Мотивация на уроках русского языка и литературы и внеурочной деятельности
Оценка 5

Мотивация на уроках русского языка и литературы и внеурочной деятельности

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
СCУЗ, ВУЗ
21.03.2021
Мотивация на уроках русского языка и литературы и  внеурочной деятельности
стихи на уроках русского, иллюстрации с цитататами, клуб "Юность"
я мотивирую.docx

1

Мотивация на уроках русского языка и литературы м внеурочной деятельности

Учителя русского языка и литературы, МБОУ СОШ №142 Гахарии Татьяны Васильевны.

Если заглянуть в толкование слова «мотивация», то увидим, что оно произошло от французского   motif – «побудительная сила» от латинского – «приводить в движение, толкать»; то есть это необходимое средство, которым можно двигать учебный процесс, побуждать ребёнка к неким действиям, может быть, к творческой деятельности вне урока, с помощью которых достигать целей урока в изучении темы по предмету.

 Другими словами, пробудить интерес у обучающихся к предмету и вынудить его сотрудничать с учителем, совместно решая общие задачи, делать выводы и реализовывать свои возможности, проявляя те необходимые универсальные учебные действия, о которых мы так много говорим, выполняя программы ФГОС.

Использование мотивации сегодня обусловлено, во - первых, обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

А во – вторых, социальный заказ общества образованию, школе направлен на качество обучения и воспитания в целом.

Поэтому каждый учитель, по моему мнению, в своей созданной педсистеме, урочной или внеурочной, стремится не только создать условия для формирования положительной учебной мотивации своих воспитанников, но и создает почву для дальнейшего её развития у школьников.

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится нам работать, в непростых современных условиях: будь то дистанционное обучение, или очное с бесконечным хождением по классам, создающим дискомфорт; но и самая интересная, ведь в основе мотивации лежит познавательный интерес ребенка. Таким образом, для меня мотивация – это движущая сила, а также мотивация к вдохновению и успеху: в маленьких каждодневных порциях на обычных уроках, это те изюминки, которые получаются и дают возможность «не выгореть», находить радость в серых буднях, испытывать удовлетворение от совместного труда и общения с детьми.                                                

 

2

хочется сказать - это Первая изюминка, о которой мини- проекты, созданные продукты на уроке и дома, иные возникают спонтанно из сложившейся ситуации на уроке, из возникшего настроения, совпадения жизненных моментов и настроения учителя и ребят, необходимо только эти моменты уловить или понять и услышать или увидеть. Так возник мини - проект домашнего задания «Первый снег» - который я задала в качестве варианта.  Внезапно дети на перемене увидели падающий огромными хлопьями снег, припав к окну, долго наблюдали картину наступления зимы, которая очаровала их своей таинственной красотой и естественностью. Мне пришла идея предложить ребятам написать то, что они увидели дома в стихах. И практически весь класс написал стишки, благодаря которым получился урок- концерт, урок развития речи. Пятиклассники выходили и, впервые создав свои «шедевры», пытались передать восхищения по поводу увиденного за окном, впечатления неописуемой красоты крупных пушистых снежинок, увлекаемых в вихре танца метели. Вместе с неумелыми первыми строчками

Они получили возможность изложить это на бумаге, то чувство вдохновения и творчества, о котором писала Ахматова, описывая «тайны ремесла», и психологию творческого процесса в стихотворении «Творчество».

 И «… легких рифм сигнальные звоночки…» прозвучали в классе. Преодолевая робость, дети делились первыми в своей жизни созданными поэтическими строчками, с гордостью, вынося их на суд своих одноклассников, пытаясь передать свои испытанные чувства прекрасного и уже смотрели на себя и ровесников другими глазами:

Снежинки пушистые с неба летят

«Зима наступает!»  - сказать нам хотят.

Всё люди одеться спешат потеплей

Ведь больше не будет таких тёплых дней.

