Мониторинг уровня сформированности УУД
2 класс учитель Мелентьева Л.Б.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Для получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения была составлена Программа формирования УУД у обучающихся на ступенях начального общего образования. Данная программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Данные диагностики фиксировались в «Карте формирования УУД», где также были прописаны рекомендации по работе с каждой группой детей.
Карта формирования личностных УУД во 2 классе
УУД: Самопознание и самоопределение. Нормативный показатель УУД: самооценка. Диагностика «Лесенка»
№ п/п |
Уровни сформированности |
|||
высокий |
средний |
низкий |
||
- чувство необходимости учения, - формируется собственная точка зрения, - предпочтение социального способа оценки своих знаний.
|
- положительное отношение к школе; Проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах. Частично зависит от ситуации успеха.
|
Посещение школы с целью общения со сверстниками. Нет стремления иметь собственную точку зрения. Полностью зависит от ситуации успеха. Тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей. |
||
1 |
(Ф.И. ребёнка) |
… |
… |
|
…
|
… |
… |
… |
|
|
15% |
70% |
15% |
|
|
Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.
|
Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. .
|
Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом |
Карта формирования личностных УУД во 2 классе
УУД: Смыслообразование. Нормативный показатель УУД: Мотивация. Диагностика «Оценка школьной мотивации»
№ п/п |
Уровни сформированности |
|||
высокий |
средний |
низкий |
||
- формируются познавательные мотивы и интересы - сформированы учебные мотивы.- желание учиться, желание выполнять согласно школьному распорядку |
- частично сформированы познавательные мотивы и интересы, - в стадии формирования учебные мотивы;
|
-к школе безразличен; - преобладает плохое настроение, - учебный материал усваивает фрагментарно, - к занятиям интерес не проявляет
|
||
1 |
… |
… |
… |
|
…
|
… |
… |
… |
|
|
15% |
75% |
10% |
|
|
Рекомендации: Включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов |
Рекомендации: - организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию
|
Рекомендации: -консультация специалистов; - организация успеха в рамках учебной программы. |
Карта формирования личностных УУД во 2 классе
УУД: Нравственно-этическая ориентация. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
№ п/п |
Уровни сформированности |
|||
высокий |
средний |
низкий |
||
- ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания, - может выделять морально-этическое содержание событий и действий, - формируется система нравственных ценностей |
- ребенок частично понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению навыками самообслуживания, - частично выделяет морально-этическое содержание событий и действий, -формируется система нравственных ценностей |
- недостаточно знает суть нравственных норм, - низкий уровень эмпатии, - отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное
|
||
1 |
… |
… |
… |
|
…
|
… |
… |
… |
|
|
20% |
65% |
15% |
|
|
Рекомендации: изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)
|
Рекомендации: -построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями, -закрепление нравственных норм в деятельностной форме. |
Рекомендации: - консультация специалистов, - стимулирование чувствительность к переживаниям других, - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) |
Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе
УУД: Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Нормативный показатель УУД: Формулировать и удерживать учебную задачу Диагностика: наблюдение
№ п/п |
Уровни сформированности |
|||
высокий |
средний |
низкий |
||
- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. -Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения. -Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи |
- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. -Охотно осуществляет решение познавательной задачи. -Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения
|
-Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. -Может принимать лишь простейшие цели.
|
||
1 |
… |
… |
… |
|
…
|
… |
… |
… |
|
|
20% |
35% |
45% |
|
|
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания
|
Рекомендации: - поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. Развитие понятийного мышления. |
Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. |
Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе
УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Нормативный показатель УУД: Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем
Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки)
№ п/п |
Уровни сформированности |
|||
высокий |
средний |
низкий |
||
-Осознает правило контроля. - Ошибки исправляет самостоятельно -контролирует процесс решения задачи другими учениками - Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
|
- Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы. - Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно. |
- Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий - Предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно.
|
||
1 |
… |
… |
… |
|
…
|
… |
… |
… |
|
|
20% |
55% |
25% |
|
|
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля- |
Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания |
Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание
|
Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе
УУД: Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы
Нормативный показатель УУД: Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Степень развития произвольного внимания.
№ п/п |
Уровни сформированности |
|||
высокий |
средний |
низкий |
||
- Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. - Может оценить действия других учеников.
|
-Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения. |
- Не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи. |
||
1 |
… |
… |
… |
|
… |
… |
… |
… |
|
|
20% |
55% |
25% |
|
|
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, предлагать роль эксперта |
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, создание ситуации успеха на уроках |
Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, инвидуальный подход |
Карта формирования познавательных УУД во 2 классе
УУД: Общеучебные универсальные действия.
Нормативный показатель УУД: Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях
Диагностика: Наблюдение, опрос. Выделять самостоятельность мышления
№ п/п |
Уровни сформированности |
|||
высокий |
средний |
низкий |
||
Выполняет самостоятельно
|
Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией.
|
Большинство умений не сформированы.
|
||
1 |
… |
… |
… |
|
…
|
… |
… |
… |
|
|
15% |
50% |
35% |
|
|
Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания
|
Рекомендации: Побуждение к действию, стимулирование Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов |
Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении |
Карта формирования познавательных УУД во 2 классе
УУД: Логические учебные действия
Нормативный показатель УУД: Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
Диагностика: Выделение существенных признаков
№ п/п |
Уровни сформированности |
|||
высокий |
средний |
низкий |
||
Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности
|
Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам. |
Не сформированы логические операции. |
||
1 |
… |
… |
… |
|
… |
… |
… |
… |
|
|
20% |
50% |
30% |
|
|
Рекомендации: Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах |
Рекомендации: Коррекционная работа по выявленным нарушениям |
Рекомендации: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям |
Карта формирования познавательных УУД во 2 классе
УУД: Постановка и решения проблем.
