аналитическая деятельность дает хороший результат – базу данных, которая собирается по блокам и классифицируется по критериям и показателям.

Необходимость внедрения мониторинга в воспитательный процесс школы продиктована широкой востребованностью результатов пользователями объективной информации: администрацией школы, классными руководителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, обучающимися и их родителями (законными представителями).

 

Таблица 1.

Модель мониторинга эффективности деятельности классного руководителя

 

Содержательные компоненты

Система

Понятие

Мониторинг – это научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения.

Цель

Получение объективной и достоверной информации о деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса для повышения эффективности воспитания.

Принципы

1.      Непрерывность

2.      Научность

3.      Воспитательная целесообразность

4.      Диагностико-прогностическая направленность

5.      Прогностичность

6.      Целостность

7.      Преемственность

Этапы

1.      Нормативно-установочный

2.      Исходно-диагностический

3.      Планово-прогностический

4.      Содержательно-технологический

5.      Итогово-аналитический

6.      Организационно-управленческий

Функции

1.      Информационная

2.      Побудительная

3.      Формирующая

4.      Коррекционная

5.      Системообразующая

6.      Прогностическая

Требования

1.      Объективность

2.      Валидность

3.      Надежность

4.      Систематичность

5.      Учет особенностей объекта изучения и условий проведения

6.      Гуманистическая направленность

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Компоненты технологии мониторинга

эффективности деятельности классного руководителя

 

Этапы

Шаги

Нормативно-установочный

1.      Определение педагогической проблемы

2.      Подготовка решения

3.      Постановка цели и задач

4.      Определение объекта и предмета

5.      Определение субъектов мониторинга, их подготовка

6.      Структурирование критериев и показателей

7.      Выбор инструментария

8.      Разработка пакетов прикладных программ

Исходно-диагностический

1.      Отбор информации

2.      Качественная и количественная обработка результатов

3.      Педагогический анализ

4.      Выявление проблем

5.      Ранжирование проблем с объяснением причин

6.      Принятие эффективных управленческих решений

Планово-прогностический

1.      Прогнозирование тенденций

2.      Разработка плана педагогических мероприятий

3.      Построение нормативно-поисковых моделей деятельности участников воспитательного процесса

Содержательно-технологический

1.      Осуществление педагогической деятельности

Итогово-аналитический

1.      Подведение итогов

2.      Анализ работы

Организационно-управленческий

1.      Планирование системы педагогической деятельности

2.      Принятие управленческих решений по совершенствованию воспитательного процесса


Таблица 3.

Карта мониторинга деятельности классного руководителя

 

Направления и критерии оценки

Баллы

1.

Обеспечение сохранности и укрепления здоровья обучающихся

max – 10

1.1.

Характеристика общего состояния здоровья и вовлеченности обучающихся класса в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу

 

1.1.1.

Наличие информации о состоянии здоровья обучающихся класса (хронические заболевания, травмы, группы здоровья), о посещении спортивных секций, регулярности занятий физической культурой

Да – 1

Нет – 0

1.2.

Формулировка целей и задач воспитательной работы

 

1.2.1.

Цели и задачи сформулированы конкретно и исходят из анализа воспитательной работы за предыдущий год

Да – 2

Нет – 0

1.2.2.

Планирование воспитательной работы исходит из особенностей класса

Да – 2

Нет – 0

1.3.

Наличие классных часов и мероприятий

 

1.3.1.

Наличие в годовой циклограмме воспитательной работы классных часов по теме «Обеспечение жизни и здоровья обучающихся»

Да – 1

Нет – 0

1.3.2

Наличие в годовой циклограмме воспитательной работы классных мероприятий, тематика, форма и содержание которых соответствуют поставленным задачам

Да – 1

Нет – 0

1.3.3.

Комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечению обучающихся в занятия физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой согласован с медицинским работником и родителями (законными представителями) школьников

Да – 1

Нет – 0

1.3.4.

План предполагает дифференцированный подход согласно состоянию здоровья обучающихся

Да – 1

Нет – 0

1.3.5.

