МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка 4.8

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка 4.8
Контроль знаний +2
doc
обществознание
10 кл—11 кл
05.03.2018
МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Актуализация темы. Современная школа переживает трудное и ответственное время. В стране идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот реформаторский процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике, происходит смена образовательной парадигмы, предлагаются иное содержание и подходы, требования к результатам образования. В нашем обществе вопросы историко-обществоведческого образования, исторической памяти, исторической политики государства и формирования социального опыта подрастающего поколения являются объектом повышенного общественного внимания, темой для дискуссий. Осмысление системы образования как социально педагогического феномена предполагает уточнение таких аспектов проблемы, как ценности и цели обществоведческого образования, характер социального заказа на обществоведческое образование, миссия педагогов-обществоведов, критерии результативности образования и др.
Научно-методическая работа.doc
ХХАНТЫАНТЫ­М­МАНСИЙСКИЙ УНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ММУНИЦИПАЛЬНОЕ АНСИЙСКИЙ  АВТОНОМНЫЙ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  №2 – МНОГОПРОФИЛЬНАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ  ИМЕНИ ЕДЕРАЦИИ Е ЕВГЕНИЯ ВГЕНИЯ И ИВАНОВИЧА АВТОНОМНЫЙ  ОКРУГ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ИМЕНИ  ЗАСЛУЖЕННОГО ВАНОВИЧА К КУРОПАТКИНА УРОПАТКИНА»» ОКРУГ – Ю – ЮГРАГРА «С«СРЕДНЯЯ РЕДНЯЯ  ШКОЛА ШКОЛА №2 –  РРОССИЙСКОЙ ОССИЙСКОЙ Ф ФЕДЕРАЦИИ ЗАСЛУЖЕННОГО  СТРОИТЕЛЯ СТРОИТЕЛЯ ММОНИТОРИНГ ОНИТОРИНГ  ШКОЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ   ПОПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ   КАККАК  СРЕДСТВО СРЕДСТВО  ФОРМИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ   ПРЕДМЕТНЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДМЕТНЫХ Конышева Ирина Ивановна, Конышева Ирина Ивановна, кандидат исторических наук, кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания учитель истории и обществознания Нижневартовск Нижневартовск 2017 2017 2 ССОДЕРЖАНИЕ ОДЕРЖАНИЕ ВЕДЕНИЕ.................................................................................. ПРАКТИКА....................... ..................................................................................33 .......................66 ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ......1111 СПОСОБОВ   ПОВЫШЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ   КАККАК   ОДИН РЕЗУЛЬТАТОВ  ПОПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КОНЦЕПЦИЯ  УЧИТЕЛЯ УЧИТЕЛЯ­­ПРАКТИКА ОДИН   ИЗИЗ   СПОСОБОВ ОБРАЗОВАНИЯ  ПОПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ЕДАГОГИЧЕСКАЯ  КОНЦЕПЦИЯ ОНИТОРИНГ  ПРЕДМЕТНЫХ КТИВИЗАЦИЯ   УЧАЩИХСЯ ВВВЕДЕНИЕ 1. П1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ 2. М2. МОНИТОРИНГ 3.А3.АКТИВИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА  ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ............................... КАЧЕСТВА ЗЗАКЛЮЧЕНИЕ АКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................. ПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ССПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................... РИЛОЖЕНИЕ 1 1........................................................................... ППРИЛОЖЕНИЕ РИЛОЖЕНИЕ 2 2........................................................................... ППРИЛОЖЕНИЕ ППРИЛОЖЕНИЕ РИЛОЖЕНИЕ 3 3........................................................................... РИЛОЖЕНИЕ 4 4........................................................................... ППРИЛОЖЕНИЕ ППРИЛОЖЕНИЕ РИЛОЖЕНИЕ 5 5........................................................................... ...............................1919 ..............................................................................2222 ...................................................................2424 ...........................................................................2727 ...........................................................................2828 ...........................................................................2929 ...........................................................................3030 ...........................................................................3232 3 4 ВВВЕДЕНИЕ ВЕДЕНИЕ Актуализация   темы.   Современная   школа   переживает   трудное   и ответственное время. В стране идет становление новой системы образования, ориентированного   на   вхождение   в   мировое   образовательное   пространство. Этот реформаторский процесс сопровождается существенными изменениями в   педагогической   теории   и   практике,   происходит   смена   образовательной парадигмы,   предлагаются   иное   содержание   и   подходы, результатам образования.  требования   к В нашем обществе вопросы историко­обществоведческого образования, исторической памяти, исторической политики государства  и формирования  являются   объектом социального   опыта   подрастающего   поколения повышенного   общественного   внимания,   темой   для   дискуссий.   Осмысление системы образования как социально педагогического феномена предполагает   как   ценности   и   цели уточнение   таких   аспектов   проблемы,   характер   социального   заказа   на обществоведческого обществоведческое  образование, миссия педагогов­обществоведов, критерии  образования, результативности образования и др. Но первое место в ФГОС ОО выходят требования к результатам общего образования, в числе которых и предметные. В этой связи встают вопросы: что   представляют   собой   предметные   результаты,   каковы   типы   и   виды познавательных   заданий,  направленных   на   реализацию   требований   ФГОС   к предметным результатам изучения обществознания школьниками? Следовательно,   актуальность   темы,   очевидна,   поскольку   мониторинг образовательных   результатов  по   обществознанию  является   технологией, позволяющей   осуществлять   наблюдение   за   процессом   обучения,   получение  анализ   которых   позволяет  корректировать  процесс  изучения данных, общестознания школьниками на основе системно­деятельностного подхода и обеспечивать формирование требуемых предметных результатов. 