Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников
Оценка 4.6

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
классное руководство
4 кл
19.03.2017
Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников
Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников направлен на выявление следующих параметров: - уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный - уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников (Тест «Что такое хорошо, что такое плохо»), - уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников, (анкета «Я и моя семья»);Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательной организацией Программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы.
prog_vospit.docx
Мониторинг эффективности реализации образовательной организацией Программы воспитания и социализации обучающихся Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных   на   комплексную   оценку   результатов   эффективности реализации   образовательной   организацией   Программы   воспитания   и социализации обучающихся начальной школы. Основные   результаты   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся  оцениваются  в  рамках  мониторинговых  процедур,  в которых ведущими методами являются экспертные суждения (родителей, партнеров образовательного   учреждения);   позволяющие анализировать   (не   оценивать)   ценностную   сферу   личности,   различные тестовые   инструменты,   созданные   с   учетом   возраста,   самооценочные суждения детей.     анонимные   анкеты, В   качестве   основных   показателей   и   объектов   исследования эффективности   реализации   образовательной   организацией   Программы воспитания и социализации обучающихся выступают: 1. Особенности   развития   личностной,   социальной,   экологической, здоровьесберегающей   культуры (профессиональной) трудовой   обучающихся.   и   2. Социально­педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательной организации. 3. Особенности детско­родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный  и воспитательный процесс. Основные   принципы   организации   мониторинга   эффективности реализации   образовательной   организацией   Программы   воспитания   и социализации обучающихся: ­ принцип   системности  предполагает   изучение   планируемых результатов   развития   обучающихся   в   качестве   составных   (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся; ­ принцип личностно­социально­деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательной организации на изучение   процесса   воспитания   и   социализации   обучающихся   в   единстве основных   социальных   факторов   их   развития   —   социальной   среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности; ­ принцип   объективности  предполагает   формализованность   оценки (независимость   исследования   и   интерпретации   данных)   и   предусматривает необходимость   принимать  все   меры  для   исключения   пристрастий,   личных взглядов,   предубеждений,   корпоративной   солидарности   и   недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования; ­ принцип   детерминизма   (причинной   обусловленности)  указывает   на обусловленность,   взаимодействие   и   влияние   различных   социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся; ­ принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся. Образовательная организация должна соблюдать моральные и правовые нормы   исследования,   создавать   условия   для   проведения   мониторинга эффективности   реализации   образовательной   организацией   Программы воспитания и социализации обучающихся. Методологический   инструментарий   мониторинга   воспитания   и социализации   обучающихся   предусматривает   использование   следующих методов: Тестирование   (метод   тестов)  –   исследовательский   метод, позволяющий   выявить   степень   соответствия   планируемых   и   реально достигаемых   результатов   воспитания   и   социализации   обучающихся   путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий. Опрос –  получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся.   Для   оценки  эффективности   деятельности   образовательной организации   по   воспитанию   и   социализации   обучающихся   используются следующие виды опроса: • анкетирование  –  эмпирический   социально­психологический   метод получения   информации   на   основании   ответов   обучающихся   на   специально подготовленные вопросы анкеты; • интервью   –  вербально­коммуникативный   метод,   предполагающий проведение   разговора   между   исследователем   и   обучающимися   по   заранее разработанному   плану,   составленному   в   соответствии   с   задачами исследования   процесса   воспитания   и   социализации   обучающихся.   В   ходе интервью   исследователь   не   высказывает   своего   мнения   и   открыто   не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов,   что   создаёт   благоприятную   атмосферу   общения   и   условия   для получения более достоверных результатов; • беседа   –  специфический   метод   исследования,   заключающийся   в проведении   тематически   направленного   диалога   между   исследователем   и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся. Психолого­педагогическое   наблюдение  –   описательный   психолого­ педагогический   метод   исследования,   заключающийся   в   целенаправленном восприятии   и   фиксации   особенностей,   закономерностей   развития   и воспитания   обучающихся.   В   рамках   мониторинга   предусматривается использование следующих видов наблюдения: • включённое наблюдение –  наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает; • узкоспециальное   наблюдение  –   направлено   на   фиксирование   строго определённых параметров (психолого­педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся. Основной   целью   мониторинга   является   изучение   динамики   процесса воспитания   и   социализации   обучающихся   в   условиях   специально­ организованной (разработанная образовательной организацией Программа). воспитательной     деятельности   Частотность   проведения   мониторинговых   исследований   определяется   В   рамках   проведения   ежегодного образовательной   организацией.   