Морфемный разбор слова

  • doc
  • 01.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала морфемный разбор слова.doc

Русский   язык    5кл.             13.02.19г

                           Тема :  «Морфемный разбор слова»

Цели урока: показать связь морфемного разбора с другими разделами науки о языке: морфологией, лексикой, фонетикой; научить производить морфемный разбор; способствовать развитию мыслительных процессов для нахождения  правильного решения, развитию практических навыков, способствовать формированию ответственного отношения к учебному труду, успешно преодолевать трудности.

УУД:

познавательные:  вырабатывание  навыков поиска необходимой информации.

регулятивные: планирование действий,  направленных на решение поставленной задачи.

коммуникативные: умение аргументировать свое мнение,  приходить к общему решению в совместной деятельности

личностные: формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и взаимоуважения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

- Что такое морфема?

-Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

- С помощью каких морфем образуются новые слова? Приведите примеры.

- Чем отличаются  формы одного и того же слова от однокоренных слов?      

3. Разминка

а) Разберите по составу слова: трактористы, привозим, вносишь, сварщик, синеватая (даль), парашютистка, и письменно : (в) сарафанчике,уходит, щерстяным (шарфом) , тихая, безлунная (ночь). К какой части речи относятся данные слова.

Образец рассуждения:

Сварщик - сварщика. В слове нулевое окончание. Основа – сварщик – указывает , что имя существительное стоит в Им.п. ед.ч. Суффикс –щик-, он обозначает лиц по роду занятий. В слове есть приставка с-. Она имеет значение сближения, соединения, скрепления чего-либо.

Сварщик –варить , сварка, сваривать. Корень –вар -.

б) от прилагательного ПРЕДУТРЕННИЙ –приставку, от глагола ПОГОВОРИТЬ – тоже приставку, от слова СЛАГАЕМОЕ –корень, от глагола РЕШАТЬ – глагольный суффикс, от глагола ПИСАЛ- суффикс прошедшего времени, от СОБИРАЛА –окончание. ( предполагала)

4. Объяснение нового материала

1) Итак, Порядок разбора: 

Шаг 1. Выделить окончание, объяснить его значение. Выделить основу слова.

Шаг 2. Выделить корень слова, подобрав однокоренные слова.

Шаг 3. Выделить приставки и суффиксы. Объяснить, если возможно значение приставок и суффиксов.

Морфемный разбор слова.Один учащийся работает у доски, остальные самостоятельно.

Лесной, перелесок, приморский, прогуляться, многолетний.

Морфемный разбор слов

Чистота, осень, издалека, аккуратный, аккуратно, слева, учить, пишешь, увидел, ввысь, стекло

2)  Физминутка. (Выполняется стоя).

1). Сделать 3-4 раза круговые движения головой.

2). 1. – Руки согнуты перед грудью. 1-2 - два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3-4 – то же прямыми руками. Повторить 5-7 раз. Темп средний.  3). Несколько раз открыть/закрыть глаза.

3) Самостоятельная работа

   - Для того что бы проверить как вы умеете производить морфемный анализ, предлагаю разобрать слова.

Прибежал

Солнышко

Учебник

Светленький

Напишут

Затмение

Серенький

Стульчик

Сетчатый

Волейболистка

Напиться

Смелость

5. Рефлексия.

1. Что нового узнали на уроке? Расскажите о порядке морфемного разбора слова.

3. Могут ли чередоваться звонкие и глухие согласные в одной морфеме? (Звонкие и глухие согласные могут чередоваться: в снегу – снег,  бегу-бег)

Задание: по данным схемам составьте слова. Кто быстрее выполнит задание?

Описание: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/102055/img2.gif

6. Домашнее задание: §81, упр 432