Мотивация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики при изучении модуля
«Алгоритмы и программирование»
Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.
Н. Рерих
Современное школьники достаточно свободно общается с компьютером, поэтому при выполнении практических заданий по использованию прикладных программ (текстовые, графические редакторы) учащиеся чаще всего не испытывают особых трудностей. Но при изучении темы «Алгоритмизация и программирование» ученик сталкивается с проблемой: надо решать задачи, как и на уроке математики. Учащиеся понимают, что не получается составить программу так, чтобы она привела к нужным результатам. И часто на уроках, по темам алгоритмы и исполнители ребята не испытывают желание работать за компьютерами.
В чем же причина?
Программа, написанная для какого-либо исполнителя - это есть алгоритм, то есть последовательность шагов, выполнив которые мы получим результат, значит проблема заключается в том, что учащийся не понимает, как составить алгоритм для решения той или иной задачи, как разбить решение задачи на отдельные шаги. За умение составлять план действий, умение прогнозировать результаты отвечает алгоритмическое мышление. Именно развитое алгоритмическое мышление, способствует успешному усвоению раздела программирование. И конечно же большую роль играем мотивация учащихся к изучению информатики.
В моем представлении успешность овладения навыками программирования зависит от уровня развития алгоритмического мышления и от замотивированности учащихся.
Известно, что под мотивацией вообще понимается процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает "удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).
В этой работе я хочу рассказать какими способами я повышаю уровень алгоритмического мышления на своих уроках и как стараюсь мотивировать учащихся к изучению раздела информатики.
Для повышения мотивации необходимо:
· обеспечить у учащихся ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
·использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
·организовать сотрудничество учащихся на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
·самому правильно строить отношения с обучающимися, быть заинтересованным в их успехах;
·видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.
Мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Мотивирование ученика на изучение темы «Алгоритмизация и программирование» способствует
1. Развитию логического мышления: изучение алгоритмов и программирования помогает развить умение анализировать, решать проблемы и принимать обоснованные решения. Школьники получают навыки абстрактного мышления, умение разбивать сложные задачи на более простые и логически последовательно решать их.
2. Подготовке к будущей профессии: изучение алгоритмов и программирования является важным компонентом подготовки к IT-индустрии. Практически все сферы нашей жизни становятся зависимыми от технологий, поэтому школьники, освоившие основы программирования, получают конкурентное преимущество при поступлении в вузы и при выборе будущей профессии.
3. Творческому развитию: программирование предлагает возможность быть креативным и изобретать что-то новое. Путем создания собственных программ и проектов, школьники могут проявить свою фантазию и творческие способности. Это способствует развитию самовыражения и самореализации.
4. Решению реальных проблем: программируемые устройства, такие как микроконтроллеры и роботы, используют алгоритмы для решения реальных проблем. Изучение алгоритмов и программирования помогает школьникам понять, как создавать программы, которые могут помочь автоматизировать рутинные задачи или решать сложные проблемы.
5. Пониманию современных технологий: в современном мире технологии играют все более важную роль. Школьники, изучающие алгоритмы и программирование, лучше понимают, как работают современные устройства и сервисы, и могут стать активными участниками цифровой эры.
В целом, мотивация школьников к изучению алгоритмов и программирования помогает им развить логическое мышление, подготовиться к будущей профессии, развить творческие способности, научиться решать реальные проблемы и лучше понять современные технологии.
Все мы знаем о перечисленных выше условиях для развития устойчивой мотивации к учению. Но по-прежнему остро стоит вопрос, как осуществить это на практике.
Сейчас мне хотелось бы остановиться на тех методах создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней.
Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.
Например, можно обсудить с учащимися процесс приготовления макарон. Вначале предложим им алгоритм со специально допущенной ошибкой. Учащиеся с удовольствием сообщат об обнаруженной ошибке(ситуация успеха будет «на лицо»). Далее может возникнуть вопрос(или учитель поможет) А сколько надо взять вермишели? А сколько воды?
Таким образом подводим к изучению темы «Свойства алгоритмов»
Инструкция по приготовлению.
Вскипятить воду, Добавить соль Помешивая довести до кипения Варить до готовности Всыпать вермишель Слить воду |
Вскипятить воду, Добавить соль Всыпать вермишель Помешивая довести до кипения Варить до готовности Слить воду |
Данную задачу можно рассмотреть при изучении темы «Свойства алгоритмов». На этапе актуализации знаний
Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов.
Этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.
Создание проблемной ситуации вопросами.
1) Чаще всего учитель начинает урок со слов: Тема урока «Понятие алгоритма». Определение и т.д. Почему бы не создать проблемную ситуацию:
Мы повсеместно сталкиваемся с алгоритмами. А что такое алгоритм? С какими алгоритмами вы сталкиваетесь в жизни? Приведите пример.
2) Или: Тема «Линейные вычислительные алгоритмы(обмен значениями двух переменных)»
Создаем проблемную ситуацию: Как поменять местами содержимое двух кружек? (Добавить ещё одну).