План предполагает привлечение родителей (законных представителей) школьников в качестве организаторов и участников мероприятий

Да – 1

Нет – 0

2.

Обеспечение позитивных межличностных отношений обучающихся в классном коллективе

max – 10

2.1.

Социально-психологическая характеристика класса

 

2.1.1.

Сформулированы общие возрастные проблемы межличностных отношений школьников 

Да – 1

Нет – 0

2.1.2.

Сформулированы особенности межличностных отношений обучающихся данного классного коллектива

Да – 1

Нет – 0

2.1.3.

Сформулированы специфические проблемы межличностных отношений, обусловленные особенностями данного классного коллектива (история формирования коллектива, стили классного руководства, состав обучающихся)

Да – 3

Нет – 0

2.1.4.

Описана структура межличностных отношений (лидеры, аутсайдеры, предпочитаемые, микро-группы, основа объединения в микро-группы) данного классного коллектива

Да – 1

Нет – 0

2.1.5.

Описаны межличностные проблемы данного классного коллектива (столкновения между группами, их причины, противоборство между лидерами, давление на аутсайдеров, уровень дисциплины)

Да – 1

Нет – 0

2.2.

Формулировка целей и задач воспитательной работы

 

2.1.1.

Цели и задачи сформулированы конкретно и исходят из анализа воспитательной работы за предыдущий год

Да – 1

Нет – 0

2.1.2.

Планирование воспитательной работы исходит из особенностей класса

Да – 1

Нет – 0

2.3.

Наличие классных часов и мероприятий

 

2.3.1.

Наличие в годовой циклограмме воспитательной работы классных часов по теме «Обеспечение позитивных межличностных отношений обучающихся в классном коллективе»

Да – 1

Нет – 0

2.3.2.

Наличие в годовой циклограмме воспитательной работы классных мероприятий,  тематика, форма и содержание которых соответствуют поставленным задачам

Да – 1

Нет – 0

3.

Содействие освоению обучающимися программ основного и дополнительного образования

max – 10

3.1.

Характеристика особенностей образовательных программ основного и дополнительного образования

 

3.1.1.

Информированность классного руководителя об особенностях содержания образования в классе: распределение предметной нагрузки, роль образовательных областей, сложность предметного содержания

Да – 1

Нет – 0

3.2.

Формулировка целей и задач воспитательной работы

 

3.2.1.

Цели и задачи сформулированы конкретно и исходят из анализа воспитательной работы классного руководителя по обеспечению хорошей успеваемости обучающихся

Да – 2

Нет – 0

3.2.2.

Планирование воспитательной работы исходит из особенностей класса

Да – 2

Нет – 0

3.3.

Наличие классных часов и мероприятий

 

3.3.1.

Наличие в годовой циклограмме воспитательной работы мероприятий по решению следующих задач:

·        обеспечение учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной деятельности отдельных обучающихся и класса в целом;

·        организация работы с неуспевающими школьниками по учебным предметам;

·        организация контроля регулярности выполнения домашних заданий;

·        своевременное информирование родителей об успеваемости школьников;

·        стимулирование качества учебной деятельности школьников, своевременное отслеживание проблем успеваемости обучающихся

Да – 5

Нет – 0

3.3.2.

Профориентационная работа

 

4.

Осуществление гражданско-патриотического воспитания, формирование социальной компетентности

max – 10

4.1.

Характеристика особенностей воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности обучающихся

 

4.1.1.

Определены предпосылки и проблемы воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности обучающихся класса

Да – 2

Нет – 0

4.1.2.

Определен уровень общественной самоорганизации класса

Да – 1

Нет – 0

4.2.

Формулировка целей и задач воспитательной работы

 

4.2.1.

Цели и задачи воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданского и нравственного поведения, развития социальной и правовой компетентности обучающихся определены согласно возрасту и особенностям класса

Да – 2

Нет – 0

4.2.2.

При формулировке целей и задач учтены традиции образовательного учреждения

Да – 1

Нет – 0

4.3.

