Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. И, конечно же, изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. УУД – новая, пока совсем непривычная аббревиатура, но тем не менее за ней скрывается принципиально важное педагогическое понятие. С УУД, их формированием и оценкой, теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы.
Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной
школе
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое
представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его
образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным
программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях
профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. И, конечно же,
изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования.
Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих
и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. В
профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. УУД
– новая, пока совсем непривычная аббревиатура, но тем не менее за ней скрывается
принципиально важное педагогическое понятие. С УУД, их формированием и оценкой,
теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога
начальной школы.
И для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой
инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: вопервых, он
должен быть межпредметным, вовторых, позволять отделять знание или не знание
фактической информации от владения или не владения, так сказать, «способом
обращения» с этим знанием (УУД), в третьих, изучать процесс развития УУД, а не только
констатировать их наличие или отсутствие.
Слайд 2 .Мониторинг
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса
развития универсальных учебных действий является мониторинг.
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить»
учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него
оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата
Слайд 3.Функции психологопедагогического мониторинга
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить»
учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него
оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Функции психологопедагогического мониторинга:
Диагностическая
Определение уровня развития того или иного умения.
Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по показателям и в
целом.
Оценочная
Описание критериев эффективности решения поставленных задач (что такое «хорошо»).Контрольная
Описание и определение критериев успешности работы учителя.
Слайд 4. Система измерения УУД в начальной школе
Мониторинг развития метапредметных УУД в 14 кл. разрабатывается как логическое
продолжение диагностической работы педагога в первом классе, начинающейся с
диагностики стартовой готовности к школьному обучению «Школьный старт»[1]
Слайд 5. Предмет мониторинга
Предметом данного мониторинга являются метапредметные универсальные учебные
действия на разных этапах своего формирования.
Регулятивные УУД
Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии
с поставленной задачей и условиями её решения.
Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной
задачей
Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное
действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Познавательные УУД
Умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и
несущественных признаков.
Умение осуществлять логическое действие «синтез».
Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным /самостоятельно
выбранным критериям.
Умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным и
самостоятельно выбранным критериям.
Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
Умение устанавливать аналогии.
Умение устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений.
Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное
умозаключение)Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное
умозаключение)
Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их обобщения.
Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и
особенности объектов, процессов и явлений.
Умение использовать знаковосимволические средства для создания моделей изучаемых
объектов /процессов для решения задач.
Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями,
систематизировать и обобщать понятия.
Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям,
представлениям, точкам зрения.
Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических
проблем.
Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении
познавательной или коммуникативной задачи.
Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с
предметным содержанием.
Коммуникативные УУД
Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной
коммуникации
Умение формулировать точку зрения
Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)
Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые
сведения
Умение определить общую цель и пути её достижения
Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в
учебной коммуникации
Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной
деятельности
Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных
взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных
взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
Слайд 6. Этапы развития метапредметный универсальных учебных действий
Мы рассматриваем развитие УУД в начальной школе как процесс, проходящий в три
основных этапа.
1 этап – выполнение учебного действия по образцу. Например, выполнение задания,
требует того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет. Ребенок не
знает ни алгоритма его выполнения, ни названия способа. Однако, он может выполнить его,
опираясь на предложенный учителем образец выполнения, близкую аналогию. Кратко
данный этап обозначается нами как «Представление». На этапе «Представления» ученик вбольшинстве случаев не готов самостоятельно различать существенные и несущественные
стороны выполняемого задания, может выполнить его только с опорой на образец на
конкретном предметном материале. Например, неоднократно выполнив на уроке вместе с
учителем сравнение объектов по цвету, размеру или форме, ребенок может самостоятельно
выполнить сравнение по тем же критериям на подобном материале в рамках той же
предметной области.
