Республиканская научно-практическая конференция
"Современная школа - территория открытий"
МБОУ "Темниковская средняя общеобразовательная школа №1"
Проектная работа.
Выполнила:
Синяева Дарья Сергеевна - 5 класс
Руководитель:
Ермошкина Татьяна Валерьевна, учитель ИЗО
г. Темников
2022 год
Оглавление.
Введение ............................................................................................................ с. 3
1. Истоки мордовской вышивки........................................................................ с. 5
2. Национальный орнамент ............................................................................... с. 6
3. Геометрия в орнаменте мордовской вышивки. ............................................. с. 8
Заключение. .................................................................................................... с. 10
Список использованной литературы. .......................................................... с. 11
Введение.
(СЛАЙД 1) На протяжении многих столетий оттачивалось народное художественное мастерство мордовского народа. История мордвы нашла свое отражение в декоративно - прикладном искусстве, древние традиции которого получили свое яркое воплощение в шитье бисером, художественной обработке дерева, в узорном ткачестве, аппликации. Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства привлекли мое внимание.
Мы живем в Мордовии. И очень важно знать культуру и традиции, быт и обычаи мордовского народа. Особое место занимает мордовский национальный костюм. Он очень красив и своеобразен. История костюма очень древняя, каждый его элемент несет свой смысл, складывался по крупицам из века в век, из года в год.
(СЛАЙД 2) Народная вышивка — один из древнейших видов прикладного искусства. Но и в наши дни этот вид творчества не утратил своей актуальности. Мы восхищаемся мастерством и умением рукодельниц прошлого украсить грубоватую полотняную ткань стежками ярких нитей, приходим в восторг от хитросплетения узоров вышивки национальной одежды. У каждого народа своя орнаментация одежды вышивкой, свой колорит. Технические особенности исполнения имеют свое самобытное решение, отражают вкусы и идеалы, формировавшиеся веками. В этом богатство народной культуры. Это прекрасная возможность узнать о каждом народе много ценного, достаточно «потянуть за нужную ниточку».
(СЛАЙД 3) На уроках изобразительного искусства мы познакомились с народным орнаментом мордвы и меня заинтересовали эти замысловатые узоры и символы, каждый из которых имеет своё значение. Ведь каждый стежок вышивальщицы несет в себе особое значение, а не просто украшает одежду. Каково назначение этих символов - мы и решили изучить.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - ознакомиться с мордовской национальной вышивкой, ее значением и назначением.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
ТИП ПРОЕКТА: творческий.
ГИПОТЕЗА: если мы исследуем основные элементы мордовского орнамента, попытаемся его изобразить, это поможет обогащению нашей культуры, сохранению национальных традиций мордовского народа.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Мы живем в Республике Мордовия и должны знать не только историю Государства Российского, но и традиции национальной культуры и активно участвовать в ее возрождении. В изучении национальной культуры и традиций мы черпаем мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
Знакомясь с разнообразием мордовского орнамента, мы воспринимаем естественный колорит и самобытность мордовского народа.
1. Истоки мордовской вышивки.
(СЛАЙД 6) Истоки народной вышивки мордвы уходят в далекую древность. Можно предположить, что уже в 5-7 вв. вышивка существовала как самостоятельный вид декоративной отделки костюма.
Материалом для изготовления вышитой одежды у мордвы, так же как и у других народов Поволжья, служила ткань домашнего производства, в основном, конопляный холст, реже — льняной. Холст употреблялся самый простой, без узора. Это, по-видимому, не случайно. Наиболее распространенной техникой вышивки является „шитье по счету ниток". Поэтому ткань холщевая, с прямым сплетением нитей была очень удобна. Вышивка выполнялась шерстью домашнего прядения, окрашенной самой вышивальщицей, с использованием растительных красителей. В изготовлении пряжи для вышивания и в использовании свойств растительных красителей мордовские женщины достигли большого совершенства.
Красный цвет мордва получала из корней подмаренника, который выкапывали из земли с 24 июня по 20 июля. Желтый цвет – из коры липы, яблони, зеленый цвет – из березовых листьев, синий – из черники. Начиная с 19 века цветочные краски начали заменять искусственными красителями.
Традиционная расцветка мордовской вышивки включает в себя четыре цвета: синий, зачастую черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора.
Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.
(СЛАЙД 7) Вышивание у народов мордвы было не только обязательным, но и любимым занятием девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6-7 лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки считалось по праву одним из больших достоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе. Свидетельство этого — названия мордовского орнамента:
"змеиная головка", "куриные лапки", "козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки", "солнечные узелки", "звёздочки".
Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания. А на свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии.
2. Национальный орнамент.
«Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения,
как разыгранный кусок природы, животный, растительный,
степной, скифский, египетский — какой угодно,
национальный или варварский, — он всегда говорящ, видящ, деятелен».
Осип Мандельштам
Часто предметы быта, одежда, архитектурные сооружения украшаются орнаментом – узором из одинаковых повторяющихся фигур. Однако в древности орнамент имел не столько функцию украшения, сколько служил оберегом, защитой человека от злых сил.
Орнамент, как постоянно меняющийся процесс имеет свою историю, тесно связанную с культурой того народа, которому он принадлежит.
(СЛАЙД 9) Расположение вышивок на одежде вы сможете увидеть на примере рубахи-панар. Узоры вышивок окаймляли вырез горловины, низ рубахи и рукавов, разрезы и швы – все те места, через которые могли проникнуть злые силы. Вышивка являлась своеобразным оберегом и должна была обеспечить магическое содействие духов, предохранить хозяина от грядущих бед.
