Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
администрации +1
Взрослым
02.09.2017
В материале из опыта работы представлены теоретические основы организации мониторинга качества образования, описана модель организации мониторинга результатов учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, показаны практические результаты применения системы мониторинга, свидетельствующие об эффективности организации образовательной деятельности на примере МБУ ДО ЦДТ.
Мониторинг как эффективный инструмент.doc
Мониторинг
как инструмент управления
воспитательнообразовательным процессом УДО
Бондарева Ольга Евгеньевна,
методист МБУ ДО ЦДТ города Киселёвска Кемеровской области
Введение
В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального
развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и
важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус
образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству. Это
обуславливает необходимость использования компетентностного подхода к
формированию целей и оценке достижений учащихся. Компетенции
формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием
окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и
внеформального образования.
В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система
дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как
составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в
современном российском обществе; представляет собой инновационную
сферу вариативного обучения и учения, воспитания и самовоспитания,
развития и саморазвития, взросления и социализации, содействующая
процессу формирования ключевых компетенций учащихся.
С позиций компетентностного подхода жизненной проблемой
становится оценка сформированности компетенций у учащихся, а именно
1 использование объективных методов их диагностики. Данная проблема имеет
большое значение и для дополнительного образования.
Анализ литературы, практики оценочной деятельности в системе
дополнительного образования детей, позволяет выявить нерешенные
проблемы:
недостаточную теоретическую и методологическую разработанность многих
аспектов оценки результативности педагогического процесса в учреждении
дополнительного образования, что связано с неразработанностью эталонного
показателя результативности работы учреждения данной сферы как мерила
его эффективности;
фрагментарность опыта осуществления мониторинга результативности
деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.
Вместе с тем следует отметить, что именно стандартам как единым нормам
или эталонам должен подчиняться образовательный процесс во всех
учреждениях системы образования. Тема стандартов в дополнительном
образовании имеет два противоположных направления обсуждения.
По мнению Л.Г. Логиновой, стандартом в дополнительном образовании
детей может стать образовательная программа как педагогическая
технология. При этом подчеркивается, что стандартизируется не содержание
образовательного процесса, а определяются как общее требование
разноуровневость, разнонаправленность, вариативность его организации.
Результатом реализации такой программы является положительный итог
целенаправленной деятельности педагога или совместной деятельности
педагога с детьми, выраженный в изменении состояния личности, ее свойств,
установок или микросреды их сотворчества, соотвественно, владении
2 определенными компетенциями [11]. Следует заметить, что компетенции
задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, поэтому
содержание дополнительного образования может определяться
опыт творческой
четырехкомпонентной моделью (знания,
умения,
деятельности и опыт ценностного отношения).
При попытке составить представление о результате деятельности
учреждения дополнительного образования педагогипрактики сталкиваются с
определенными сложностями. В условиях дополнительного образования, как
правило, в поле зрения оказываются «конечные» результаты, однако
необходимы представления и о так называемых «текущих» (промежуточных,
оперативных) результатах, для которых критерии оценки конечных
результатов не подходят, и их приходится разрабатывать для каждого
конкретного случая; решение этой проблемы стоит за осознанием
разноуровневости результатов в учреждении дополнительного образования
детей.
Один из парадоксов развития современной системы дополнительного
образования состоит в том, что с одной стороны наиболее значимой целью
является интеллектуальное и творческое развитие учащихся, с другой –
предъявить возможно лишь формальный результат, как реально фиксируемый.
Активная работа по оценке качества образования учащихся в
дополнительном образовании осложняется тем, что само понятие «качество
образования» является не устоявшимся. В последнее время актуальность этой
проблемы в дополнительном образовании усилилась в связи с тем, что
образовательные учреждения и их работники стали все чаще подвергаться
внешнему оцениванию: кроме оценки потребителей их услуг, развивается
система государственной оценки качества воспитательнообразовательного
3 процесса образовательного учреждения. Одной из наименее разработанных
остается проблема критериальных описаний результатов образовательной
деятельности в учреждениях дополнительного образования детей,
определяющих ее качество [28].
Следовательно, основным направлением работы является определение
содержания критериев оценки качества образования учащихся учреждений
дополнительного образования детей. Решение проблемы результативности
образовательной деятельности позволит судить об эффективности,
полезности, социальной значимости как всей системы дополнительного
образования детей, так и каждого конкретного учреждения.
В условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть
востребованы лишь образовательные услуги высокого качества, оказываемые
профессионально компетентными педагогами. Основными критериями
качественного образования на уровне учреждения дополнительного
образования являются:
наличие некоторого набора общеразвивающих программ, содержание
которых обеспечивает подготовку детей в соответствии с их
образовательными и жизненными потребностями;
степень приближения практикоориентированной части содержания
программ к требованиями потенциальных заказчиков, на которых
ориентируется образовательное учреждение;
уровень освоения детьми выбранных ими программ;
уровень удовлетворенности учащихся и педагогов результатами обучения.
4 Следовательно, для удовлетворения социального заказа в системе
дополнительного образования необходимо управление качеством образования
с помощью наблюдения за воспитательнообразовательным процессом.
Цель работы: обоснование мониторинга результатов воспитательно
образовательного процесса как механизма оценки качества дополнительного
образования детей.
Объект работы: воспитательнообразовательный процесс учреждения
дополнительного образования.
Предмет: мониторинг воспитательнообразовательного процесса УДО.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы организации мониторинга качества
образования.
2. Описать модель организации мониторинга результатов учебно
воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
3. Определить уровень и эффективность организации образовательной
деятельности по результатам мониторингового исследования её результатов.
Гипотеза: мониторинг результатов воспитательнообразовательного
процесса будет являться технологией управления качеством дополнительного
образования детей, если:
качественно разработан инструментарий мониторинга;
созданы условия для проведения процедуры мониторинга;
5 результаты мониторинга используются для принятия управленческих
решений.
Структура итоговой работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы, приложений.
Практическая значимость заключается в том, что предлагаемая работа
может быть адресована в качестве практического руководства по организации
мониторинга результатов воспитательнообразовательного процесса
заместителям директоров по УВР, методистам, педагогам дополнительного
образования и всем, интересующимся проблемой оценки качества
дополнительного образования детей.
База исследования:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества» Киселёвского
городского округа.
Глава I. Теоретические основы мониторинга качества образования
6 1.1. Проблема определения критериев оценки качества образования
в учреждении дополнительного образования
В настоящее время среди практиков и теоретиков образования нет
единого подхода к определению понятия «качество образования». Качество
образования трактуется произвольно еще и в связи с тем, что не выработано
однозначное понимание термина «качество». В Толковом словаре С. И.
Ожегова качество определяется как: 1) «совокупность существенных
признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет и явление от других и
придающих ему определенность», 2) «то или иное свойство, признак,
определяющие достоинство чеголибо».
