Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников
Оценка 4.8

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
07.04.2018
Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса. Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.
Мониторинг эффективности воспитательной программы.docx
Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников ( выступление на МО кл. руководителей) Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных   на   комплексную   оценку   результатов   эффективности   реализации кл. руководителем программы воспитания и социализации учащихся. В   качестве и   объектов   исследования эффективности   реализации   Программы   воспитания   и   социализации   учащихся выступают:  основных   показателей  1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся. 2. Социально­педагогическая   среда,  общая  психологическая   атмосфера   и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении. 3. Особенности   детско­родительских   отношений   и   степень   включённости родителей   (законных   представителей)   в   образовательный   и   воспитательный процесс. Основные   принципы  организации   мониторинга   эффективности реализации   образовательным   учреждением   Программы   воспитания   и социализации  учащихся: — принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития   обучающихся  в   качестве   составных   (системных)   элементов   общего процесса воспитания и социализации учащихся; — принцип личностно­социально­деятельностного подхода  ориентирует исследование   эффективности   деятельности   образовательного   учреждения  на изучение   процесса   воспитания   и   социализации   учащихся   в  единстве   основных социальных   факторов   их   развития   —  социальной   среды,   воспитания, деятельности личности, её внутренней активности; — принцип   объективности  предполагает   формализованность   оценки (независимость   исследования   и   интерпретации   данных)   и   предусматривает необходимость  принимать  все   меры  для   исключения   пристрастий,   личных взглядов,   предубеждений,   корпоративной   солидарности   и   недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования; — принцип   детерминизма   (причинной   обусловленности)  указывает   на обусловленность,   взаимодействие   и   влияние   различных   социальных, педагогических   и   психологических   факторов   на   воспитание   и   социализацию школьную газету и т.д. учащихся; — принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик учащихся. При организации и проведения мониторинга педагог исходит из того, что воспитание   –   это   управление   процессом   развития   личности   ребёнка   через создание   благоприятной   среды.   Отсюда   диагностика   направлена   на   изучение личности   учащегося   и   на   изучение   социально­педагогической   среды   класса, школы.   Исходя   из   этого,   можно   выделить   несколько   основных   предметов диагностики. Первый предмет диагностики – это личность самого ученика. В каком направлении   происходит   развитие   личности   ученика?   На   какие   ценности   он 2 ориентируется?   Какие   отношения   к   окружающему   миру,   к   другим   людям,   к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Узнать   об   изменениях,   происходящих   в   личности   подростка,   можно различными   способами.   Это   может   быть   наблюдение   за   поведением   и эмоционально­нравственном   состоянием   школьников   в   повседневной   жизни;   в специально   создаваемых   педагогических   ситуациях;   в   ролевых,   деловых, организационно­деятельностных   играх,   погружающих   ученика   в   сложный   мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным   проблемам.   Это   может   быть   анализ   письменных   работ   учащихся: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету.  Второй   предмет   диагностики    ­  это   детский   коллектив  как   одно   из важнейших   условий   развития   личности   ученика.   Современный   ребёнок развивается как личность в коллективах – разных по характеру деятельности, по способу   вхождения   в   них   детей,   по   характеру   реализуемых   ими   в   этих коллективах   ролей,   по   длительности   пребывания   в   них   учащихся.   Влияние коллектива   на   ученика   огромно.   Поэтому   важно   изучить   уровень   развития детского коллектива.  Третий   предмет   диагностики   –   это   профессиональная   позиция педагога, ещё одно важное условие развития личности ученика. Позиция – это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов  реализации   его   базовых   ценностей.  В  связи   с  этим   важно   выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога; какие профессиональные   ценности  сформированы  у   педагогов.  Не   меньшее  значение имеет   и   характер   педагогической   позиции.   Сформирована   ли   у   воспитателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение   воспитанника   или   рассматривает   его   как   инструмент   своей деятельности. Здесь возможно использовать специально разработанную методику диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя.  Четвёртый   предмет   диагностики   –   воспитательные   мероприятия.   В ходе   анализа   вычленяются   этапы   воспитательного   мероприятия,   и   даётся характеристика   каждого   из   них;   анализируются   системообразующие   связи воспитательного мероприятия; определяется, как в результате взаимодействия всех   этапов   образуется   конечный   результат   –   цель;   анализируется   уровень управленческой культуры педагога и учащегося; анализируется взаимосвязь цели, формы   занятия,  содержания,  методов   и   результатов;   вскрывается   взаимосвязь данного мероприятия в системе; выводы по мероприятию формируются на основе данных, полученных в результате анализа; конкретные предложения вытекают из анализа причин, планируются и осуществляются. Критериями  эффективности  реализации   педагогом   воспитательной   и программы   является  динамика  основных   показателей   воспитания   и социализации обучающихся: 1. Динамика   развития   личностной,   социальной,   экологической,   трудовой (профессиональной) и здоровье сберегающей культуры обучающихся. 