Министерство Высшего и среднего специального образования
Республики Узбекистан
Центр среднего специального, профессионального образования
Академический лицей при ТашПМИ
Учебное пособие «Морфемика и словообразование»
(предназначено для учащихся первых курсов)
Составитель: М.Т. Акбаева
Ташкент - 2016
Составитель:
Акбаева М.Т. - ст. преп. кафедры “Языковых дисциплин”
Учебно-методическое пособие обсуждено на заседании кафедры “Языковых дисциплин” (________год протокол №_____ ) и рекомендовано для утверждения на педагогическом совете.
Завкафедрой: Т.Ж.Абдишарипова
Учебно-методическое пособие утверждено на педагогическом совете и рекомендовано для использования ( _____ 2016 год Протокол № ____).
Замдиректора по учебной части Х.Т. Рахмонов __________
Рецензия
Учебное пособие по «Морфемике и словообразованию»
старшего преподавателя кафедры языковых дисциплин
М.Т.Акбаевой
Учебное пособие создано в помощь учителям, работающим в лицеях, колледжах, учащимся, абитуриентам и содержит основную информацию по разделу русского языкознания «Морфемика и словообразование». Материалы пособия позволят учителям организовать текущий и итоговый контроль знаний учащихся по теме. Контрольно – проверочные работы могут использоваться как на уроках, посвященных изучению новой темы, так и в качестве контрольных заданий на итоговом занятии. Работа может также осуществляться учениками дома для самоконтроля, что особенно актуально для учащихся, по каким-либо причинам пропустившим занятия по теме.
Преподаватель кафедры языков: Н.В.Жданова
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т. е. их морфемный состав. Морфема — это минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
Основа и окончание в слове
2. Неизменяемые
слова окончаний не имеют: наречия (весело, по-новому),
деепричастия (приехав, отдыхая), инфинитив (лежать, беречь),
форма сравнительной степени прилагательных (быстрее, красивее),
несклоняемые существительные и прилагательные (кино, кафе, беж, хаки),
служебные части речи (из, если,только).
При изменении слова или образовании
какой-либо его формы:
числа (дом —
дома, добр — добры, второй — вторые); рода
(красный — красное — красная, низок — низко —
низка, отвечал — отвечало — отвечала, рисующий — рисующее —
рисующая); падежа (стол —
стола — столу — столом — столе, сражающиеся —
сражающихся — сражающимся — сражающимися); лица (решаю — решаешь — решает,
решаем — решаете — решают) — изменяются окончания.
Окончание может выражать разные
грамматические значения:
рода (желтый —
желтая — желтое),
числа (проигравший — проигравшие),
падежа (весна — весны —
весне — весною...),
лица (я куплю — ты купишь — он купит).
Окончание может быть нулевым,
т. е. таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм
слова, например: стол —
стола — столу — столом — столе;
ручей —
ручь[йа] — ручь[йу]; рисовал —
рисовала — рисовали; умыл ся — умылась —
умылись.
В основе самостоятельного слова выделяются значимые
части: корень, суффикс, приставка.
Корень, суффикс и приставка как значимые части слова
Корень —
это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех
однокоренных слов: водный — подводный — водяной —
водник — водянистый — все эти слова обозначают предметы или
признаки, имеющие отношение к воде, так как в них общий корень вод-.
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Примечания. 1. Однокоренные
слова могут относиться к одной части речи (лес — лесник —
лесничий — лесок — лесочек) или к разным частям речи (лес —
лесной — облесить).
2. Следует различать совпадающие по
звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни. Ср.: гора —
гористый — горный и угореть — загорать — гореть.
Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
Примечание.
Суффиксы могут служить для образования форм слов, например: знамя (им.
п.) — знамени (р. п.), веселый — веселее (сравнит.
степень), почитать (сов. вид) — почитывать (несов. вид).
Многие суффиксы свойственны определенным
частям речи. Так, суффиксы -ость, -ак, -ок, -ач, -ец, -лец, -тель,
-чик, -щик, -ист, -ниц(а), -иц(а) характерны для имен существительных;
суффиксы -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -им-,
-ем-, -ом-, -т-, -нн-, -ш-, -вш- — для причастий;
суффиксы -а, -я, -в, -вши — для
деепричастий;
суффиксы -и-, -е-, -ыва-, -ива-, -ова-,
-ева-, -ва-, -ну- — для глаголов;
суффиксы -то, -либо, -нибудь — для
местоимений и наречий.
Примечания.
1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-,
от-, над-, под-, пере- и т. д.). Иноязычных приставок в русском языке
немного: а-, анти-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-,
им-: аморальный, антиобщественный, архиглупый, интернациональный,
контрразведка, ультразвук, демобилизация, дезинфекция, дисгармония,
реорганизация, экс-чемпион, импорт.
