Морфемика и словообразование как разделы лингвистики

  • pdf
  • 16.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10 класс Морфемика и словообразование как разделы лингвистики.pdf

РУССКИЙ

Ф.И. ___________________________________  Дата ________

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение).

1                                                Повторим теорию. Соедините название раздела лингвистики с его определением.

Раздел лингвистики, который изучает значимые части слова (морфемы).

Раздел лингвистики, который изучает слова как части речи.

Раздел лингвистики, который лексическое значение слов.

        3                      Выполните морфемный разбор слов (по составу).

Брючными – ________________       По-зимнему – ____________

Понарассказывают – _________        Пингвинёнку – ___________

Бесполезности – ____________         Намокли – ______________

Приморскими – ______________      Замечая – _______________


Раздел лингвистики, который изучает способы образования слов.

2                                                Повторим теорию. Напишите название всех морфем.

______________________________________________________

Интересный факт

Русская морфемика и словообразование как раздел науки сформировались уже в 16 веке. М.В. Ломоносов, сравнив европейские языки с русским, пришёл к выводу, что наш язык очень богат словообразовательными возможностям. Сам М.В. Ломоносов       придумал   такие слова,         как     градусник, диаметр, кислота, вещество, квадрат и минус.

           4                          Отметьте ряды, в которых даны формы слова.

q  Поле, полевой, полянка, полюшко

q  Строить, строила, строим, строите

q  Полевой, полевая, полевую, полевыми

q  Пенёк, пень, пенёчек, опёнки

q  Стройка, строитель, строить, застройщик

q  Пень, пнями, пня, пнём

Заполните таблицу примерами, определив способ образования


         5                                                             слов.

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-

суффиксальный

Бессуффиксный

Переход в другую часть речи

Сложение

 

 

 

 

 

 

1.    Пешеход       5. Нарисовать   9. Приготовить

2.    Подоконник 6. Корочка         10. Перелесок

3.    ЖелтоглазыйВыполните словообразовательный разбор слов.7. Выходной      11. Бегемотик

4.    Перемена      8. Выбор   12. Столовая

        6               Подготовка к ЕГЭ. Прочитайте текст, определите способ связи

предложений в тексте и заполните пропуски в предложении.

(1) На поляне мы увидели целую заячью семью. (2) Взрослый заяц обнюхивал высокую траву. (3) Зайчиха зорко следила за зайчатами, которые копошились рядом. (4) Вдруг зайчата заметили в стороне ёжика и побежали за ним. (5) Ёжик остановился, посмотрел на малышей и грозно фыркнул в их строну. (6) Зайчата испугались внезапного ежиного фырканья и поспешили спрятаться за зайчиху.

В предложенном тексте предложения № _______________ связаны с предыдущим с помощью однокоренных слов, а предложения № ________________ связаны с помощью форм слова.



РУССКИЙ ОТВЕТЫ

Заполните таблицу примерами, определив способ образования Повторим теорию. Соедините название раздела лингвистики

5                                                                                                                            


с его определением.слов.

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-

суффиксальный

Бессуффиксный

Переход в другую часть речи

Сложение

5, 9

6, 11

2, 10

4, 8

7, 12

1, 3

Выполните словообразовательный разбор слов.

6                                                                                                                             Подготовка к ЕГЭ. Прочитайте текст, определите способ связи

предложений в тексте и заполните пропуски в предложении.

В предложенном тексте предложения № _2, 3, 4, 6_ связаны с предыдущим с помощью однокоренных слов, а предложения № __4, 5__ связаны с помощью форм слова.