Проза М.Цветаевой менее известна широкому кругу читателей, но и она не менее необычна и своеобразна.Ее проза удивительна по своей лаконичности, яркой изобразительности, по отточенности каждой фразы. У нее фраза – формула! ( о жизни в «красной столице», где ее духовное одиночество становится невыносимым: - «Все истрепала, изорвала, - только осталось, что два крыла…»)
Монолог длиною в жизнь.ppt
Монолог длиной в жизнь
«Монолог длиною в жизнь…»
(Особенности прозы Марины Цветаевой)
Литературно – музыкальная композиция, посвященная
творчеству М.Цветаевой (1892 – 1941)
Монолог длиной в жизнь
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз,
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Этими строками знаменитая русская поэтесса 20 века
Марина Ивановна Цветаева обращается к читателям, которые
смогут понять ее мысли, ее душу, ее поэзию.
Она сама сказала о своей судьбе точно и открыто: «Я
слишком сама любила смеяться, когда нельзя». И лучше
сказать о ее скорбной и великой судьбе нельзя.
Монолог длиной в жизнь
У Марины Цветаевой свое иное
понимание жизни, и она
пыталась выразить его через
стихотворения, прозу,
драматургию.
Знать: Дух – мой сподвижник и Дух – мой
вожатый,
Входить без докладу, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато,
Как Бог повелел и друзья не велят.
Монолог длиной в жизнь
Проза М.Цветаевой менее
известна широкому кругу
читателей, но и она не менее
необычна и своеобразна.
Ее проза удивительна по своей
лаконичности, яркой
изобразительности, по
отточенности каждой фразы. У
нее фраза – формула!
( о жизни в «красной столице», где ее
духовное одиночество становится
невыносимым:
«Все истрепала, изорвала,
только осталось, что два
крыла…»)
Монолог длиной в жизнь
(Отрывок из анкеты)
«…Марина Ивановна Цветаева.
Родилась 26 сентября 1892 года в Москве.
Дворянка.
Отец – сын священника,
европейский филолог, доктор
Болонского университета, Отец –
сын священника, профессор
истории искусств сначала в
Киевском, затем в Московском
университетах, директор
Румянцевского музея, основатель,
вдохновитель и единоличный
собиратель первого в России музея
изящных (Москва, Знаменка). Герой
труда. Умер в Москве в 1913 году,
вскоре после открытия Музея.
Личное состояние оставил на школу
в Талицах (Владимирской
губернии), Библиотеку, огромную,
трудо – и трудноприобретенную, не
изъяв ни одного тома, отдал в
Румянцевский музей.
Монолог длиной в жизнь
Мать – польской княжеской
крови, ученица Рубинштейна,
редкостно одаренная в музыке.
Умерла рано. Стихи от нее.
Библиотеку (свою и дедовскую)
тоже отдала в музей. Так от
нас, Цветаевых, Москве три
библиотеки. Отдала бы и я
свою, если бы за годы
Революции не пришлось
продать…
Монолог длиной в жизнь
Оживляя, воскрешая характеры и
судьбы родителей, Цветаева дает свою
предрешенную судьбу – судьбу поэта.
Ее мать, суровая до аскетизма, постоянно
«вливала» в души своих дочерей лирику; отец,
отрешенный от злобы дня профессор,
подвижник науки и культуры, словно завещал
своей дочери быть героем труда.
Помимо родителей,
большое влияние на нее оказал
А.С.Пушкин. Она была восхищена
поэтом. Ей хотелось тоже уметь
переносить свои чувства и мысли
на бумагу.
Монолог длиной в жизнь
(отрывок из эссе «Мой Пушкин»)
«…С младенчества посейчас,
весь «Евгений Онегин» для
меня сводится к трем вещам:
той свечи – той скамьи – того
паркета.
Иные из моих современников
усмотрели в «Евгении
Онегине» блистательную
шутку. Почти сатиру. Может
быть они правы. И может
быть, не прочти я его до семи
лет… , но прочла я его в том
возрасте, когда ни шуток, ни
сатиры нет: есть темные сады
(как у нас в Тарусе), есть
развороченная постель со
свечой (как у нас в детской),
есть блистательные паркеты
(как у нас в зале) и есть
любовь (как у меня в грудной
ямке).
Монолог длиной в жизнь
Не только родители и Пушкин оказали влияние на Марину
Цветаеву. Поэтесса была воспитана в традициях конца 19 века.
