Окружающий мир (3-й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 19.
РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII – начало XX ВЕКА.
Тема: КАК РОССИЯ У ЕВРОПЫ «УЧИЛАСЬ»
Цели:
– ознакомить учеников с культурой России XVIII–XIX веков, сравнить достижения культуры России и Европы.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
||||
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
|
4 1 3 На доске.
Учитель предлагает ученикам сравнить эти памятники культуры. Ребята без труда заметят, что произведения художников и архитекторов России и Европы сильно отличаются. На доске появляется запись:
До XVIII в. культура России и Европы сильно отличалась.
После этого под надписью «Памятники культуры России времён Российской империи XVIII–XIX веков» разместить изображения произведений русской живописи и архитектуры. Учитель предлагает сравнить памятники русской культуры двух эпох. Ученикам также не составит труда выявить резкие отличия. При этом часть ребят, вполне возможно, заметит сходство между европейскими памятниками культуры и русскими времён империи. На доске появляется запись: После XVIII в. культура России становится похожа на европейскую.
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Получается, что Россия забыла свою культуру?) – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Можно ли сказать, что после XVIII в. Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. – Составим план урока.
План (примерный) 3 Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?
К главному вопросу урока можно сделать три предположения: – Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую? – Россия не отказалась от своей культуры и не приняла европейскую? – Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую? От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
||||
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. |
2 1 4 7 3 3 Урок можно построить вокруг схемы-образа «Русская культура» в виде дерева:
Схема заполняется иллюстрациями или надписями постепенно, по ходу изучения материала. – Давайте вспомним, какие корни имела русская культура к XVII в. (Книгопечатание, умение возводить и украшать города, искусство мастеров-ремесленников и т.п. В нижней части дерева, около корней, можно написать «Традиции, обряды, достижения русской культуры».) 1. Черты европейской культуры в России. С помощью иллюстраций, помещённых на доску в начале урока, и текста учебника (фрагмент «Жажда науки», первый абзац) ученики делают вывод, что деятельность Петра сильно повлияла на развитие отечественной культуры – Россия заимствовала много нового из более образованной к тому времени Европы. Образно можно представить достижения европейской культуры в виде дождя или воды, льющейся из лейки на корни дерева. 2. М.В. Ломоносов – первопроходец новой культуры Российской империи. Прежде чем переходить к изучению деятельности М.В. Ломоносова, можно вспомнить с учениками материал темы 10 «Земля и люди Московского государства», отметить трудолюбие и мудрость русского народа. Можно также подчеркнуть, что в нелёгких природных условиях России людям требовалось немалое упорство, напряжение всех физических и духовных сил для того, чтобы выжить. Именно эти качества характера помогли и Ломоносову в достижении своей цели. Ученики дочитывают текст фрагмента до конца, выполняют задание к иллюстрациям на с. 76. С помощью учителя делают вывод, что основанный Ломоносовым университет открыл дорогу к новой культуре многим русским талантам. Можно поместить на стволе схемы-дерева портрет Ломоносова, напоминая о том, что он был первым россиянином, чей талант расцвёл благодаря новым возможностям, открытым Петром I.
3. «Золотой век» русской культуры. Третий
смысловой фрагмент урока посвящён деятельности русского поэта А.С. Пушкина –
ярчайшей фигуры своего времени. Ученики читают фрагмент «”Золотой век”
русской культуры» или используют другие источники – детские энциклопедии,
учебные фильмы, сообщения одноклассников. Необходимо, как и в случае с
Ломоносовым, отметить, что развитию его таланта способствовали, с одной
стороны, богатые традиции культуры и истории Руси, а с другой стороны, то,
что он получил прекрасное образование европейского образца в Царскосельском
лицее – одном из Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что европейская просвещённость и русские достижения, обычаи создали удивительный сплав культур, до сих пор поражающий своим размахом и неповторимостью.
– Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? (Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.) Напротив подтвердившейся версий ставим знак «+».
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали?
|
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
||||
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. |
2 1 4 4 6 Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Можно ли сказать, что после XVIII в. Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что после петровских преобразований российская культура во многом изменилась, но не отказалась от своих «корней». Можно сказать, что культура более просвещённой Европы помогла российским талантам раскрыться полнее и по-новому. Работа в учебнике. – Откройте учебники. Прочитайте вопрос 4: «Как ты думаешь, потеряла ли культура России свою самобытность после преобразований Петра I?» !!! Вопрос потребует от учеников выяснить сначала, что такое самобытность. Здесь, безусловно, потребуется помощь учителя, который в ходе предварительного обсуждения может объяснить это слово, исходя из его этимологии: быт = бытие = существование или жизнь, жизненный путь (история), т.е. самобытность – свой жизненный путь, своё место в истории человечества, отличие своей культуры от других культур. После этого ученикам предстоит выяснить, отказалась ли Россия от своих собственных достижений и обычаев в культуре после преобразований Петра (ответ есть в основной мысли урока), и сделать вывод: потеряна самобытность или нет? Учитель спрашивает несколько пар. Если остались неохваченные вопросы, учитель может задать их на дом.
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в парах).
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
|
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ТОУУ |
||||
ΙV. Домашнее задание. |
Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 15, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выполнить творческое задание: – Найди в известных тебе стихах А.С. Пушкина описания родной природы, сказочных персонажей. Сделай иллюстрацию к понравившимся строкам. Прими участие в выставке «Пушкин – гордость России». |
|
||||
V. Итог урока. |
– Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали? – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.