« Морозные узоры».
Старший дошкольный возраст.
Цель: закреплять умение составлять композицию морозных узоров. Развивать творческие способности, самостоятельность, активность, изобразительные навыки. Развивать эмоциональные качества ребенка, творческое восприятие в процессе рисования. Вызывать интерес к природным явлениям.
Материал и оборудование : мультимедийный проектор и презентация морозных узоров на оконном стекле. Лист тонированной бумаги, оформленный в виде окна, восковой мелок белого цвета, влажная салфетка – на каждого ребенка.
Музыкальное сопровождение : произведения П.И. Чайковского ; пьеса «Сладкая грёза» из «Детского альбома»; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».
Дети садятся на стулья.
Педагог : Здравствуйте, дети! Отгадайте загадку.
Лишь стукнет она
К нам в окошко снежком,
Мы санки берем
И на горку бегом!
Когда это бывает?(Зимой)
Правильно! Зима – замечательное время года. Зимой все покрыто снегом : крыши домов, земля, деревья. Я знаю, вам нравится рассматривать снежинки или оконное стекло, покрытое ледяными узорами.
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю.
Но где же снежинки? В ладошке вода!
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки – лучи …
Как видно, ладошки мои горячи. (Н. Нищева)
Ребята, представьте, что вы снежинки, разные, необычные, непохожие друг на друга. Снежинки, падая с неба на землю, кружатся в вальсе. (Звучит « Вальс снежных хлопьев».) Дети исполняют танец - импровизацию, затем садятся на стулья.
Педагог:
Снова в заботах зима – рукодельница –
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи
Белые вещи без устали вяжет :
Сонным деревьям - пушистые шапки ,
Елочкам - варежки вяжет на лапки.
Шило, вязало и очень устало!
- Ах, поскорее весна бы настала… (Е. Явецкая )
Педагог: Помогают зиме братья – зимние месяцы.
1)Назовите - ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
2)Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода, а хрупкий лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
3)Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
И бураны, и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну так что за месяц это? (Февраль)
Педагог: У меня есть еще одна загадка:
Художник – невидимка
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья.
Что же это за художник? (Н. Нищеева ) ( Мороз)
Педагог: Правильно ребята, послушайте стихотворение .
Ребенок:
Мороз – волшебник!
Это видно сразу:
Я свой альбом
Еще не открывал,
А он уже
Без кисточек,
Без красок,
Все окна
За ночь нам разрисовал! (К. Билич)
Педагог: Многие верят, что такие чудеса случаются, если в окно заглянул Дед Мороз, пролетая на волшебных санях над городом. От его холодного дыхания распускаются на стекле сказочные ледяные цветы, вырастают изящные веточки и листья. Давайте посмотрим на чудесные узоры. ( Проводится презентация узоров на оконном стекле)
Педагог: Дети, я заметила, что вам понравились узоры на стекле. А теперь предлагаю вам на несколько минут стать волшебниками и нарисовать свои морозные узоры. Для каждого я приготовила окошко. Фантазируйте и рисуйте! (Дети изображают узоры восковыми мелками. По окончанию работы они демонстрируют свои рисунки гостям .)
Педагог: Молодцы! У вас получились замечательные узоры! Сегодня вы были настоящими помощниками зимы и мороза. Надеюсь, после нашего занятия вы будете чаще замечать чудеса природы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.