МОУ "Лицей № 107" г. Саратова (обобщение опыта)
Оценка 4.8

МОУ "Лицей № 107" г. Саратова (обобщение опыта)

Оценка 4.8
docx
классное руководство
29.10.2021
МОУ "Лицей № 107" г. Саратова (обобщение опыта)
статья Проблемы духовно-нравственного поведени младших школьников.docx

Формирование и развитие нравственного и духовного воспитания младших школьников

Нравственное развитие является неотъемлемой, составляющей частью личностного развития младшего школьника. Учитывая тот факт, что духовное и нравственное воспитание становиться обязательным условием реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, изучение нравственного развития, ценностных отношений младших школьников становится наиболее актуальным.

 Нормативно-правовая база в РФ для этого сформирована: проблема духовно-нравственного воспитания актуализируется в  Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.

 Младший школьный возраст от 7 до 10 лет является важнейшим периодом детского развития, имеющим самостоятельное значение. Данный возраст  является  периодом активного формирования личности, развития индивидуального механизма поведения (А.В.Запорожец, Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев) Как отмечают ученые Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, В.С.Мухина, Е.В.Субботский, именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция. Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л.И.Божович, В.С.Мухина). Овладевая нравственными представлениями и понятиями и развития произвольности всех психических процессов осуществляется интенсивное формирование духовно-нравственной сферы личности (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). В процессе духовно-нравственного воспитания в непосредственном общении и совместной деятельности со взрослыми и  сверстниками у младшего школьника формируются интегрированные свойства личности нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения.

Духовно-нравственное воспитание невозможно без речевого развития младшего школьника, т.к. развитие речи способствует развитию коммуникативных навыков, формированию умений отстаивать свое мнение, грамотно выражать свою мысль. Воображение способствует зарождению у младших школьников способности переноса. Это нацеливает учителя в организации духовно-нравственного воспитания создавать как можно больше ситуаций проживания, приобретения личного опыта, предоставлять возможность для анализа, сопоставлений, раздумий, выводов, обобщений.

 Особенности поведения младшего школьника во многом определяются его новым социальным статусом: он ученик, он впервые вне семьи получает права и обязанности школьника, становится членом классного коллектива.

Анализ выводов психологов, изучавших особенности развития младших школьников, позволил нам сделать следующие выводы, что  проблема духовно - нравственного развития младшего школьника взаимосвязана с тремя факторами. Во-первых, переход от фрагментарного эмпирического  познания окружающей действительности к изучению целостной картины мира на основе научных знаний. Во-вторых, учебная деятельность предполагает взаимодействие и сотрудничество классного коллектива. Такое сотрудничество способствует принятию и усвоению  нравственных норм, являющихся регулятором  взаимоотношения обучающихся между собой и с педагогом. И третий фактор: содержание гуманитарных дисциплин, изучаемых в курсах начального образования, а также специально сориентированное содержание дисциплин естественно-математического цикла позволяет оптимизировать работу над духовным и нравственным воспитанием обучающихся.

Важную роль в духовно - нравственном развитии ребёнка играет эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания другого.

На основании выделенных критериев младших школьников можно распределить по уровням сформированности ценностных отношений и ориентаций.

Для низкого уровня характерны: несформированность нравственных понятий, неустойчивое, импульсивное поведение; несоответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту; отсутствие нравственной мотивации; неадекватные эмоциональные реакции; неадекватность рефлексивной самооценки учебной деятельности; преобладание атрибуции везения; отсутствие способности к интерпретации высказываний; отсутствие ориентации на подлинные жизненные ценности; низкий уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; неумение выделить мотив, обстоятельства и объективные последствия поступка; отсутствие навыков совместного сотрудничества.

Для удовлетворительного уровня характерны: эгоистическая позиция; неточность в определении содержания положительных и отрицательных качеств личности; нестабильность нравственной мотивации; адекватные, но слабовыраженные эмоциональные реакции; нечеткость рефлексивной самооценки учебной деятельности; ориентация на атрибуции способности и объективная сложность; стремление за словами увидеть ценностное отношение; нечеткая ориентация на подлинные жизненные ценности; средний уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; неточность выделения мотива, обстоятельств и объективных последствий поступка; ориентация на коммуникацию в общем деле.