Но будут другие чудесные дни, когда мы из шкафа достанем коньки

И дружно по льду побежим мы вдвоём …

Мы будем с тобою мечтать обо всем! -

Доверяет нам своё внутреннее душевное состояние Щепина Анастасия. Первый снег!

Как неожиданно он выпал,

И как долго мы ждали его.

3

Все люди по-разному воспринимают

 И даже переживают приход зимы,

Но первый снег никого не может оставить равнодушным,

Потому -что всё вокруг сразу же преображается,

 Становится светлым, чистым, и праздничным!

Белым стихом воспользовавшись, выражает обшие чувства восторга пятиклассников от неожиданного преображения природы Полина Борисова, у нее недавно умерла мама, и может быть, это чувство помогает ей выйти из детской депрессии и избавится от тоски…

И уже более уверенно извещает нас о великолепии наступления зимы, употребляя средство выразительности поэтической речи, сравнительный оборот, «отличница» Даша Гущина:

Что за чудная картина,

Первый снегопад!

Снег кружится и летает

Засыпая город- град!

Словно белым покрывалом

Укрывает все дома.

Этот первый снег растает,

Вовсе не беда!

Ведь в свои права вступает,

Зимушка – зима! ..  

В классе на уроке, таким образом, мною подготовлена была «почва», и поэтому, когда я предложила «космическую» тему для творчества, ребята отозвались легко и те, кто встречен был аплодисментами, снова творили, может на семейном совете, потому что площадкой для выступлений уже была школа и возможность послать свою работу на город.

Участие в 3-х номинациях: создание видеоролика и чтение наизусть, проза и стихи собственного сочинения- это плод, рождённый от первых «поэтических всходов»: (стихи и проза о космосе)

 

4

Здесь и детские представления о советском Герое – космонавте Юрии Гагарине, его природной скромности: (та же Гущиной  Дарьи , 5Б класс)

…Разведал мир о Юре, простом, весёлом парне

И стала им гордиться советская страна,

А он, всегда смущаясь, говорит спокойно:

«Не подвиг это вовсе, работа лишь моя!

В наивных детских строчках мы видим попытку   осмысления совершённого открытия (Щепиной Анастасией) :

Проделав петлю в необъятном пространстве,

Простой паренёк, новый взгляд подарил:

Исследуя бездну, он всем доказал нам,

И в мире открытий новый путь озарил…

В следующих строчках  пятиклассника Кости Андреева я  слышу готовность для больших дел и детское желание быть похожим на героя той далекой для них уже социалистической  эпохи:

Я хочу быть, как Гагарин!..

Чтоб увидеть нашу Землю с высоты небесных тел!

Чтоб оставить своё имя в списке самых лучших дел!..

Ну а романтическая девочка Маша Ольховская, дочка погибшего героя Чеченкой войны, поведала мне о взрослом разговоре мальчика с наставником.

В поучительном диалоге, девочка, копируя детских писателей и поэтов, повествует о том, как стать обыкновенному мальчишке космонавтом, и,  умудренная опытом, подражая взрослым, напоминает о трудности любого выбранного пути, ведущего к Славе:

Во - первых, готовиться надо с самого детства,

Чтоб по орбите летать;

Второй пункт: читай космонавтики книжки

Газеты, рассказы читай;

Продолжу я в третьем…

…Мечтай и -  к просторам лети!

5

В этих четверостишиях, дети показывают своё «я», свой внутренний мир, который становится ближе и понятнее мне, как учителю, и чувствуешь

сопричастность в маленьком росте маленького человека, в его формировании внутреннего мира, желаниях, философских   размышлений, а также стремлениях детской души понять, принять мир и двигаться вместе с ним вперёд.

