1
Мотивация на уроках русского языка и литературы м внеурочной деятельности
Учителя русского языка и литературы, МБОУ СОШ №142 Гахарии Татьяны Васильевны.
Если заглянуть в толкование слова «мотивация», то увидим, что оно произошло от французского motif – «побудительная сила» от латинского – «приводить в движение, толкать»; то есть это необходимое средство, которым можно двигать учебный процесс, побуждать ребёнка к неким действиям, может быть, к творческой деятельности вне урока, с помощью которых достигать целей урока в изучении темы по предмету.
Другими словами, пробудить интерес у обучающихся к предмету и вынудить его сотрудничать с учителем, совместно решая общие задачи, делать выводы и реализовывать свои возможности, проявляя те необходимые универсальные учебные действия, о которых мы так много говорим, выполняя программы ФГОС.
Использование мотивации сегодня обусловлено, во - первых, обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
А во – вторых, социальный заказ общества образованию, школе направлен на качество обучения и воспитания в целом.
Поэтому каждый учитель, по моему мнению, в своей созданной педсистеме, урочной или внеурочной, стремится не только создать условия для формирования положительной учебной мотивации своих воспитанников, но и создает почву для дальнейшего её развития у школьников.
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится нам работать, в непростых современных условиях: будь то дистанционное обучение, или очное с бесконечным хождением по классам, создающим дискомфорт; но и самая интересная, ведь в основе мотивации лежит познавательный интерес ребенка. Таким образом, для меня мотивация – это движущая сила, а также мотивация к вдохновению и успеху: в маленьких каждодневных порциях на обычных уроках, это те изюминки, которые получаются и дают возможность «не выгореть», находить радость в серых буднях, испытывать удовлетворение от совместного труда и общения с детьми.
2
хочется сказать - это Первая изюминка, о которой мини- проекты, созданные продукты на уроке и дома, иные возникают спонтанно из сложившейся ситуации на уроке, из возникшего настроения, совпадения жизненных моментов и настроения учителя и ребят, необходимо только эти моменты уловить или понять и услышать или увидеть. Так возник мини - проект домашнего задания «Первый снег» - который я задала в качестве варианта. Внезапно дети на перемене увидели падающий огромными хлопьями снег, припав к окну, долго наблюдали картину наступления зимы, которая очаровала их своей таинственной красотой и естественностью. Мне пришла идея предложить ребятам написать то, что они увидели дома в стихах. И практически весь класс написал стишки, благодаря которым получился урок- концерт, урок развития речи. Пятиклассники выходили и, впервые создав свои «шедевры», пытались передать восхищения по поводу увиденного за окном, впечатления неописуемой красоты крупных пушистых снежинок, увлекаемых в вихре танца метели. Вместе с неумелыми первыми строчками
Они получили возможность изложить это на бумаге, то чувство вдохновения и творчества, о котором писала Ахматова, описывая «тайны ремесла», и психологию творческого процесса в стихотворении «Творчество».
И «… легких рифм сигнальные звоночки…» прозвучали в классе. Преодолевая робость, дети делились первыми в своей жизни созданными поэтическими строчками, с гордостью, вынося их на суд своих одноклассников, пытаясь передать свои испытанные чувства прекрасного и уже смотрели на себя и ровесников другими глазами:
Снежинки пушистые с неба летят
«Зима наступает!» - сказать нам хотят.
Всё люди одеться спешат потеплей
Ведь больше не будет таких тёплых дней.
Но будут другие чудесные дни, когда мы из шкафа достанем коньки
И дружно по льду побежим мы вдвоём …
Мы будем с тобою мечтать обо всем! -
Доверяет нам своё внутреннее душевное состояние Щепина Анастасия. Первый снег!
Как неожиданно он выпал,
И как долго мы ждали его.
3
Все люди по-разному воспринимают
И даже переживают приход зимы,
Но первый снег никого не может оставить равнодушным,
Потому -что всё вокруг сразу же преображается,
Становится светлым, чистым, и праздничным!
Белым стихом воспользовавшись, выражает обшие чувства восторга пятиклассников от неожиданного преображения природы Полина Борисова, у нее недавно умерла мама, и может быть, это чувство помогает ей выйти из детской депрессии и избавится от тоски…
И уже более уверенно извещает нас о великолепии наступления зимы, употребляя средство выразительности поэтической речи, сравнительный оборот, «отличница» Даша Гущина:
Что за чудная картина,
Первый снегопад!
Снег кружится и летает
Засыпая город- град!
Словно белым покрывалом
Укрывает все дома.
Этот первый снег растает,
Вовсе не беда!
Ведь в свои права вступает,
Зимушка – зима! ..
В классе на уроке, таким образом, мною подготовлена была «почва», и поэтому, когда я предложила «космическую» тему для творчества, ребята отозвались легко и те, кто встречен был аплодисментами, снова творили, может на семейном совете, потому что площадкой для выступлений уже была школа и возможность послать свою работу на город.