Мордовскую вышивку всегда отличает плотное расположение мотивов орнамента, поистине ювелирный подход в выполнении ее сложного узора по счету нитей, в умении декоративно сочетать различные фактуры. В зависимости от характерных для той или иной группы мордвы приемов техники исполнения достигалось художественная выразительность орнамента.
Орнаментальные мотивы возникли как ассоциации с явлениями окружающей природы, с растениями, плодами, животными. Это образы коня, утицы, процветающей ветви, восходящие к языческой древности, культу деревьев и воды, культу природы, частью которой чувствовал себя человек. Образ дерева мы можем увидеть на предметах утвари, на одежде. Дерево изображалось в виде горизонтальных линий, косых крестов, елочек, которые складывались в оригинальные композиции. В мордовской вышивке, украшениях немало узоров, связанных с образом водной птицы.
(СЛАЙД 10) В мордовских узорах преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры, среди которых по характеру и сложности выделяются более двух десятков групп. Основными среди них являются зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми - и шестиугольников. Исходным вариантом для получения узоров является сетка, построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами.
Часто на разных предметах весь орнамент состоит из одних только зигзагов, кругов, волнистых линий, в другом случае – розеток, квадратов, ромбов, происхождение которых восходит к древним родовым знакам. Каждый знак декора в прошлом был осмыслен и сообщал о связях человеческой жизни с миром божественным и загробным. Круг в мордовской этнознаковой символике использовался как символ солнца, луны, колеса, кольца. Треугольник символизировал завершение, женское начало. Квадрат – порядок, истину, справедливость, мужское начало.
В это же время вышивка приобретает функцию указывать на
предназначение одежды. В комплексе с украшениями вышивка принимала на себя
особую магическую роль в одежде для исполнения ритуалов (посвящение в
совершеннолетие, совершение брака, переход в возраст зрелости и старчества,
совершение похоронных обрядов). Особенную важность приобретал комплекс знаков,
которые могли показать, какому роду-племени принадлежит человек.
Извечная обрядовая система народной жизни
сформировала порядок и в выполнении вышивки на одежде. Вышивка была критерием,
по которому оценивалось всей сельской общиной следование и подчинение законам
предков, искусное умение и трудолюбие мастерицы.
3. Геометрия в орнаменте мордовской вышивки.
Математика декора, геометрия стежка-
Простота и совершенство нитью красной сплетена,
И в покае, и в сюлгамо
Симметричности узор
Ромб, квадрат, прямоугольник
Украшают панар твой.
Основными среди мордовских узоров являются ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры.
1. Квадрат или чаще всего ромб являются главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений и самое важное из них изобилие, плодородие.
2. Зигзаг можно считать символом воды. В мордовских мифах вода (Иневедь, то есть большая великая вода) является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.
3. Восьмиконечная звезда символизировала солнце.
4. Роговидные узоры символизировали деревья и траву. В мифологии мордвы почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза.
5. S-овидные фигуры символизировали водоплавающих птиц и конские головы.
Мордовскими орнаментами украшали в основном одежду и узоры в этом случае выполняли роль оберегов.
(СЛАЙД 13) Древнейший знак плодородия — земледельческий символ вспаханного поля: ромб, разделенный на четыре части. Причем в орнаменте на одежде девушек ячейки ромба оставались пустыми. У замужних женщин в центре ячеек на ромбе ставились точки: поле было «засеянным». А вот ромб с продленными сторонами, не разделенный внутри, — символ укрепленного поселения: городища. Навершия ромба часто украшались «крючком», напоминающим конские головы: это должно было говорить о том, что род может выставить большое количество вооруженных всадников, и с ним стоит считаться.
(СЛАЙД 14) На гербе Мордовии можно увидеть 7 таких знаков-ромбов: это символы семи городов на территории республики. Популярный в Мордовии солярный знак в виде восьмиконечной розетки — символ солнца. Его можно видеть на современном флаге республики. Восьмиконечная розетка – солнечный символ тепла, добра, открытости, стабильности. Такие понятия – «духовная чистота», «стремление к добру и открытости, к свободному развитию на плодородной земле» - основное наполнение главных государственных символов Мордовской республики. О них повествует и гимн Мордовии, содержащий три разных куплета, написанных на трёх языках, на которых говорят в республике: мокшанском, эрзянском и русском.
Заключение.
Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Изготовляемая вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и поэтому в ней так устойчивы традиционные черты. До наших дней женский костюм сохранил самобытность в расцветке, покрое, своеобразии украшений, богатстве орнаментации, терминологии отдельных частей.
Рассматривая различные варианты отделки, не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией мастериц, их гармонично развитому вкусу.
Выполняя эту работу мне было очень интересно узнавать что-то новое о том, что нас окружает, о традициях народа, с которым мы живем в дружбе и согласии. К сожалению не во всех мордовских семьях сейчас сохранились традиции вышивания . Да и наряды мордовские надевать стали все реже и реже. Но благодаря вашему школьному музею, краеведческому музею нашего города, праздникам и концертам, мы имеем возможность видеть национальную одежду мордвы, восхищаться ее красотой и самобытностью, слушать мордовские песни и воспитывать подрастающее поколение на национальных традициях.
Я в свободное время увлекаюсь вязанием. Но после этой работы поставила цель - научиться вышивать крестиком и пробовать вышивать национальные узоры мордовского народа.
Список литературы
1.Балашов Б.А. Мордва: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.
2.Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск. Мордовское книжное издательство,1991г.
3. Крюкова Т.А.Мордовское народное изобразительное искусство
4..Прокина Т.С., Сурина М.И. Мордовский народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд- во
5.Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. Саранск. Морд. кн. из- во 1993г
6.Экспонаты школьного музея МБОУ "Темниковская СОШ им. Героя Советского Союза Семикова"
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.