5 Предметом   работы   является   технология   мониторинга   школьного обществоведческого образования. В изучении темы можно выделить 2 этапа: 1) конец 1990­х гг. – 2010 гг.; 2) 2011 г. – до наших дней. На   первом   этапе   происходило   теоретическое   осмысление   понятия «мониторинг», появились статьи, в которых рассматривались теоретические и технологические   аспекты   образовательного   мониторинга1.  С   началом процессов   модернизации   образования   мониторинг   стал   обязательным элементом   педагогической   практики.   В   первое   десятилетие   нового   века появилось   значительное   число   работ,   в   которых   освещались   различные аспекты мониторинга учебных достижений по истории2. В   связи   с  принятием   нового   Федеральный   закон   РФ   №   273­ФЗ   «Об образовании   в   Российской   Федерации»3  и  переходом   на   ФГОС  общего образования  начался   новый   этап   в   освоении   технологии   мониторинга, поскольку теперь требуется от учителя понимание сущности образовательных результатов, владение  способами их формирования. В научно­методических публикациях данная тема получила новое отражение4. Таким   образом,   на   сегодняшний   день   в   науке   созданы   труды, отражающие актуальные проблемы исследовательской темы, однако, ситуация осложнена   тем,   что  среди  школьных  учителей  в   виду   небольших   тиражей подобных   изданий,   отсутствия  этих   книг   в   библиотеках,   обращение   к ресурсам e­library, Российскому Индексу научного цитирования  еще не стало распространенным явлением среди учительства. 1  Орлова   А.А.,   Исаева   Е.И.   Педагогический   мониторинг:   концептуальные   основания   и технология реализации. Тула, 1992. 2  Постников  П.Г.  Субъектность   учителя   как   предмет   мониторинга  //   Стандарты   и мониторинг в образовании. ­ №6 ноябрь­декабрь 2005. – С. 16­21. 3 Федеральный закон РФ № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 11 4 Шегаев И. С. Современная учебная литература по обществознанию: основные проблемы и пути их решения [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки­Веди, 2014. — С. 35­37. 6 Цель   работы   состоит   в   исследовании   теоретических   аспектов мониторинга   и   описании  опыта   работы   по   реализации  автора  технологии мониторинга предметных результатов по обществознанию. Практическая   значимость.  Результаты   работы   могут   быть использованы   учителями  обществознания  в   процессе   профессиональной деятельности,   а   также   студентами­историками   в   ходе   педагогической практики и в учебном процессе по программам магистратуры НВГУ «теория и методика обучения обществознанию, которая реализуется с 2016 года. Апробация материалов работы.  Отдельные положения работы были представлены на заседании МО учителей обществознания  школы, а также на научно­методическом   семинаре   кафедры   истории   России   НВГУ   (декабрь, 2014),   на   Всероссийской   научной   конференции   «Югра,   Сибирь,   Россия»   в НВГУ (октябрь, 2015 г.) Структура   работы.   Работа   состоит   из   введения,   трех   параграфов, заключения, списка литературы и приложений. 7 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЕДАГОГИЧЕСКАЯ     П СИСТЕМЫ  РАБОТЫ РАБОТЫ  КК  САМОАНАЛИЗУ 1. 1. ((ОТОТ  СИСТЕМЫ В   современных   условиях   в   России   складывается   новая   парадигма УЧИТЕЛЯ­­ПРАКТИКА ПРАКТИКА УЧИТЕЛЯ САМОАНАЛИЗУ  ИИ  РЕФЛЕКСИИ РЕФЛЕКСИИ)) КОНЦЕПЦИЯ   КОНЦЕПЦИЯ   ориентированная   на   гуманистическое   видение   всего образования, педагогического   процесса.   Сегодня   возрастает   роль   личности   учителя обществознания  как   активного   субъекта   педагогического   процесса, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам. Поэтому   в   современных   условиях   учителю  обществознания  принадлежит особое место в духовном и социальном развитии школьника, который должен осознавать   свою   сопричастность   к   судьбам   многих   людей,   к   судьбам общества, истории его развития. В этой связи важно осмысление своей роли, профессионального «Я», иными словами говоря, педагогической концепции. Понятие «концепция» ­ означает систему взглядов принципов в какой­либо области; общий замысел, основную идею труда, произведения5. Возникновение   педагогической   концепции   у   учителя   ­   процесс длительный,   обусловленный   рядом   факторов,   важнейшими   из   которых, вероятно,   выступают:   постоянное   самосовершенствование   и   саморазвитие, понимание современной образовательной ситуации, которое невозможно без обучения в течение всей жизни. Анализ   собственной   педагогической   деятельности   и   рефлексия позволили   имеющиеся   взгляды   и   действия   соотнести   с   положениями позиционно­дидактической концепции, заключающийся в том, что в учебном 5Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М., 2000. С.  118. 8 процессе   создаются   личностно­ориентированные   ситуации   (учебные, познавательные,   жизненные),   в   которых   требуется   проявление   личностных функций.   Ученик   попадает   в   ситуацию,   ему   требуется   искать   смысл, подумать о себе, построить образ и модель своей жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы, дать оценку фактам, событиям и т.д. Указанные положения   вписываются   в   компетентностный   подход,   предполагающий формирование ключевых компетенций у учащихся. Сегодня компетентный человек ­ это человек, который применяет ЗУН, действует в нужный момент, решает возникающую проблему. Исходя из этого, педагогическая   деятельность   должна   быть   направлена   на   формирование:  ­ ключевых   компетенций  общекультурная   (знание   о   мире),   учебно­познавательная   (знания   по предмету),   информационная   (обработка   информации),   коммуникативная (ценностно­смысловая   (мировоззренческая), (знание   языков,   владение   компьютером),   социально­трудовая   (семьянин, работник), личностного совершенствования (владение собой, этикет). Предметные компетенции  (знания по обществознанию и применение их   в   различных   жизненных   ситуациях)   способствуют   формированию ключевых компетенций. Важное   значение   в   профессиональной   деятельности   учителя приобретает   диагностика.   