Мониторинг уровня сформированности УУД.
Оценка 5

Мониторинг уровня сформированности УУД.

Оценка 5
Документация
doc
классное руководство
2 кл
26.11.2018
Мониторинг уровня сформированности УУД.
В данной статье представлен опыт ведения мониторинга сформированности универсальных учебных действий. Выделены цели и задачи мониторинга. Указаны какими диагностическими материалами пользовался учитель. Представлены Карты формирования личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД с описанием уровней. Даны рекомендации работы с детьми разных уровней.
Мониторинг уровня сформированности УУД.doc

Мониторинг уровня сформированности УУД

2 класс                                                                                                                                          учитель Мелентьева Л.Б.

 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Для  получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения была составлена Программа формирования УУД у обучающихся на ступенях начального общего образования. Данная программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

 

 

Задачи мониторинга:

1.                             Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

2.                             Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

3.                             Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

4.                             Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

5.                             Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

6.                             Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

 

Данные диагностики фиксировались в «Карте формирования УУД», где также были прописаны рекомендации по работе с каждой группой детей.

 

Карта формирования личностных УУД во 2 классе

УУД: Самопознание и самоопределение.      Нормативный  показатель УУД: самооценка.                    Диагностика «Лесенка»

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- чувство необходимости учения,

- формируется собственная точка зрения,

-  предпочтение социального способа оценки своих знаний.

 

 

- положительное отношение к школе;

Проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах.

Частично зависит от ситуации успеха.

 

Посещение школы с целью общения со сверстниками.

Нет стремления иметь собственную точку зрения.

Полностью зависит от ситуации успеха.

Тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

1

(Ф.И. ребёнка)

 

 

15%

70%

15%

 

Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

 

Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

.

 

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат,  давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом

 

Карта формирования личностных УУД во 2 классе

УУД: Смыслообразование.        Нормативный  показатель УУД: Мотивация.              Диагностика «Оценка школьной мотивации»

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- формируются  познавательные мотивы и интересы

- сформированы учебные мотивы.- желание учиться,  желание выполнять согласно школьному распорядку

- частично сформированы познавательные мотивы и интересы,

- в стадии формирования учебные мотивы;

 

-к школе безразличен;

- преобладает плохое настроение,

- учебный материал усваивает фрагментарно,

- к занятиям интерес не проявляет

 

1

 

 

15%

75%

10%

 

Рекомендации:

Включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов

Рекомендации:

- организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию

 

 

Рекомендации:

-консультация специалистов;

- организация успеха в рамках учебной программы.

 

Карта формирования личностных УУД во 2 классе

УУД: Нравственно-этическая ориентация.                                                                              Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания,

-  может выделять морально-этическое содержание событий и действий,

 - формируется система нравственных ценностей

- ребенок частично понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению навыками самообслуживания, 

- частично выделяет морально-этическое содержание событий и действий,

-формируется система нравственных ценностей

-  недостаточно знает суть нравственных норм,

- низкий уровень эмпатии,

- отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное

 

1

 

 

20%

65%

15%

 

Рекомендации: изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)

 

Рекомендации:

-построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями,

-закрепление нравственных норм в деятельностной форме.

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- стимулирование чувствительность к переживаниям других,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)

 

 

 

 

 

Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе

УУД: Целеполагание - постановка  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

 Нормативный  показатель УУД: Формулировать  и удерживать учебную задачу                                   Диагностика: наблюдение

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 

-Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения.

-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи

- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Охотно осуществляет решение познавательной задачи.

-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения

 

 -Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

-Может принимать лишь простейшие цели.

 

1

 

 

20%

35%

45%

 

Рекомендации:

поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания

 

Рекомендации:

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.  

Развитие понятийного мышления.

Рекомендации:

консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия.

 

 

Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе

УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

 Нормативный  показатель УУД:  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем                              

Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки)

 

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

-Осознает  правило контроля.

- Ошибки исправляет самостоятельно

-контролирует процесс решения задачи другими учениками

- Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

 

- Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.

- Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

- Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

- Предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно.

 

1

 

 

20%

55%

25%

 

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля-

Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание

 

 

 

Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе

УУД: Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Нормативный  показатель УУД: Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Степень развития произвольного внимания.

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

- Может оценить действия других учеников.

 

-Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.

- Не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

1

 

20%

55%

25%

 

 

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, предлагать роль эксперта

 

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, создание ситуации успеха на уроках

 

Рекомендации:

консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, инвидуальный подход

 

Карта формирования познавательных УУД во 2 классе

 

УУД: Общеучебные универсальные действия.

 Нормативный  показатель УУД:  Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план.

Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях

                       

Диагностика: Наблюдение, опрос. Выделять самостоятельность мышления

 

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

Выполняет самостоятельно

 

Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией.

 

Большинство умений не сформированы.

 

1

 

 

15%

50%

35%

 

 

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

 

 

Рекомендации:

Побуждение к действию, стимулирование Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

 

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

 

 

 

 

Карта формирования познавательных УУД во 2 классе

 

УУД: Логические учебные действия

 Нормативный  показатель УУД:  Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Диагностика: Выделение существенных признаков

 

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности

 

Владеет логическими операциями частично, группирует по  несущественным признакам.

Не сформированы логические операции.

1

 

20%

50%

30%

 

 

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах

 

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

 

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

 

Карта формирования познавательных УУД во 2 классе

 

УУД: Постановка и решения проблем.

 Нормативный  показатель УУД:  Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

 Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

                       

Диагностика: Самостоятельные и практические работы.

 

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

Хорошо  ориентируется в изученном материале. Может   самостоятельно найти нужный источник информации. Умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы.

Не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках.

Самостоятельно не может определять круг своего незнания. Не может делать самостоятельные выводы.

1

 

15%

60%

25%

 

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания, участие в олимпиадах

Рекомендации:

Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

 

Карта формирования коммуникативных УУД во 2 классе

 

УУД: Коммуникация как кооперация

 Нормативный  показатель УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

                       

Диагностика: Наблюдение. Методика «Рукавички»

 

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- осознанное стремление к сотрудничеству.

- доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи)

- участвует  выборочно в диалоге.

-  идет на контакт, когда уверен в своих знаниях.

- не идет на контакт (агрессивен или пассивен)

1

25%

50%

25%

 

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, положительное одобрение, поддержка активной позиции в диалоге.

 

 

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге.

 

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу.

 

 

 

 

Карта формирования коммуникативных УУД во 2 классе

 

УУД: Коммуникация как интериоризация

 Нормативный  показатель УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных  ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Диагностика: Наблюдение.

 

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- обладает хорошим словарным запасом и активно  им пользуется

- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)

- читает, высказывает свои мысли по алгоритму.

- читает, но не понимает прочитанного, и не может найти нужных слов при высказывание обратной связи.

1

20%

55%

25%

 

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ), учиться по алгоритму составлять  небольшие сообщения, положительное одобрение со стороны взрослого.

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, учиться по алгоритму составлять  небольшие сообщения, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, важно положительное одобрение, совместные задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания

 

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Личностные УУД исследовались по методикам Н.Г. Лускановой. «Лесенка» и «Анкета изучения школьной мотивации».

Анализ результатов сформированности личностных УУД показал, что у 15% второклассников высокий уровень школьной мотивации, 75% – средний, т.е. у большинства уч-ся сформировано положительное отношение  к школе, формируются познавательные мотивы.  Низкий уровень мотивации у 10%учащихся, это дети, имеющие заниженную самооценку. У данной категории детей отрицательное отношение к себе и к школе,  нестабильное психоэмоциональное состояние.

 С такими детьми необходимо проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по формированию положительной самооценки; проявлять интерес к деятельности ребёнка; создавать ситуацию успеха.