2 этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап
обозначается как «Способ». На этом этапе ученик ориентируется на назначение и
существенные аспекты способа. Может этот способ назвать (знает, как он называется на
общепринятом или специально введенном педагогом для учащихся языке). Знает и
выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному
результату. Может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный
предметный материал. Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить он должен
ответить себе на следующие вопросы: 1. Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы
(Цель и объекты сравнения)?, 2. По каким признакаом я их сравниваю? (Выделение
признаков сравнения) 3. Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим
признакам у этих предметов? (Сопоставление) 4. Что я узнал сравнивая объекты? (Вывод).
3 этап – применение способа в контексте учебной деятельности, ее этапа. Краткое название
– «УУД». На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной
способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Он
также выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями о ее структуре
и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если
целью детского минипроекта, является получение информации о свойствах предмета
(объекта), то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может
проанализировать отдельные элементы этого предмета и на основании этого сделать вывод
о свойствах целого. Также он может сравнить этот предмет с другими известными ему и на
основании этого сделать вывод о его свойствах. Или он может пойти по дедуктивному
пути: посмотреть, к какой группе понятий относится этот предмет, на основании чего
сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели минипроекта. То есть, на
этом этапе, когда мы говорим об овладении УУД, ребенок не только знает несколько
способов достижения цели, но и может самостоятельно выбрать наиболее оптимальный в
данных условиях.
Слайд 7. Базовый уровень развития метапредметных УУД начальной школе
Три этапа развития УУД являются одновременно 3мя уровнями развития универсальных
учебных действий для начальной школы.
В 1 и 2 классах предметом мониторинга является сформированность метапредметных
УУД на уровне «Представления», в 3 классе – на уровне «Способа» и в 4 классе – на
уровне «УУД» (для значительной части показателей).Слайд 8. Мониторинг УУД в 1 класса
Цель мониторинга – отслеживание процесса развития метапредметных УУД учащихся 14
классов для проектирования учебного процесса и принятия своевременных управленческих
решений.
Задачи мониторинга:
Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных
этапах обучения в начальной школе.
Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным
образовательным результатам.
Определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и определение
возможных путей их ликвидации.
Разработка стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех
или иных метапредметных УУД.
Участники мониторинга. Респондентами в данном мониторинге являются сами учащиеся.
То есть, мы получаем информацию о сформированности метапредметных УУД, предлагая
диагностические задания самим ученикам.
Исполнителями, проводящими основные этапы мониторинга, и одновременно основными
потребителями информации являются педагоги начальной школы.
В качестве дополнительных адресатов выступают: завучи и директора начальной школы, а
также родители учащихся.
Периодичность. Мониторинг проводится 1 раз в год, в начале апреля каждого учебного
года. В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в сентябре – методика
«Школьный старт», позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный
период, и в апреле – первый срез мониторинга. На основе анализа данных оценивается
успешность работы на прошедший период, и ставятся задачи работы с учащимися на
предстоящий год.
Все диагностические задания сгруппированы в единую рабочую тетрадь «Учимся учиться и
действовать». Для повышения мотивации учащихся 1 класса в работе с диагностическими
заданиями и создания ситуации погружения нами разработаны игровые темы для каждой
рабочей тетради. Так, задания мониторинга для 1 класса объединяет тема «Лесная школа».
На протяжении всей тетради действуют одни и те же герои – это зверята – учащиеся и их
учитель Енот Енотович. Так же как и дети, зверята учатся в первом классе. Они ходят на
разные уроки, выполняют домашние задания, играют на перемене, убирают класс после
уроков. Каждый диагностический модуль – это всегда одна сюжетноигровая ситуация,
один эпизод из учебной жизни обитателей «Лесной школы», в контексте которой ученику
нужно выполнить те или иные задания.
Слайд 9. Диагностические показатели в 1 классеПредметом мониторинга развития метапредметных универсальных учебных действий
учащихся 1 –го класса являются 8 умений: два регулятивных умения – планирование и
оценка и шесть познавательных – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение,
установление причинно следственных связей. Полная формулировка УУД представлена
на слайде.
В 1 классе процесс освоения УУД находится на начальном этапе (см.также слайд 7). В
рамках мониторинга у первоклассников диагностируется владение этими умениями на
уровне «представлений». Это уровень характеризуется тем, что ребенок выполняет то
или иное универсальное учебное действие по образцу, содержащему необходимый способ
действия.