Вторая изюминка, которая, наверняка вам известна, это «Цитата к рисункам прочитанных произведений» на уроках литературы. Несмотря на свою простоту и уже долголетие данной идеи, пробуждающей интерес к предмету, всё новые стороны видятся м в данном сотворчестве: консультации по поводу выбранного сюжета, подборки цитат – ведь это и есть то деловое общение и сотрудничество, о котором мы говорим как учителя- предметники. Далее, эти мини - проекты отрабатываются на уроках литературы, затем из них выливается следующая форма работы – это большие выставки, выходящие на уровень всей школы, так ладно вписывающиеся в предметные недели русского языка и литературы, об эстетическом   воздействии   которых, наверное, не нужно спорить или говорить о несомненности положительного влияния на создание той мотивации для чтения книг, о которой мы непрестанно говорим. Обратная связь и рефлексия, реализации своего «я» также с успехом имеют место здесь быть. (Смотри приложение №2). Например, насколько дети переживали трагедию Герасимаи Муму в рассказе  И.С. Тургенева, во многом

 

 

мне помогли понять их рисунки с выбранными цитатами и сюжетами:

«Вдруг ему показалось, что что - то барахтается в тине у самого берега…» Начало истории, а вместе с тем и желание детей, готовность броситься на помощь попавшему в беду беззащитному существу – вот главный мотив детского изображённого сюжета далёкого по времени, но близкого по восприятию произведения 19 века, изображающего чудовищную несправедливость крепостничества и готовность изменить мир к лучшему!

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

7

«Всю ночь Герасим возился с Муму, укладывая её и обтирая и заснул, наконец, сам возле неё каким- то радостным и тихим сном...»

Глубокое переживание за судьбу героя рассказа чувствуется в широкоформатном представлении данного момента: беззаботный сон, во время которого изображённые герои счастливы, а также подчёркнута «недолговременность» этого «счастия», как попытка ребенка продлить его как можно дольше, словно откладывая трагические события и восклицая: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!» Девочка выплескивает своё отношение к поступкам барыни, которые дети тоже восприняли серьёзно и отнеслись к этому как непоправимой утрате, непременно осудив за её чудовищную злобу к своим крестьянам. Своим рисунком  Манжола Маша, ученица 5 б класса, утверждает умиротворение и покой в судьбе героя, желая хоть каким - то образом помочь ему. Пересматривая и перечитывая вместе с детьми эти строчки, во время защиты мини - проектов, невольно думаешь, что, может быть, это не совсем потерянное поколение, погрязшее в электронных играх и пустых и бесполезных «видюшках с ютюба», ведь у этих детей, среди равнодушия и потребительства пробиваются росточки сопереживания и потребности торжества добра и справедливости.

8

 

9

Глядя на данный сюжет, знакомый еще со времён пионерской юности, тоже испытываешь положительные эмоции, во – первых, потому что дети 5 класса читают не только рассказы, но и повести, забегая вперёд по возрасту; во – вторых, выбирают романтических героев, свято верящих в свою мечту и любовь; прошедших через все невзгоды и унижения, идущих к ней навстречу. Хочется не только процитировать, но и торжественно пропеть любимые строчки из песни, созвучные содержанию повести, вспомнив «орлятский круг» и песни под гитару: «Ребята, надо верить в чудеса, когда - нибудь весенним утром ранним над океаном алые взметнутся паруса и скрипка пропоёт над океаном…» - что мы с удовольствием и проделали на защите данного проекта в классе.

К сожалению, цитату к данному рисунку девочка написала с обратной стороны, но легко догадаться, о чем были данные строчки из русско- народной сказки о «Лягушке- царевне». Очень яркие краски и чётко изображённые моменты превращения и волшебства…Невольно задумываешься о вечности народной русской сказки и понимаешь, насколько

10

 

