Нравственные чувства – это переживание своего отношения к действительности, к людям, к собственному поведению. Необходимо создавать такие ситуации, которые вызывают эмоциональное отношение юных боксеров к окружающей действительности, своим соперником, товарищам и т.д. важной задачей является воспитание у юных боксеров морально-политических, гражданских чувств: патриотизма, интернационализма, коллективизма, чувства спортивной чести, спортивного долга, ответственности перед Родиной, коллективом, командой.
Немаловажной задачей нравственного воспитания является формирование нравственного опыта юных боксеров, воспитание норм и привычек нравственного поведения.Нравственные чувства – это переживание своего отношения к действительности, к людям, к собственному поведению. Необходимо создавать такие ситуации, которые вызывают эмоциональное отношение юных боксеров к окружающей действительности, своим соперником, товарищам и т.д. важной задачей является воспитание у юных боксеров морально-политических, гражданских чувств: патриотизма, интернационализма, коллективизма, чувства спортивной чести, спортивного долга, ответственности перед Родиной, коллективом, командой.
Немаловажной задачей нравственного воспитания является формирование нравственного опыта юных боксеров, воспитание норм и привычек нравственного поведения.
«МОРАЛЬНАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА С ЮНЫМИ БОКСЕРАМИ»
Нравственные чувства – это переживание своего отношения к
действительности, к людям, к собственному поведению. Необходимо
создавать такие ситуации, которые вызывают эмоциональное отношение юных
боксеров к окружающей действительности, своим соперником, товарищам и
т.д. важной задачей является воспитание у юных боксеров морально
политических, гражданских чувств: патриотизма, интернационализма,
коллективизма,
спортивного долга,
ответственности перед Родиной, коллективом, командой.
Немаловажной задачей нравственного воспитания является формирование
нравственного опыта юных боксеров, воспитание норм и привычек
нравственного поведения.
Опыт нравственного поведения создается в процессе спортивной
тренировки, в условиях соревнований и общественно полезной работы юных
боксеров.
чувства спортивной чести,
Одной из форм морали является – спортивная этика. Этика (привычка,
обычай) – одна из теоретических дисциплин, объектом изучения которой
является мораль. Спортивная этика, как совокупность исторически
сложившихся нормправил поведения спортсмена, определяет его отношение
к Родине, обществу, коллективу, процессу спортивного совершенствования и
спортивной борьбы, личной жизни. Так же как и мораль, этика впитала в себя
лучшие общечеловеческие нормы нравственности, выработанные человеком в
ходе его нравственного прогресса: честность, справедливость, уважение к
человеку, скромность и др.
Поэтому вопрос о соотношении между знаниями нравственных норм и
поступками занимает особое место в процессе воспитания.
Отсюда ставлю перед собой основные задачи нравственного воспитания:
1. наполнить спортсмена глубокими знаниями нравственных норм и
принципов;
2. добиться проявления – закрепления этих знаний.
Спортивная деятельность,
доставляющая спортсмену большое
эмоциональное удовлетворение, если она педагогически верно организована –
это настоящая школа нравственного опыта, а процесс спортивной тренировки
– одно из средств воспитания.Чтобы тренировка имела воспитывающий характер, рационально сочетаю
теоретическую и практическую деятельность занимающихся.
В воспитательной работе применяю различные методы и средства.
Приведем основные из них.
Упражнение и приучение
Упражнение это многократное повторение поступков и действий, в
результате чего формируются нравственные привычки. Характер упражнений,
объем и трудность работы, система занятий, многократное повторение
упражнений в ходе тренировки должны использоваться в воспитательных
целях.
Это осуществимо, если добиваться полного осознания и понимания
занимающимися необходимости для их спортивного роста выполняемой
тренировочной работы.
Приучение является как бы следствием упражнения. Приучить можно к
аккуратности, дисциплине, труду и т.д.
В методике приучения выделяю следующие группы:
1. приучение к преодолению трудности спортивной тренировки;
2. приучение к действиям в коллективе и для коллектива;
3. приучение к дисциплине путем систематических требований,
распоряжений, приказаний и т.д.