Педагогическая   диагностика   пришла   на   смену простому   контролированию   результатов   усвоения   знаний   и   умений   по предмету.   Проверка   лишь   констатирует   результаты,   не   объясняя   их происхождения.  Диагностирование   же   рассматривает   их  в  связи  с  путями, способами   достижения,   выявляет   тенденции,   динамику   формирования продуктов обучения. Оно включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление   статистических   данных,   их   анализ,   выявление   динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий6. 6  Боголюбов Л.Н.  Методика преподавания обществознания в школе. – М., Владос, 2002. С.16. 9 Современная   школа   остро   нуждается   в   диагностике,   позволяющей систематически   контролировать   ход   и   темпы   развития   каждого   ученика, раскрывать   резервы   его   познавательных   возможностей.   Одним   из инструментов диагностики является мониторинг. Введение   мониторинга   в   педагогическую   теорию   и   практику обусловлено   названными   выше   факторами,   в   том   числе   и   внедрением стандартов   образования.   Это   новый   уровень   контроля   и   оценки   качества процесса обучения. Мониторинг школьного обществоведческого образования применяется в течении ряда лет и прошел апробацию не только в школьной практике, но и представлен научно­педагогической общественности  как один из элементов профессиональной деятельности. Принципы,   на   которых   базируется   Я­   концепция   ­   гуманизация, гуманитаризация и информатизация. Эти принципы многократно обсуждались ведущими   учеными   России   (Я.А.   Вопраменко,   В.А.   Кайдалов,   Ю.А. Конаржевский,   А.А.   Леонтьев,   Д.Ш.   Матрос,   М.М.   Поташник,   В.И. Слободчиков, А.Н. Тихонов, П.И. Третьяков, Е К. Хеннер, И.С. Якиманская и др.)   По   своей   сути   эти   процессы   становятся   методологической   основой реализации инновационных проектов, как управление качеством образования, мониторинг   образования,   новых   подходов   к   аттестации   руководителей, педагогов, образовательных учреждений. 10 Гуманизация   образования  ­   это   процесс,   для   которого   характерно отношение к себе и другому не как к объекту, а как к субъекту7. Этот тип отношений   не   свойственен   традиционному   российскому   образованию,   и поэтому   испытывает   большие   трудности   в   своем   становлении   и   развитии. Отношение   к   человеку   предполагает   признание   его   прав   на   уникальность, активность, внутреннюю свободу и духовность. Уникальность ­ это есть нечто иное, как признание права человека быть особенным,   непохожим   на   других.   Права   не   быть   как   все8.   Уникальность предполагает образовательного процесса с учетом особенностей и способностей учащихся.   индивидуализации   и   дифференциации   усиление Активность ­ означает фактическое признание человека инициативным,   В   самостоятельным   в   своих   поступках   существом9. деятельным, традиционной   системе   образования   учащиеся   крайне   редко   выступают активными субъектами деятельности на уроке. Внутренняя свобода ­ право выбора. Для ученика это может быть выбор образовательного   учебного   учреждения,   образовательной   программы, педагога, точки зрения, варианта решения учебной задачи. Для учителя ­ это может   быть   выбор   концепции   и   стратегии   преподавания,   технологии   и методики обучения и воспитания. Духовность   ­   это   образ   жизни   человека,   основанный   на   высших ценностях ­ любви, уважении, понимании, развитии, творчестве. Духовность ­ это   ориентация   человека   на   постоянное,   непрерывное   развитие   себя   как личности и индивидуальности. Поэтому главная направленность современного образования   ­   это   развитие   (развитие   социально­значимых   качеств   и 7  С.В. Иванова. Гуманизация образования: цели, задачи и условия.  Журнал «Ценности и смыслы». 2010. №2 (5). С. 91­117. 8 Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. ­ Режим  доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 20.05.2016). 9 Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. ­ Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 20.05.2016). 11 способностей)   через   обучение   (учебный   предмет   как   средство   развития)   и воспитание. Гуманитаризация образования  рассматривается как изменение смысла образования. Этот процесс касается прежде всего изменения содержательного аспекта учебной, педагогической и управленческой деятельности в плане его очеловечивания   (наполнения   гуманными   смыслами)10.   У   обучаемого изменяется   характер   познавательной   деятельности:   акцентируется   не запоминание,   а   понимание   и   переживание   смыслов   содержания   учебного материала.   У   педагога   изменяется   способ   преподавания:   актуализируется развивающая направленность обучения. СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ Главная   задача   общеобразовательной   школы   ­  целостное   развитие личности   школьника   и   подготовка   личности   к   дальнейшему   развитию   за стенами школы (научить жить здесь и сейчас). Личностные качества представляют собой систему социально­значимых, жизненно   важных   качеств,   без   которой   человеку   сложно,   а   порой   и невозможно быть успешным в конкретных жизненных ситуациях. В   данной   работе   отражено   лишь   одно   из   педагогических   явлений (результаты   обучения),   средством   наблюдения,   оценкой   и   коррекцией которого   выступает   мониторинг.   Сущность   концепции   автора   можно представить в виде схемы (см. ниже). Мониторинг качества образования учащихся по истории направлен на Разработать технологию мониторинга исторического образования школьников Новые подходы к  10 Буракова Г.Ю. Гуманитаризация процесса обучения. М.: Просвещение. 