мониторинга можно выделить  следующие этапы:  ­ контрольный (проводится в сентябре­начале октября);   ­ итоговый (в апреле­мае), которые проводятся   в процессе текущего учебного года. Критериями эффективности реализации образовательной организацией воспитательной   и   развивающей   программы   является  динамика  основных показателей воспитания и социализации обучающихся: 1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Динамика   (характер   изменения)   социальной,   психолого­ педагогической и нравственной атмосферы в образовательной организации. 3. Динамика   детско­родительских   отношений   и   степени   включённости родителей (законных представителей) в образовательный  и воспитательный процесс. Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания   и   социализации   обучающихся   в   соответствии   с   требованиями ФГОС.   В соответствии с Требованиями к результатам освоения ООП   в части воспитания   Стандарт   устанавливает   требования   к   результатам   освоения обучающимися основной образовательной программы (на различных ступенях общего образования): ­ личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию   и   личностному   самоопределению,   сформированность   их мотивации   к   обучению   и   целенаправленной   познавательной   деятельности, системы   значимых   социальных   и   межличностных   отношений,   ценностно­ смысловых   установок,   отражающих   личностные   и   гражданские   позиции   в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели   и   строить   жизненные   планы,  способность   к   осознанию   российской идентичности в поликультурном социуме; ­   метапредметным,   включающим   освоенные   обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно­ образовательной   деятельности   образовательной   организации   и образовательных систем разного уровня.  Поэтому оценка  этих результатов образовательной   деятельности   осуществляется   в   ходе   внешних   не персонифицированных   мониторинговых   исследований   на   основе централизованно разработанного инструментария. К их проведению должны быть   привлечены   специалисты,   не   работающие   в   данной   образовательной организации   и   обладающие   необходимой   компетентностью   в   сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Результаты   мониторинговых   исследований   являются   основанием   для принятия различных управленческих решений.  В текущем образовательном процессе  возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в: 1) соблюдении  норм и правил поведения, принятых в образовательной организации; 2) участии   в  общественной   жизни  образовательной   организации   и ближайшего социального окружения, общественно­полезной деятельности; 3) прилежании и ответственности за результаты обучения; 4) готовности   и   способности   делать своей образовательной  траектории,  в  том   числе   выбор   направления   профильного образования,   проектирование   индивидуального   учебного   плана   на   старшей ступени общего образования;  осознанный   выбор  5) ценностно­смысловых   установках  обучающихся,   формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования. Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы   внутреннего   мониторинга   образовательных   достижений обучающихся,   однако   любое   их   использование   (в   том   числе   в   целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152­ФЗ «О персональных данных».  В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося   и   может   использоваться   исключительно   в   целях   оптимизации личностного развития обучающихся.           Мониторинг   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   младших школьников направлен на выявление следующих параметров: ­   уровень   сформированности     личностной   культуры   через   диагностику личностной сферы учеников  с использованием методики «Я разный ­   уровень   сформированности   социальной   культуры   через   диагностику нравственных представлений младших школьников (Тест «Что такое хорошо, что такое плохо»), ­ уровень сформированности семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников, (анкета «Я и моя семья»); ­   уровень   нравственного   развития   и   воспитания   младших   школьников, диагностику проводит классный руководитель (субъективный тест классного руководителя,   предложенная   М.И.   Шиловой   («Учитель   о   воспитанности школьников», М., 1990). Все   результаты   выражаются   в   баллах   и   фиксируются   в   таблицах, представленных ниже. Тесты и методики, используемые для выявления показателей духовно­ нравственного развития и воспитания младших школьников имеют три уровня выраженности: ­ ниже среднего (1 балл); ­ средний (2 балла); ­ выше среднего (3 балла).  Основанием   для   осуществления   коррекционно­развивающей   работы   с младшими школьниками служит наличие низкого уровня сформированности: ­   всех     показателей   духовно­нравственного   развития   и   воспитания школьников   (личностной   культуры,   социальной   культуры,   семейной культуры); ­ одного или двух показателей (в любом сочетании) духовно­нравственного развития и воспитания школьников.                                                  Диагностическая таблица. Таблица 1. Уровень духовно­ нравственного развития и воспитания младших школьников Бланковый материал: № Ф.И.  ученик а Уровень  сформированн ости   личностной  культуры Уровень  сформированн ости   социальной  культуры Суммарн ый балл Уровень  сформированн ости  семейной  культуры Таким   образом,   полученный   уровень   духовно   нравственного   развития   и воспитания каждого младшего школьника (значение суммарного балла) можно соотнести с ключами: 0­3 – низкий, 4­6 – средний,         выше 7 – высокий Таблица 2. Диагностическая таблица классного руководителя Ф.