Мораль оказывает значительное влияние на развитие всех сфер общественной жизни. Это обусловлено тем, что человек способен подвергать моральной оценке любую сторону общественной жизни. Поэтому мораль имеет вес в политической, религиозной, экономической, духовной и научной области современного общества. Существуют определенные нормы правила и нормы поведения, которые обязывают людей вести себя определенным образом, в зависимости от ситуации. Это объективно продиктовано необходимостью сосуществовать в коллективе и вести совместную жизнь с другими людьми. Поэтому мораль оказывает существенное влияние на жизнь людей разных стран, профессий и увлечений. В обществе мораль действует на основе трех элементов - моральной деятельности, морального сознания и нравственных отношений. Особенностью морали в обществе является то, что в ее сознании выражается некий шаблон или алгоритм поведения человека. Общество признает определенный стереотип поведения правильным и наиболее оптимальным на данный этап времени.
Мораль
нравственно
и
сть
Кузнецова Елена Владиславовна
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
«Лишь две вещи на свете
способны тревожить
наше воображение:
звездное небо над нами
и нравственный закон
И. Кант
внутри нас»
Притча
Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью
поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к
мастерству и искусству. Каждый был наделен какимлибо
талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек
стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но
научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди
собирались вместе для какогонибудь большого дела строить
дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а
нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком
эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все
решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла
угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность,
повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они
задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь
таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности
строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.
А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не
будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей . . .
Назовите
Назовите
вечные
вечные
ценности
ценности
универсальные
универсальные
Мораль -
Мораль -
совокупность одобренных
общественным мнением норм,
определяющих отношения людей в
социуме, их обязанности друг перед
другом и перед обществом
Познавательный
Познавательный
аспект
аспект
МОРАЛЬ
МОРАЛЬ
Регулятивный
Регулятивный
аспект
аспект
Оценочный
Оценочный
аспект
аспект
Смысл жизни
Свобода
Счастье
…
Нормы
Нормы
поведения
поведения
Не лги
Не укради
Не убий
…
Высшие
Высшие
моральные
моральные
ценности
ценности
Моральные
Моральные
требования и
требования и
представления
представления
Морально
Морально
психологические
психологические
механизмы
механизмы
Долг
Совесть
Моральные
Моральные
качества
качества
Доброжелательность
Справедливость
Мудрость
…
Нравственные
Нравственные
принципы
принципы
Коллективизм /
индивидуализм
Эгоизм / альтруизм
…
Единство и
согласованность
действий людей
Регулятивная
Регулятивная
Утверждение
человеческого
в человеке
Координационная
Координационная
Функции
Функции
морали
морали
Ценностно
Ценностно
ориентационная
ориентационная
Конститутивная
Конститутивная
Мотивационная
Мотивационная
Безнравственность
недопустима
Формирование
нравственного облика
личности
Чем отличается
нравственность
от морали?
Мораль
Мораль
специфическая сфера
культуры, в которой
концентрируются и
обобщаются высокие
идеалы и строгие нормы
поведения, регулирующие
поведение и сознание
человека в различных
областях общественной
жизни
Нравственн
Нравственн
принципы реального
практического поведения
ость
ость
людей
степень усвоения
личностью моральных
ценностей общества и
практическое следование
им в повседневной жизни
Мир должного
Мир сущего
Проанализируйте
моральные категории
1. Добро и зло
2. Долг
3. Честь и достоинство личности
4. Счастье
5. Совесть
6. Моральный идеал
Нравственная
культура личности -
степень восприятия индивидом
нравственного сознания и
культуры общества
Факторы, определяющие
Факторы, определяющие
уровень нравственной
уровень нравственной
культуры:
культуры:
• общая культура
• социальные интересы
• цели жизни и деятельности
• степень нравственных переживаний,
сопереживания
• богатство и разнообразие жизненных связей
и интересов личности
• …
Согласны ли вы с
высказыванием:
«Иногда случается, что некто является
хорошим гражданином, не имея вместе
с тем качеств, по которым можно было
бы признать его хорошим человеком:
отсюда следует, что качества хорошего
человека и хорошего гражданина не
одни и те же».
К.Тосси
• Этика. Мораль. Нравственность. Чем различаются
эти понятия? «Важнейший капитал нации –
нравственные качества народа» (Н.Г.
Чернышевский). Почему?
• «Есть много родов образования и развития, и
каждое из них важно само по себе, но всех их выше
должно стоять образование нравственное» (В.Г.
Белинский). Какую роль в нравственном
образовании личности играет этика? Может ли
этика научить морали? Как в этой связи вы
расцениваете высказывания Ф. Ларошфуко «Можно
дать совет, но нельзя дать умение им
пользоваться»?
«Если этика – это учение о моральных
нормах общества, то не кажется ли, что
этические нормы ведут к унификации
человеческой личности, размышляет
студент Б.К. – Не является ли в таком
случае этика средством для отбора тех
качеств, которые полезны обществу,
остальные – долой?». Ваше мнение по
этому поводу.