Н. Г. Милованова и В. Н. Прудаева рассматривают качество как
«совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его
способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности
личности и общества, требования государства».
В настоящее время ведется серьёзная и планомерная работа по
разработке и внедрению системы оценки качества на всех уровнях и ступенях
образования. Как считает В. А. Болотов, «оценка качества образования
подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и
оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования
понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая
степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов
нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [26].
Оценка качества образования осуществляется на основе конкретных
выступающих критериальной основой образовательных
показателей,
7 результатов. К основным принципам отбора показателей для оценки качества
образования можно отнести следующие:
ориентация на требования внешних пользователей;
учет потребностей системы образования;
минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней
управления системой образования;
инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
оптимальность использования источников первичных данных для
определения показателей качества и эффективности образования (с учетом
возможности их многократного использования и экономической
обоснованности);
иерархичность системы показателей;
сопоставимость системы показателей с международными аналогами;
соблюдение моральноэтических норм в отборе показателя.
Качество в системе образования рассматривается как единство трех
составляющих: качество результатов образовательного процесса, качество
реализации образовательного процесса и качество условий осуществления
образовательного процесса.
Качество результатов включает в себя оценку качества: знаний, умений,
владения опытом творческой деятельности, воспитанности, развития
8 личности. Таким образом, качество образования учащегося определяется
уровнем освоения содержания образования (знания, способы деятельности
опыт творческой деятельности, эмоциональноценностные отношения), а
также уровнем физического, психического, нравственного и гражданского
развития.
Качество реализации образовательного процесса определяется
качеством содержания образовательного процесса, преподавания и обучения.
На качество преподавания оказывают влияние следующие факторы:
профессиональная компетентность, умение изучать учебные возможности
учащихся, умение формировать на требуемом уровне систему ведущих знаний
и способов деятельности, умение формировать и развивать общеучебные
знания и умения, умение осуществлять индивидуальный, личностно
деятельностный подход к учащимся, умение формировать и развивать
познавательный интерес и мотивы учения, коммуникативные и рефлексивные
умения, умение управлять процессом обучения, качество методической
работы в образовательном учреждении и своевременность курсовой
подготовки в системе повышения квалификации,
администрацией учреждения, ориентация на успех.
оценка труда
Рассмотренный подход к оценке качества образования ориентирован в
большей степени на оценку результативности общего образования. Вместе с
тем, из представленного содержательного наполнения каждого из
компонентов оценки качества образования многое можно использовать в
работе учреждений дополнительного образования детей. В этой связи
качество образования оценивается Л.Н. Буйловой как совокупность оценок
процесса и результатов деятельности образовательной организации, педагога
и ребенка, как всесторонний мониторинг качества дополнительного
9 образования в конкретном образовательном учреждении, включая качество
реализуемых программ [4; с. 52].
Основными параметрами учебных достижений обучающихся в сфере
дополнительного образования выступают:
уровень освоения детьми содержания изучаемой программы;
устойчивость интереса детей к содержанию программы, к предлагаемой
деятельности и коллективу;
приобщенность учащихся к культурным ценностям (мировым, российским,
региональным);
уровень творческой активности детей;
уровень практической реализации творческих достижений учащихся.
Изучение теории и практической деятельности учреждений дополнительного
образования детей свидетельствует о наличии разных позиций к определению
критериев качества и результативности деятельности учреждений данного
типа.
А.Я. Журкина отмечает, что таким критерием результативности во
внеучебной деятельности выступает отношение ребенка к избранному виду
деятельности. На этом основании выделяются ее уровни: развлечение,
потребление, творчество. О.Е. Лебедев предлагает рассматривать уровень
образованности (образовательного результата). Автор выделяет три уровня
образованности: элементарную грамотность, функциональную грамотность,
компетентность.
10 Показателями результативности деятельности педагога дополнитель
ного образования, по мнению И.В. Калиш, являются, с одной стороны,
успешное освоение учащимися программы, увлеченное отношение к делу,
которым они занимаются; их участие и достижения в различных конкурсах,
фестивалях, выставках и соревнованиях, ранняя профессиональная
ориентация детей, с другой – собственный профессиональный рост.
Под результативностью воспитательной деятельности Е.В. Титова
понимает достижение педагогом (педагогами) такого качества организации
деятельности учащихся, которое обеспечивает реальные возможности:
разностороннего их личностного проявления (положительная динамика
проявлений ценностнозначимых качеств личности), обогащения их личного
опыта социально и личностным содержанием, продуктивности их
деятельности, выражаемой в соответствующих предметнопрактических
достижениях (личных, групповых, коллективных).
В этой связи необходимо отметить, что в дополнительном образовании
детей именно личностные достижения ребенка могут рассматриваться как
значимый критерий его качества и результативности. Личностное достижение
учащегося учреждения дополнительного образования можно рассматривать
как осознанное позитивнозначимое изменение в мотивационной, когнитивной,
операциональной и эмоциональноволевой сферах ребенка, обретаемое в ходе
успешного освоения избранного вида деятельности. Соответственно
структура личностных достижений воспитанника УДО может быть
мотивационноценностным
представлена следующими компонентами:
(потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании,
мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания,
рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоционально
11 волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к
достижению, волевые усилия).
Целевым ориентиром для отслеживания личностных достижений
учащихся, а также уточнения содержания общеразвивающих программ
выступает модель выпускника. При этом учёные и педагогипрактики (А.В.
Берсенева, А.И. Щетинская и др.) рассматривают модель выпускника
учреждения дополнительного образования, как один из критериев оценки
качества предлагаемых образовательных услуг.
Анализ теории и
педагогической практики деятельности учреждений дополнительного
образования позволяет сделать вывод, модель выпускника отражает круг
ключевых компетенций, которыми должен владеть учащийся («стандарт на
выходе»), эмоциональный план отношения («нравится – не нравится»);
интерес к жизни учреждения; готовность и стремление к практической
деятельности, связанной с образовательным учреждением [15].
Модель выпускника может выглядеть следующим образом: учащийся
имеет глубокие знания, умения и навыки по профилю деятельности, высокий
уровень познавательной активности, характеризуется развитыми общими и
ориентирован на нравственные и
специальными способностями,
общечеловеческие ценности, гуманное взаимодействие с окружающей средой,
имеет потребность в постоянном совершенствовании, мотивирован на
сохранение своего здоровья и здоровый образ жизни. Как видим, из примера, в
данной модели представлена система ключевых компетенций (учебные,
исследовательские, социальноличностные, коммуникативные, в области
сотрудничества, личностноадаптивные).
Таким образом, критерии оценки результатов педагогической
деятельности в учреждении дополнительного образования детей специфичны
12 в том смысле, что они являются многомерными, охватывая личностные
изменения как на стороне учащегося, так и педагога, включая в себя динамику
отношений, складывающихся при взаимодействии взрослого и ребёнка.
1.2. Мониторинг как средство управления качеством образования
Современная система дополнительного образования состоит из процессов и
их обеспечивающих.
