Мотивация учебной деятельности
Важную роль в жизни человека играют мотивы. Мотив определяется как процесс, побуждающий нас к какой-либо деятельности. Каждый учитель знает своих учеников и умеет определять детей с низкой мотивацией учения. Существуют различные методики выявления мотивации. Диагностика позволяет увидеть, какие мотивы преобладают у школьника.
Если проанализировать диаграмму, то учитель должен обратить внимание на показатели, касающиеся содержания учебной деятельности и отношение к предмету.
У школьников выделяются познавательные и социальные мотивы. Стремление к познанию является базовой потребностью человека, поэтому учителю важно создавать условия для формирования мотивации на уроке. Для формирования и поддержания мотивации большую роль играет содержание учебного материала, который должен активизировать познавательные процессы, вызывать эмоциональную реакцию школьника, способствовать активности. Современные технологии позволяют включать ученика в деятельность и достигать успеха, что и является основой для формирования мотивации учения.
Важным фактором является стиль общения учителя и ученика, в условиях современной школы авторитарный стиль общения никак не влияет на развитие мотивации, т.к. задерживает внутреннюю мотивацию ребенка. Наиболее эффективным является демократический стиль общения.
Для формирования мотивации в учебной деятельности учащихся можно использовать различные методы:
§ Волевые навыки (формирование осознанного отношения к учебе, способность к рефлексии поведения, прогнозирование деятельности и т.д.)
§ Эмоциональные (позитивная обратная связь, наличие эмоциональных элементов на уроке, возможность выбора заданий, поощрение и порицание с учетом самооценки детей, создание ситуации, в которой ученик будет успешен и др.)
§ Познавательные (учение должно опираться на имеющийся личный опыт ученика, поддержание познавательного интереса через использование различных приемов и методов поисковой активности, активизация творческой активности, работа в группе и др.)
§ Социальные (интерес к достижениям учеников, заинтересованность в коллективных делах, создание ситуации взаимопомощи, работа с родителями по поддержанию познавательной активности).
Таким образом, мотивация в учебной деятельности является необходимым условием для качественного обучения, ученик должен понимать, для чего он учится, и, конечно же, получать удовлетворение и радость от своих успехов и достижений. Учитель должен стремиться к тому, чтобы у школьника преобладала внутренняя мотивационная потребность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.