 

Для диагностики коммуникативных УУД использовалась методику «Рукавички» Г.А.Цукерман. Методика позволяет оценить, насколько в целом сформирована коммуникативная компетентность учащихся, а также составить надежный прогноз успешности их взаимодействия с окружающими. Она позволяет прогнозировать поведение ребенка в конфликте, изучить его нравственно-этические нормы, наличие доброжелательности, готовность к сотрудничеству и дружбе, к оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Методика дает информацию о сформированности ряда социальных установок, которые и обусловливают выбор ребенком целей и способов реагирования в различных ситуациях межличностного взаимодействия (отношение к физической агрессии, к вербальному унижению, к социальной изоляции некоторых членов коллектива). 

Так у 25% учащихся на высоком уровне сформировано осознанное стремление к сотрудничеству. Эти дети доброжелательны, охотно идут на контакт, участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения, активно участвуют в распределении ролей в группе, обладают хорошим словарным запасом.  50% учащихся имеют средний уровень сформированности коммуникативных УУД. Эти дети участвуют в диалоге и идут на контакт, если уверены в своих знаниях, чаще всего такие дети высказывают свои мысли по алгоритму. Данной группе детей необходимо положительное одобрение, учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения. 25% учащихся имеют низкий уровень. Таким детям с трудом удаётся вступать в контакт с одноклассниками. Чаще всего эти ребята пассивно наблюдают за работой группы.

Для развития коммуникативных способностей нужно:

 

·  создать в классе  атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;

·  привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;

·  использовать в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;

·  проводить  беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».

 

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание, планирование , контроля, коррекции своей деятельности и оценки результатов работы.

Из таблиц видно, что только 20% учащихся определяют цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя, могут удерживать познавательную цель на протяжении  выполнения задания, могут контролировать процесс решения учебной задачи.  35% уч-ся определяют цель, осуществляют планирование  с помощью учителя. 45% уч-ся включаются в работу, но быстро отвлекаются. Большинство учащихся  не могут долго удерживать познавательную цель; контроль носит случайный непроизвольный характер. Таким детям нужен пошаговый контроль со стороны учителя, постоянное обращение к алгоритму выполнения учебного действия.

Для развития регулятивных действий:

 1. Необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

3. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

 4. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

 -организация взаимной проверки заданий, -взаимные задания групп,

-учебный конфликт,

-обсуждение участниками способов своего действия

5.Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).

 

Познавательные УУД включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Усвоение общего приёма решения задач базируется на сформированности логических операций - умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, устанавливать аналогии.

Из таблиц видно, что только 15-20% учащихся хорошо ориентируются в изученном материале, владеют логическими операциями, умеют выделять существенные признаки, находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях, справочниках. 50-60% уч-ся не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках; владеют логическими операциями частично; действуют по образцу. Эти дети могут работать самостоятельно при направляющей помощи учителя. У 25-30% уч-ся низкий уровень познавательных УУД. Данные ученики не могут работать самостоятельно, им нужна постоянная поддержка и контроль со стороны учителя.


Для формирования познавательных УУД нужно развивать мыслительные операции; давать учащимся задания, направленные на поиск информации в разных источниках.


Мониторинг уровня сформированности

Мониторинг уровня сформированности

Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности

Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности

Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии

Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии

Карта формирования личностных

Карта формирования личностных

Карта формирования регулятивных

Карта формирования регулятивных

Карта формирования регулятивных

Карта формирования регулятивных

Карта формирования регулятивных

Карта формирования регулятивных

Карта формирования познавательных

Карта формирования познавательных

Карта формирования познавательных

Карта формирования познавательных

Диагностика: Самостоятельные и практические работы

Диагностика: Самостоятельные и практические работы

Уровни сформированности высокий средний низкий - осознанное стремление к сотрудничеству

Уровни сформированности высокий средний низкий - осознанное стремление к сотрудничеству

Карта формирования коммуникативных

Карта формирования коммуникативных

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями

Данной группе детей необходимо положительное одобрение, учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения

Данной группе детей необходимо положительное одобрение, учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения

С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и…

С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2018