УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Тема: Морфологический разбор имени существительного.
Цели:
1. Образовательная:
знать порядок морфологического разбора существительного. Формировать умение
производить устный и письменный разбор.
2. Развивающая: уметь применять морфологический
разбор, развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую
зоркость.
3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность,
чувство ответственности за соблюдение норм и правил русского литературного
языка.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие детей. Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение цели урока.
II. Подготовка к изучению нового материала
Работа с текстом. Синтаксический разбор предложений (материал распечатан).
Ле..кый ветерок гон..т облачка по небу,
В тих., дни над землей летает ли..кая п..утина. Осень – пора сбора птиц к
отлету. В д..лекий путь отправляют..ся дикие гуси. Оставляют свои болота
журавли.
(И.С. Соколов-Микитов)
Сделать вывод о синтаксической роли существительных в предложении.
Учитель:
Ребята, сегодня мы с вами будем учиться
составлять опорный конспект или схему имени существительного, в которой мы
обобщим наши знания об этой части речи, вспомним, какими грамматическими и
морфологическими признаками характеризуется эта часть речи, а также какую
синтаксическую роль выполняет существительное в предложении. На морфологических
признаках мы остановимся более подробно.
(Во время повторения признаков имени существительного на интерактивной доске
выводится схема, которая заполняется по мере называния признаков, учащиеся
одновременно с учителем заполняют свою тетрадь).
III. Изучение нового материала
Знакомство с порядком морфологического разбора существительного, составление на основе этого материала рассказа о существительном по опорным словам (материал распечатан):
Порядок морфологического разбора имени существительного
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3) Постоянные признаки:
собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.
4) Непостоянные признаки:
падеж; число.
5) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора имени существительного
Над лугом летают весёлые стрекозы.
Устный разбор
1) (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»
2) Начальная форма — луг.
3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.
4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
5) В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.
Письменный разбор
1) (над) лугом — имя сущ.(что?).
2) Н.ф. — луг.
3) нариц., неодуш., м. р., 2-ое скл.
4) Т.п., ед. ч.
5) Вт. член. Летает (где?) над лугом.
Пример
1) Имя существительное обозначает , отвечает на вопросы, начальная
форма имени существительного –.....
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
………
относятся к ……… или , или роду,
к…………, или ………., или ………склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:
Существительное изменяется по …………. и …………………
3) В предложении имя существительное может быть …………………...
Имя существительное не является членом предложения, если
…………………………………………………………………………………………………
IV. Закрепление нового материала
Работа с текстом (материал распечатан):
Стакан вишни
Мама принесла с рынка
стакан вишен. Она отдала все вишни Кате.
«Я тоже хочу вишен» – сказал Боря маме. «Ты свои вишни съел весной», – ответила
мама и достала из шкатулки вишневую веточку с засохшими цветами. Боря посмотрел
на ветку и сказал: «Эту ветку сломал я. Но ведь это были только цветы».
Письменно ответьте, почему мама отдала
вишни дочке?
Найти в тексте по 1 существительному всех трех склонений, выписать их в тетрадь
и произвести письменно их морфологический разбор.
Помните! При определении синтаксической роли существительного в предложении
мы задаем смысловой вопрос, а не падежный.
Со словом вишня составить предложения, доказав, что это слово может
выступать в роли различных членов предложения, а может и не быть членом
предложения, записать эти предложения в тетрадь.
Задание «Самый внимательный»
Найдите ошибки, допущенные при выполнении морфологического разбора.
На сосне мы увидели пёстрого дятла. Я захотел найти его гнездо.
(На) сосне – сущ.,
н.ф. – сосне ,
собств., неодуш., ж.р.,
ед.ч., Д.п.
Дятла – сущ.,
н.ф. –дятлы,
нариц.. одуш., м.р., ед.ч.,
Р.п.
Гнездо - сущ.,
н.ф. – гнездо,
нариц., неодуш., ср.р.,
И.п.( ед.ч.)
V. Домашнее задание.
Работа с текстом К. Паустовского
(материал распечатан).
Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывают вереницы белых
облаков. В полдень облака стремительно рванулись вверх, к зениту, и на глазах
уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели
без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный
камень.
Определить его стиль. Подчеркнуть в
тексте олицетворения. Подобрать синонимы к слову неслыханная (жара). Каким
синонимом можно заменить слово рвались (вверх)?
Выписать из текста существительные, состоящие из приставки, корня, суффикса и
окончания. Сделать письменный морфологический разбор любых трех существительных
из текста.
VI .Подведение итогов.
Учитель тезисно
повторяет основные моменты урока, по ходу задавая вопросы ученикам. Оценивание
деятельности учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.