Училась в швейцарских пансионах, знала французский и немецкий
языки наравне с родным.
Одним из важнейших событий в
судьбе поэтессы явилась
революция…
Она, как эхо, отразилась на
произведениях поэтессы.
В черном небе – слова
начертаны,
И ослепли глаза прекрасные…
И не страшно нам ложе смертное,
И не сладко нам ложе страстное.
В поте пишущий, в поте –
пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями
пляшущий,
Дуновение – вдохновение!
14 мая 1918 г.
Монолог длиной в жизнь
Кто создан из камня, кто создан из
глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина.
Я – бренная пена морская.
Огромное значение для поэтессы имела душа. Цветаева
считала себя душой, Психеей, потому что душа занимала
огромное место, была главной, диктующей; сначала – душа,
потом – все остальное. Именно душа Цветаевой была истоком
всех произведений.
И все эти истоки, влившись, как маленькие ручейки в одну
большую, необъятную реку, образовали поэта Марину
Цветаеву.
Монолог длиной в жизнь
ИСТОКИ ПРОЗЫ
Мать
Рождение
поэзии
р
е
с
к
и
с
к
у
с
с
т
в
у
Отец
Интерес к
искусству
Особенность,
индивидуальность
прозы
Душа, сердце,
внутренний мир
А.С.Пушки
н
«Заразил любовью»,
пробудил стремление
к поэзии, к выражению
чувств пером
Революция и
эмиграция
Рождение
прозы
Монолог длиной в жизнь
ТЕМАТИКА И ЖАНРОВОЕ
РАЗНООБРАЗИЕ ПРОЗЫ
Заметки о загранице
1926 1933
Критические этюды
Хлебная
проза
1933 1936
Поэтические
откровения
Очерки о детстве
Очерки об отце и его Музее
изящных искусств
Очерки о матери
1933 1936
Художник о
художниках
Очерки – портреты деятелей
искусства и литературы
1933 1937
Литературоведческие
исследования
Очерки
Рецензии
Литературоведческие
статьи
Монолог длиной в жизнь
ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ
МЫСЛИ ЧУВСТВА ОБРАЗЫ
Энергия духаречи
стиха;
Бешеный темперамент,
стремительность;
Страсть
поддерживается
аналитическим умом;
Связь одной судьбы с
судьбой эпохи;
Нет классификации,
есть чувства
Искренность выражения;
Читательсвидетель;
творческого процесса;
В прозе остается поэтом;
Одновременно в тех
временах – прошлом
настоящембудущем;
Творец –выше творения;
Абсолютно личностное
воспитание;
Дневник;
Параллель с собой;
Обращение к молодежи;
Везде свои выводы,
свой повелительный
синтаксис, свои паузы;
К общечеловеческой
сути через познание
творчества
Акустика: слово звучит тихо, а
слышно всем и везде;
Сближение разных видов и жанров:
повесть – дневник –письмо – очерк –
исследование все в едином тексте;
Естественность, раскованность речи
– приближена к разговорной,
пишет, словно говорит;
Постижение образа через предмет,
символ;
От смутных контуров – через
интуицию – к сознательному
представлению;
Показ. постижение через цвет,
оттенки;
Магия числа (нумерация
ощущений);
Необычность ассоциаций;
Мир в движении, столкновении;
Монолог длиной в жизнь
И все – таки М.И.Цветаева прежде всего поэт и все эти годы она
продолжала писать стихи. Одно из последних ее стихотворений.
...Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!
С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь
Бог не пошлет на мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари – и ответной улыбки прорез…
Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.
Монолог длиной в жизнь
31 августа 1941 года
Марина
Ивановна Цветаева трагически ушла из
жизни.
Могила ее затерялась…
Долго пришлось ожидать и исполнения ее юношеского
пророчества, что ее стихам «как драгоценным винам,
настанет свой черед…»
Лишь в сравнительно недавнее время поэзия и сама
драматическая судьба Марины Цветаевой стали предметом
всевозрастающего читательского интереса.
Монолог длиной в жизнь
Красною кистью рябина зажглась,
Падали листья. Я родилась
Спорили сотни колоколов.
День был субботний: Иоанн Богослов.
Мне и доныне хочется грысть
Жаркой рябины горькую кисть.
Пылающая и горькая, на излете осени, в
предверии зимы, она стала символом судьбы,
тоже переходной и горькой, пылающей
творчеством и постоянно грозившей зимой
забвения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.