Мониторинг эффективности воспитательного процесса
Оценка 4.6

Мониторинг эффективности воспитательного процесса

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
администрации +1
Взрослым
04.03.2018
Мониторинг эффективности  воспитательного процесса
Воспитание – это управление процессом формирования и развития личности ребёнка через создание для этого благоприятных условий. Проводя в течение года внутришкольный контроль, мы пришли к выводу, что необходим мониторинг воспитательной работе в школе с целью определения эффективности работы. Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям. Цель мониторинга- повышение эффективности и качества воспитательного процесса в школе.
мониторинг.doc
Городской методический совет  «Мониторинг эффективности  воспитательного процесса»          Воспитание – это управление процессом формирования и развития личности ребёнка через создание для этого благоприятных условий. Проводя в течение года внутришкольный контроль, мы пришли к выводу, что необходим мониторинг воспитательной работе в школе с целью определения эффективности работы. Мониторинг – постоянное наблюдение за каким­либо процессом с целью выявления  его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям. Цель  мониторинга­ повышение эффективности и качества воспитательного процесса в  школе.  Наша вера на этом пути такова:  Без памяти ­ нет истории,  Без истории – нет культуры,  Без культуры – нет духовности,  Без духовности – нет воспитания,  Без воспитания – нет Человека,  Без Человека – нет Народа!  Этапы проведения мониторинга:  Нормативно­ установочный  1. определение педагогической  проблемы  2. постановка целей и задач  3. определение объекта и  предмета изучения  4. определение субъектов  мониторинга, их подготовка  5. структурирование критериев и  показателей  6. выбор инструментов  7. разработка пакетов  8. прикладные программы  Итогово – аналитический  1. подведение итогов  2. анализ проделанной работы  3. корректировка работы  Функции мониторинга:       Информациолнная;       Побудительная;       Формирующая;       Коррекционная;       Системообразующая;       Прогностическая.  Диагностический  1. отбор информации  2. качественная и количественная  обработка результатов  3. педагогический анализ  4. выявление проблем  5. ранжирование проблем с  объяснением причин  6. принятие управленческих решений         Анализ должен охватывать все элементы системы воспитания, всех участников  педагогического процесса. Только при таком условии можно говорить о его всесторонности и объективности, а следовательно, о достоверных данных.          Основное назначение заместителя директора школы — строить воспитательную  систему и управлять ее развитием. А это управление всегда предполагает  исследование реального состояния системы, то есть изучение результативности  воспитательного процесса.          Очень важно правильно выбрать методики диагностирования и показатели,  которые объективно и достоверно отражают состояние воспитательного процесса.  Опираясь на собственный опыт и опыт педагогов­новаторов, могу сказать, что  наиболее важными компонентами такого исследования являются:       уровень воспитанности школьников;       уровень социально­психологического развития школьного и классных  коллективов;       организационные аспекты воспитательного процесса;       нравственно­психологическое самочувствие всех субъектов воспитания  (ученик, учитель, родитель).          В настоящее время в литературе имеется достаточное количество методик  диагностирования результативности воспитательного процесса, и в школах города на  практике используются самые разнообразные методики. Что, на мой взгляд, важно  при отборе методик диагностирования? Методика должна:       соответствовать особенностям воспитательного процесса школы;       быть простой и иметь малые временные затраты на обработку результатов;      обеспечивать фиксацию результатов диагностирования.          Только при этом последнем условии методика может стать элементом  мониторинга, т.к. она должна обеспечить сбор, хранение и передачу информации об  исследуемом параметре. А это, в свою очередь, позволяет соотнести промежуточные  результаты с ранее зафиксированными и предвидеть более отдалённый результат  воспитательного воздействия предпринятого педагогическим коллективом в  определённом направлении или по определённой проблеме.          