11

прав был русский поэт- сказочник – Александр Сергеевич Пушкин, впитавший с самого детства мелодию и таинство русской речи, премудрости, живости родного русского слова, когда он восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А также приходишь к мысли, что сколько бы ни было лет сказкам, они будут вечно читаемы и также проникновенно действенными на детские души, которые всегда будут оставаться непримиримыми к зависти, жадности несправедливости и будут тянуться к свету, ибо волшебство, которое покоряет даже взрослых людей, способных, как Лев Толстой сохранить в своей душе тайную веру в добро и справедливость, свершается во имя торжества Любви на всей русской Земле…Третьей моей изюминкой, относящейся к внеурочной деятельности, которой хотелось бы поделиться с моими коллегами является создание Клуба «Юность». Он явился результатом общения и сотрудничества с библиотекарем Ниной Викторовной Черноволовой из библиотеки имени Светлова. Мы собирались один раз в месяц, на различные мероприятия, которые неразрывно связаны с книгой. В течение 2 х лет нами отработаны и испробованы такие формы деятельности в работе с детьми, как интеллектуальная игра, связанная с пропагандой здорового образа жизни, приуроченная ко всемирному Дню Здоровья, которая начиналась проблемным вопросом: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, а здоровье потерял – все потерял». Почему так говорят? ( см рис 3.1.3.2. ) Ребята в игровой форме говорили о полезных и вредных продуктах, рассказывали о своих увлечениях спортивных, в итоге угощались чаем с яблоками и делились впечатлениями . рис 3.3

 

 3.2

3.1

 

 

 

Вторая форма - это встречи- встреча с наркологом района и служащим церкви были очень интересны детям, так как это было живое общение со специалистами, которым можно было задать вопросы и получить профессиональные ответы подросткам, которые никому и ничему не верят в этом возрасте:

 

 

 

Ребят поразили статистические данные нарколога, а также практические мотивированные советы, почему нужно отказаться, когда тебе впервые предлагают сигарету, узнали какие книги можно прочитать в этом направлении, в том числе и художественные, показывающие жизнь сверстников. Дискуссия «жизнь как чудо» со служащим церкви с.Луговое, показала детям, как важно в жизни выбрать профессию или дело по душе, насколько человек бывает счастлив от того, с чем приходится сталкиваться каждый день, с интересом узнали его историю становления на путь служения Богу.

3.6

3.7

 Тейбл – ток в переводе «застольная беседа» - такая форма занятия нашла у нас под названием «Путешествие в страну прав» ко Всероссийскому дню правовой помощи детям , которая проходит в ноябре. Эпиграфом были выбраны такие слова - «Если ты отступишь от права, то потеряешь дорогу!» Они убедили ребят, которые ужи вступали в пору правовой ответственности, в необходимости выполнять обязанности перед обществом, в котором они живут и изучать право в школе.

Встреча с ветераном войны, слайд – путешествие «Сатира и юмор военных лет» и другое, связанное с книгами практические занятия, литературное турне помогали также подготовиться и к письменному экзамену по русскому языку, потому что нравственные категории о мужестве, стойкости и героизме человека и конкретных примеры ребята – выпускники, многие на пробниках брали из предложенного на клубных занятиях материала:

 

 

 

 3.5

3.9

 3.10

 

Подтверждением пользы с мотивирующим эффектом от создания данного клуба мы почувствовали, когда получили сертификаты за участие в областном конкурсе «Дети читают», где необходимо было   прочитать современную прозу о подростках и написать отзыв на прочитанное произведение: «Передо мной книга «Три твоих имени». Прочитав её, я поняла, насколько всё непрочно в этом мире. Мы можем составлять свои планы, мечтать, но жизнь порой беспощадная, несправедливая, а на самом деле просто непредсказуемая, постоянно вносит свои коррективы. Жизненные ситуации бывают ужасные, а бывают приятные, и мы над этим не властны» к такому выводу приходит  одна из участниц данного конкурса, Дегтярёва Вика.

ние, многие это делали впервые - читали современную прозу, а тем более, писали отзыв, а затем, конечно же , нетерпением  ждали результатов.

 

 

Таким образом, я убеждена, что мотивация к предметам русского языка и литературы может осуществляться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, принося неоценимую пользу как в изучении предметов, чтении художественной литературы, так и подготовке к устном и письменным государственным экзаменам по русскому языку.