2. Во многих словах приставки срослись
с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться,
восхищаться, встретить, достать, затевать, одолеть, ответить, посетить,
позвонок, исчезать, обожать, несусветный, пасмурный.
Варианты значимых частей слова
В
разных частях слова может происходить замена одних звуков другими, выпадение
какого-либо звука. В результате этого образуются варианты одной и той же
значимой части слова. Так, в словах берегу — бережный — беречь один
и тот же корень — берег-, в котором имеется чередование звуков г//ж//ч.
Варианты могут быть в однокоренных словах и
в разных формах одного и того же слова:
Характерными для русского языка являются чередования гласных о//а (опоздать — опаздывать, загореть — загар), е//и (седло — сидеть, замереть — замирать), е//нуль звука (день — дня), о//нуль звука (сон — сна) и согласных к//ч (пеку — печет), к//ч//ц (кликать — клич — восклицать), г//ж (бегу — бежит), г//ж//з (друг — дружить — друзья), х//ш (ухо — ушной), т//ч//щ (свет — свеча — освещение), д//ж (обида — обижаться), д//ж//жд (ходить — хожу — хождение), з//ж (сказать — скажу), с//ш (носить — ношу), б//бл (любить — люблю), в//вл (ловить — ловлю), п//пл (топить — топлю), м//мл (кормить — кормление).
Разбор слова по составу
Разбор
слова по составу — это выделение морфем, из которых оно состоит.
План разбора
1. Определить, к какой части речи
относится слово.
2. Выделить его основу и окончание,
если это изменяемая часть речи.
3. Выделить корень, подобрав
родственные слова.
4. Выделить приставку (если есть),
суффикс (если есть). Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других
словах и выражают то же значение.
5. Представить морфемный состав слова
графически.
Даль, мир, мера, водитель, встать, вода, дать, узнать, дальний, половодье, мирный, примерка, знание, водяной, вставать, выдать, далекий, отдаленный, выдавать, вожатый, сдавать, узнавать, измерять (площадь), проводник, помирить (соседей).
Упр. 15. Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне.
Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос.
Упр. 16. Выделите основу и окончание в следующих словах.
Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.
Упр. 17. Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).
Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.
Упр. 18. Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).
Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.
Упр. 19. Сделайте письменный морфемный разбор данных слов.
Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалекий, наслаждение, топленое (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление, пилотаж.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Словообразование — раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Словообразованием называется также сам процесс создания новых слов на основе имеющихся в языке.
Способы образования новых слов
Для
образования слов в русском языке существует несколько основных способов.
1. Приставочный: распахать пахать,
отвезти везти, небольшойбольшой,
бесчестныйчестный, подкомиссиякомиссия.
Примечание. Приставочный способ
характеризуется тем, что приставка всегда прибавляется к целому слову.
Например, слова неопасный (опасный), отрезать (резать), прабабушка
(бабушка) образованы приставочным способом, а слова подснежник,
прилуниться, заречный — другими способами.
2. Суффиксальный: работник работать,
сельскийсело.
3. Приставочно-суффиксальный:
безрукавка рукав, настенный стена, оздоровить
здоровый,
сначала (нареч.) начало.
4. Бессуффиксальный
(бессуффиксный): вылет вылететь, синь синий.
Примечание. Подобные слова в
научной грамматике квалифицируют как единицы, образованные с помощью нулевого
суффикса. Ср.: золотой золото + ø,
серябряный серебро + -ян-, бронзовый бронза
+ -ов-, железный железо + -н-). Нулевая суффиксация в
этом случае рассматривается как разновидность суффиксального способа
словообразования.
5. Сложение:
а) целых слов: времяпрепровождение,
меч-рыба;
б) основ, корней или частей разных
слов: лесопарк, бледно-голубой, водохранилище, землемер
(в подобных случаях всегда используются соединительные гласные).
В результате сложения могут образовываться
сложносокращенные слова-аббревиатуры: СНГ, МГУ, ФСБ, универмаг, Сбербанк.
6. Слияние слов из
словосочетания или (редко) из предложения: быстрорастворимый (быстро
растворимый), тотчас (тот час).
7. Переход слова из одной
части речи в другую: молодой рабочий (сущ.) рабочий (прилаг.)
инструмент.
8. Усечение основы
производящего слова: маг магнитофон, зам заместитель. При
усечении образуются слова, полностью тождественные по значению производящим
словесным единицам. Данный способ используется, как правило, для образования
имен существительных разговорного или просторечного характера.
Примечание. При образовании новых
слов может наблюдаться сочетание нескольких способов словообразования.
Например: тихоокеанский Тихий океан + -ск- (способ
сложения и суффиксальный способ).
Словообразовательный разбор
Словообразовательный
разбор — это определение способа образования слова, т. е. выяснение, от
чего и с помощью чего происходит образование конкретного слова. При
словообразовательном разборе слова обычно устанавливается последовательность
присоединения суффиксов и приставок к исходному слову в процессе его
образования.