структур,
Немаловажное место среди этих
составляющих отдано созданию системы мониторинга в сфере
дополнительного образования, основанной на современных подходах к
образовательной статистике и показателях качества образования.
Необходимость создания системы мониторинга в данной сфере является
важным условием достижения современного качества образования, его
соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества
и государства.
«Мониторинг это наблюдение, оценка и прогноз состояния
окружающей среды в связи с деятельностью человека» [1, с. 831].
Мониторинг – это систематический сбор и обработка информации,
которая может быть использована для улучшения процесса принятия
решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо
как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки
программ или выработки политики. Он несёт одну или более из трёх
организационных функций:
13 выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения
явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс
действий на будущее;
устанавливает отношения со своим окружением, обеспечивая обратную
связь, в отношении предыдущих удач и неудач определенной политики или
программ;
устанавливает соответствия правилам и контрактным обязательствам.
Термины «педагогический мониторинг», «мониторинг качества образования»,
«психологопедагогический мониторинг», появившиеся в сфере образования
в научной литературе недостаточно
сравнительно недавно,
дифференцированы.
«педагогический мониторинг».
Существует несколько определений термина
Педагогический мониторинг это система организации сбора,
хранения, обработки распространения информации о деятельности
педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её
состоянием и прогнозированием её развития.
Педагогический мониторинг это организованное целевое, системное
наблюдение за качеством образования в системе образовательных
учреждений, позволяющее отслеживать как отклонение от государственных
образовательных стандартов, так и уровень удовлетворения образовательных
потребностей населения. Каждый автор даёт определение педагогическому
мониторингу и подразумевает конкретный вид деятельности (управленческий,
педагогический, методический). Объектами педагогического мониторинга
являются все участники педагогического процесса (учителя, ученики,
классные руководители и сам педагогический процесс).
14 Педагогический мониторинг это процесс непрерывного научно
обоснованного, диагностикопрогностического слежения за состоянием,
развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора
образовательных целей, задач и средств их решения. Он обеспечивает
прогнозирование развития педагогических систем, одной из задач которого
является выявление и обоснование индикаторов и показателей, способных
охарактеризовать образовательные системы, образовательное учреждение и
процесс. Взаимосвязь функций педагогического контроля и педагогического
анализа, являются методологическими корнями мониторинга.
Педагогический мониторинг является элементом системы информационного
обеспечения управленческих и педагогических решений и рассматривается
как один их эффективных познавательных методов педагогического процесса.
Мониторинг качества образования – есть целенаправленный,
специально организованное слежение за изменением основных свойств
качества образования в целях своевременного принятия адекватных
управленческих решений по коррекции образовательного процесса и
созданных для него условий на основе анализа собранной информации и
педагогического прогноза [5, с. 23].
Мониторинг имеет специфический объект изучения и призван обеспе
чивать педагогов, руководителей образовательных учреждений и органов
управления качественной и своевременной информацией, необходимой для
принятия управленческих решений в педагогических системах. Объектом
педагогического мониторинга являются результаты образовательного
процесса и средства, которые используются для их достижения.
15 Выделяют следующие функции организации мониторинга качества
образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования
методическая,
научная,
детей:
консультативная,
организационная, экспертная, информационная. Полученная в процессе
проектировочная,
педагогического взаимодействия информация оценивается его участниками
для определения эффективности взаимодействия и прогнозирования развития
взаимодействия на будущее. Это служит базой постановки новых целей и
задач, определения дальнейших планов деятельности, механизмов их
реализации [16].
Непрерывное изучение педагогического процесса строится на
следующих основных принципах [12]:
1. Принцип «экологичности». Мониторинг не должен нарушать и искажать
естественное течение процессов, которые исследует, а также не должен
наносить никакого вреда или ущерба его участникам.
2. Принцип системности. Мониторинг является важным звеном общей
педагогической системы и выстраивается с учетом логической
последовательности и взаимосвязи с образовательным процессом.
3. Принцип дифференциации. Мониторинг предполагает создание условий
проведения для каждой группы субъектов мониторинга, определенным
набором критериев, показателей и инструментария.
4. Принцип сотрудничества. Субъекты мониторинга устанавливают контакт и
атмосферу доверия, действуют гласно, открыто, строят отношения
сотрудничества и делового партнерства.
16 5. Принцип конструктивности. Мониторинг направлен не на выявление
ошибок, нарушений, а на поиск путей развития и усовершенствования.
6. Принцип конфиденциальности. Результаты мониторинга, касающиеся
конкретных людей, не могут быть оглашены без их согласия.
7. Принцип компетентности. Условием реализации мониторинга является
профессиональная готовность ответственных за его проведение.
В мониторинговом слежении и прогнозировании нет необходимости
стремиться к сбору максимально возможного количества информации,
поэтому оценка осуществляется на базе некоторого ограниченного набора
показателей, в своей совокупности дающих картину в целом.
Таким образом, можно назвать следующие общие особенности мони
торинговой деятельности:
объекты мониторинга динамичны, подвержены влиянию внешних воздей
ствий, которые могут вызвать нежелательные изменения в функционировании
объекта и представлять опасность;
реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения за
объектом, изучение и оценку его состояния;
организация слежения предусматривает отбор обоснованных критериев и
показателей, по которым ведётся измерение и описание параметров объекта;
каждая конкретная система мониторинга ориентирована на конкретного
потребителя, которым может быть орган управления разного уровня (от
уровня учреждения до уровня общества в целом).
17 Выделяют следующие виды педагогического мониторинга:
мониторинг дидактический – слежение за различными сторонами образова
тельного процесса;
мониторинг воспитательный – слежение за различными сторонами
воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений,
характер взаимодействия участников образовательного процесса;
мониторинг социальнопсихологический – слежение за системой коллек
тивногрупповых, личностных отношений, за характером психологической
атмосферы коллектива, групп;
мониторинг управленческий слежение за характером взаимодействия на
различных управленческих уровнях в системах: руководитель – педагогичес
кий коллектив; руководитель – коллектив обучающихся; руководитель
коллектив родителей; руководитель внешняя среда образовательного
учреждения; педагог педагог; учитель – обучающийся (воспитанник);
педагог – семья и др. [6].
Проведение мониторинговых исследований возможно в четыре этапа:
1. Подготовительный, который включает постановку цели, определение
объекта, установку сроков проведения, изучение соответствующей
литературы, разработку инструментария для проведения педагогического
мониторинга.
Практический,
2.
предполагающий сбор информации посредством
наблюдения, собеседования, тестирования, анкетирования, выхода на учебные
занятия, контроля обученности.
18 3. Аналитический:
систематизация полученной информации;
анализ полученных данных, разработка рекомендаций и предложений на
последующий период;
выводы.
4. Этап обратной связи предполагает проверку результатов и коррекцию
действий [22].
При проведении анализа возможно сочетание текстовой аналитической
справки, схем, графиков, таблиц, диаграмм и др.
Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию
качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия
управленческих решений, определяет:
насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в
образовательном процессе;
насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим
учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным
особенностям учащихся, специфике среды их жизнедеятельности.
В ходе мониторинга по итогам оценки результатов осуществляется
процесс корректировки целей, содержания и организации образовательного
процесса.
Чёткая организация работы на основе последовательных действий в
проведении мониторинга способствует достижению его эффективности.
19 Управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на
фиксированном уровне качества образования учащихся на данный момент
времени, но и предполагает анализ причин его несоответствия определенным
нормам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса.
Такой анализ требует рассмотрения в единстве следующих компонентов
мониторинга: «условия», «процесс», «результат». Педагогический мониторинг
позволяет осуществлять научное управление образовательным процессом на
основе фактического состояния воспитательнообразовательного процесса.
В течение всего учебного года создается определенная база данных,
которые собираются по блокам и классифицируются по определенной
системе. Создание такой базы является необходимым условием для анализа
деятельности учреждения в течение учебного года. Только такой анализ
может служить основанием для постановки новых целей.
При организации и проведении педагогического мониторинга
необходимо соблюдать следующие требования:
наличие программы мониторинговых исследований;
наличие средств мониторинга;
ограниченность и постоянство в течение установленного периода времени
набора и формы показателей мониторинга;
оценочный характер показателей управления качеством образования;
оформление итогов педагогического мониторинга в виде схем, диаграмм,
графиков, письменного анализа с рекомендациями.
20 соблюдение условий системности, продолжительность во времени,
сравнимости, объективности, комфортности [19, с. 12].
Условиями эффективности мониторинга являются:
чёткая определенность объектов и предметов мониторинга;
участие в мониторинге каждого субъекта того процесса, который выступает
объектом мониторинга;
наличие единых параметров и критериев отслеживания и оценки
образовательных результатов, т.е. обязательных для всех педагогов;
гласность и открытость, управляемость и гибкость мониторингового
процесса;
научнометодическая и психологическая поддержка мониторинга.
Организация процесса отслеживания педагогического результата должна
давать возможность диагностировать состояние образовательной системы,
оценивать процесс ее развития, прогнозировать достижение новых результатов,
сравнивать потенциалы разных образовательных систем.
Поэтому можно сказать, что в процессе мониторинговой деятельности
необходимо отслеживать следующие позиции:
соответствие целей деятельности запросам потребителей;
соответствие содержания деятельности целям;
соответствие форм организации деятельности целям и содержанию;
соответствие системы обеспечения деятельности целям,
21 содержанию и формам организации;
соответствие результата деятельности поставленным целям.
Глава II. Организация системы педагогического мониторинга
в МБУ ДО «Центр детского творчества» Киселёвского ГО
2.1. Модель мониторинга результатов
воспитательнообразовательного процесса
Сегодня социальная ситуация выдвигает на передний план личность,
способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного
самоопределения,
умеющую адаптироваться в
изменяющихся условиях, личность социально компетентную. В процессе
то есть личность,
становления такой личности значительная роль может быть отведена
дополнительному образованию, вооружающему ребёнка не суммой знаний
учебных предметов, а целостной культурой, которая даёт свободу
самоопределения. Такую свободу самоопределения может обеспечить только
хорошее, качественное дополнительное образование. Вот почему вопрос
качества образования, его результативности приобретает особую значимость.
В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ до
2020 г. одной из задач в сфере образования названо обеспечение
качественного образования, независимо от местожительства граждан и от их
платежеспособности.
22 В Законе «Об образовании в РФ» категория «качество образования»
определена как «комплексная характеристика образовательной деятельности
и подготовки учащихся, выражающая степень их соответствия федеральным
государственным образовательным стандартам, федеральным государствен
ным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица,
в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том
числе степень достижения планируемых результатов образовательной
программы» [21, с. 5].
Дополнительное образование детей, несмотря на все особенности
организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям
образовательного процесса и нацелено на достижение качественного
результата, за который, как и любая образовательная организация, учреждение
дополнительного образования несёт ответственность.
Для системы дополнительного образования,
в отличие от
общеобразовательных учреждений, где процесс выявления и сопоставления
результатов образовательной деятельности достаточно отработан, характерны
[17]:
отсутствие чёткого толкования понятия «качество дополнительного
образования»;
отсутствие единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми
можно было бы проверить уровень развития детей в определённой
деятельности, т.к. каждое учреждение дополнительного образования
предоставляет свой перечень образовательных услуг с учётом запросов детей,
потребностей семьи, особенностей социальноэкономического развития
региона и национальнокультурных традиций;
23 многообразие реализуемых общеразвивающих программ различных
направленностей предполагает разнообразие оценочных систем и критериев
оценивания, что приводит к сложности или невозможности сопоставления
результатов реализации программ;
отсутствие инструментария для фиксации результатов, обработки и анализа
результатов диагностики, четко разработанная схема (матрица) диагностики
образовательных результатов, которая может быть наполнена конкретным
содержанием в соответствии с особенностями образовательной деятельности;
отсутствие нормативноправовой базы, регламентирующей данный процесс.
Анализ методической литературы, опыта работы коллег в области
дополнительного образования показал, что существует недостаточная теоре
тическая разработанность вопросов оценки результативности педагогичес
кого процесса в учреждении дополнительного образования, трудность в
выборе (создании) методики оценки, отсутствие государственных требований
(стандартов) или иных нормативных документов по оценке результативности
деятельности в системе дополнительного образования детей.
Исходя из этого, в центре детского творчества функционирует система
непрерывного наблюдения за состоянием и развитием образовательного
процесса, в которой объектом педагогического мониторинга являются
результаты образовательного процесса и средства, которые используются для
их достижения, а целью изучение системы и качества образовательного
процесса.
Анализ качества воспитательнообразовательного процесса, развития
личности ребёнка, профессионального роста педагога дополнительного
образования являются исходными пунктами для создания системы
24 мониторинга в учреждении дополнительного образования. Поэтому,
основными объектами мониторинга в МБУ ДО ЦДТ определены: учащиеся и
педагоги, а основными направлениями мониторинга соответственно
«Образовательный уровень учащихся» и «Профессиональное мастерство
педагогического коллектива».
Для направления «Профессиональное мастерство педагогического
коллектива» определены следующие показатели мониторинга:
организационные условия работы творческого объединения;
выполнение дополнительной общеразвивающей программы;
качество преподавания;
содержание воспитательной работы.
При исследовании первых двух показателей, результаты оформляются в
виде аналитических справок, которые позволяют зафиксировать качественные
результаты мониторинга.
При осуществлении мониторинга по показателям «качество преподавания» и
«содержание воспитательной работы», применяются адаптированные для
учреждений дополнительного образования экспертная карта анализа учебного
занятия и оценочный лист воспитательного мероприятия (Приложения 1, 2).