Высокий уровень характеризуется устойчивая ориентация на положительное поведение; сформированность представлений о духовных и нравственных ценностях согласно младшему школьному возрасту, сформированность нравственной мотивации; адекватные эмоционально яркие эмоции; адекватность рефлексивной самооценки учебной деятельности;  атрибуция на собственные усилия; видение ценностного отношения в высказываниях; ориентация на жизненные ценности; высокий уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений;  ориентация на мотив, обстоятельства и объективные последствия поступка; активная позиция и стремление  к продуктивному сотрудничеству.

В современной образовательной парадигме процесс духовно-нравственного воспитания школьников можно определить, как совокупность последовательных взаимодействий педагога (воспитателя) и учащихся (воспитанников), направленных на достижение должного уровня духовной культуры личности, проявляющейся в познавательной активности, нравственных качествах, эстетических вкусах, религиозных (моральных) убеждениях. Целью духовно-нравственного воспитания является формирование способности к самовоспитанию и духовно-творческому самосовершенствованию.

Младший школьник как субъект детства — особой социальной реальности, имеющей самостоятельную ценность, является субъектом становления индивидуального духовно-нравственного опыта. Ощущение собственной недостаточности, естественное для развивающейся личности, способность делать усилие над собой, отказываясь от каких-то сиюминутных благ ради достижения цели или для благополучия Другого, самопреодоление, требующие духовно-нравственного усилия и не позволяющие ему свернуть на поверхностно-развлекательный путь, к легкому малоответственному образу жизни, в которых проявляются черты социальности, добровольности, самоорганизации, нравственной мотивированности — являются критериями субъектности младшего школьника в процессе духовно-нравственного воспитания и самовоспитания[3]. Младшие школьники проявляют способность рефлексировать свой жизненный опыт — события, встречи, поступки (свои и не свои), задавать вопросы себе и искать на них ответы самостоятельно и вместе со значимым Другим, что говорит о сформированной готовности к интериоризации базовых ценностей духовной культуры и духовно-нравственной инкультурации.

Описательно уровневые характеристики духовно-нравственной воспитанности младших школьников выглядят следующим образом:

- ребенок, духовный опыт которого соответствует рефлексивно-проектив­ному уровню, проявляет активное сострадание и сорадование окружающим, обладает способностью эмпатийного переживания, испытывает потребность к общению в русле «вечных тем» (о Человеке и его назначении, смысле жизни, Красоте, Истине, Добре и др.), проявляет инициативу и стремление к выражению своего мироощущения в доступных видах художественно-эстетической деятельности (на уровне восприятия искусства и творчества), бескорыстное желание помочь другому, ослабить его страдание, не ожидая благодарности, знает примеры и образцы высоконравственных поступков (из рассказов старших, литературных произведений, фольклора), имеет представление о собственной ответственности за жизнь, здоровье, настроение, самочувствие окружающих;

- для младшего школьника с репродуктивно-рефлексивным уровнем духовно-нравственной воспитанности характерно отсутствие активной позиции в духовном содействии и нравственной поддержке окружающих. Такому ребенку необходим пример, образец для подражания, он зависим от окружающих. Бескорыстное желание помочь другому ребенок проявляет ситуативно, в поведении иногда наблюдается ожидание благодарности, поощрения за оказанную помощь или поддержку; потребности в самосовершенствовании (больше знать, лучше учиться) как правило стимулируются взрослым; представление ребенка о собственной ответственности связано с переживанием только за эмоционально близких людей и проявляется ситуативно; правила поведения выполняются «по шаблону», не всегда соответствуя ситуации;

- младший школьник с дорефлексивным уровнем духовно-нравственной воспитанности не замечает и не реагирует на внешние проявления душевных переживаний другого человека; может оказать помощь другому в затруднительных ситуациях, но ожидает при этом поощрения; мотивация к саморазвитию и самосовершенствованию выражена слабо, преимущественно в русле доминирующего интереса гедонистического плана; не полностью осознает необходимость собственной нравственной ответственности за жизнь, здоровье, настроение, самочувствие других людей; норма «хорошо-плохо» выполняется эпизодически, смещены понятия добра и зла; правила поведения выполняются по необходимости (чтобы избежать наказания).

