Изобразительное искусство.
Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4-й класс. – М.: Баласс, 2011.
Урок 4.
Тема. Монументальная скульптура.
Цели уроков по линиям развития:
1ЛР: Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры. Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике. Рассказывать о памятниках, расположенных в своём районе.
2ЛР: Выполнить эскиз памятника героям ВОВ.
3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения монументальной скульптуры, выражать своё отношение к ним на примере памятников ВОВ.
Обязательный минимум содержания: монументальная скульптура, памятник (Н), известные скульпторы (П).
(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: А. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину в Москве; Л. Кербель, В. Фёдоров. Памятник В.И. Ленину. Москва; памятник погибшим в селе Натальино; Н. Любимов, А. Постол, В. Фёдоров. Фрагмент мемориального комплекса под Москвой; А. Усаченко. Скорбящая псковитянка.
Этапы урока |
Содержание |
Формирование УУД |
|
действия учителя |
действия учеников |
||
I. Создание проблемной ситуации.
|
Учитель записывает тему урока «Монументальная скульптура», рассказывает одну историю и просит ответить на вопросы: – «В одном городе решили увековечить память одного героя и пригласили трёх самых лучших скульпторов. Мастера сразу стали готовиться к работе. Первый скульптор делал наброски фигуры и портрета героя, второй скульптор расспрашивал о его жизни, а третий выбирал место для памятника, осматривал окрестности.
– Как же вы увековечите память героя, – спросил своих друзей первый скульптор, – если ни разу не сделали ни одного наброска внешности этого человека? – А я как раз думаю, – сказал второй скульптор, – что труднее будет увековечить память героя тем, кто не знает, как прожил свою жизнь этот человек. – Вот интересно, а как же увековечивать память героя, – возразил третий скульптор, – если не учесть то место, где будет стоять памятник?» – Подумайте, о чём спорили мастера?
|
Ученики отвечают.
|
Цвет фраз, обозначающих учебные действия, соответствует следующим группам результатов: познавательные действия; регулятивные действия; коммуникативные действия; личностные результаты. Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
|
II. Формулирование проблемы. |
–На какой вопрос нужно ответить, чтобы разрешить их спор? |
– Как увековечить память героя? Возможен другой вариант проблемного вопроса. |
Совместно с учителем определять цель действий. |
III. Актуализация знаний. |
Учитель предлагает ребятам ответить на вопросы: – Что значит монументальное искусство? – Монументальная живопись? – Монументальная скульптура? Можно продемонстрировать изображения с подписями и попросить ребят определить принадлежность к монументальному искусству.
|
Ученики отвечают на вопросы, выполняют задания.
|
Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде.
|
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Работа с текстом.
Работа с произведениями мастеров. |
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 14, рассмотреть памятник А.С. Пушкину и ответить на вопросы. – Охарактеризуйте памятник А.С. Пушкина (позу фигуры, форму постамента, цветовую гамму, окружение)?
– Прочитайте первые два абзаца на с. 14 и выпишите в тетрадь или альбом те задачи, которые стоят перед автором памятника.
– Ещё раз взгляните на памятник А.С. Пушкину и определите, справился ли скульптор с поставленными задачами? Свой ответ поясните.
|
Дети рассматривают, читают, отвечают.
Отвечают.
– Выразить историческую суть памятника. – Привлечь внимание. – Гармонично вписать памятник в окружающую среду. Отвечают. |
Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь, текст, схема, иллюстрация), отделять известное от неизвестного. |
2. Учитель предлагает поработать с текстом на с. 15 учебника в технологии продуктивного чтения. До чтения. – Рассмотрите заголовок текста, изображения на с. 15 и предположите, какое событие увековечили скульпторы? – Рассмотрите каждый памятник и скажите, какие чувства хотел передать нам автор. Эту работу выполните по рядам, работая в парах. 1-й ряд – 1-й памятник, 2-й – 2-й, 3-й – 3-й. Во время чтения. – Проверьте себя по тексту. После чтения. Отвечаем на проблемный вопрос.
|
2. Дети рассматривают изображения, читают текст, задают и отвечают на вопросы. – О Великой Отечественной войне.
Выполняют, отвечают.
Выполняют. |
Владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную информацию. Слушать и понимать других, участвовать в диалоге. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
|
|
V. Выражение решения проблемы. |
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.
|
Отвечают. |
Делать выводы. Создавать свои устные тексты. |
VI. Применение знаний (продуктивные задания). |
Учитель предлагает ребятам выполнить в альбоме эскиз памятника героям ВОВ. Предлагается выбрать определённое место в своем районе и повторить в эскизе ландшафт. Использовать можно любые материалы. |
Выполняют. |
Работать по предложенному плану, использовать учебник. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
|
VII. Итог урока. Рефлексия. |
Учитель предлагает ученикам оценить свою работу по алгоритму.
– Что тебе нужно было сделать? – Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Как бы ты оценил свою работу?
|
Отвечают. |
Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
|
VIII. Домашнее задание. |
– Доделать работу в цвете и оформить её в паспарту. – Принести альбом, рабочую тетрадь, карандаш, цветные карандаши (лучше всего акварельные), фломастеры.
|
Записывают. |
Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.