Данная форма представления результатов оценивания деятельности педагогов
является наглядной и удобной в работе, так как позволяет увидеть в целом
уровень проведённых занятий и мероприятий.
Оценив все показатели, администрацией учреждения обрабатываются
полученные данные, на основе которых составляется мониторинговая карта
25 деятельности педагогов дополнительного образования учреждения
(Приложение 3).
Экспертиза деятельности педагога позволяет:
выявить его профессиональные результаты в целом;
обеспечивать отслеживание его индивидуального профессионального роста;
мотивировать на совершенствование своего мастерства.
В основу экспертизы деятельности педагога легли портфолио
профессиональных достижений, система внутриучрежденческого контроля,
позволяющая выявлять, отслеживать, пропагандировать и обобщать
инновационный опыт педагогов, диагностика уровня профессиональной
компетентности работников путём самооценки (в форме анкетирования и
индивидуального собеседования, диагностика образовательных потребностей
педагога, позволяющая выстраивать индивидуальный образовательный
маршрут для каждого специалиста (Приложение 4).
Оценка образовательного уровня учащихся осуществляется с помощью:
анализа сохранности контингента учащихся;
анализа выполнения дополнительных общеразвивающих программ;
оценки качества обученности (определение уровня владения учащимися
базовыми теоретическими понятиями и технологическими навыками);
оценки качества реализуемых программ, творческих достижений
(количественных и качественных показателей участия учащихся в конкурсных
мероприятиях различного уровня);
26 определения динамики личностного развития учащихся,
удовлетворённости оказанием образовательной услуги.
их
В образовательном учреждении создана электронная база данных
«Учащиеся», позволяющая отслеживать передвижение детей по творческим
объединениям, сохранность контингента учащихся (% отношение количества
учащихся на конец учебного года от количества учащихся на начало учебного
года). Отслеживание сохранности контингента учащихся позволяет увидеть
востребованность творческого объединения детьми. Данная информация
необходима для перспективного планирования работы учреждения.
Результаты мониторинга сохранности контингента учащихся
образовательного учреждения за 3 последних учебных года отражены в
таблице № 1.
Результаты мониторинга сохранности контингента учащихся МБУ ДО
ЦДТ Киселёвского ГО
Таблица 1
Учебный год
Сохранность
контингента
учащихся (в %)
20132014
96,5%
20142015
98,3%
20152016
98,5%
Результаты мониторинга сохранности контингента учащихся за
последние 3 учебных года имеют тенденцию к росту и составляет в среднем
27 97,7%, что соответствует высокому уровню. Данный показатель представлен в
таблице № 2.
Таблица 2
Уровни сохранности контингента учащихся МБУ ДО ЦДТ
Киселёвского ГО
Параметры отнесения к уровню
Высокий
Средний
80100% учащихся
7079% учащихся
Низкий
Менее 70%
учащихся
Показатель
мониторинга
Сохранность
контингента
учащихся
Контроль за выполнением дополнительных общеразвивающих программ
осуществляется 2 раза в течение учебного года (по окончании 1 и 2
полугодия). Данные анализируются, делается вывод о реализации содержания
программ в сравнении с прошлыми учебными годами, итоги контроля
оформляются в виде аналитической справки.
Результаты мониторинга освоения дополнительных общеразвивающих
программ в образовательном учреждении за 3 последних учебных года
отражены в таблице № 3.
Таблица 3
Результаты мониторинга работы по дополнительным общеразвивающим
программам в МБОУ ДОД ЦДТ Киселёвского ГО
28 Учебный год
Значение по
2013
2014
2015
муниципальному
заданию
Выполнение программ (в %)
Соответствие значению показателя по
муниципальному заданию
Не менее 99%
2014
99,5
+
2015
99,7
+
2016
99,3
+
Для оценки качества обученности учащихся МБУ ДО ЦДТ по
дополнительным общеразвивающим программам в учреждении разработана и
действует система диагностики результатов образовательной деятельности,
обоснованная в локальном акте «Положение о внутрицентровском контроле».
Мониторинг уровня обученности учащихся по дополнительным
общеразвивающим программам, проведённый по данным за 3 последних
учебных года выражается в результатах, представленных в таблице № 4.
Таблица 4
Результаты мониторинга обученности учащихся
по дополнительным общеразвивающим программам
в МБУ ДО ЦДТ Киселёвского ГО
Учебный год
20132014
20142015
20152016
Показатель обученности учащихся (в %)
86
90
93
За последние 3 учебных года качество обученности учащихся по
дополнительным общеразвивающим программам в учреждении остаётся
стабильно высоким (свыше 80%).
29 Оценка качества дополнительных общеразвивающих программ
проводится с помощью экспертизы на соответствие (несоответствие)
требованиям (Приложение 5). Все программы, реализуемые в учреждении,
проходят экспертизу, не прошедшие экспертизу программы не допускаются к
реализации, что повышает ответственность педагога к разработке
качественной дополнительной общеобразовательной программы. В результате
все программы имеют экспертное заключение о допуске к реализации.
Для отслеживания творческих достижений учащихся в учреждении
создана электронная база данных, в которой фиксируются результаты участия
учащихся творческих объединений в конкурсных мероприятиях различного
уровня (муниципального, областного, Всероссийского, Международного).
Ежегодно анализируется количество участий учащихся в конкурсных
мероприятиях, а также их качество (% отношение количества победителей и
призёров к общему количеству участников), результаты данного мониторинга
отражены в таблице № 5.
Таблица 5
Мониторинг результативности участия учащихся МБУ ДО ЦДТ
Киселёвского ГО в конкурсных мероприятиях различного уровня
Уровни конкурсных
мероприятий
о
п
я
л
е
т
а
з
а
к
о
п
е
и
н
е
ч
а
н
З
ю
и
н
а
д
а
з
у
м
о
н
ь
л
а
п
и
ц
и
н
у
м
в
о
к
и
н
т
с
а
ч
у
о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
й
е
л
е
т
и
д
е
б
о
п
о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
в
о
р
ё
з
и
р
п
и
и
к
в
о
т
о
г
д
о
п
о
в
т
с
е
ч
а
К
)
%
(
Муниципальный
Областной
Всероссийский
Международный
Не менее 10% 115
274
49
194
99
184
41
161
86
67
84
83
30
20132014
учебный год
20142015
учебный год
ю
и
н
е
ч
а
н
з
е
и
в
т
с
т
е
в
т
о
о
С
ю
и
н
е
ч
а
н
з
е
и
в
т
с
т
е
в
т
о
о
С
о
п
я
л
е
т
а
з
а
к
о
п
в
о
к
и
н
т
с
а
ч
у
о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
ю
и
н
а
д
а
з
у
м
о
н
ь
л
а
п
и
ц
и
н
у
м
274
210
66
206
й
е
л
е
т
и
д
е
б
о
п
о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
в
о
р
ё
з
и
р
п
и
245
122
56
204
и
к
в
о
т
о
г
д
о
п
о
в
т
с
е
ч
а
К
)
%
(
89
58
85
99
о
п
я
л
е
т
а
з
а
к
о
п
ю
и
н
а
д
а
з
у
м
о
н
ь
л
а
п
и
ц
и
н
у
м Итого:
Результаты проведённого мониторинга по творческим достижениям
632
485
77
+
+
756
627
83
учащихся свидетельствуют об увеличении количества участий в конкурсных
мероприятиях различного уровня и росте качества подготовки учащихся к
конкурсам.
