МОРСКИЕ АКВАТОРИИ
Оценка 4.8

МОРСКИЕ АКВАТОРИИ

Оценка 4.8
Научные работы
docx
география +1
11 кл +1
04.03.2018
МОРСКИЕ АКВАТОРИИ
В настоящее время возросла глобальная конкуренция государств в области освоения и использования природных ресурсов и пространств Мирового океана; наблюдается рост числа международных конфликтов, в том числе связанных с морской деятельностью государств, делимитацией их морских границ. В этой проблематике важен географический аспект.
00103a37-754bbee9.docx
МОРСКИЕ АКВАТОРИИ КАК ФОКУСЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СПОРОВ. В настоящее время возросла глобальная конкуренция государств в области освоения и использования природных ресурсов и пространств Мирового океана; наблюдается рост числа   международных   конфликтов,   в   том   числе   связанных   с   морской   деятельностью государств,   делимитацией   их   морских   границ.   В   современном   мире   найдется   немного прибрежных государств, которые не имели бы в прошлом или не имеют в настоящее время спорных вопросов, касающихся разграничения своих морских пространств с соседями. В этой   проблематике   важен   географический   аспект.   Он   позволяет   проследить пространственные   различия   возникновения   спорных   ситуаций   в   акватории   Мирового океана и выявить политико­географические факторы их возникновения. Географическое изучение   морских   межгосударственных   споров   можно   провести   посредством   выбора фокусных участков. В нашей работе фокусными участками Мирового океана определены акватории   Азовского   и   Чёрного   морей.   Здесь   существуют   разногласия   по   вопросу делимитации   морских   границ   между   Украиной   и   Российской   Федерацией,   Украиной   и Румынией по поводу владения островом Змеиный и участками шельфовой зоны и др. Целью исследования стало выяснение возможностей географической интерпретации возникновения   и   развития   межгосударственных   споров   между   Украиной   и   Российской Федерацией, Румынией и другими геополитическими акторами по вопросу разграничения морской   акватории,   для   поиска   направлений   их   вероятного   мирного   разрешения.  Задачи исследования   включают   анализ   литературно­статистического   материала   по   проблематике мирного разрешения морских межгосударственных споров; выявление особенностей влияния внешних и внутригосударственных факторов развития спорных ситуаций , сравнение процесса урегулирования межгосударственных морских споров в международной практике. В качестве  методики  рассмотрения   спорных   ситуаций   в   морском   пространстве Азовского   и   Чёрного   морей   нами   выбран   типологический   подход   к   изучению   спорных ситуаций. Суть типологического изучения морских споров заключается в выяснении на основе ряда критериев характерных особенностей означенных споров. Тип спорной ситуации связан с условиями   и   факторами   её   развития.   Нами   рассмотрены   факторы   геополитического   и правового порядков в процессе возникновения морских споров. Определены направления их влияния на спорные ситуации в Черном и Азовском морях. Результаты исследований показали, что Черное и Азовское моря, всегда были центрами противостояния и геополитических конфликтов стран соседей, но после воссоединения Крыма с  Российской   Федерацией,   конфликтных   акваторий   в   означенных   фокусных   точках   стало меньше.   Морские   конфликты   возникают   чаще   всего   в   следующих   случаях:   в   связи   с неопределённостью границ территориальных морей, национальной принадлежности островов Мирового   океана,   наличием   спорных   разграничений   акватории   проливов.   Эти   конфликты идентифицируются   как   государственные,   связанные   с   посягательством   на   государственный суверенитет.   В   политической   географии   выделяются   также   конфликты,   связанные   с пространствами   морей   и   океанов,   на   которые   не   распространяется   государственный суверенитет. В эту группу конфликтов относятся споры о пределах континентального шельфа, притязания   государств   на   исключительные   зоны   рыболовства,   предотвращении   загрязнения Мирового океана и т.д. Основными критериями этих конфликтов являются площади спорных территорий   и   морских   акваторий   между   странами,   а   также   наличие   политических   и экономических   требований   конфликтующих   государств.   В   настоящее   время   все   спорные ситуации в акваториях морей рассматриваются в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В Азовском море разделение экономической и политической зоны проходит только между двумя странами Россией и Украиной, но как известно, долгие годы страны не могли достичь полного соглашения в этом вопросе. Азовское море признали внутренним морем двух стран, но с Керченским проливом достигнуть соглашения удалось только в 2012 году, договором о совместном использовании пролива. В настоящее время Украина утратила контроль   над   Керченским   проливом,   и   её   часть   акватории   Азовского   моря   стала значительно меньше. В бассейне Черного моря политический и экономический аспект его использования усложняется. Речь идёт об острове Змеиный, большая часть шельфа которого была отдана Румынии   Гаагским   судом   в   2009   году.   Экономический   аспект   использования энергоресурсов в черноморском бассейне может вызвать большой конфликт, так как на добычу ресурсов претендуют США и страны ЕС. Следует упомянуть о геополитическом аспекте использования черноморской акватории. Страны­соседи в акватории Чёрного моря очень различны. Это море всегда рассматривалось как региональное, т.е. его вопросами должны заниматься только страны, которые имеют непосредственный выход к нему. На самом деле, Черное море пытаются сделать блоковым, это связано с тем, что всё больше политических акторов проявляют геополитический, экономический и военный интерес к акватории   этого   моря.   Например,   черноморские   страны   Турция,   Румыния   и   Болгария являются членами НАТО, что существенно обостряет ситуацию. Усиление влияния НАТО в Черном море не выгодно как России, так и Турции, поскольку в этом случае Турция потеряет контроль над черноморскими проливами. В настоящее время изменяется правовой статус Черного моря, поскольку Россия за счёт Крыма расширила свою территорию и увеличила сферу геополитического влияния в черноморском бассейне. Эта ситуация стала фактором адекватного реагирования России на расширение сферы влияния НАТО на территориях и акваториях, входивших в прошлом в   сферу   влияния   бывшего   Советского   Союза.   После   воссоединения   Крыма   с   Россией произошло   укрепление   мощи   Черноморского   флота   и   усиление   охраны   сухопутных   и морских границ России с учетом проявления внешних угроз. Кроме того, в черноморской акватории   Россия   планирует   обеспечить   бесперебойную   доставку   газа   в   Турцию   по газопроводу   «Южный   поток»,   что   в   условиях   европейских   экономических   санкций   и конфликтной   ситуации   на   востоке   Украины   стало   для   Российской   Федерации   важным приоритетом экономической независимости. Выводы. Бассейны Чёрного и Азовского морей ­ это регионы, где сфокусировались   Современная многие   геополитические   и   социально­экономические   проблемы. геополитическая ситуация в указанных бассейнах ­ это сеть латентных противостояний, которые   могут   перейти   в   открытые   конфликты.   Большое   влияние   на   развитие   этих конфликтов   оказывает   устремление   причерноморских   государств   к   развитию   добычи энергоресурсов. Черноморский регион вызывает большой экономический интерес Запада, так как является стратегическим путем транспортировки энергоресурсов из России и стран Средней Азии в Европу. В Черном море сформировано противостояние интересов Востока и Запада, России и стран НАТО.

МОРСКИЕ АКВАТОРИИ

МОРСКИЕ АКВАТОРИИ

МОРСКИЕ АКВАТОРИИ

МОРСКИЕ АКВАТОРИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018