Участие в 3-х номинациях: создание видеоролика и чтение наизусть, проза и стихи собственного сочинения- это плод, рождённый от первых «поэтических всходов»: (стихи и проза о космосе)
4
Здесь и детские представления о советском Герое – космонавте Юрии Гагарине, его природной скромности: (та же Гущиной Дарьи , 5Б класс)
…Разведал мир о Юре, простом, весёлом парне
И стала им гордиться советская страна,
А он, всегда смущаясь, говорит спокойно:
«Не подвиг это вовсе, работа лишь моя!
В наивных детских строчках мы видим попытку осмысления совершённого открытия (Щепиной Анастасией) :
Проделав петлю в необъятном пространстве,
Простой паренёк, новый взгляд подарил:
Исследуя бездну, он всем доказал нам,
И в мире открытий новый путь озарил…
В следующих строчках пятиклассника Кости Андреева я слышу готовность для больших дел и детское желание быть похожим на героя той далекой для них уже социалистической эпохи:
Я хочу быть, как Гагарин!..
Чтоб увидеть нашу Землю с высоты небесных тел!
Чтоб оставить своё имя в списке самых лучших дел!..
Ну а романтическая девочка Маша Ольховская, дочка погибшего героя Чеченкой войны, поведала мне о взрослом разговоре мальчика с наставником.
В поучительном диалоге, девочка, копируя детских писателей и поэтов, повествует о том, как стать обыкновенному мальчишке космонавтом, и, умудренная опытом, подражая взрослым, напоминает о трудности любого выбранного пути, ведущего к Славе:
Во - первых, готовиться надо с самого детства,
Чтоб по орбите летать;
Второй пункт: читай космонавтики книжки
Газеты, рассказы читай;
Продолжу я в третьем…
…Мечтай и - к просторам лети!
5
В этих четверостишиях, дети показывают своё «я», свой внутренний мир, который становится ближе и понятнее мне, как учителю, и чувствуешь
сопричастность в маленьком росте маленького человека, в его формировании внутреннего мира, желаниях, философских размышлений, а также стремлениях детской души понять, принять мир и двигаться вместе с ним вперёд.
Вторая изюминка, которая, наверняка вам известна, это «Цитата к рисункам прочитанных произведений» на уроках литературы. Несмотря на свою простоту и уже долголетие данной идеи, пробуждающей интерес к предмету, всё новые стороны видятся м в данном сотворчестве: консультации по поводу выбранного сюжета, подборки цитат – ведь это и есть то деловое общение и сотрудничество, о котором мы говорим как учителя- предметники. Далее, эти мини - проекты отрабатываются на уроках литературы, затем из них выливается следующая форма работы – это большие выставки, выходящие на уровень всей школы, так ладно вписывающиеся в предметные недели русского языка и литературы, об эстетическом воздействии которых, наверное, не нужно спорить или говорить о несомненности положительного влияния на создание той мотивации для чтения книг, о которой мы непрестанно говорим. Обратная связь и рефлексия, реализации своего «я» также с успехом имеют место здесь быть. (Смотри приложение №2). Например, насколько дети переживали трагедию Герасимаи Муму в рассказе И.С. Тургенева, во многом
мне помогли понять их рисунки с выбранными цитатами и сюжетами:
«Вдруг ему показалось, что что - то барахтается в тине у самого берега…» Начало истории, а вместе с тем и желание детей, готовность броситься на помощь попавшему в беду беззащитному существу – вот главный мотив детского изображённого сюжета далёкого по времени, но близкого по восприятию произведения 19 века, изображающего чудовищную несправедливость крепостничества и готовность изменить мир к лучшему!
6
7
«Всю ночь Герасим возился с Муму, укладывая её и обтирая и заснул, наконец, сам возле неё каким- то радостным и тихим сном...»
Глубокое переживание за судьбу героя рассказа чувствуется в широкоформатном представлении данного момента: беззаботный сон, во время которого изображённые герои счастливы, а также подчёркнута «недолговременность» этого «счастия», как попытка ребенка продлить его как можно дольше, словно откладывая трагические события и восклицая: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!» Девочка выплескивает своё отношение к поступкам барыни, которые дети тоже восприняли серьёзно и отнеслись к этому как непоправимой утрате, непременно осудив за её чудовищную злобу к своим крестьянам. Своим рисунком Манжола Маша, ученица 5 б класса, утверждает умиротворение и покой в судьбе героя, желая хоть каким - то образом помочь ему. Пересматривая и перечитывая вместе с детьми эти строчки, во время защиты мини - проектов, невольно думаешь, что, может быть, это не совсем потерянное поколение, погрязшее в электронных играх и пустых и бесполезных «видюшках с ютюба», ведь у этих детей, среди равнодушия и потребительства пробиваются росточки сопереживания и потребности торжества добра и справедливости.