Преимущество единой системы мониторинга для всех общеразвивающих
программ МБУ ДО ЦДТ состоит в возможности определения качества
образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по
направленностям дополнительного образования и учреждению в целом.
2.2. Контроль результатов воспитательнообразовательного процесса
как условие успешности организации мониторинга
Управление качеством образования в учреждении – есть процесс
проектирования, то есть постановки целей образования и определения путей
их достижения; организация образовательного процесса и мотивация его
участников на качественный труд; контроля как процесса выявления
отклонений от целей и мониторинга – системы отслеживания изменений в
развитии; регулирования и анализа результатов.
Одним из результатов образовательного процесса является обученность,
т.е. определённый уровень знаний, умений и навыков у учащихся. Данный
результат должен иметь показатели, методики их оценки и отслеживания
изменений. Для этого, наряду с различными формами, методами, видами
внутреннего контроля в образовательных учреждениях разрабатывается и
вводится внутренняя модель мониторинга [2].
31 Наличие объективной информации о качестве знаний у учащихся
является одним из условий успешности организации мониторинга. Такие
данные возможны только в случае регулярного контроля над образовательным
процессом.
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным
компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях
образовательной деятельности, но особое значение приобретает после
изучения какоголибо раздела программы и завершения ступени обучения.
Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня
который должен соответствовать
усвоения знаний учащимися,
образовательному стандарту по данной программе, предмету. Контроль,
проверка результатов обучения, трактуется дидактикой как педагогическая
диагностика. «Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет
образовательную, воспитательную и развивающую функции: поскольку
проверочные задания аналогичны обучающим, постольку сохраняются и
функции обучения». Кроме того, контроль в большинстве случаев имеет и
диагностическую функцию.
Образовательное значение проверки и оценки знаний состоит в том,
что педагог и учащиеся получают качественную характеристику усвоения
учебного материала. Педагогу становится ясно, что учащийся знает и чего не
понимает, какой материал усвоен хорошо, какой в недостаточной степени или
вовсе не усвоен. Это является основанием для организации познавательной
деятельности учащихся и управления ею. Педагог вносит дополнения,
изменения в методы работы, успешнее находит пути и средства
индивидуального подхода к учащимся. Ему становится очевидным, какие
вопросы, понятия, правила, законы усваиваются с трудом, какие легче. Это
32 является основанием для творческой подготовки педагога к занятиям и их
проведению. Учащемуся также становится понятным, что он усвоил в
учебном материале хорошо, что удовлетворительно, а что плохо. Проверка
выявляет степень понимания, запоминания, осознанности учащимися
изучаемого материала. Учащийся получает качественную характеристику
своих знаний, возможность совершенствовать свой стиль работы на занятиях,
дома, развивать положительное, ликвидировать недостатки в знаниях,
умениях и навыках.
Развивающее значение. Во время проведения контроля происходит
развитие речи, памяти, мышления – логического, критического, креативного,
интуитивного.
Воспитательное значение проверки и оценки знаний, умений и навыков
в том, что у учащихся формируется отношение к занятиям, к своим успехам и
неудачам, желание преодолеть трудности. Оценка всегда вызывает
определённое отношение к себе как к ученику, как к личности. Это
отношение, эти чувства обучающегося к самому себе педагог умело
использует для формирования волевых качеств характера, коллективизма,
взаимопомощи. Тот, кто научился правильно использовать воспитательное
значение проверки и оценки знаний, раскрывает перед каждым учащимся
благоприятные перспективы обучения.
Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она
конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля.
Дидактика предлагает такие виды контроля: текущий, периодический,
итоговый. Текущий контроль – это систематическая проверка усвоения
знаний, умений и навыков на каждом занятии и оценка результатов обучения
33 на занятии. Как составная часть обучения текущий контроль оперативен,
гибок, разнообразен по методам, формам и средствам. Периодический
контроль осуществляется после крупных разделов программы, периода
обучения. В нём учитываются и данные текущего контроля. Итоговый
контроль проводится в конце учебного года или при переводе на следующую
ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который
обеспечивает дальнейшее обучение.
В целом, функция контроля состоит в установлении уровня усвоения
знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного
процесса и успеваемости. Это следует конкретизировать, в частности, в
следующих задачах: определение пробела в обучении, коррекция процесса
обучения.
2.3. Мониторинг результатов воспитательнообразовательного
процесса по дополнительным общеразвивающим программам
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования
предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и
навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств учащихся.
Поэтому её результаты целесообразно оценивать по двум группам
показателей [14]:
учебные достижения (фиксирующие предметные и общеучебные знания,
умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной
программы);
34 личностные достижения (выражающие изменения личностных качеств
ребёнка под влиянием занятий в данном творческом объединении, студии,
секции).
Мониторинг обученности учащихся в МБУ ДО ЦДТ представлен двумя
уровнями:
первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его
педагог ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития
каждого обучающегося и детского коллектива в целом или по определенным
направлениям);
второй уровень (внутриучрежденческий) – осуществляет администрация
через отслеживание динамики развития творческих объединений и
образовательного учреждения в целом по определенным критериям или
комплексно по нескольким направлениям и во времени – по полугодиям и
годам обучения.
Мониторингу первого уровня придаётся большое значение, так как
именно он представляет систему педагогического взаимодействия «педагог –
учащийся» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого
ребёнка, включение его в образовательную деятельность с учётом его
возможностей и способностей.
В основу мониторинга, осуществляемого в учреждении положены
следующие принципы диагностирования:
принцип систематичности – заключается в том, что регулярному
диагностированию подвергаются все обучающиеся творческого объединения
на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование
35 проводится на всех этапах педагогического процесса – от начального
восприятия знаний до их практического применения.
принцип объективности – заключается в научно обоснованном содержании
диагностического инструментария (заданий, вопросов и т.д.), дружеском
отношении педагога ко всем обучающимся.
принцип наглядности – означает, что диагностирование проводится для
всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям. Необходимым
условием реализации принципа является объявление результатов
диагностических срезов, их обсуждение и анализ.
Как любой педагогический мониторинг, мониторинг обученности проводится
в три этапа:
первый этап (подготовительный) – определение цели, объекта (объектом
мониторинга для педагога является учащийся, детское объединение, а также
отдельные направления образовательного процесса), сроков, инструментария;
второй этап (практический) – сбор информации через: наблюдения, опрос,
собеседование, анализ документов, посещение занятий, контрольные срезы,
анкетирования, тестирование (использование тех или других методик зависит
от целей проведения мониторинга и имеющихся средств);
третий этап (аналитический) – информация обрабатывается, анализиру
ется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.