Наличие классных часов и внеклассных мероприятий

 

4.3.1.

Разработана годовая циклограмма мероприятий, содействующих воспитанию патриотических чувств, формированию опыта  гражданского поведения, развитию социальной и правовой компетентности обучающихся с учетом памятных дат, графика проведения государственных и региональных мероприятий

Да – 2

Нет – 0

4.3.2.

В годовой циклограмме воспитательных мероприятий предусмотрены классные часы и внеклассные мероприятия по каждому из направлений

Да – 1

Нет – 0

4.3.3.

Разработан и реализуется поэтапный план развития самоуправления в классе

Да – 1

Нет – 0

5.

Осуществление нравственно-эстетического воспитания

max – 10

5.1.

Характеристика особенностей нравственно-эстетического воспитания

 

5.1.1.

Определены предпосылки и проблемы нравственно-эстетического воспитания обучающихся класса

Да – 2

Нет – 0

5.2.

Формулировка целей и задач воспитательной работы

 

5.2.1.

Цели и задачи воспитания нравственно-эстетических чувств, формирования опыта нравственного поведения, развития социальной компетентности обучающихся определены согласно возрасту и особенностям класса

Да – 2

Нет – 0

5.2.2.

При формулировке целей и задач учтены традиции образовательного учреждения

Да – 2

Нет – 0

5.3.

Наличие классных часов и мероприятий

 

5.3.1.

Разработана годовая циклограмма мероприятий, содействующих нравственно-эстетическому воспитанию и формированию опыта нравственного поведения обучающихся

Да – 2

Нет – 0

5.3.2.

В годовой циклограмме воспитательных мероприятий предусмотрены классные часы и внеклассные мероприятия по каждому из направлений

Да – 2

Нет – 0

6.

Профилактическая деятельность

max – 5

6.1.

Характеристика направлений профилактической работы

 

6.1.1.

Определены обучающиеся «группы риска»

Да – 1

Нет – 0

6.2.

Формулировка целей и задач профилактической работы

 

6.2.1.

Цели и задачи сформулированы четко, соответствуют социальной специфике контингента, согласованы с планом профилактической работы школы

Да – 1

Нет – 0

6.2.2.

Планирование профилактической работы исходит из особенностей класса

 

6.3.

План профилактических мероприятий

 

6.3.1.

Комплекс профилактических мероприятий согласован с социальным педагогом, педагогом-психологом, администрацией школы и родительским комитетом.

Да – 1

Нет – 0

6.3.2.

К профилактическим мероприятиям привлекается широкий круг участников: специалисты медицинской, психологической и социальной служб, администрация и педагоги школы, родители (законные представители) обучающихся

Да – 1

Нет – 0

 


Мониторинг деятельности классного руководителя

Мониторинг деятельности классного руководителя

Необходимость внедрения мониторинга в воспитательный процесс школы продиктована широкой востребованностью результатов пользователями объективной информации: администрацией школы, классными руководителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, обучающимися и их…

Необходимость внедрения мониторинга в воспитательный процесс школы продиктована широкой востребованностью результатов пользователями объективной информации: администрацией школы, классными руководителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, обучающимися и их…

Таблица 2. Компоненты технологии мониторинга эффективности деятельности классного руководителя

Таблица 2. Компоненты технологии мониторинга эффективности деятельности классного руководителя

Таблица 3. Карта мониторинга деятельности классного руководителя №

Таблица 3. Карта мониторинга деятельности классного руководителя №

Сформулированы особенности межличностных отношений обучающихся данного классного коллективаДа – 1

Сформулированы особенности межличностных отношений обучающихся данного классного коллективаДа – 1

Да – 5 Нет – 0 3

Да – 5 Нет – 0 3

Цели и задачи воспитания нравственно-эстетических чувств, формирования опыта нравственного поведения, развития социальной компетентности обучающихся определены согласно возрасту и особенностям класса

Цели и задачи воспитания нравственно-эстетических чувств, формирования опыта нравственного поведения, развития социальной компетентности обучающихся определены согласно возрасту и особенностям класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2021