Нормативный показатель УУД: Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Диагностика: Самостоятельные и практические работы.
№ п/п |
Уровни сформированности |
|||
высокий |
средний |
низкий |
||
Хорошо ориентируется в изученном материале. Может самостоятельно найти нужный источник информации. Умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы. |
Не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках. |
Самостоятельно не может определять круг своего незнания. Не может делать самостоятельные выводы. |
||
1 |
… |
… |
… |
|
|
15% |
60% |
25% |
|
|
Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания, участие в олимпиадах |
Рекомендации: Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы. |
Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении |
Карта формирования коммуникативных УУД во 2 классе
УУД: Коммуникация как кооперация
Нормативный показатель УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Диагностика: Наблюдение. Методика «Рукавички»
№ п/п |
Уровни сформированности |
|||
высокий |
средний |
низкий |
||
- осознанное стремление к сотрудничеству. - доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи) |
- участвует выборочно в диалоге. - идет на контакт, когда уверен в своих знаниях. |
- не идет на контакт (агрессивен или пассивен) |
||
1 |
… |
… |
… |
|
… |
… |
… |
… |
|
25% |
50% |
25% |
||
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, положительное одобрение, поддержка активной позиции в диалоге.
|
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге. |
Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу.
|
Карта формирования коммуникативных УУД во 2 классе
УУД: Коммуникация как интериоризация
Нормативный показатель УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Диагностика: Наблюдение.
№ п/п |
Уровни сформированности |
|||
высокий |
средний |
низкий |
||
- обладает хорошим словарным запасом и активно им пользуется - усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) |
- читает, высказывает свои мысли по алгоритму. |
- читает, но не понимает прочитанного, и не может найти нужных слов при высказывание обратной связи. |
||
1 |
… |
… |
… |
|
… |
… |
… |
… |
|
20% |
55% |
25% |
||
|
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ), учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения, положительное одобрение со стороны взрослого. |
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь |
Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, важно положительное одобрение, совместные задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания |
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Личностные УУД исследовались по методикам Н.Г. Лускановой. «Лесенка» и «Анкета изучения школьной мотивации».
Анализ результатов сформированности личностных УУД показал, что у 15% второклассников высокий уровень школьной мотивации, 75% – средний, т.е. у большинства уч-ся сформировано положительное отношение к школе, формируются познавательные мотивы. Низкий уровень мотивации у 10%учащихся, это дети, имеющие заниженную самооценку. У данной категории детей отрицательное отношение к себе и к школе, нестабильное психоэмоциональное состояние.
С такими детьми необходимо проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по формированию положительной самооценки; проявлять интерес к деятельности ребёнка; создавать ситуацию успеха.
Для диагностики коммуникативных УУД использовалась методику «Рукавички» Г.А.Цукерман. Методика позволяет оценить, насколько в целом сформирована коммуникативная компетентность учащихся, а также составить надежный прогноз успешности их взаимодействия с окружающими. Она позволяет прогнозировать поведение ребенка в конфликте, изучить его нравственно-этические нормы, наличие доброжелательности, готовность к сотрудничеству и дружбе, к оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Методика дает информацию о сформированности ряда социальных установок, которые и обусловливают выбор ребенком целей и способов реагирования в различных ситуациях межличностного взаимодействия (отношение к физической агрессии, к вербальному унижению, к социальной изоляции некоторых членов коллектива).
Так у 25% учащихся на высоком уровне сформировано осознанное стремление к сотрудничеству. Эти дети доброжелательны, охотно идут на контакт, участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения, активно участвуют в распределении ролей в группе, обладают хорошим словарным запасом. 50% учащихся имеют средний уровень сформированности коммуникативных УУД. Эти дети участвуют в диалоге и идут на контакт, если уверены в своих знаниях, чаще всего такие дети высказывают свои мысли по алгоритму. Данной группе детей необходимо положительное одобрение, учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения. 25% учащихся имеют низкий уровень. Таким детям с трудом удаётся вступать в контакт с одноклассниками. Чаще всего эти ребята пассивно наблюдают за работой группы.
Для развития коммуникативных способностей нужно:
· создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;
· привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;
· использовать в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;
· проводить беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание, планирование , контроля, коррекции своей деятельности и оценки результатов работы.
Из таблиц видно, что только 20% учащихся определяют цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя, могут удерживать познавательную цель на протяжении выполнения задания, могут контролировать процесс решения учебной задачи. 35% уч-ся определяют цель, осуществляют планирование с помощью учителя. 45% уч-ся включаются в работу, но быстро отвлекаются. Большинство учащихся не могут долго удерживать познавательную цель; контроль носит случайный непроизвольный характер. Таким детям нужен пошаговый контроль со стороны учителя, постоянное обращение к алгоритму выполнения учебного действия.
Для развития регулятивных действий:
1. Необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
3. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
4. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:
-организация взаимной проверки заданий, -взаимные задания групп,
-учебный конфликт,
-обсуждение участниками способов своего действия
5.Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).
Познавательные УУД включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Усвоение общего приёма решения задач базируется на сформированности логических операций - умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, устанавливать аналогии.
Из таблиц видно, что только 15-20% учащихся хорошо ориентируются в изученном материале, владеют логическими операциями, умеют выделять существенные признаки, находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях, справочниках. 50-60% уч-ся не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках; владеют логическими операциями частично; действуют по образцу. Эти дети могут работать самостоятельно при направляющей помощи учителя. У 25-30% уч-ся низкий уровень познавательных УУД. Данные ученики не могут работать самостоятельно, им нужна постоянная поддержка и контроль со стороны учителя.
Для формирования познавательных УУД нужно развивать мыслительные операции;
давать учащимся задания, направленные на поиск информации в разных источниках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.