1999. С. 67. Объективным  оценкам учебных  Программно­ надежным и  достижений  12 техническое  валидным  Гуманитаризация (использование  обеспечение оценкам учебных  баллов,  достижений рефлексия) достигается через Новые методы  Объективным  обучения  Профессиональна надежным и  (активные и  я компетентность  валидным  интерактивные  учителя оценкам качества  методы обучения,  учебного занятия видеометод) зависит от приводит к опирается на Гуманизация 2.   М2.   МОНИТОРИНГ ОНИТОРИНГ   ПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ   РЕЗУЛЬТАТОВ РЕЗУЛЬТАТОВ   ПОПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В   современной   педагогической   литературе   понятие   «мониторинг   в образовании» означает ­ постоянное наблюдение за каким­либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Педагогический мониторинг направлен на непрерывное наблюдение за ходом   учебно­воспитательного   процесса,   представляет   собой   целостную систему, в которой можно выделить следующие компоненты: ­ диагностический   мониторинг  ­  целенаправленный   сбор информации   о   состоянии   управляющей   системы   и   результатах педагогического процесса; проверка выполнения учебных программ и плана; ­ мониторинг   учебной   деятельности   школьников,   направленный   на определение   усвоения   учениками   знаний   и   умений,   навыков,   уровня   их обученности и воспитанности; ­ мониторинг   согласования   управления   ­   выявление   затруднений учителей с целью оказания им помощи. Педагогический мониторинг имеет основные характеристики: ­ основная цель ­ контроль за учебно­воспитательным процессом, за деятельностью   педагогов   и   учащихся   с   помощью   таких   критериев,   как образование, развитие, воспитание; ­ основная   функция   ­   получение   данных   о   ходе   педагогического процесса,   о   динамике   его   основных   показателей   (обученности,   развитости, воспитанности),   о   влиянии   учебно­воспитательного   процесса   на   основные показатели; ­ основные участники ­ педагоги и школьники11. 11 Дихтяренко О.В. Организация мониторинга на уроке как средство повышения качества преподавания   [Электронный   ресурс]   /   О.В.   Дихтяренко.   –   Режим   доступа: http://school8.tomsk.ru 13 Мониторинг предметных результатов школьников по  обществознанию рассматривается   как   часть   педагогического   мониторинга,   направлен   на выяснение результатов усвоения учениками знаний и умений, навыков, уровня их обученности и воспитанности и включает в себя следующие блоки: ­   блок   1   ­   диагностический   мониторинг   (психологический, педагогический,   медицинский,   валеологический)  ­  целенаправленный   сбор информации о состоянии сфер индивидуальности каждого школьника; ­   блок   2   ­   мониторинг   педагогической   деятельности   ­   направлен   на определение   ее   влияния   и   возможностей   в   развитии   целостной индивидуальности  школьников, а также выявление затруднений учителей с целью   оказания   им   помощи;   включает   мероприятия,   основной   функцией которых   является   объединение   усилий   участников   мониторинга   по   сбору информации   о   развитии   индивидуальности   школьников,   о   деятельности членов педагогического коллектива, о результатах коррекционной работы и т. д.   к   таким   мероприятиям   мы   относим   совещания,   педагогические консилиумы, конференции, публикации; ­ блок 3 ­ аналитический ­ направлен на анализ и рефлексию каждым участником мониторинга совместной и своей индивидуальной деятельности; отражает   ту   часть   мониторинга,   которая   отвечает   за   сбор,   переработку   и хранение   информации   о   развитии   индивидуальности   школьников,   а   также работу по контролю и коррекции применяемых диагностических средств. Таким   образом,   цель   проведения   мониторинга   ­   педагогическая эффективность, т.е. достижение планируемых результатов; другими словами говоря,   соответствие   реальных   образовательных   результатов   прилагаемым усилиям,  определяемых   через   затратные   показатели  (временные,  трудовые, материально­финансовые). В задачи мониторинга входят фиксация состояния учебной   подготовки   учащихся   и   выявление   тенденций   ее   изменения   в процессе обучения. 14 Для   более   эффективного   осуществления   мониторинга   предметных результатов   учащихся   необходимо   внедрять   психологический   мониторинг, т.е. получение такой информации об ученике, которая требуется учителю для успешной   работы   по   обучению   и   развитию   ученика.   Психологический мониторинг   в   этом   случае   рассматривается   как   система   информационного сопровождения   учебного   процесса.   Психологи   должны   предоставить информацию об особенностях интеллекта и особенностях мотивации, а также о самооценке ученика, характере межличностных отношений12. Наличие качественного мониторинга по предмету позволит отслеживать   предостережет   от индивидуальную   траекторию   движения   ученика, завышенных   отметок,   позволит   реально   оценить   его   знания   и   умения. Мониторинг   ученических   достижений   школьников   по  обществознанию осуществляется автором в течение трех последних лет. На практике подтвердилось, что мониторинг является: ­   адаптированным   к   возможностям   каждого   ученика:   позволяет объективно   оценивать   его   учебные   возможности,   освобождает   от необходимости заставлять их учить материал и выполнять домашнее задание, посещать занятия, предусматривает решение проблемы пробелов в знаниях учащихся; ­   многофункциональным:   дает   возможность   использовать   активное   и интерактивное   обучение,   групповые   технологии,   элементы   коллективного способа обучения; является системным отслеживанием результатов учебной деятельности учащихся; учитель может находится в позиции исследователя, соавтора,   находиться   в   режиме   постоянного   поиска,   что   значительно повышает   мотивацию   к   педагогическому   труду   за   счет   разнообразия, осмысленности   задачи,   обратной   связи;   формирует   уважение   личного достоинства   человека,   признания   за   ним   соответствующих   прав   и 12 Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. М., 2003. С. 236. 