Мониторинг уровня сформированности УУД.

  • Документация
  • doc
  • 26.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье представлен опыт ведения мониторинга сформированности универсальных учебных действий. Выделены цели и задачи мониторинга. Указаны какими диагностическими материалами пользовался учитель. Представлены Карты формирования личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД с описанием уровней. Даны рекомендации работы с детьми разных уровней.
Иконка файла материала Мониторинг уровня сформированности УУД.doc

Мониторинг уровня сформированности УУД

2 класс                                                                                                                                          учитель Мелентьева Л.Б.

 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Для  получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения была составлена Программа формирования УУД у обучающихся на ступенях начального общего образования. Данная программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

 

 

Задачи мониторинга:

1.                             Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

2.                             Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

3.                             Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

4.                             Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

5.                             Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

6.                             Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

 

Данные диагностики фиксировались в «Карте формирования УУД», где также были прописаны рекомендации по работе с каждой группой детей.

 

Карта формирования личностных УУД во 2 классе

УУД: Самопознание и самоопределение.      Нормативный  показатель УУД: самооценка.                    Диагностика «Лесенка»

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- чувство необходимости учения,

- формируется собственная точка зрения,

-  предпочтение социального способа оценки своих знаний.

 

 

- положительное отношение к школе;

Проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах.

Частично зависит от ситуации успеха.

 

Посещение школы с целью общения со сверстниками.

Нет стремления иметь собственную точку зрения.

Полностью зависит от ситуации успеха.

Тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

1

(Ф.И. ребёнка)

 

 

15%

70%

15%

 

Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

 

Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

.

 

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат,  давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом

 

Карта формирования личностных УУД во 2 классе

УУД: Смыслообразование.        Нормативный  показатель УУД: Мотивация.              Диагностика «Оценка школьной мотивации»

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- формируются  познавательные мотивы и интересы

- сформированы учебные мотивы.- желание учиться,  желание выполнять согласно школьному распорядку

- частично сформированы познавательные мотивы и интересы,

- в стадии формирования учебные мотивы;

 

-к школе безразличен;

- преобладает плохое настроение,

- учебный материал усваивает фрагментарно,

- к занятиям интерес не проявляет

 

1

 

 

15%

75%

10%

 

Рекомендации:

Включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов

Рекомендации:

- организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию

 

 

Рекомендации:

-консультация специалистов;

- организация успеха в рамках учебной программы.

 

Карта формирования личностных УУД во 2 классе

УУД: Нравственно-этическая ориентация.                                                                              Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания,

-  может выделять морально-этическое содержание событий и действий,

 - формируется система нравственных ценностей

- ребенок частично понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению навыками самообслуживания, 

- частично выделяет морально-этическое содержание событий и действий,

-формируется система нравственных ценностей

-  недостаточно знает суть нравственных норм,

- низкий уровень эмпатии,

- отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное

 

1

 

 

20%

65%

15%

 

Рекомендации: изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)

 

Рекомендации:

-построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями,

-закрепление нравственных норм в деятельностной форме.

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- стимулирование чувствительность к переживаниям других,

- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)

 

 

 

 

 

Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе

УУД: Целеполагание - постановка  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

 Нормативный  показатель УУД: Формулировать  и удерживать учебную задачу                                   Диагностика: наблюдение

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 

-Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения.

-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи

- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Охотно осуществляет решение познавательной задачи.

-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения

 

 -Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

-Может принимать лишь простейшие цели.

 

1

 

 

20%

35%

45%

 

Рекомендации:

поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания

 

Рекомендации:

- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.  

Развитие понятийного мышления.

Рекомендации:

консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия.

 

 

Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе

УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

 Нормативный  показатель УУД:  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем                              

Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки)

 

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

-Осознает  правило контроля.

- Ошибки исправляет самостоятельно

-контролирует процесс решения задачи другими учениками

- Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

 

- Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.

- Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.

- Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

- Предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно.

 

1

 

 

20%

55%

25%

 

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля-

Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание

 

 

 

Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе

УУД: Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Нормативный  показатель УУД: Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Степень развития произвольного внимания.

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

- Может оценить действия других учеников.

 

-Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.

- Не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

1

 

20%

55%

25%

 

 

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, предлагать роль эксперта

 

Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, создание ситуации успеха на уроках

 

Рекомендации:

консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, инвидуальный подход

 

Карта формирования познавательных УУД во 2 классе

 

УУД: Общеучебные универсальные действия.

 Нормативный  показатель УУД:  Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план.

Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях

                       

Диагностика: Наблюдение, опрос. Выделять самостоятельность мышления

 

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

Выполняет самостоятельно

 

Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией.

 

Большинство умений не сформированы.

 

1

 

 

15%

50%

35%

 

 

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

 

 

Рекомендации:

Побуждение к действию, стимулирование Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

 

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

 

 

 

 

Карта формирования познавательных УУД во 2 классе

 

УУД: Логические учебные действия

 Нормативный  показатель УУД:  Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Диагностика: Выделение существенных признаков

 

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности

 

Владеет логическими операциями частично, группирует по  несущественным признакам.

Не сформированы логические операции.

1

 

20%

50%

30%

 

 

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах

 

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

 

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

 

Карта формирования познавательных УУД во 2 классе

 

УУД: Постановка и решения проблем.

 Нормативный  показатель УУД:  Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

 Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

                       

Диагностика: Самостоятельные и практические работы.