3) Следующую задачу можно рассмотреть на этапе закрепления темы «Свойства алгоритмов»
Определить какое свойство алгоритма, не выполняется в данной инструкции и какие изменения необходимо внести, чтобы получился алгоритм.
Инструкция нахождения большего из двух данных чисел.
1.Из числа А вычесть число В.
2.Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.
3.Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше
Что делать в том случае, если А=В?
Нет результативности
Возможный исправленный вариант
1.Из числа А вычесть число В.
2.Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.
3.Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше
4.Если получился ноль, сообщить, что числа равны
Третий прием: ролевой подход и как следствие - деловая игра.
В этом случае ученику (или группе обучающихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.
На уроке в 9-м классе при изучении темы «Начала программирования» базовых циклических алгоритмических структур в роли исполнителей команд циклов выступают сами обучающиеся. Предлагаю ребятам придумать команды исполнителям, которые они могут выполнить, моделируя таким образом три вида циклов:
цикл с известным количеством повторений действий (цикл с
параметром)
(команда исполнителю: «Сделай пять приседаний!»);
цикл с предусловием
(команда исполнителю: «Пока есть силы, приседай!»);
цикл с постусловием
(команда исполнителю: «Приседай, пока не устанешь!»).
Такое моделирование позволяет легко понять суть циклических структур и не требует заучивания блок-схем: достаточно вспомнить ролевую игру и представить цикл графически или программно, владея соответствующими формальными языками.
Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.
Пример: Классическая задача: “чай - кофе”
Даны значения двух величин а и b. Произвести обмен их значений.
Решение “в лоб” а= b , b = a результата не даст. Как быть?
А так как происходит обмен содержимого двух чашек в одной из которых находится кофе, а в другой - чай. Нужна третья чашка! То есть требуется третья вспомогательная переменная. Тогда: с=а, а=b, b= c.
Но оказывается третью переменную можно не использовать. Обычно дети говорят: “Не может быть!”.о оказывается, может, да еще и несколькими способами, например: a=a+b, b=a-b, a=a-b.
Логические задачи.
1. Волк, коза и капуста. На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним находятся волк, коза и капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять же волка с козой или козу с капустой без присмотра нельзя — волк может съесть козу, а коза — капусту. Как должен вести себя крестьянин?
2. Два солдата подошли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает?
Разминка.
Учащимся предлагается задача: как пожарить три котлеты за три минуты, если каждая сторона котлеты жарится по одной минуте, а на сковородку помещается только две котлеты.
(учащимся дается 2 мин)
Решение:
первая минута: жарим две котлеты с одной стороны;
вторая минута: одну котлету переворачиваем, вторую убираем со сковородки,
кладем жариться третью котлету;
третья минута: первую (готовую) котлету убираем, кладем вторую
(недожаренную с одной стороны) и дожариваем до конца.
Шестой прием: кроссворды, ребусы, загадки, творческие сочинения и т.п.
Найди ошибку
Об этом приеме мы уже упоминали выше.
Обычно в учебном процессе проверяет работы учитель, а ошибки допускает ученик. А если сделать наоборот? Такое задание вносит оживление в образовательный процесс, при этом развивается наблюдательность, ответственность. Поскольку мы говорим о теме «Алгоритмы и программирование», то это могут быть задания следующего типа:
Найди ошибки, допущенные в готовой программе;
Составь программу с ошибками.
Например,
Program schastlivii bilet
Var A,B,C,D,E,F: integer;
Begin;
ReadLn(A,B,C,D,EF);
If A+B+C
else WriteLn(‘несчастливый билет’);
ReadLn
End.
Ребусы.
Ребусы можно использовать для мотивации учащихся при введении новых понятий, а также на этапе актуализации знаний. При повторении изученного материала ребусы можно использовать в качестве отдельных заданий. Применение ребусов очень эффективно при работе в тех классах, где другими средствами обучения учащихся трудно включить в учебный процесс.
В интернете есть генератор ребусов «онлайн» (http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1)
Загадки,фокусы
1) Все мы знаем следующий фокус:
1. Загадай любое число
2. Прибавь к нему следующее по порядку число
3. К полученной сумме прибавь 9
4. Раздели результат пополам
5. Из результата вычти задуманное число
Какое получилось число? «5».
(Это была задача фокусника, которая всегда приводит к ответу «5»)
Посмотрите на то, что вы делали сейчас, как можно назвать это одним словом? – правильно, «алгоритм».
2) Слово, которым можно назвать человека или устройство, действующих по определенному алгоритму. (Исполнитель).
Задачи-рисунки.
Угадай пословицу (Ответ: 7 раз отмерь – один отрежь).
Кроссворды
Привычные для детей такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах. Почему бы не использовать кроссворды? Небольшие по объему можно использовать на уроках на этапе закрепления. А большие кроссворды могут быть заданы на дом.
Кроссворд «Основы алгоритмизации»
По горизонтали:
4. Алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки
условия предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий. 5.
Операция, с помощью которой можно задать конкретное значение величины. 9.
Совокупность всех команд, которые могут быть выполнены некоторым исполнителем.
12. Свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи разбит на отдельные
шаги. 13. Выдающийся нидерландский учёный, доказавший, что для записи любого
алгоритма достаточно трёх основных алгоритмических
конструкций. 14. Алгоритмическая конструкция, представляющая собой
последовательность действий, выполняемых многократно. 15. Наш соотечественник,
выдающийся учёный, внёсший вклад в развитие теории алгоритмов. 16. Алгоритм,
содержащий конструкцию повторения.
По вертикали:
1. Название в информатике отдельного информационного объекта
(числа, символа, строки, таблицы). 2. Языковая конструкция для вычисления
значения с помощью одного или нескольких операндов. 3. Область, обстановка,
условия, в которых работает исполнитель. 6. Предназначенное для конкретного
исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных
к требуемому результату. 7. Некоторый объект (человек, животное, техническое
устройство), способный выполнять определённый набор команд. 8. Свойство
алгоритма, означающее, что алгоритм должен обеспечивать возможность его
применения для решения любой задачи из некоторого класса задач. 9.
Алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный
порядок действий. 10. Набор некоторого числа однотипных элементов, которым
присвоено одно имя. 11. Величина, значение которой в процессе исполнения
алгоритма может изменяться.
Ответы на кроссворд Основы
алгоритмизации:
По горизонтали: 4. Ветвление. 5. Присваивание. 9. СКИ. 12. Дискретность. 13.
Дейкстра. 14. Повторение. 15. Марков. 16. Цикл(циклический).
По вертикали: 1. Величина. 2. Выражение. 3. Среда. 6. Алгоритм. 7. Исполнитель.
8. Массовость. 9. Следование. 10. Массив. 11. Переменная.
Просмотр видеосюжетов
Перед введением понятия исполнителя алгоритмов предлагаем учащимся посмотреть два сюжета и ответить на поставленные вопросы.
Сюжет 1. Пылесос. Продолжительность ролика 0:52. Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=jPikvNapYqs
Сюжет 2. Медведи в цирке. Продолжительность ролика 0:47. Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=PQc6x30rBK8
Вопросы для обсуждения:
·Что или кто являются героями сюжета?
·Как можно назвать данные объекты?
·В чём разница между героями данных сюжетов?
·В чём разница между действиями героев видеосюжета?
Итоги обсуждения вместе с учащимися можно занести в таблицу на интерактивной доске. Таким образом, мы подготовили учащихся к введению понятия формального и неформального исполнителя алгоритмов.
Интерактивная доска
Что такое интерактивная доска все сейчас знают. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика. Сегодня это реальность: уже многие школьники знают, что интерактивная доска позволяет демонстрировать слайды и видео, рисовать и чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения. Детям очень нравится работать с интерактивной доской. Для них, это как игра: переместить, соединить, дополнить и т.д. Конечно, для учителя подготовка к уроку с использованием интерактивной доски займет больше времени, нежели к стандартному уроку, но оно того стоит. И как только учитель просит выполнить интерактивное задание, в классе «лес» рук.
Использование интерактивной доски на уроках по теме «Основы алгоритмизации» позволяет сделать учебный процесс более интересным, учебный материал более наглядным, что положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся.
Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о которой нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ребенку, хвалить за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный им самим результат. Это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.
Мотивация школьников на уроке играет важную роль в их учебном процессе и обучении. Вот несколько причин, почему мотивация школьника на уроке является важной:
1. Повышение вовлеченности: Мотивированные ученики более заинтересованы в учебном процессе и более активно участвуют в уроке. Они задают вопросы, ищут дополнительную информацию и проявляют большую инициативу, что способствует их академическому и личностному росту.
2. Снижение колличества прогулов: Когда ученик мотивирован на уроке, вероятность его прогула или пропуска урока снижается. Мотивация может помочь снизить отсутствие на уроках, что положительно сказывается на их успехах и обучении.
3. Повышение успехов в учебе: Мотивированные школьники более склонны к учению и проявляют больше настойчивости в достижении успехов. Они чаще выполняют задания, уделяют больше внимания учебному материалу и работают над своим развитием.
4. Сокращение негативного поведения: Когда ученики мотивированы на уроке, они менее склонны к различным видам негативного поведения, таким как беспорядочность, нарушение дисциплины или безнадежность. Мотивация помогает снизить негативное поведение и создать позитивную атмосферу в классе.
5. Развитие самодисциплины и ответственности: Мотивированные ученики развивают навыки самодисциплины и ответственности. Они более осознанно планируют свою работу, выполняют задания вовремя и более организованы в своих учебных действиях.
6. Подготовка к будущему: Мотивация на уроке помогает школьникам развить навыки и компетенции, которые им пригодятся в будущем, включая критическое мышление, проблемное решение, коммуникацию и самостоятельность.
В целом, мотивация школьников на уроке является ключевым фактором для их академического успеха, интеллектуального развития и общего благополучия.
А в завершении хочу сказать, что мотивация ребенка на уроке это залог успешного усвоения учебного материала.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.