8
9
Глядя на данный сюжет, знакомый еще со времён пионерской юности, тоже испытываешь положительные эмоции, во – первых, потому что дети 5 класса читают не только рассказы, но и повести, забегая вперёд по возрасту; во – вторых, выбирают романтических героев, свято верящих в свою мечту и любовь; прошедших через все невзгоды и унижения, идущих к ней навстречу. Хочется не только процитировать, но и торжественно пропеть любимые строчки из песни, созвучные содержанию повести, вспомнив «орлятский круг» и песни под гитару: «Ребята, надо верить в чудеса, когда - нибудь весенним утром ранним над океаном алые взметнутся паруса и скрипка пропоёт над океаном…» - что мы с удовольствием и проделали на защите данного проекта в классе.
К сожалению, цитату к данному рисунку девочка написала с обратной стороны, но легко догадаться, о чем были данные строчки из русско- народной сказки о «Лягушке- царевне». Очень яркие краски и чётко изображённые моменты превращения и волшебства…Невольно задумываешься о вечности народной русской сказки и понимаешь, насколько
10
11
прав был русский поэт- сказочник – Александр Сергеевич Пушкин, впитавший с самого детства мелодию и таинство русской речи, премудрости, живости родного русского слова, когда он восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А также приходишь к мысли, что сколько бы ни было лет сказкам, они будут вечно читаемы и также проникновенно действенными на детские души, которые всегда будут оставаться непримиримыми к зависти, жадности несправедливости и будут тянуться к свету, ибо волшебство, которое покоряет даже взрослых людей, способных, как Лев Толстой сохранить в своей душе тайную веру в добро и справедливость, свершается во имя торжества Любви на всей русской Земле…Третьей моей изюминкой, относящейся к внеурочной деятельности, которой хотелось бы поделиться с моими коллегами является создание Клуба «Юность». Он явился результатом общения и сотрудничества с библиотекарем Ниной Викторовной Черноволовой из библиотеки имени Светлова. Мы собирались один раз в месяц, на различные мероприятия, которые неразрывно связаны с книгой. В течение 2 х лет нами отработаны и испробованы такие формы деятельности в работе с детьми, как интеллектуальная игра, связанная с пропагандой здорового образа жизни, приуроченная ко всемирному Дню Здоровья, которая начиналась проблемным вопросом: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, а здоровье потерял – все потерял». Почему так говорят? ( см рис 3.1.3.2. ) Ребята в игровой форме говорили о полезных и вредных продуктах, рассказывали о своих увлечениях спортивных, в итоге угощались чаем с яблоками и делились впечатлениями . рис 3.3
3.2
3.1
Вторая форма - это встречи- встреча с наркологом района и служащим церкви были очень интересны детям, так как это было живое общение со специалистами, которым можно было задать вопросы и получить профессиональные ответы подросткам, которые никому и ничему не верят в этом возрасте:
Ребят поразили статистические данные нарколога, а также практические мотивированные советы, почему нужно отказаться, когда тебе впервые предлагают сигарету, узнали какие книги можно прочитать в этом направлении, в том числе и художественные, показывающие жизнь сверстников. Дискуссия «жизнь как чудо» со служащим церкви с.Луговое, показала детям, как важно в жизни выбрать профессию или дело по душе, насколько человек бывает счастлив от того, с чем приходится сталкиваться каждый день, с интересом узнали его историю становления на путь служения Богу.
3.6
3.7
Тейбл – ток в переводе «застольная беседа» - такая форма занятия нашла у нас под названием «Путешествие в страну прав» ко Всероссийскому дню правовой помощи детям , которая проходит в ноябре. Эпиграфом были выбраны такие слова - «Если ты отступишь от права, то потеряешь дорогу!» Они убедили ребят, которые ужи вступали в пору правовой ответственности, в необходимости выполнять обязанности перед обществом, в котором они живут и изучать право в школе.
Встреча с ветераном войны, слайд – путешествие «Сатира и юмор военных лет» и другое, связанное с книгами практические занятия, литературное турне помогали также подготовиться и к письменному экзамену по русскому языку, потому что нравственные категории о мужестве, стойкости и героизме человека и конкретных примеры ребята – выпускники, многие на пробниках брали из предложенного на клубных занятиях материала:
3.5
3.9
3.10
Подтверждением пользы с мотивирующим эффектом от создания данного клуба мы почувствовали, когда получили сертификаты за участие в областном конкурсе «Дети читают», где необходимо было прочитать современную прозу о подростках и написать отзыв на прочитанное произведение: «Передо мной книга «Три твоих имени». Прочитав её, я поняла, насколько всё непрочно в этом мире. Мы можем составлять свои планы, мечтать, но жизнь порой беспощадная, несправедливая, а на самом деле просто непредсказуемая, постоянно вносит свои коррективы. Жизненные ситуации бывают ужасные, а бывают приятные, и мы над этим не властны» к такому выводу приходит одна из участниц данного конкурса, Дегтярёва Вика.
ние, многие это делали впервые - читали современную прозу, а тем более, писали отзыв, а затем, конечно же , нетерпением ждали результатов.
Таким образом, я убеждена, что мотивация к предметам русского языка и литературы может осуществляться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, принося неоценимую пользу как в изучении предметов, чтении художественной литературы, так и подготовке к устном и письменным государственным экзаменам по русскому языку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.