На протяжении ряда лет в нашей школе диагностирование результативности  воспитательного процесса проходит по пяти основным характеристикам:       уровень воспитанности учащихся;       уровень социально­психологического развития коллектива;       уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнь;       уровень удовлетворённости родителей деятельностью педагогического  коллектива;       уровень удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в школьном  сообществе и своим положением в нём. Для мониторинга уровня воспитанности мы использовали авторскую разработку  – учебно­методическое пособие «Количественная оценка уровня воспитанности  учащихся». Согласно этой методике оценка воспитанности проводится по трём  блокам:  1. морально­волевые качества;  2. коммуникативные качества;  3. учебная и социальная активность.          В каждом блоке имеется пять характерных для него показателей, имеющих  подробно изложенные критерии. Классный руководитель ежегодно проводит  сравнительный анализ уровня воспитанности каждого ученика на протяжении всех  лет его обучения и непрерывно отслеживает уровень воспитанности класса в  динамике, прогнозирует его изменение, планируя целенаправленные воспитательные  воздействия.          Методика оказалась весьма эффективным средством для стимулирования  самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого ученика. Если подключить  учащихся к оценке самих себя, то методика побуждает их глубже анализировать свои  действия и поступки, тем самым формируя у них адекватную личностную  самооценку.          Для мониторинга уровня социально­психологического развития коллектива мы  использовали методику Р.С.Немова, которая нравится педагогам и учащимся своей  простотой и наглядностью. Методика позволяет выявить наиболее и наименее  развитые виды отношений в коллективе школы, класса, оценить влияние на  коллектив тех или иных конкретных педагогических воздействий, определить  основные направления работы на следующий год с целью гармоничного развития  коллектива.          Основываясь на результатах исследования, можно сделать следующие выводы:       целенаправленная воспитательная работа в школе ведёт к постепенному  гармоничному развитию коллективистских отношений в ученической среде;       коллектив учащихся в настоящее время находится на нижней границе  среднего уровня психологического развития;       на сегодня нет явно западающих подсистем и видов отношений, но все они  далеки от совершенства;       все семь характеристик, по которым ведутся исследования, требуют  дальнейшего развития и должны служить основной целеполагания  предстоящей воспитательной работы.          Изучая удовлетворённость учащихся, родителей и педагогов  жизнедеятельностью в школьном сообществе, мы использовали методики,  разработанные А.А.Андреевым и Е.Н.Степановым. суть методик заключается в том,  что в конце учебного года респонденты анонимно на листочках выражают степень своего согласия или несогласия с предложенными им десятью­двадцатью  утверждениями. Причём методики позволяют включать самые разные  утверждения, которые актуальны в конкретных условиях школы.          В качестве примера я хочу вас рассказать о диагностике, которая была  проведена в конце года с целью составления воспитательной целевой  программы. Были составлены анкеты для изучения мнения учащихся, педагогов,  родителей о воспитательной работы в школе. Было опрошено 326 учащихся всей  школы. Это 65% от общего количества детей. Участие в опросе принимали учащиеся  с 5­го по 11­е классы.  Уровень удовлетворённости воспитательным процессом показал:  Уровень удовлетворённости учащихся организацией ВП  Среднее звено  2007­2008 учебный год – 64 %  2008­2009 учебный год – 74%  прогнозируемый результат на 2009­2010 учебный год – 80 %  9­е классы  2007­2008 учебный год – 57 %  2008­2009 учебный год – 58%  прогнозируемый результат на 2009­2010 учебный год – 70 %  10­11 классы  2007­2008 учебный год – 66 %  2008­2009 учебный год – 66%  прогнозируемый результат на 2009­2010 учебный год – 70 %          Следующий этап работы – выяснить мнение родителей. Цель – изучение мнения родителей учащихся о воспитательной работе и организации  взаимодействия в школе.  Задачи:  1. Определить активность участие детей и их родителей общественной жизни  класса, подготовке и проведении мероприятий в классе и школе.  2. Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к классу, к  мероприятиям в классе, к негативным явлениям в школе и классе.  3. Определить удовлетворённость родителей учащихся отношениями со всеми  участниками образовательного процесса.          Анкетирование проводится на родительских собраниях в конце учебного года.  Анкета №2 выдаётся каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 15­ 20 минут (анкета №2). Мнение родителей указывало, что 70% опрошенных  устраивала система воспитания в школе. 26% родителей затрудняются ответить, а  4% не устраивает. По сравнению с прошлым годом, немного снизился уровень  удовлетворённости – на 2%, но это уже указывает на то, что что­то необходимо  менять.  