И. ученика № Показател ь  Критерии  Социальная культура Семейная культура Личностная культура         (средний   товарищество Долг, ответственность Трудолюбие Дисциплинированность, отношение к учебе Показатель арифметический) Следование   семейным ценностям Уважение, родителях Авторитет семьи Показатель арифметический) Доброта, отзывчивость Честность Милосердие  Показатель арифметический)   забота   о (средний (средний Суммарный показатель  Таким образом, полученный уровень духовно­ нравственного развития и воспитания каждого младшего школьника (значение суммарного балла) можно соотнести с ключами: 0­3 – низкий, 4­6 – средний, Выше 7 – высокий Далее по результатам диагностики классного руководителя составляется сводная таблица, которая позволяет сделать анализ эффективности работы по духовно­нравственному развитию и воспитанию младших школьников в ОУ. Таблица 3. Ф.И. № программы   участника Суммарный балл  Экспертное заключение Диагностика психолога Диагностика классного руководител я Диагностическая карта показателей Критери и  Признаки проявляются Ярко Средне 2 балла 3 балла т а з а к о П ь л е ц о С л а и а н ь я л у к р у т ь а Долг, товарищ ество  ответств енность Трудолю бие Дисципл инирован ность,  отношен ие к   учебе   имеет Охотно выполняет общественные поручения   и побуждает   к этому других Понимает общественную значимость труда, навык самообслужива ния, умеет организовать труд других Примерно ведет себя   в   школе, дома, в общественных местах, призывает этому других       к Слабо   проявляются или отсутствуют 1 балл Уклоняется   выполнения поручений, безответственный   от Уклоняется от труда даже   при   наличии требований особого   Без желания выполняет поручения, необходим контроль учителя Трудится   при наличии соревнования   или конкуренции Соблюдает правила поведения   при контроле со стоны старших   Нарушает дисциплин, слабо   реагирует   на внешнее воздействие а Следова   р у т ь л у к я а н й е м е С ние семейны м   ценност ям Уважени е,   забота о родителя х Авторит ет семьи а Доброта, отзывчив ость   р у т ь л у к я а н т с о н ч и Л Честност ь Знает и следует ценностям семьи, отстаивает их в споре Почитает родителей, проявляет о них заботу  Воспринимает семейную иерархию, уважает старших. Побуждает других поступать также Добрый, заботливый, охотно помогает   всем, кто   нуждается в его помощи Верен   слову, правдив. Добровольно признается   в своих поступках     Знает   и частично   следует ценностям семьи Ценности   семьи   не интересуют   к Проявляет уважение родителям, иногда   проявляет заботу о   них. Ситуативно воспринимает семейную иерархию, не всегда   проявляет уважает старших.     что Считает, родители   должны заботится о нем    Не признает авторитет   старших семьи, членов склонен к бродяжничеству     Помогает   другим если поручит   учитель Недоброжелателен, груб со сверстниками и старшими Часто   не   искренен, обманывает   старших и сверстников     требует Не честности от других, не всегда выполняет поручения, поступках признается   лишь после   замечаний старших в Может   иногда помогать   другим, инициативу   не проявляет Держится высокомерно, безразличен     чужому горю  Милосер дие  Внимателен   к проблемам других,   имеет высокий уровень эмпатии,   готов прийти на помощь и других призывает действию   к     Выделяется три уровня нравственного воспитания: 1. Высокий­   характеризуется   наличием   устойчивого   положительного опыта   и   нравственного   поведения,   с   хорошей     саморегуляцией   и стремлением детей положительно влиять на других. 2. Средний  –  активная   позиция   не   проявляется,   частичное   проявление   положительного   опыта, нравственных   качеств   и   использование   поведение регулируется взрослыми. 3. Низкий – слабое проявление положительного поведения, неразвитость саморегуляции и самоорганизации. Литература: 1. Воспитательный   процесс:   изучение   эффективности.  Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 2. Данилюк  А.Я., Кондаков А.М., Тишков  В.А. Концепция духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России.   –   М.: Просвещение, 2009. 3. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / {Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др.}. – М.: Просвещение, 2013. 4. Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе / Сост. Черноусова Ф.П. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011. 5. Нечаев   М.П.   Управление   воспитательным   процессом   в   классе. Учебно­методическое пособие для студентов и педагогов. – 2­е изд. – М.:  «5 за знания», 2007. – 176с. – (Классному руководителю). 6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.   Основная   школа   /   {сост.   Е.С.   Савинов}.   –   М.:   Просвещение, 2011. – 342с. – (Стандарты второго поколения). 7. Основная   образовательная   программа   начального   общего образования для общеобразовательных учреждений, работающих по системе «Начальная инновационная школа» / авт.­сост. С.А. Болотова, Н.Е. Скрипова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.   – 280с. – (ФГОС, Начальная инновационная школа). 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего   образования   /   Министерство   образования   и   науки   Российской Федерации. – 2­е изд. – М., 2011. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего   образования   /   Министерство   образования   и   науки   Российской Федерации. – 2­е изд. – М., 2011. 10. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   среднего (полного)   общего   образования   /   Министерство   образования   и   науки Российской Федерации. – 2­е изд. – М., 2012.

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников

Мониторинг духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2017