15 возможностей,   предоставления   личности   свободы   выбора,   создания атмосферы доверия, развития творческой инициативы. Применительно   к   современному   состоянию  обществоведческого образования   в   стране   диагностические   материалы   по  обществознанию   что   требует   осуществления соотносятся   с   требованиями   ЕГЭ, разноуровневого   обучения   (базовый,   повышенный,   высокий).   Каждый   из уровней   соответствует   отметкам   «3»,   «4»,   «5».   Следовательно,   освоение фактического материала означает базовый уровень, владение теоретическим материалом   ­   повышенный,   а   идентификация   источников   и   создание собственного текста ­ высокий. Уровневая дифференциация требует от учителя пересмотра методики преподавания  обществознания,   отказ   от   репродуктивно­коллективного обучения   и   переход   на   более   эффективные,   гибкие   способы   и   модели обучения.   Предстоит   большая   работа   по   изменению   менталитета   всех участников   учебного   процесса,   формированию   у   ученика   ответственного отношения к своему выбору, особенно на этапе старшей школы. В 2014­2015  гг. автором совместно с кафедрой истории России НГПИ (профессор  Л.В. Алексеева)  на базе школы № 43 г. Нижневартовска  (И.И. Конышева) были разработаны и апробированы диагностические материалы по проверке   учебных   достижений   школьников   по  обществознанию.   Работа состояла   из   нескольких   этапов.   На   методическом   объединении   учителей обществознания  и   методических   семинарах   было   изучено   «Положение   о порядке   проведения   эксперимента   по   совершенствованию   структуры   и содержания общего образования» Министерства образования России от 21. 05.   2001   года   №   2093.   До   учителей   была   доведена   цель   проведения эксперимента ­ повышение качества образования, исходя из которой, встала за   процессом необходимость   вести   постоянное   наблюдение   обществоведческого  образования   в   школе,   что   позволяло   учителю сопоставить желаемые цели с результатами обучения. 16 Применительно к конкретным условиям были скорректированы задачи проведения мониторинга: ­ ­ ­ отслеживание качества усвоения знаний и умений учащихся; развитие мыслительных навыков у учащихся; создание   условий   для   подготовки   к   поступлению   в   вузы,   для формирования потребностей к саморазвитию и самообразованию; ­ ­ повышение уровня качества преподавания обществознания; раскрытие   способностей   и   творческого   потенциала   каждого ребенка. Для   осуществления   диагностик   И.И.   Конышевой   были   составлены таблицы, отражавшие структуру обществоведческих знаний школьников. Технология состояла в следующем: 1. Выделение   основных   параметров   содержания   позволяющих учителю   организовать   обучение,   в   результате   которого   должны   быть сформированы   требуемые   знания   и   умения   (знания   отражают непосредственные   факты,   связи   между   объектами,   законы,   теории   или оценочные знания). Основная практическая задача учителя состоит в том, что по каждому разделу и теме учебной программы он должен определить степень успеваемости освоения учеником требуемых знаний, умений и навыков. 2. Отбор   учебных   единиц,   необходимых   для   формирования   системы контрольно­измерительных материалов для проверки результатов обучения. При этом следует помнить, что тесты выполняют и прогностическую, и диагностическую функции, так как показывают пробелы в знаниях ученика по данной   базовой   единице   и   при   этом   ученик   получает   дополнительное коррективное   задание.   Выполнение   такого   теста   дает   информацию   о   том, достаточно   ли   отработаны   базовые   единицы.   Здесь   основными   объектами оценки   образовательного   процесса   являются:   деятельность   учащихся, 17 адаптация базовых учебных единиц и тестов к способностям и потребностям учащихся, педагогическая деятельность учителя13. Результаты первого теста позволили сделать следующие выводы: резко возросла   тревожность   среди   учащихся,   упала   успеваемость,   появилась конфликтность,   выявились   остаточные   знания   по   предмету,   которые   были очень низкими. Диаграмма 1. (экспериментальный класс)  «Диаграмма уровня тревожности»14  (по С.М. Зелинскому и В.Е. Кагану, методика САН) «Диаграмма уровня тревожности» (по С.М. Зелинскому и В.Е. Кагану, методика САН) Диаграмма 2.  (контрольный класс)  13Пронькина   И.А.   Тестовая   проверка   как   эффективный   способ   диагностики формализованных   знаний   учащихся   по   истории.//Педагогический   мониторинг образовательного   процесса.   Материалы   российской   научно­практической   конференции (28­29 февраля 2000г.). Шадринск, 2000. Ч. 2. С. 77. 14  Средний   уровень  тревожности  в   исследуемых   группах   (по  методике  Зелинского  и Кагана). Учебное пособие. Н.Новгород. 2005. С. 56. Анализ проблем, обнаруживающихся после проверки теста по проверке учебных   достижений   побудил   сделать   рекомендации.   При   составлении контрольных   тестов   следует   обратить   внимание:   на   качественную   степень трудности заданий по уровням дифференциации, стимулирование учащихся на выбор  более  высокого  уровня заданий, на  формирование  базовых ЗУН, способствующих   дальнейшему   успешному   обучению   учащихся,   создание условий   для   формирования   реальной   самооценки,  произвольной   регуляции учебной   деятельности   у   учащихся.   Исходным   положением   здесь   являлась ориентация на государственный стандарт. Проверка   знаний,   умений   и   навыков   ­   обязательное   условие результативного учебного процесса. Одной из оперативных и современных в настоящее   время   форм   проверки   уровня   подготовки   учащихся   по обществознанию  является   тестирование,   которое   позволяет   объективно оценить   полученные   учащимися   знания   и   развитие   учебных   умений,   внося необходимые коррективы в учебный процесс. Контрольно­измерительные   материалы   по   теме   должны   носить комплексный характер и могут состоять из 21­25 заданий  фактического и теоретического   характера,   что   позволяет   выяснить,   как   ученики   усвоили конкретные   знания   и   умения,   насколько   самостоятельно   использовали эффективные приемы учебной работы. Задания, направленные на изучение у детей   уровней   развития   мыслительных   операций,   наблюдательности, внимания,   памяти   и   других   познавательных   процессов,   должны   быть составлены на учебном материале. Соотношение   различных   видов   на   знание  теоретического  материала могут быть представлены тестами. Тесты состоят из основной части, которая содержит утверждение или вопрос и несколько возможных вариантов ответов (из которых надо узнать правильный   ответ).   