В настоящее время возросла глобальная конкуренция государств в области освоения и использования природных ресурсов и пространств Мирового океана; наблюдается рост числа международных конфликтов, в том числе связанных с морской деятельностью государств, делимитацией их морских границ. В этой проблематике важен географический аспект.
00103a37-754bbee9.docx
МОРСКИЕ АКВАТОРИИ КАК ФОКУСЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СПОРОВ.
В настоящее время возросла глобальная конкуренция государств в области освоения
и использования природных ресурсов и пространств Мирового океана; наблюдается рост
числа международных конфликтов, в том числе связанных с морской деятельностью
государств, делимитацией их морских границ. В современном мире найдется немного
прибрежных государств, которые не имели бы в прошлом или не имеют в настоящее время
спорных вопросов, касающихся разграничения своих морских пространств с соседями. В
этой проблематике важен географический аспект. Он позволяет проследить
пространственные различия возникновения спорных ситуаций в акватории Мирового
океана и выявить политикогеографические факторы их возникновения. Географическое
изучение морских межгосударственных споров можно провести посредством выбора
фокусных участков. В нашей работе фокусными участками Мирового океана определены
акватории Азовского и Чёрного морей. Здесь существуют разногласия по вопросу
делимитации морских границ между Украиной и Российской Федерацией, Украиной и
Румынией по поводу владения островом Змеиный и участками шельфовой зоны и др.
Целью исследования стало выяснение возможностей географической интерпретации
возникновения и развития межгосударственных споров между Украиной и Российской
Федерацией, Румынией и другими геополитическими акторами по вопросу разграничения
морской акватории, для поиска направлений их вероятного мирного разрешения. Задачи
исследования включают анализ литературностатистического материала по проблематике
мирного разрешения морских межгосударственных споров; выявление особенностей влияния
внешних и внутригосударственных факторов развития спорных ситуаций , сравнение процесса
урегулирования межгосударственных морских споров в международной практике.
В качестве методики рассмотрения спорных ситуаций в морском пространстве
Азовского и Чёрного морей нами выбран типологический подход к изучению спорных
ситуаций. Суть типологического изучения морских споров заключается в выяснении на основе
ряда критериев характерных особенностей означенных споров. Тип спорной ситуации связан с
условиями и факторами её развития. Нами рассмотрены факторы геополитического и
правового порядков в процессе возникновения морских споров. Определены направления
их влияния на спорные ситуации в Черном и Азовском морях.
Результаты исследований показали, что Черное и Азовское моря, всегда были центрами
противостояния и геополитических конфликтов стран соседей, но после воссоединения Крыма
с Российской Федерацией, конфликтных акваторий в означенных фокусных точках стало
меньше. Морские конфликты возникают чаще всего в следующих случаях: в связи с
неопределённостью границ территориальных морей, национальной принадлежности островов
Мирового океана, наличием спорных разграничений акватории проливов. Эти конфликты
идентифицируются как государственные, связанные с посягательством на государственный
суверенитет. В политической географии выделяются также конфликты, связанные с
пространствами морей и океанов, на которые не распространяется государственный
суверенитет. В эту группу конфликтов относятся споры о пределах континентального шельфа,
притязания государств на исключительные зоны рыболовства, предотвращении загрязнения
Мирового океана и т.д. Основными критериями этих конфликтов являются площади спорных
территорий и морских акваторий между странами, а также наличие политических и
экономических требований конфликтующих государств. В настоящее время все спорные
ситуации в акваториях морей рассматриваются в рамках Конвенции ООН по морскому праву
1982 года.
В Азовском море разделение экономической и политической зоны проходит только
между двумя странами Россией и Украиной, но как известно, долгие годы страны не могли достичь полного соглашения в этом вопросе. Азовское море признали внутренним морем
двух стран, но с Керченским проливом достигнуть соглашения удалось только в 2012 году,
договором о совместном использовании пролива. В настоящее время Украина утратила
контроль над Керченским проливом, и её часть акватории Азовского моря стала
значительно меньше.
В бассейне Черного моря политический и экономический аспект его использования
усложняется. Речь идёт об острове Змеиный, большая часть шельфа которого была отдана
Румынии Гаагским судом в 2009 году. Экономический аспект использования
энергоресурсов в черноморском бассейне может вызвать большой конфликт, так как на
добычу ресурсов претендуют США и страны ЕС. Следует упомянуть о геополитическом
аспекте использования черноморской акватории. Странысоседи в акватории Чёрного моря
очень различны. Это море всегда рассматривалось как региональное, т.е. его вопросами
должны заниматься только страны, которые имеют непосредственный выход к нему. На
самом деле, Черное море пытаются сделать блоковым, это связано с тем, что всё больше
политических акторов проявляют геополитический, экономический и военный интерес к
акватории этого моря. Например, черноморские страны Турция, Румыния и Болгария
являются членами НАТО, что существенно обостряет ситуацию. Усиление влияния НАТО
в Черном море не выгодно как России, так и Турции, поскольку в этом случае Турция
потеряет контроль над черноморскими проливами.
В настоящее время изменяется правовой статус Черного моря, поскольку Россия за
счёт Крыма расширила свою территорию и увеличила сферу геополитического влияния в
черноморском бассейне. Эта ситуация стала фактором адекватного реагирования России
на расширение сферы влияния НАТО на территориях и акваториях, входивших в прошлом
в сферу влияния бывшего Советского Союза. После воссоединения Крыма с Россией
произошло укрепление мощи Черноморского флота и усиление охраны сухопутных и
морских границ России с учетом проявления внешних угроз. Кроме того, в черноморской
акватории Россия планирует обеспечить бесперебойную доставку газа в Турцию по
газопроводу «Южный поток», что в условиях европейских экономических санкций и
конфликтной ситуации на востоке Украины стало для Российской Федерации важным
приоритетом экономической независимости.
Выводы. Бассейны Чёрного и Азовского морей это регионы, где сфокусировались
Современная
многие геополитические и социальноэкономические проблемы.
геополитическая ситуация в указанных бассейнах это сеть латентных противостояний,
которые могут перейти в открытые конфликты. Большое влияние на развитие этих
конфликтов оказывает устремление причерноморских государств к развитию добычи
энергоресурсов. Черноморский регион вызывает большой экономический интерес Запада,
так как является стратегическим путем транспортировки энергоресурсов из России и стран
Средней Азии в Европу. В Черном море сформировано противостояние интересов Востока
и Запада, России и стран НАТО.
МОРСКИЕ АКВАТОРИИ
МОРСКИЕ АКВАТОРИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.