УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Тема: Морфологический разбор имени существительного.
Цели:
1. Образовательная:
знать порядок морфологического разбора существительного. Формировать умение
производить устный и письменный разбор.
2. Развивающая: уметь применять морфологический
разбор, развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую
зоркость.
3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность,
чувство ответственности за соблюдение норм и правил русского литературного
языка.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие детей. Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение цели урока.
II. Подготовка к изучению нового материала
Работа с текстом. Синтаксический разбор предложений (материал распечатан).
Ле..кый ветерок гон..т облачка по небу,
В тих., дни над землей летает ли..кая п..утина. Осень – пора сбора птиц к
отлету. В д..лекий путь отправляют..ся дикие гуси. Оставляют свои болота
журавли.
(И.С. Соколов-Микитов)
Сделать вывод о синтаксической роли существительных в предложении.
Учитель:
Ребята, сегодня мы с вами будем учиться
составлять опорный конспект или схему имени существительного, в которой мы
обобщим наши знания об этой части речи, вспомним, какими грамматическими и
морфологическими признаками характеризуется эта часть речи, а также какую
синтаксическую роль выполняет существительное в предложении. На морфологических
признаках мы остановимся более подробно.
(Во время повторения признаков имени существительного на интерактивной доске
выводится схема, которая заполняется по мере называния признаков, учащиеся
одновременно с учителем заполняют свою тетрадь).
III. Изучение нового материала
Знакомство с порядком морфологического разбора существительного, составление на основе этого материала рассказа о существительном по опорным словам (материал распечатан):
Порядок морфологического разбора имени существительного
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3) Постоянные признаки:
собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.
4) Непостоянные признаки:
падеж; число.
5) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора имени существительного
Над лугом летают весёлые стрекозы.
Устный разбор
1) (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»
2) Начальная форма — луг.
3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.
4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
5) В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.
Письменный разбор
1) (над) лугом — имя сущ.(что?).
2) Н.ф. — луг.
3) нариц., неодуш., м. р., 2-ое скл.
4) Т.п., ед. ч.
5) Вт. член. Летает (где?) над лугом.
Пример
1) Имя существительное обозначает , отвечает на вопросы, начальная
форма имени существительного –.....
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
………
относятся к ……… или , или роду,
к…………, или ………., или ………склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:
Существительное изменяется по …………. и …………………
3) В предложении имя существительное может быть …………………...
Имя существительное не является членом предложения, если
…………………………………………………………………………………………………
IV. Закрепление нового материала
Работа с текстом (материал распечатан):
Стакан вишни
Мама принесла с рынка
стакан вишен. Она отдала все вишни Кате.
«Я тоже хочу вишен» – сказал Боря маме. «Ты свои вишни съел весной», – ответила
мама и достала из шкатулки вишневую веточку с засохшими цветами. Боря посмотрел
на ветку и сказал: «Эту ветку сломал я. Но ведь это были только цветы».
Письменно ответьте, почему мама отдала
вишни дочке?
Найти в тексте по 1 существительному всех трех склонений, выписать их в тетрадь
и произвести письменно их морфологический разбор.
Помните! При определении синтаксической роли существительного в предложении
мы задаем смысловой вопрос, а не падежный.
Со словом вишня составить предложения, доказав, что это слово может
выступать в роли различных членов предложения, а может и не быть членом
предложения, записать эти предложения в тетрадь.
Задание «Самый внимательный»
Найдите ошибки, допущенные при выполнении морфологического разбора.
На сосне мы увидели пёстрого дятла. Я захотел найти его гнездо.
(На) сосне – сущ.,
н.ф. – сосне ,
собств., неодуш., ж.р.,
ед.ч., Д.п.
Дятла – сущ.,
н.ф. –дятлы,
нариц.. одуш., м.р., ед.ч.,
Р.п.
Гнездо - сущ.,
н.ф. – гнездо,
нариц., неодуш., ср.р.,
И.п.( ед.ч.)
V. Домашнее задание.
Работа с текстом К. Паустовского
(материал распечатан).
Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывают вереницы белых
облаков. В полдень облака стремительно рванулись вверх, к зениту, и на глазах
уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели
без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный
камень.
Определить его стиль. Подчеркнуть в
тексте олицетворения. Подобрать синонимы к слову неслыханная (жара). Каким
синонимом можно заменить слово рвались (вверх)?
Выписать из текста существительные, состоящие из приставки, корня, суффикса и
окончания. Сделать письменный морфологический разбор любых трех существительных
из текста.
VI .Подведение итогов.
Учитель тезисно
повторяет основные моменты урока, по ходу задавая вопросы ученикам. Оценивание
деятельности учеников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.