Этот   вид   теста   один   из   самых   надежных   способов проверки, так как вероятность угадывания в нем неверных ответов проверки значительно   ниже,   чем   в   других.   В   контрольной   работе   могут   быть использованы   и   комплексные   тесты.   Поскольку   они   создают   целостное   и логическое   представление   об  обществе  и  диагностируют  уровень  владения школьниками знаний и умений. На  знание  теоретического  материала  были использованы  и  задания  с «открытыми ответами», где произвольны формы, объем и содержание ответа.  Параметры   свободных   ответов   определены   в   соответствии   с Государственным образовательным стандартом, соответствует требованиям к проведению ЕГЭ. Все контрольно­измерительные задания разнообразны, что позволяет учителю самостоятельно разрабатывать оценочную систему. Можно оценивать по такой системе: ­ ­ ­ ­ 0­40%  ­  "2"; 41­60% ­  "3"; 61­85% ­  "4"; 86­100% ­ "5". Задания проверяются и заносятся в таблицу (Приложение №1, №2, №3). Результаты   контрольных   работ   показали   несоответствие   текущих   отметок полученным   за   контрольную   работу,   следовательно   был   сделан   вывод   о необходимости   повышения   требования   к   отметкам   поурочного   (текущего) контроля, прежде всего, для базового уровня. Необходимо продумать систему 20 упражнений для коррекции знаний учащихся по базовому уровню. А для этого необходимо повышать качество проведения урока, внедрять разноуровневое обучение15. Таким   образом,   многолетняя   работа   по   осуществлению   мониторинга предметных результатов позволяет заключить, что данная технология весьма успешна.   Однако   в   современных   условиях   мониторинг   образовательных результатов по обществознанию должен включать не только предметные, но и личностные, и метапредметные результаты. КТИВИЗАЦИЯ   УЧАЩИХСЯ УЧАЩИХСЯ   КАККАК   ОДИН ОДИН   ИЗИЗ   СПОСОБОВ СПОСОБОВ 3.   АКТИВИЗАЦИЯ 3.   А ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Одним  из  путей   реформирования   образования   является   поиск   новых способов   и   методов   обучения,   которые   позволили   бы   человеку самостоятельно   добывать   нужные   ему   знания.   Здесь   можно   обозначить проблемы: ­ как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении; ­  как   сохранить   и   укрепить   здоровье   ребенка   при   организации   его учебной деятельности; ­ каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде   всего   приобретение   каждым   учащимся   в   ходе   учебных   занятий социального опыта; ­ как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником; ­   создание   таких   психолого­педагогических   условий,   которые обеспечивали   бы   активное   стимулирование   у   учащихся   самоценной образовательной   деятельности   на   основе   самообразования,   саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. 15 В 2013 г. была опубликована статья Л.В. Алексеевой о мониторинге учебных достижений для учащихся базового уровня. Изучив данную статью, нами на ее основе разработаны методические рекомендации для учителей (см. приложение 2) 21 Одним   из   вариантов   реализации   обозначенных   проблем   может   стать методика   применения   активных   и   интерактивных   методов   обучения,   что будет способствовать адаптации классно­урочной системы к возможностям и потребностям каждого ученика. Интерактивными   методами   называют   методы   группового взаимодействия, в основе которых лежит процесс игрового взаимодействия, или   механизм   интеракции   (от   англ.   ­   взаимодействие,   воздействие),   под которой   понимается   непосредственная   межличностная   коммуникация   важнейшей   особенностью   которой   является («обмен   символами»), способность   человека   принимать   роль   другого,   представлять,   как   его воспринимает   партнер   по   общению   или   группа,   и   соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Интеракция   ­   процесс   обогащения   идеями,   развития   друг   друга   в результате взаимодействия. Под   интерактивными   методами   мы   понимаем   систему   правил организации взаимодействия преподавателя и учащихся в форме учебных игр, гарантирующее   педагогически   эффективное   познавательное   общение,   в результате   которого   создаются   условия   для   переживания   учащимися ситуации   успеха   в   учебной   деятельности   и   взаимообогащения   их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. К таким методам относят: разыгрывание ролей ­ ­   анализ   конкретных   ситуаций   (проблемных,   конфликтных, производственных) игровое проектирование деловые игры дидактические (деловые, учебные) игры круглый   стол   (учебные   семинары,   учебные   дискуссии,   учебные ­ ­ ­ ­ встречи) 22 ­ мозговую атаку. На   практике   применение   данных   методов   обучения   показали,   что ученик: ­ учиться   преодолевать   собственные   эмоциональные   барьеры, которые мешают принятию волевого решения; ­ развивает способность быстрого принятия решений; ­ удовлетворяет   свои   потребности   в   самореализации,   повышении статуса, в творчестве, общении, познании, во власти, любви, безопасности, так как интерактивное обучение поведению; ­ овладевает   саногенным   мышлением,   которое   уменьшает внутренний   конфликт,   напряженность,   позволяет   контролировать   эмоции, потребности и желания и, соответственно, предотвращает заболевания, т. е. обеспечивает психическое и физическое здоровье; ­ имеет   условия   для   формирования   коммуникативных   умений   и навыков,   успешности   как   степени   удовлетворения   одной   из   основных потребностей ребенка в притязании на признание. Также можно отметить, что такое преподавание предмета ориентирует учащихся   на   развитие   индивидуальности,   способности   быть   личностью посредством   активности,   направленности,   включенности   в   пространство межиндивидных   связей,   приобретения   социального   опыта;   ориентирует учителя на работу с каждым учеником в рамках одновременной работы со всем   классом;   ориентировано   на   интеграцию   индивидуальной   работы   с формами   коллективной   учебной   деятельности;   ориентировано   на   учет   и реализацию индивидуальных особенностей учителя. Здесь   меняется   роль   и   место   учителя   в   организации   урока.   