Уровень удовлетворённости родителей организацией ВП  Начальное звено  2007­2008 учебный год – 62,75 %  2008­2009 учебный год – 67,37 %  прогнозируемый результат на 2009­2010 учебный год – 76,33 %  Среднее звено  2007­2008 учебный год – 63 %  2008­2009 учебный год – 68,87%  прогнозируемый результат на 2009­2010 учебный год – 77,33 %  Старшее звено  2007­2008 учебный год – 65,25 %  2008­2009 учебный год – 72,12%  прогнозируемый результат на 2009­2010 учебный год – 80 % Мнение педагогов также находится стабильно на одном уровне. Напрашивается  вывод, что, несмотря на то, что каждый год при планировании воспитательной  работы стараемся внести что­то новое – это не совсем устраивает участников  воспитательного процесса.  2007­2008 учебный год – 73 %  2008­2009 учебный год – 75%  прогнозируемый результат на 2009­2010 учебный год – 80 %          На следующем этапе работы важно понять, как сам заместитель директора  оценивает свою работу.  Цель: разработать программу развития воспитательной системы школы.  Задачи:  1. Выявить положительный опыт и определить условия, обеспечивающие  получение желаемых результатов.  2. Обнаружить типичные недостатки в деятельности по развитию  воспитательной среды школы.  3. Определить направления, способы и средства развития воспитательной  системы на основе изучения мнения всех участников образовательного  процесса.  4. Разработать систему мер по преодолению обнаруженных недостатков и  улучшению воспитательной среды.  Вся воспитательная работа в школе планируется по следующим направлениям:       правосознание и гражданская ответственность;       интернациональная и патриотическая деятельность;       работа с родителями;       методическая работа с классными руководителями;       трудовое, профориентационное и экономическое воспитание;       экологическое;       эстетическое;       здоровье сберегающее;       культурно­массовое;       работа с учащимися «группы» риска;       спортивно­массовое;       охрана прав детей;       предупреждение детского транспортного травматизма.  Опираясь на разработанные подпрограммы:  1. Семья  2. Здоровье  3. Лидерство  4. Профилактика в миллион раз лучше лечения  5. Неболей­ка  6. Толерантность  По каждому из направлений с целью определения уровня эффективности  воспитательной работы в школе также был проведён мониторинг, в ходе которого  было выявлено: Проблемно­ ориентированный анализ состояния воспитательного процесса в  школе позволил выявить основные проблемы:       разрозненность, несогласованность воспитания и обучения;       отсутствие целенаправленности и планомерности в воспитательной работе,  а также адекватных способов оценки её результативности;       отсутствие преемственности в воспитательной работе классных руководителей младшего, среднего и старшего звена;       пассивность позиции родителей, их отстранённость от школьных проблем  своих детей;       низкая психолого­педагогическая компетентность родителей, их неумение  правильно построить процесс семейного воспитания.          Результаты этих исследований ежегодно показывают, в каком направлении вести работу с ученическим и родительским коллективами в следующем году, какие  управленческие решения принять и реализовать в первую очередь, чтобы год от года  повышался уровень положительного отношения к школе.          В разные годы мы получали низкие оценки разных аспектов деятельности  школы, и это всегда влекло за собой изменения ряда подходов в управлении и  помогает избежать стихийной, авральной реакции на складывающиеся  обстоятельства и возникающие проблемы, потому что принимаемые по результатам  исследования управленческие решения всегда направлены на то, чтобы совпадали  приоритеты тех, кто управляет, и тех, кем управляют.  Зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 102 им. А.В. Крестьянинова» Полякова А.А.

Мониторинг эффективности воспитательного процесса

Мониторинг эффективности  воспитательного процесса

Мониторинг эффективности воспитательного процесса

Мониторинг эффективности  воспитательного процесса

Мониторинг эффективности воспитательного процесса

Мониторинг эффективности  воспитательного процесса

Мониторинг эффективности воспитательного процесса

Мониторинг эффективности  воспитательного процесса

Мониторинг эффективности воспитательного процесса

Мониторинг эффективности  воспитательного процесса

Мониторинг эффективности воспитательного процесса

Мониторинг эффективности  воспитательного процесса

Мониторинг эффективности воспитательного процесса

Мониторинг эффективности  воспитательного процесса

Мониторинг эффективности воспитательного процесса

Мониторинг эффективности  воспитательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018