16.01.24
Методы и приёмы мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.
В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. Я применяю следующие виды работы:
· использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
· использование слайд – презентаций.
Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
При этом учитель не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация. Активная мотивация предполагает, что
· никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов;
· никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.
При этом необходимо иметь в виду, что без создания определенного мотива ученик не может включиться в ту или иную деятельность осознанно. Поэтому учителю сегодня нужно разрабатывать пути создания мотивационных этапов учебной деятельности и реализовывать их на практике.
Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей:
1 этап. Мотивация начала работы: проводится в начале урока и занимает 3-5 минут. Его цель: показать ученикам необходимость изучения данной темы, привлечь внимание детей т. е. включить их в активную познавательную деятельность.
1. Метод создания проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести учащихся к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На разных этапах урока я использую проблемные вопросы: вопросы, адресованные учащимся, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия.
При изучении темы «Безударная гласная в личных окончаниях глагола» ставила перед учащимися вопрос: «Почему глагол написать имеет две гласные в окончании: «напишЕте» и «напишИте»?
2. Также при сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». Перед изучением темы «Причастие» просила детей сделать предположения об этой части речи. Причастие- это новая для семиклассников часть речи, с которой они еще не встречались. Используя имеющиеся знания о самостоятельных и служебных частях речи, ученики без труда спрогнозировали содержание предстоящей темы.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у учащихся является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому способствуют следующие приёмы:
3. Прием «Оратор». За минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Например, приступаем к знакомству с темой «Безударные гласные в корне слова». Даю свой пример- ответ, так как пятиклассники еще не могут сориентироваться на лингвистический ответ. Мой пример: Серый волк в густом лЕсу встретил рыжую лИсу. Говорю, что правило помогает нам понять смысл слова и предложения. Дети приводят свои примеры: ученик развИвается- флаг развЕвается и др.
4. Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
5. Прием «Верные - неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
6. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Делать это через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
- Что вы уже знаете по этой теме?
- Подберите слова на эту тему.
- Вот видите! В вашей памяти это хранится! Значит, это нужно!
7. «Игра со словом». Например, при изучении темы «Производные и непроизводные предлоги» прошу подобрать синонимы к слову «производные»: произошедшие, появившиеся от чего-либо»; или «Действительные причастия». Отталкиваясь от грамматического значения причастия, учащиеся без труда дают формулировку действительным причастиям (те, которые обозначают признак предмета, который сам действует» и. т. п.
8. Прием «Привлекательная цель» Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель. Например, тема «Наречие- самостоятельная часть речи». Ставится цель: почему наречие относится к самостоятельным частям речи.
2 этап. Мотивация хода выполнения работы. Его цель: подкрепить и усилить исходную мотивацию, вызвать интерес к способам решения поставленных задач. Сегодня на уроке я это сделала с помощью искусственного интеллекта. У детей это вызвало огромный всплеск эмоций и желание работать дальше.
1. Освобождение от домашнего задания – сильное мотивирующее действие. Заблаговременно сообщить о критериях оценивания результатов изучения темы и проговорить, что нужно сделать, чтобы освободить себя от «тяжкого испытания». Например, от домашнего задания учащийся освобождается, если получил три «пятёрки» подряд по предыдущим домашним работам.
2. Лингвистическая визитка - " визитная карточка" изучаемой части речи, например, причастия, ФИО: Деепричастие = глагол+ наречие, место работы: предложение, должность: обстоятельство, место жительства: морфология.
3. «Кластер» - прием графической систематизации материала. Автор приема – Гудлат. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Например, по теме: «Предлог», «Наречие» или «Орфограммы».
4. Прием «Инсерт» (чтение с пометами).
Во время чтения учебного текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «– » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?», или 4 значка «+», «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
3 Этап применения знаний на практике:
1. Синквейн. В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов.
2. Прием «Верные - неверные утверждения». Предлагаю несколько утверждений по изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, проверяя усвоенные знания.
3. Использование игровых технологий (дидактические игры «Четвертое лишнее», «Знаете (верите) ли вы, что.», «Да-нет»)
Рефлексия способствует не только развитию самооценки, но и формированию учебной мотивации. Ее можно осуществлять на любом этапе урока.
Таким образом, учение только тогда станет для детей успешным, когда будет сформирована положительная учебная мотивация. Учитель должен сделать все, чтобы сформировать положительную мотивацию учения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.