Он   не передатчик   информации,   а   организатор   процесса   обучения   на   основе сотрудничества.   Учитель   действует   по­новому:   понимает   роль   и   значение самостоятельной работы учащихся как основной формы овладения знаниями. Постоянно   взаимодействуя   с   учащимися,   учитель   приобретает   иные 23 позитивные   представления   о   каждом   из   них,   что   влияет   на   его   стиль взаимоотношений. Так происходит переход к демократической и гуманной методике преподавания. ЗЗАКЛЮЧЕНИЕ АКЛЮЧЕНИЕ В   научно­методической   работе   «Мониторинг   школьного обществоведческого  образования  как   фактор   формирования   предметных, метапредметных   и   личных   результатов"  представлены   результаты   работы автора в период 2002­2016 гг. Выделены этапы разработки темы 1.   Теоретический   этап   (выявление   степени   изученности   темы   в отечественной науке); 2.   Этап   разработки   технологии   мониторинга   (проектирование диагностических материалов и форм их предъявления); 3. Эксперимент; 4. Использование технологии в повседневной педагогической практике; 5. Обобщение опыта работы по технологии 24 Основываясь   на   трудах   отечественных   ученых,   автором   была разработана   технология   мониторинга   учебных   достижений   школьников (предметных   результатов   по  обществознанию),   которая   показала   свою действенность.   Проведенная   работа   позволяет   заключить,   что   предметные формируются   на   основе результаты   изучения соответствующего учебного содержания и с использованием адекватных ему  обществознания  средств и приемов. Таким   образом,   многолетняя   работа   по   осуществлению   мониторинга предметных результатов позволяет заключить, что данная технология весьма успешна.   Однако   в   современных   условиях   мониторинг   образовательных результатов   по   истории   должен   включать   не   только   предметные,   но   и личностные, и метапредметные результаты. Перспективы развития темы видятся в том, чтобы с учетом требований ФГОС   ОО   разработать   способы   формирования   предметных   результатов, касающихся новых положений: знаний о разных видах источников, приемов работы с ними и итоговых «продуктов» исследователей: аргументы, версии, оценки, реконструкции, концепции).Формирование этой группы предметных результатов должно строиться на объяснении новых понятий и демонстрации сути новых приемов на примере, главным образом, работы с источниками, а также в результате выполнения познавательных заданий. Наиболее слабой стороной школьного обществоведческого образования представляется освоение учащимися старших классов научных текстов 1. Научные концепции и теории. 2. Философы и их труды (наиболее значимые). 3. Дискуссионные вопросы философии. 4. Методы работы с трудами философов. 5. Методы работы с научными текстами. Навыки критики источников. 6. Понятие о видовой классификации источников. 7. Группировка мнений. 25 8. Собственная позиция ученика. Надеемся,   что   представленная   технология   поможет   учителям   в разработке и реализации мониторинга предметных результатов учащихся по дисциплине «Обществознание» в современной школе. ЛЛИТЕРАТУРА ИТЕРАТУРА 1. Алексеева  Л.В.  Мониторинг  учебных  достижений  школьников   по истории   в   старшей   школе   (базовый   уровень):   этапы   разработки. Нижневартовск, 2013. 2.  Боголюбов Л.Н.  Методика преподавания обществознания в школе. М., 2002. 3. Буракова Г.Ю. Гуманитаризация процесса обучения. М., 1999. 4. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. М., 2003. 26 5.  Дихтяренко О.В. Организация мониторинга на уроке как средство повышения качества преподавания [Электронный ресурс] / О.В. Дихтяренко. – Режим доступа: http://school8.tomsk.ru 6.   Иванова   С.В.   Гуманизация   образования:   цели,   задачи   и   условия. Журнал «Ценности и смыслы». 2010. №2 (5). 7.   Орлова   А.А.,   Исаева   Е.И.   Педагогический   мониторинг: концептуальные основания и технология реализации. Тула, 1992. 8.  Полонский   В.М.  Словарь   понятий   и   терминов   по   образованию   и педагогике. М., 2000. 9.  Постников  П.Г.  Субъектность учителя как предмет мониторинга  // Стандарты и мониторинг в образовании. №6. 2005. 10.  Пронькина   И.А.   Тестовая   проверка   как   эффективный   способ диагностики формализованных знаний учащихся по истории.//Педагогический мониторинг   образовательного   процесса.   Материалы   российской   научно­ практической конференции (28­29 февраля 2000г.). Шадринск, 2000. Ч. 2. 11.   Средний   уровень  тревожности  в   исследуемых   группах   (по методике Зелинского и Кагана). Учебное пособие. Н.Новгород. 2005. 12. Шегаев И. С. Современная учебная литература по обществознанию: основные проблемы и пути их решения [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки­Веди, 2014. 13.  Федеральный закон РФ № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 11. 14.  Энциклопедический   словарь   по   психологии   и   педагогике   [Электронный http://psychology_pedagogy.academic.ru ресурс].   ­   Режим   доступа: 15.  Энциклопедический   словарь   по   психологии   и   педагогике доступа: ресурс]. Режим   [Электронный   ­     http://psychology_pedagogy.academic.ru/ 27 28 РИЛОЖЕНИЕ №1 №1 Таблица 1.