 

Мотивация на уроках русского языка и литературы м внеурочной деятельности

Мотивация на уроках русского языка и литературы м внеурочной деятельности

Первая изюминка, о которой мини- проекты , созданные продукты на уроке и дома, иные возникают спонтанно из сложившейся ситуации на уроке, из возникшего настроения, совпадения…

Первая изюминка, о которой мини- проекты , созданные продукты на уроке и дома, иные возникают спонтанно из сложившейся ситуации на уроке, из возникшего настроения, совпадения…

Все люди по-разному воспринимают

Все люди по-разному воспринимают

Здесь и детские представления о советском

Здесь и детские представления о советском

В этих четверостишиях, дети показывают своё «я», свой внутренний мир, который становится ближе и понятнее мне, как учителю, и чувствуешь сопричастность в маленьком росте маленького…

В этих четверостишиях, дети показывают своё «я», свой внутренний мир, который становится ближе и понятнее мне, как учителю, и чувствуешь сопричастность в маленьком росте маленького…

Вдруг ему показалось, что что - то барахтается в тине у самого берега…»

Вдруг ему показалось, что что - то барахтается в тине у самого берега…»

Всю ночь Герасим возился с Муму, укладывая её и обтирая и заснул, наконец, сам возле неё каким- то радостным и тихим сном

Всю ночь Герасим возился с Муму, укладывая её и обтирая и заснул, наконец, сам возле неё каким- то радостным и тихим сном

равнодушия и потребительства пробиваются росточки сопереживания и потребности торжества добра и справедливости. 8

равнодушия и потребительства пробиваются росточки сопереживания и потребности торжества добра и справедливости. 8

Глядя на данный сюжет, знакомый еще со времён пионерской юности, тоже испытываешь положительные эмоции, во – первых, потому что дети 5 класса читают не только…

Глядя на данный сюжет, знакомый еще со времён пионерской юности, тоже испытываешь положительные эмоции, во – первых, потому что дети 5 класса читают не только…

Александр Сергеевич Пушкин, впитавший с самого детства мелодию и таинство русской речи, премудрости, живости родного русского слова, когда он восклицал: «Что за прелесть эти сказки!

Александр Сергеевич Пушкин, впитавший с самого детства мелодию и таинство русской речи, премудрости, живости родного русского слова, когда он восклицал: «Что за прелесть эти сказки!

3.2 3.1

3.2 3.1

Вторая форма - это встречи- встреча с наркологом района и служащим церкви были очень интересны детям, так как это было живое общение со специалистами, которым…

Вторая форма - это встречи- встреча с наркологом района и служащим церкви были очень интересны детям, так как это было живое общение со специалистами, которым…

3.6

3.6

Тейбл – ток в переводе «застольная беседа» - такая форма занятия нашла у нас под названием «Путешествие в страну прав» ко

Тейбл – ток в переводе «застольная беседа» - такая форма занятия нашла у нас под названием «Путешествие в страну прав» ко

3.5 3.9

3.5 3.9

3.10

3.10

Подтверждением пользы с мотивирующим эффектом от создания данного клуба мы почувствовали, когда получили сертификаты за участие в областном конкурсе «Дети читают», где необходимо было прочитать…

Подтверждением пользы с мотивирующим эффектом от создания данного клуба мы почувствовали, когда получили сертификаты за участие в областном конкурсе «Дети читают», где необходимо было прочитать…

ние, многие это делали впервые - читали современную прозу, а тем более, писали отзыв, а затем, конечно же , нетерпением ждали результатов.

ние, многие это делали впервые - читали современную прозу, а тем более, писали отзыв, а затем, конечно же , нетерпением ждали результатов.

Таким образом, я убеждена, что мотивация к предметам русского языка и литературы может осуществляться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, принося неоценимую…

Таким образом, я убеждена, что мотивация к предметам русского языка и литературы может осуществляться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, принося неоценимую…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2021