Для формирования и развития духовно – нравственной воспитанности  использую следующие направления:

«Ученик – патриот и гражданин»- проект «Открытка для ветерана»

 

 

 

 

 

 

 «Доброта и красота спасет мир»- праздник  «Здравствуй, Осень золотая»

        

  

 

 

Акция «Покормите птиц!»

 

 

 

 

 

 

 

«Теперь мы дружная семья»- праздник «Масленица», Наш первый Новый год!

 

 

 

 

«Поступать нужно так…!»- Праздник «Азбука безопасного движения»

   

Спортивные праздники, веселые старты и дни здоровья

Духовно-нравственное воспитание школьников невозможно без формирования и развития экологической культуры. Проблема формирования экологической культуры у младших школьников занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях.  Решение данной проблемы - непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно формировать у детей  экологическое мышление и сознание.

ФГОС начального общего образования включает в себя программу экологического образования и воспитания школьников, что в свою очередь предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. Заложенные в начальной школе экологические знания и умения послужат базой дальнейшей экологической и культурологической грамотности.

Экологическая культура понимается как часть общей культуры, регулятор взаимоотношений человека и природы, предполагающий сознательную ориентацию деятельности людей на основе принципов экологической этики, ориентирующей  на соблюдение экологических законов, норм, правил. Важность развития экологической культуры в младшем школьном возрасте имеет особую значимость для приобретения такой черты, как действенность, которая выражается в активной деятельности ребенка, направленной на соблюдение рационального поведения в природе.

 

 

Для себя в папке классного руководителя завожу таблицу «Сформированность духовно-нравственной воспитанности младших школьников»

№п/п

Список  учащихся

Мероприятие 1

Мероприятие 2

Мероприятие3

Мероприятие 4

1

Иванов Ваня

+

+

+

н

2

Петрова Катя

н

+

+

+

 Уровни духовно-нравственной воспитанности учащихся 1 класса

Список литературы

1.    Федосеева О. Ю. Педагогическая диагностика духовного и нравственного развития младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 206–210.

2.    Воронова, О.А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника [Текст]/ О.А. Воронова // Автореф….кан.пед.наук. 13.00.01 – Иркутск – 2006- 21 с.
3. Русакова Т. Г. К проблеме духовно-нравственного воспитания младшего школьника: теоретические аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 80–87.

4.    Калюкова Е. А. Диагностика уровня экологической культуры у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 556–560.

5.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.

6.    Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. – М. : ACADEMA, 2005. – 336 с.


 

Формирование и развитие нравственного и духовного воспитания младших школьников

Формирование и развитие нравственного и духовного воспитания младших школьников

На основании выделенных критериев младших школьников можно распределить по уровням сформированности ценностных отношений и ориентаций

На основании выделенных критериев младших школьников можно распределить по уровням сформированности ценностных отношений и ориентаций

Человеке и его назначении, смысле жизни,

Человеке и его назначении, смысле жизни,

Доброта и красота спасет мир»- праздник «Здравствуй,

Доброта и красота спасет мир»- праздник «Здравствуй,

Акция «Покормите птиц!»

Акция «Покормите птиц!»

Теперь мы дружная семья»- праздник «Масленица»,

Теперь мы дружная семья»- праздник «Масленица»,

Спортивные праздники, веселые старты и дни здоровья

Спортивные праздники, веселые старты и дни здоровья

Для себя в папке классного руководителя завожу таблицу «

Для себя в папке классного руководителя завожу таблицу «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2021