3 2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого­педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении. 3. Динамика   детско­родительских   отношений   и   степени   включённости родителей   (законных   представителей)   в   образовательный   и   воспитательный процесс. Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся. 1. Положительная   динамика   уровня нравственного   развития   обучающихся)  —   увеличение   значений   выделенных показателей   воспитания   и   социализации   обучающихся   на   интерпретационном этапе   по   сравнению   с   результатами   контрольного   этапа   исследования (диагностический). (тенденция   повышения  2. Инертность   положительной   динамики  подразумевает  отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений   показателей   воспитания   и   социализации   обучающихся  на интерпретационном   этапе   по   сравнению   с   результатами   контрольного   этапа исследования (диагностический);   формальное   отношение   со   стороны   кл. 3. Устойчивость   (стабильность)   исследуемых   показателей  духовно­ нравственного   развития,   воспитания   и   социализации   обучающихся  на интерпретационном   и   контрольным   этапах   исследования.   При   условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско­родительских отношениях общепринятым моральным   нормам   устойчивость   исследуемых   показателей   может   являться одной   из   характеристик   положительной   динамики   процесса   воспитания   и социализации обучающихся.         Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания   и   социализации   учащихся   возрастным   особенностям   развития личности,   руководителя   и неблагоприятный   психологический   климат   в   классе   могут   стать   причиной инертности   положительной   динамики   и   появления   тенденций   отрицательной динамики процесса воспитания и социализации учащихся.                Что же такое диагностика?    Диагностика  ­ это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально­психологических особенностей ученика и   социально­   психологических   характеристик   детского   коллектива   с   целью оптимизации учебно­воспитательного процесса. Основные задачи диагностики в начальной школе. 1. Определить уровни развития ребёнка; 2   .Обнаружить   изменения   основных   характеристик   и   признаков   личности   в лучшую или худшую сторону 3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон). 4. Проанализировать полученные факты. 4 5. Установить причины изменений. 6.   Выработать   план   дальнейшей   коррекционной   работы   по   результатам диагностики.            Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:   содержание   диагностической   методики   должно   предполагать   ожидаемый результат;  диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности;  результаты   диагностического   исследования   должны   анализироваться компетентными людьми;  любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.  по   результатам   диагностического   исследования   должна   проводиться систематическая коррекционная работа.  необходимость   педагогической   диагностики   должна   разъясняться учащимся и их родителям.           Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том,   что   содержание   её   разворачивается   вокруг   узкой   темы,   значимой   для ребёнка и взрослого.              Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость   анализа   и   синтеза   информации   ребёнком;   недостаточность рефлексивных   способностей;   утомляемость   и   невнимательность;   сложность вербализации переживаний.                  Метод   наблюдения  дает   возможность   изучить   участие   ребёнка   в конкретном   виде   деятельности.  Наблюдение   можно   использовать   тогда,   когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.                    Опросник  дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.          Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям. 5 Проективные тесты  позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.                    Анкеты  дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на  коллектив,  позиции  детей в коллективе  и  степень их значимости в нем.              Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.                     Сочинения  помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.              Все это позволяет оценить результативность воспитательного процесса в  начальных классах. Диагностики,   проводимые   в   начальной   школе   можно   разделить   на   4 группы: 1. Диагностики изучения классного   коллектива.  а) Социометрия Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом:  «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого­либо из учащихся своего класса   к   себе   на   день   рождения,   то   кого   ты   пригласил(а)   бы?   (   укажи фамилию и имя этого человека.) 2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? 3. Кому ты доверишь свою тайну? 4. Кому никогда не доверишь свою тайну?  б) «Подарки»       Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над   тем,   какие   подарки   можно   придумать   каждому   ученику   класса   в   виде сюрприза к  Новому  году.  Ребята получают  лист бумаги и  на  нем  пишут  имя ученика,   а   рядом   предмет,   который   получает   он   в   виде   подарка.   Это   может выглядеть   так:   ручка   и   т.д. Такая   диагностика   очень   информативна   и   свидетельствует   об   атмосфере   в детском коллективе. Во­первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во­вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика, и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески.   Таня   –   книга,   Лена   ­ 6 злой,   веселый,   грустный,               в) «Аукион» Учащимся класса раздаются листы бумаги, некоторых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их   класс.   Слова   могут   быть   такие:   дружный,   недружный,   хороший,   плохой, добрый,   неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный. Если ребята класса не до   конца   понимают   значение   каждого   слова,   учитель   может   объяснить   им значение   каждого   прилагательного.   