 

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

Хорошо  ориентируется в изученном материале. Может   самостоятельно найти нужный источник информации. Умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы.

Не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках.

Самостоятельно не может определять круг своего незнания. Не может делать самостоятельные выводы.

1

 

15%

60%

25%

 

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания, участие в олимпиадах

Рекомендации:

Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

 

Карта формирования коммуникативных УУД во 2 классе

 

УУД: Коммуникация как кооперация

 Нормативный  показатель УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

                       

Диагностика: Наблюдение. Методика «Рукавички»

 

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- осознанное стремление к сотрудничеству.

- доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи)

- участвует  выборочно в диалоге.

-  идет на контакт, когда уверен в своих знаниях.

- не идет на контакт (агрессивен или пассивен)

1

25%

50%

25%

 

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, положительное одобрение, поддержка активной позиции в диалоге.

 

 

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге.

 

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу.

 

 

 

 

Карта формирования коммуникативных УУД во 2 классе

 

УУД: Коммуникация как интериоризация

 Нормативный  показатель УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных  ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Диагностика: Наблюдение.

 

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- обладает хорошим словарным запасом и активно  им пользуется

- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)

- читает, высказывает свои мысли по алгоритму.

- читает, но не понимает прочитанного, и не может найти нужных слов при высказывание обратной связи.

1

20%

55%

25%

 

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ), учиться по алгоритму составлять  небольшие сообщения, положительное одобрение со стороны взрослого.

Рекомендации:  поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, учиться по алгоритму составлять  небольшие сообщения, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь

Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, важно положительное одобрение, совместные задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания

 

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Личностные УУД исследовались по методикам Н.Г. Лускановой. «Лесенка» и «Анкета изучения школьной мотивации».

Анализ результатов сформированности личностных УУД показал, что у 15% второклассников высокий уровень школьной мотивации, 75% – средний, т.е. у большинства уч-ся сформировано положительное отношение  к школе, формируются познавательные мотивы.  Низкий уровень мотивации у 10%учащихся, это дети, имеющие заниженную самооценку. У данной категории детей отрицательное отношение к себе и к школе,  нестабильное психоэмоциональное состояние.

 С такими детьми необходимо проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по формированию положительной самооценки; проявлять интерес к деятельности ребёнка; создавать ситуацию успеха.

 

Для диагностики коммуникативных УУД использовалась методику «Рукавички» Г.А.Цукерман. Методика позволяет оценить, насколько в целом сформирована коммуникативная компетентность учащихся, а также составить надежный прогноз успешности их взаимодействия с окружающими. Она позволяет прогнозировать поведение ребенка в конфликте, изучить его нравственно-этические нормы, наличие доброжелательности, готовность к сотрудничеству и дружбе, к оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Методика дает информацию о сформированности ряда социальных установок, которые и обусловливают выбор ребенком целей и способов реагирования в различных ситуациях межличностного взаимодействия (отношение к физической агрессии, к вербальному унижению, к социальной изоляции некоторых членов коллектива). 

Так у 25% учащихся на высоком уровне сформировано осознанное стремление к сотрудничеству. Эти дети доброжелательны, охотно идут на контакт, участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения, активно участвуют в распределении ролей в группе, обладают хорошим словарным запасом.  50% учащихся имеют средний уровень сформированности коммуникативных УУД. Эти дети участвуют в диалоге и идут на контакт, если уверены в своих знаниях, чаще всего такие дети высказывают свои мысли по алгоритму. Данной группе детей необходимо положительное одобрение, учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения. 25% учащихся имеют низкий уровень. Таким детям с трудом удаётся вступать в контакт с одноклассниками. Чаще всего эти ребята пассивно наблюдают за работой группы.

Для развития коммуникативных способностей нужно:

 

·  создать в классе  атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;

·  привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;

·  использовать в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;

·  проводить  беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».

 

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание, планирование , контроля, коррекции своей деятельности и оценки результатов работы.

Из таблиц видно, что только 20% учащихся определяют цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя, могут удерживать познавательную цель на протяжении  выполнения задания, могут контролировать процесс решения учебной задачи.  35% уч-ся определяют цель, осуществляют планирование  с помощью учителя. 45% уч-ся включаются в работу, но быстро отвлекаются. Большинство учащихся  не могут долго удерживать познавательную цель; контроль носит случайный непроизвольный характер. Таким детям нужен пошаговый контроль со стороны учителя, постоянное обращение к алгоритму выполнения учебного действия.

Для развития регулятивных действий:

 1. Необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

3. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

 4. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

 -организация взаимной проверки заданий, -взаимные задания групп,

-учебный конфликт,

-обсуждение участниками способов своего действия

5.Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).

 

Познавательные УУД включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Усвоение общего приёма решения задач базируется на сформированности логических операций - умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, устанавливать аналогии.

Из таблиц видно, что только 15-20% учащихся хорошо ориентируются в изученном материале, владеют логическими операциями, умеют выделять существенные признаки, находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях, справочниках. 50-60% уч-ся не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках; владеют логическими операциями частично; действуют по образцу. Эти дети могут работать самостоятельно при направляющей помощи учителя. У 25-30% уч-ся низкий уровень познавательных УУД. Данные ученики не могут работать самостоятельно, им нужна постоянная поддержка и контроль со стороны учителя.


Для формирования познавательных УУД нужно развивать мыслительные операции; давать учащимся задания, направленные на поиск информации в разных источниках.