Примечание. При морфемном и
словообразовательном разборе иногда необходимо учитывать фонетические
особенности данного слова.
Например, притяжательные прилагательные
типа волчий образованы от соответствующих существительных с помощью
суффикса -ий- (волчий волк + -ий-) и имеют нулевое
окончание (ср. волчий ,
волчь[й’ь]го, волчь[й’ь]му). Слово бездорожье образовано от слова
дорога с помощью приставки без- и суффикса -й-, т. е.
приставочно-суффиксальным способом.
План словообразовательного разбора
1. Установить значение слова и
определить, от какого слова (слов) оно образовано.
2. Определить (если необходимо), с
помощью каких морфем образовано данное слово.
3. Указать способ образования слова.
Следует помнить, что для определения способа
образования слова в большинстве случаев необходимо сравнить производящую и
производную основы и на основании этого выделить морфему, с помощью которой
образовано новое слово.
Образец словообразовательного
разбора
Зеленоватый 2
Слово зеленоватый в значении
«слегка, несколько зеленый» образовано от прилагательного зеленый с
помощью суффикса -оват-, т. е. суффиксальным способом.
Зеленоватый зеленый
(суффиксальный способ).
Различие между морфемным и словообразовательным разборами
Упр. 20. Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.
Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.
Упр. 21. Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.
Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.
Упр. 22. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.
Упр. 23. Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
1. Из
выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным
окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение
имеют окончания.
2. Найдите в тексте родственные слова.
Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы
суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами
словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и
словообразовательный разбор указанных слов.
Тестовые задания
1. В каком слове
нулевое окончание?
А) подружился
В) ошибавшийся
С) искупавшись
Д) смеяться
2. В каком слове
нулевое окончание?
А) ролей (р. п.)
В) смелей
С) ручей
Д) сторицей
3. В каком слове
нет окончания?
А) заснул
В) ловкий
С) колибри
Д) четверо
4. В каком слове
нет окончания?
А) пришел
В) рисуешь
С) читая
Д) нарисовавший
5. В каком слове
нет приставки?
А) погоня
В) подкова
С) подошва
Д) пощёчина
6. В каком слове
две приставки?
А) недоумевать
В) задобрить
С) перестройка
Д) неоконченный
7. В каком слове
два суффикса?
А) задумчивый
В) деловой
С) прочитанный
Д) голубоватый
8. В каком слове
два суффикса?
А) учительница
В) поэтесса
С) новатор
Д) победитель
9. В каком слове
есть суффикс -к-?
А) ленточка
В) почка
С) косилка
Д) баночка
10. В каком слове
есть суффикс -очк-?
А) сорочка
В) уточка
С) лампочка
Д) тарелочка
11. Какое слово
состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?
А) прочитанный
В) антикварный
С) созвучный
Д) доблестный
12. Какое слово
состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?
А) приходил
В) помнишь
С) освободить
Д) закончив
13. Какое слово
образовано приставочным способом?
А) сдержанный
В) подоконник
С) засушливый
Д) безопасный
14. Какое слово
образовано приставочным способом?
А) правнук
В) всмотреться
С) безвкусица
Д) по-русски
15. Какое слово
образовано суффиксальным способом?
А) рыбачий
В) перечитать
С) созвездие
Д) обезболить
16. Какое слово
образовано бессуффиксным способом?
А) упрек
В) ручей
С) окружность
Д) жадина
17. Какое слово
образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
В) заповедник
С) выполнение
Д) насухо
18. Какое слово
образовано способом слияния (сращения)?
А) трехпроцентный
В) быстроходный
С) скоропортящийся
Д) лесопарк
19. Какое слово
образовано способом сложения?
А) международный
В) обороноспособный
С) перекресток
Д) сверхъестественный
20. B каком
предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в
другую?
А) Я композитор, но сейчас выступаю
как пианист.
В) Когда я вошёл в переднюю и заглянул
в залу, я увидел умилительную картину.
С) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба,
муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Д) Потом она надела очки и прочитала
несколько слов пришедшей накануне телеграммы.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Трудные случаи словообразования
Знание
правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты,
определять роль и значение частей слова помогают избежать многих ошибок,
связанных с употреблением слова, способствуют повышению грамотности и культуры
речи.
Запомните морфологический
состав, правильное произношение и написание следующих слов:
бессребреник
дикобраз
двуязычный
компрометировать
млекопитающее
поскользнуться
пощечина
пресмыкающееся
прецедент
чрезвычайный
Упр. 24. Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения.
1) Змеи относятся к животным класса пресмыкающих. 2) При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части. 3) Это был беспрецендентный случай. 4) Ребенок должен привыкнуть сам убираться у себя в комнате.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.