По основным направлениям педагогического мониторинга для педагогов
дополнительного образования разработаны ориентировочные минимальные
диагностические программы изучения с целью объективного определения
36 уровней развития заявленных качеств. Использование их в практике помогает
педагогу при анализе процессов и результатов развития, обучения и
воспитания учащихся.
С первых дней занятий в детском объединении должно быть место
каждому ребёнку вне зависимости от его индивидуальных психофизических
особенностей и склонностей. Поэтому педагогу дополнительного образова
ния нужно быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся
ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого учащегося,
проанализировать результаты, продумать перспективные задачи его развития.
Для этого, необходимо знать особенности развития учащихся, их «стартовый»
уровень сформированности познавательных умений и навыков, уровень
знаний, умений, навыков по конкретной образовательной программе. В этом
педагогу помогут результаты начальной предметной диагностики и
диагностики уровня сформированности познавательных умений и навыков,
которые проводится в начале учебного года.
Характерной особенностью современного этапа обновления образова
ния является ориентация на создание индивидуальных образовательных
маршрутов для учащихся. Развитие личностных качеств ребёнка должно
быть предусмотрено в каждой дополнительной общеразвивающей программе,
так как на развитие личности ребёнка влияет множество факторов, а не
только общение с педагогом дополнительного образования. Данный аспект
деятельности выдвигает необходимость организации системной работы по
отслеживанию личностного развития детей на всех этапах взаимодействия со
средой. Цель организации данного мониторинга выяснить, насколько
образовательный процесс, организованный в учреждении дополнительного
образования детей, способствует позитивным изменениям в личности ребёнка,
37 формированию ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее
острые проблемы его организации с тем, чтобы анализировать, обобщать и
распространять положительный опыт деятельности педагогов. Мониторинг
личностных достижений учащихся позволяет учитывать индивидуальные
особенности детей, а также анализировать изменения в личностном развитии,
формировании соответствующих компетенций.
Анализ теории и практики деятельности учреждений дополнительного
образования позволяет выделить основные требования к проведению
мониторинга личностных достижений: чёткая определенность объектов и
предметов мониторинга, участие в мониторинге каждого субъекта
образовательного процесса, наличие единых параметров, критериев слежения
и оценки образовательных результатов, гласность, открытость, управляемость
и гибкость мониторингового процесса,
психологическое обоснование мониторинга.
научнометодическое и
К методам, используемым в мониторинге личностных достижений
учащихся, относятся: педагогические наблюдения, анализ и изучение
педагогической документации, анализ и изучение результатов продуктивной
деятельности, социологические опросники, анкеты, психологические тесты и
методики, методы математической статистики.
Результаты мониторинга качества образования обуславливают
разработку формы фиксации личностных достижений учащихся. В настоящее
время существуют следующие формы фиксации: картапрофиль личностных
достижений, «Тетрадь успешности», «Портфолио достижений учащегося»,
«Кейсстади» и др. Данные формы относятся к разряду «аутентичных» (то
есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию)
индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс
38 оценивания, но и самооценивания. Основной смысл – «показать всё, на что ты
способен».
Как правило, в них фиксируются: уровень освоения дополнительной
общеразвивающей программы по виду деятельности, которым занимается
ребёнок, особенности развития познавательных процессов, входящих в
структуру специальных способностей, некоторые личностные характеристики
(мотивация, ценностные ориентации, самооценка), результаты участия в
фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах и т.п.
Так, например, в «Тетради успешности» отражаются успехи учащегося,
полезные дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и
окружающих людей. Использование данной тетради позволяет повысить
качество и результативность работы педагогов дополнительного образования.
В настоящее время инновационной формой, а некоторые исследователи
называют и педагогической технологией, фиксации и оценки достижений
учащихся в учреждении дополнительного образования детей является
портфолио, которое существенно дополняет современные контрольно
оценочные средства. Важная цель портфолио – представить отчёт по процессу
образования ребёнка, увидеть «картину» значимых образовательных
результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального
прогресса в образовательной деятельности, продемонстрировать его
способности практически применять приобретённые знания и умения, то есть
владение ключевыми компетенциями.
Портфолио не только является современной эффективной формой
оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся, поощрять их
39 активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной)
деятельности учащихся, формировать умение учиться – ставить цели,
планировать и организовывать собственную учебную деятельность
Наличие единых параметров и критериев оценки образовательных
результатов выступает показателем договорённости педагогического
коллектива об общем понимании образовательных результатов в учреждении
дополнительного образования,
является содержательной основой,
системообразующим фактором проектирования мониторинговой системы
учреждения.
Существенной особенностью мониторинга результатов воспитательно
образовательного процесса в МБУ ДО ЦДТ является определение уровня
обученности (усвоения содержания программ) и личностного развития
учащихся.
Диагностика результатов обучения учащихся по дополнительным
общеразвивающим программам проводится в следующей последователь
ности:
начальная диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе
формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной
деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка;
текущая диагностика (промежуточная) (проводится в течение учебного года,
чаще в декабре) – это изучение динамики освоения предметного содержания
ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе;
40 итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка
освоения детьми программы или её этапа, учёт изменений качеств личности
каждого ребенка.
Для оценки уровня освоения предметной области и степени
сформированности основных общеучебных компетентностей педагогами
учреждения используется технология определения результатов обучения
учащихся по дополнительной общеразвивающей программе Л.Н. Буйловой,
Н.В. Кленовой [3]. Технология представлена в виде таблицыинструкции,
содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого
качества, возможное количество баллов, методы диагностики (Приложение 6).
Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на
несколько групп: теоретическая подготовка, практическая подготовка,
основные общеучебные компетентности, без приобретения которых
невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и
осуществление любой деятельности.
В графе «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксируются
требования, которые предъявляются к учащимся в процессе освоения им
программы. Эти показатели, изложенные в систематизированном виде,
помогают педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих
учащихся на том или ином этапе освоения программы.
Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании
которых дается оценка показателей и устанавливается степень соответствия
реальных результатов ребёнка требованиям, заданным программой.
Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает:
перечень возможных уровней освоении ребёнком программного материала и
41 основных компетентностей – от минимального до максимального, краткое
описание каждого уровня в содержательном аспекте. Выделенные уровни
обозначены соответствующими тестовыми баллами.
Графа «Возможное количество баллов» заполняется педагогом в соот
ветствии с особенностями программы и его представлением о степенях
выраженности измеряемого качества (педагог может ставить «промежуточ
ные» баллы, которые, по его мнению, в наибольшей мере соответствуют той
или иной степени выраженности измеряемого качества, что позволит ему
более чётко отразить успешность и характер продвижения ребёнка по
программе).