4. приучение к самостоятельности и инициативным действиям.
Каждой из этих групп соответствует определенное средство: например,
чтобы приучить спортсменов преодолевать трудности, провожу отдельные
занятия в сложных условиях (погодных, организационных и пр.).
Пример отдельного тренировочного занятия, где прослеживается решение
задач нравственного воспитания юных боксеров:
1.Вводная часть:
построение занимающихся, ритуал приветствия. Привычный, уже для всех
обычным является такой ритуал: рапорт дежурного или старосты группы о
количестве присутствующих, готовности к занятиям, взаимное приветствие
тренера и занимающихся(команды должны быть четкими, приветствия ясными
и слаженными). Это организует, дисциплинирует коллектив, повышает
эмоциональный настрой ребят.постановка и разъяснение задач тренировочного занятия.
От
содержательности, увлекательности задач зависят дисциплинированность
занимающихся, проявляемое ими трудолюбие.
Здесь же, во вводной части занятия, уместно в первое время более частое
напоминание о нравственных правилах поведения боксера: «будь честным в
тренировочной работе и бою!», «уважай партнера, слушай тренера, помогай
товарищу» и т.д. Такие, казалось бы узко специфичные моральные убеждения
со временем становятся жизненными нормами боксеров.
2.Подготовительная часть (разминка) – задачи этой части: подготовить
опорнодвигательный аппарат и психику юного спортсмена к основной части
занятия:
Общеподготовительная часть. Подобрав правильные последовательные
упражнения, их разносторонность, разнообразность, эмоциональность, все это
создает оптимальные условия дисциплинированного и организованного
трудолюбия, отдачи каждого занимающегося и всего коллектива в целом.
Специально подготовительная часть. Вначале, когда новичок ещё не знает
почти ничего специального, применяю такие простые, игровые, но уже с
элементами специфики задания с партнером: запятнать ладонью левой руки
тыльную сторону кисти правой руки партнера, приставленную ладонь к щеке
– движение боксеров произвольное, работа – обоюдная, бой петухов (вывести
противника из равновесия, передвигаясь в положении приседа) и др.
взаимопомощи, согласованности в действиях, чувствах товарищества и т.п.
3.Основная часть. Здесь решаются прежде всего сформулированные в начале
занятия задачи: обучение занимающихся новым движениям и действиям, а
также проверка и оценка уровня тренированности.
Нравственное воспитание юных боксеров прослеживается в:
обучении новым движениям и действиям. Большое воспитательное значение
имеет осуществление контроля за выполнением задания занимающимися и
соответствующие комментарии по ходу выполнения (причем прежде всего
следует выделять и положительно оценивать успехи ученика; замечания,
направленные на недостатки его работы, должны быть как бы
вспомогательными,
Необходим в тренировке
начинающих боксеров взаимоконтроль и взаимооценка.
Это помогает не только лучше овладевать спортивными умениями и
навыками, но и воспитывает внимание, повышает ответственность, приучает к
самостоятельности и инициативе, формирует черты коллективизма, повышает
дисциплину;
Данные упражнения способствуют воспитанию аккуратности,
сопровождающими). постоянно проверяю и оцениваю уровень тренированности занимающихся.
Провожу тесты, которые выполняются спортсменами. Здесь главное –
порядок и
дисциплина, в прямой зависимости от чего находится и
воспитательная пауза тренировки. В подобных занятиях обязательно
практикую различные меры поощрения. В конце основной части занятия даю
задания игрового или соревновательного характера. Это и «разгрузка» и
средство сплочения коллектива, проявления коллективных действий.
Заключительная часть. В ней
необходимо даю оценку деятельности
занимающихся и определяю перспективу (установка связи с учебным
материалом последующих занятий).
Оценить – значит, установить уровень успехов занимающегося в выполнении
тренировочных заданий. Если результаты положительные – поощряю,
отрицательные (т.е. неуспехи, неудачи, ошибки) – проговариваю, заостряю
внимание.
Главное: любое поощрение или наказание должно соответствовать поступкам
и действиям того, кому оно предназначено.