Входная контрольная работа 2015­2016 учебный год ППРИЛОЖЕНИЕ   с с е ц о р п й ы н н е в т с е щ б О 32 30 34 38 35 28 45 36 43 18 29 я и н е л в я   е ы н ь л а и ц о С и и р о е т   е ы н ч у а Н 32 39 35 39 36 27 45 36 44 21 27 30 35 35 32 34 29 44 32 40 22 27 а т с к е т   о г о н ч у а н   з и л а н А 25 20 22 22 23 23 23 31 32 12 23 я и т я н о П ы н и м р е Т 30 32 38 42 40 28 45 42 41 20 26 34 30 36 38 38 31 48 43 45 22 25 Предметные результаты е и н а в о р и р у т к у р т С и и ц а м р о ф н и 36 34 32 30 31 33 35 34 21 23 23   и з я в с   е ы н н е в т с д е л с ­ о н н и ч и р П 31 32 32 35 35 32 31 35 33 31 26 н а л П 46 48 39 33 37 33 39 34 36 28 24 х ы н ь л а и ц о с   и к а н з и р П в о т к е ъ б о 33 31 32 29 31 32 36 35 35 32 31 в о т к е ъ б о   х ы н ь л а и ц о с   и и ц к н у Ф 34 32 31 26 31 32 34 35 36 32 32 № п/п Фамилия учащегося 1. Бажутин В. 2. Валовец О. 3. Ежукова А. 4. Ермаков К. 5. Зарипова Д. 6. Коваленко И. 7. Кузьминых В. 8. Ляшенко А. 9. Мадудина О. 10. Майборода И. 11. Малышев А. Итоговая оценка   и т с о н ь л е т я е д а к н е ц О     и т с о н ч и л й о к с е ч и р о т с и % Отме тка 40 40 34 35 36 36 28 24 41 31 30 31 33 33 33 33 30 37 34 37 24 42 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 12. Сиромаха А. 13. Шаймарданова А. 14. Шаповалов М. 15. Фесенко А. 16. Хижняк И. Итого 27 43 36 18 48 34 26 46 42 22 45 35 25 43 40 20 43 33 23 44 39 19 39 34 23 41 36 21 35 32 23 32 28 16 21 23 18 24 19 8 25 26 24 24 21 23 31 32 28 27 21 27 28 30 27 25 25 25 26 30 31 26 26 24 23 30 32 25 24 25 23 31 25 30 29 20 32 31 2 2 2 2 2 2 ППРИЛОЖЕНИЕ РИЛОЖЕНИЕ №2 №2 Таблица 2.Итоговая контрольная работа 2015­2016 учебный год № п/п Фамилия учащегося я и т я н о П ы н и м р е Т   с с е ц о р п й ы н н е в т с е щ б О я и н е л в я   е ы н ь л а и ц о С и и р о е т   е ы н ч у а Н 1. 2. 3. 4. 5. Бажутин В. Валовец О. Ежукова А. Ермаков К. Зарипова Д. 60 62 70 52 72 62 65 72 55 78 61 64 63 58 65 62 63 63 56 66 60 60 56 56 61 Предметные результаты е и н а в о р и р у т к у р т С и и ц а м р о ф н и 90 84 82 80 78 а т с к е т   о г о н ч у а н   з и л а н А 57 56 56 59 64   и з я в с   е ы н н е в т с д е л с ­ о н н и ч и р П 72 70 68 70 68 н а л П 62 60 72 52 79 х ы н ь л а и ц о с   и к а н з и р П в о т к е ъ б о 68 69 68 65 72 в о т к е ъ б о   х ы н ь л а и ц о с   и и ц к н у Ф 72 70 70 71 71 Итоговая оценка   и т с о н ь л е т я е д а к н е ц О     и т с о н ч и л й о к с е ч и р о т с и % 2 62 66 66 69 72 65 65 67 61 70 4 4 4 4 4 30 6. Коваленко И. 7. Кузьминых В. 8. Ляшенко А. 9. Мадудина О. 10. Майборода И. 11. Малышев А. 12. Сиромаха А. 13. Шаймарданова А. 14. Шаповалов М. 15. Фесенко А. 16. Хижняк И. Итого 56 82 58 61 42 40 51 62 56 36 73 58 58 87 59 64 43 40 55 67 58 37 75 60 56 78 61 66 38 45 54 63 57 39 72 58 56 73 62 65 36 46 58 63 54 42 69 58 55 72 60 62 38 44 53 61 54 41 70 56 53 74 52 56 31 42 42 59 56 43 66 54 60 96 68 78 42 53 62 78 60 56 80 71 56 76 62 65 45 60 58 68 62 56 80 64 58 76 59 66 52 65 58 64 64 56 78 64 65 90 65 70 38 56 61 64 56 54 78 63 3 68 4 78 3 60 4 62 3 55 3 62 3 62 4 72 3 70 3 62 4 84 66 4 РИЛОЖЕНИЕ №3 №3 ППРИЛОЖЕНИЕ Диаграмма 1. Сравнение результатов контрольных работ 63 78 62 67 54 68 62 66 68 62 80 67 58 80 60 65 42 51 56 65 59 49 75 61 31 32 ППРИЛОЖЕНИЕ РИЛОЖЕНИЕ №4 №4 Методические рекомендации Мониторинг учебных достижений школьников по обществознанию в старшей школе (базовый уровень): этапы разработки технологии (методические рекомендации) Приступая к разработке технологии, важно понимать, какой вид мониторинга будет осуществляться, каковы его цели. Применительно к учебной дисциплине обществознания, считаем, что наиболее целесообразны следующие виды мониторинга: 1. Мониторинг по составу обществоведческих знаний (теоретический материал). 2. Мониторинг формировани3я предметных компетенций. 3. Мониторинг ценностных ориентаций. 4. Мониторинг историографических и методологических знаний учащихся по обществознанию. В   практике   обучения   используются   различные   способы   контроля   и   диагностики   знаний   учащихся   по обществознанию. Эволюция представлений о мониторинге за последние 10 лет очевидна, однако зачастую, в школьной практике,   используются   весьма   упрощенные   схемы   и   подходы,   не   отражающие   объективной   картины   с   положением усвоения обществоведческих знаний школьниками. Учитывая   сложность   проектирования   мониторинга,   необходимо   начинать   разработку   мониторинга   (особенно начинающему учителю) с первого вида мониторинга – мониторинг по составу обществоведческих знаний (теоретический материал), рассчитанный на учащихся 10 класса, изучающих историю на базовом уровне. Этапы разработки технологии: 33 1. Изучение   понятия   «мониторинг   учебных   достижений»,   его   отражение   в   современной   педагогической   и методической литературе по обществознанию. 2. Выявление и анализ опыта по осуществлению мониторинга учебных достижений. 3. Изучение Федерального компонента государственного стандарта общего образования; выделение тем, подлежащих изучению, контролю и оценке; анализ требований к уровню подготовки выпускников. 4. Составление тематического плана по разделам «Человек и общество», "Познание", "Социальные отношения" для 10 кл. (70 ч). 5. Разработка контрольно­измерительных материалов для проверки теоретических знаний учащихся 6. Разработка диагностических таблиц. 7. Экспертиза средств мониторинга. 34 Объекты мониторинга теоретических знаний учащихся по истории Тема 1. Социальный институт Параметры Процессы Эссе Функции социального института Признаки социального института Типы социальных институтов Цель деятельности социального института Социализация Мобильность Институциализация (этапы)   «Человек   может обрести себя, прийти   к   знанию своей индивидуальности исключительно через   посредника   – социальную   жизнь» Э. Кассирер Понятия Социальный институт Социальная роль Социальный статус Социальные нормы ППРИЛОЖЕНИЕ РИЛОЖЕНИЕ №5 №5 Таблица 3. Научные точки зрения   Текст.  Е.И. полтавская. О понятии   «социальный институт».   Журнал «Социологические исследования».   2009. №3. С. 68­71. Основоположники научных теорий Н.А. Бердяев Е.И. Полтавская В.И. Добреньков А.И. Кравченко Ф.И. ученика Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Зарипова Диана Сиромаха Анастасия 5 4 4 3 3 4 4 3 5 4 5 4 Таблица 4. Итоговый тест 5 4 35 36

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

МОНИТОРИНГ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018