Слайд 10. Структура рабочей тетради
Рабочая тетрадь состоит из:
Вводной части, которая содержит обращение к первоклассникам, описание условных
обозначений и 8 тренировочных заданий.
16 диагностических модулей для изучения уровня развития метапредметных умений. Для
каждого умения разработано 2 модуля на разном предметном материале.
Материалов для учителя, в которые входят бланк первичной обработки результатов и
обращение к педагогу. Эти материалы необходимо извлечь из тетради до выполнения
ребенком мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель).
Слайд 11. Структура диагностического модуля
Все 16 диагностических модулей имеют одинаковую структуру: введение, образец, три
диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание, отмеченное значком
«Сундучок». Каждый элемент диагностического модуля имеет свою специфику и
назначение.
Во введении к каждому модулю от имени Енота Енотовича рассказывается сюжетно
игровая ситуация, далее следует краткое описание образца и условий выполнения заданий.
Наличие образца обусловлено тем, что в первом классе целью мониторинга является
диагностика первого этапа развития УУД – выполнения учебного действия по образцу
(владение на уровне «представления»). Важно отметить, что и первом и втором варианте
диагностической тетради введение одинаково для каждого конкретного модуля. Образец
же может совпадать, а может немного отличаться, поэтому необходимо четко следовать
методическим рекомендациям .Задание А направлено на изучение способности учащихся практически выполнять учебные
задания, в основании которых лежит диагностируемое в данном модуле умение. Кратко
этот тип заданий обозначается как задания на «выполнение».
Задания Б и В направлены на изучение способности учащихся ориентироваться на
существенные условия способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип
заданий кратко обозначается как задания на «ориентацию».
Задания А,Б,В в первом и втором варианте совпадают по уровню сложности. Они
незначительно различаются условием (информационной частью) и/или вопросом. Все
аналогичные задания в первом и втором варианте имеют одинаковую инструкцию по
выполнению (подчеркни, отметь значком ü, зачеркни и т.д.). Различия в вариантах
необходимы для получения более объективных индивидуальных результатов. Так как в
ходе мониторинга ребенок выполняет один вариант из двух, представленных в тетради,
материалы другого варианта могут пригодиться для повторного проведения мониторинга
с отдельными учениками в индивидуальном порядке. Также педагог может
порекомендовать детям самостоятельно выполнить летом оставшиеся в тетради задания.
Дополнительное задание расположено в конце каждого модуля. Оно обозначено значком
«Сундучок». Дополнительное задание решает организационную задачу. Оно адресовано, в
первую очередь, детям, которые быстрее других справились с заданиями А, Б и В. Ребенок
сам делает выбор – выполнять или не выполнять это задание. Выполнение дополнительного
задания носит необязательный характер, а результаты не оцениваются.
Каждый диагностический модуль занимает один разворот рабочей тетради
Слайд 12. Схема изучения одного умения в 1 классе
В качестве основного инструмента в мониторинге используются специально разработанные
диагностические задания предметного или межпредметного характера. Задания
составлены на материале четырех предметов: русский язык, математика, технология,
окружающий мир.
Заданий в мониторинге по числу значительно больше, чем диагностируемых умений. Так, в
мониторинге 1 класса изучается уровень сформированности 8 метапредметных умений и
для этого используется 48 диагностических заданий. Для изучения каждого умения
используется материал 2х ( а в некоторых случаях 3х) предметов. По каждому предмету
– 3 взаимосвязанных задания ( А,Б, В).
Слайд 13. Схема изучения одного умения в 1 классе ( на примере УУД «классификация»)Диагностические модули 3 и 4 изучают уровень развития логического действия
«классификация». Задания А),Б),В) третьего диагностического модуля построены на
материале предмета «Окружающий мир». Задания А),Б),В) четвертого модуля – на
материале предмета «Математика».
Слайд 14. Желаем успехов!