Опыт   подсказывает,   что   ребята   вполне понимают   каждое   слово   и   адекватно   их   приме¬няют   в   своих   ответах.   Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть, над чем работать с детским коллективом.   организованный,   г) «Пьедестал» Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал   для   награждения.   Пьедестал   состоит   из   3   ступенек.   На   каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?” Полученные   результаты   дадут   представление   о   главных   свойствах   личности ребёнка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, мотивах поведения и действий.   д) «Космическое путешествие» Учащимся   раздаются   листы   бумаги.   Ребята   должны   представить,   что отправляются   в   космическое   путешествие   и   являются   командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся,  2. Диагностики изучения школьной мотивации.   ­ «Краски».         Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров. А также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся ­ раскрасить кружки самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, 7 учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предмет в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о   том,   что   он   испытывает   учебное   затруднение,   которое   связано   с   его успешностью в учебной деятельности  ­ «Градусник».                Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом  доме.  Это ­  градусник.  Педагог  объясняет ребятам, что  при  высокой температуре человеку плохо и тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека ­ 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает   35°.   При   такой   температуре   человек   испытывает   слабость,   усталость, отсутствие   интересов   и   желания   что­либо   делать.   После   объяснения   педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета. Пример: русский язык — 39° математика ­ 36,6° и т.д.  Это   позволяет   определить   степень   тревожности   первоклассников,   которая связана с учебной деятельностью.   ­ «Цветопись». Учащиеся ежедневно в течение пяти дней отмечают любым цветом своё настроение  утром, когда приходят в школу, и днём, когда уходят домой. По цветам мы определяем комфортно ребёнку в школе или нет       ­ «Солнце, дождик, тучка».       ­  «Ранжирование учебных дисциплин. 3. Диагностики изучения личности учащегося. Десять моих «Я».        Учащимся предлагаются листочки бумаги, на каждом из которых написано 10 раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах. Например, я­умный                    я­ красивый и т.д. Классный   руководитель   обращает   внимание   на   то,   какие   прилагательные использует ученик для своей характеристики. «Что у меня на сердце». Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель даёт следующее объяснение заданию: «Ребята, иногда вы слышите, как взрослые говорят: «У меня легко стало на сердце» или «У меня тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело или 8 легко и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, когда у вас на сердце тяжело, и причины, которые позволяют сказать, что у вас легко на сердце. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.              Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребёнка, пути их преодоления. «Выявление   уровня   самооценки     учащихся».  Методика   «Лесенка  В.Г. Щур. Ребенку   дают   листок   с   нарисованной   на  нем   лестницей   состоящей   из   семи ступенек   и   объясняют   значение   ступенек.   Посредине   нужно   расположить фигурку   ребёнка.   Важно   проследить,   правильно   ли   понял   ребенок   ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают. Инструкция:   Посмотри   на   эту   лесенку.   Видишь,   тут   стоит   мальчик   (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших Детей, чем выше — тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты   сам   себя   поставишь?   А   на   какую   ступеньку   тебя   поставят   мама?   папа? воспитательница? Обработка результатов: исходя из того, на какую ступеньку ребенок указывает, проводится анализ в соответствии с интерпретацией   Проба Де Греефе Данная   экспериментальная   процедура,   предложенная   французским психиатром   Де   Греефе,   является   простым   и   весьма   остроумным   приемом определения   самооценки.   Ее   рекомендуется   использовать   при   работе   со школьниками 1­2 класса. Цель исследования: определить характер самооценки ребенка. В   индивидуальной   беседе   ребенку   показывают   нарисованные   на   листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок   обозначает   твоего   учителя,   второй     ­   тебя   самого,   третий   –   твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый   глупый   ­   самую   короткую;   от   того,   кто   средний   ­   среднюю».   После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение. Как правило, уже в первом классе все дети самую длинную линию проводят от кружка, который обозначает их учителя. При решении же вопроса о том, кому должна достаться средняя линия, а кому самая короткая – испытуемому или его однокласснику – преимущество, как правило, отдается тому, кто лучше учится. 9 Диагностика изучения уровня   воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина). 4. Диагностика удовлетворённости детей и родителей воспитательным процессом      1. Диагностика удовлетворённости детей воспитательным процессом      2. Диагностика удовлетворённости родителей воспитательным процессом.         Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию   о   развитии   личности   учащихся   и   сформированности   классного коллектива,   использовать   ее   при   планировании   организации   воспитательного процесса и жизнедеятельности класса. Вся   деятельность   по   построению   и   развитию   воспитательной   системы класса   направлена   на   то,   чтобы   учащийся   в   течение   4   лет   смог   развить личностные   качества,   соответствующие   сформированному   педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы. 10

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018