В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого
показателя обозначается способ определения соответствия результатов
обучения учащегося программным требованиям, соответствующий специфике
программы.
Полученные в ходе математической обработки данные позволяют
получить сравнительные результаты качества обученности учащихся,
зафиксированные в виде таблицы (Приложение 7).
По результатам диагностики уровня обученности учащихся творческих
объединений МБУ ДО ЦДТ за последние 3 учебных года (20132014, 2014
2015, 20152016) проведён мониторинг уровня освоения учащимися
содержания дополнительных общеразвивающих программ, представленный в
таблице № 6.
42
Таблица 6 Результаты мониторинга уровня усвоения учащимися содержания
дополнительных общеразвивающих программ
в МБУ ДО ЦДТ Киселёвского ГО
20132014
20142015
20152016
учебный год
учебный год
учебный год
е
и
н
е
о
в
с
у
е
о
н
л
о
П
59
43
49
55
49
44
50
е
и
н
е
о
в
с
у
е
о
н
ч
и
т
с
а
Ч
17
13
12
15
12
8
е
и
н
е
о
в
с
у
е
о
н
л
о
П
52
47
54
60
53
48
14
51
е
и
н
е
о
в
с
у
е
о
н
ь
л
е
т
и
ч
а
н
З
в %
24
44
39
30
39
48
36
86
е
и
н
е
о
в
с
у
е
о
н
ч
и
т
с
а
Ч
12
10
9
12
10
5
е
и
н
е
о
в
с
у
е
о
н
л
о
П
60
52
60
68
59
53
10
57
е
и
н
е
о
в
с
у
е
о
н
ь
л
е
т
и
ч
а
н
З
в %
36
43
37
28
37
47
39
90
е
и
н
е
о
в
с
у
е
о
н
ч
и
т
с
а
Ч
7
6
7
12
8
2
7
е
и
н
е
о
в
с
у
е
о
н
ь
л
е
т
и
ч
а
н
З
в %
33
42
33
20
33
45
36
93
Показатели
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Основные общеучебные
компетентности
Учебноинтеллектуальные
компетентности
Коммуникативные
компетентности
Организационные
компетентности
Итого в среднем:
% усвоения содержания
программ
По каждому показателю мониторинга определён % учащихся с полным
усвоением содержания программ (высокий уровень), значительным усвоением
43 (средний уровень) и частичным усвоением (низкий уровень). Общий
показатель усвоения учащимися содержания программ определён как сумма
% учащихся с полным и значительным усвоением. В результате
математической обработки данных получены следующие значения усвоения
содержания программ: в 20132014 учебном году – 86%, в 20142015 учебном
году – 90%, в 20152016 учебном году – 93%.
Поступательное изменение уровня усвоения содержания программ
учащимися наглядно представлено на диаграмме (рисунок 1).
Рис. 1 Диаграмма мониторинга уровня усвоения учащимися содержания
дополнительных общеразвивающих программ в МБУ ДО ЦДТ
Киселёвского ГО
Вид диаграммы, построенной по результатам мониторинга обученности
учащихся, свидетельствуют о росте показателя обученности учащихся с 86%
до 93%, соответствующего высокому уровню освоения содержания программ.
Данный показатель отражён в таблице № 7.
44 Таблица 7
Уровни освоения учащимися содержания
дополнительных общеразвивающих программ
Параметры отнесения к уровню
Высокий
Средний
Низкий
80100% учащихся
6079% учащихся
менее 60% учащихся
Показатель
мониторинга
Уровень освоения
учащимися
содержания
дополнительных
общеразвивающих
программ
Формирование личностных качеств процесс длительный, он носит
отсроченный характер. Для осуществления мониторинга личностного
развития учащихся МБУ ДО ЦДТ используется методика изучения качеств
личности учащихся, разработанная на основе метода изучения воспитанности
школьников М.И. Шиловой [27]. С помощью данной методики отслеживается
динамика сформированности и развития следующих качеств личности
учащихся:
активность, организаторские способности;
коммуникативные навыки, коллективизм;
ответственность, самостоятельность, дисциплинированность;
нравственность, гуманность;
креативность, склонность к проектноисследовательской деятельности.
45 В совокупности эти качества отражают многомерность личности
учащегося, позволяют выявить основные индивидуальные особенности
ребёнка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому
педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем,
предложенный в перечень качеств может быть дополнен педагогом в
соответствии с целевыми установками его программы.
Технология работы педагогов по методике изучения личностного
развития учащихся заключается в бальном оценивании качеств личности по
степени проявления (Приложение 8), результаты которого заносятся в
диагностическую таблицу (Приложение 9).
Руководители творческих объединений заполняют диагностическую
таблицу трижды:
в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной
группы (сентябрь, октябрь);
в начале второго полугодия (январь),
в конце учебного года (апрель, май).
Для оценивания педагог может выбрать именно те качества личности,
которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им
общеразвивающей программы, либо заполнять таблицу целиком.
В качестве методов диагностики личностных изменений детей
используются: наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую
беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.
46 В результате математической обработки данных диагностических
таблиц, представленных педагогами, составлен мониторинг личностного
развития учащихся образовательного учреждения за 20142015 учебный год,
результаты которого представлены в таблице № 8.
Таблица 8
Результаты мониторинга личностного развития учащихся
МБУ ДО ЦДТ Киселёвского ГО
Качества личности учащихся
Сентябрь
Декабрь
Май
Активность, организаторские
способности
Коммуникативные навыки,
коллективизм
Ответственность, самостоятельность,
дисциплинированность
Нравственность, гуманность
Креативность, склонность к проектно
исследовательской деятельности
Общий уровень личностного
развития учащихся:
2,7
2,4
2,4
2,9
3
2,7
3,3
3,1
3,3
3,2
3,3
3,2
3,9
3,4
3,8
4
4
3,8
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
По каждому показателю мониторинга определено значение,
выражающее степень развития личностного качества у учащихся. Общее
значение уровня личностного развития рассчитано как среднее
арифметическое значений по каждому качеству личности. В результате
математической обработки данных получены следующие значения общего
уровня личностного развития учащихся: в сентябре 2015г. – 2,7, в январе
2016г. – 3,2, в мае 2016г. – 3,8.
47 На основании данных таблицы № 8 построена диаграмма (рисунок 2),
наглядно отражающая рост общего уровня личностного развития учащихся
образовательного учреждения в течение учебного года.
Рис. 2 Диаграмма мониторинга личностного развития учащихся
МБУ ДО ЦДТ Киселёвского ГО
Данные мониторинговой таблицы и вид диаграммы, построенной по ней,
свидетельствует о росте показателя личностного развития учащихся МБУ ДО
ЦДТ с 2,7 по 3,8, соответствующего среднему уровню. Данные показатели
отражены в таблице № 9.
Таблица 9
Уровни личностного развития учащихся
48
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Мониторинг как инструмент управления воспитательно-образовательным процессом УДО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.