Моё Отечество
Оценка 4.9

Моё Отечество

Оценка 4.9
doc
26.04.2020
Моё Отечество
Мое Отечество-3 класс.doc

 Окружающий мир (3-й класс)

ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО

Урок 19.

РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII – начало XX ВЕКА.

Тема: КАК РОССИЯ У ЕВРОПЫ «УЧИЛАСЬ»

Цели:

ознакомить учеников с культурой России XVIII–XIX веков, сравнить достижения культуры России и Европы.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

 

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 

 4 1 3

На доске.

Памятники культуры России времён Московского государства

Памятники культуры европейских стран XV–XVII веков

Репродукции русских икон XV–XVII веков, реконструкции или фотографии сохранившихся памятников архитектуры этого периода.

Поместить репродукции картин европейских художников и фото архитектурных памятников XV–XVII веков (эпох Возрождения и барокко).

 

Учитель предлагает ученикам сравнить эти памятники культуры. Ребята без труда заметят, что произведения художников и архитекторов России и Европы сильно отличаются. На доске появляется запись:

 

До XVIII в. культура России и Европы сильно отличалась.

 

После этого под надписью «Памятники культуры России времён Российской империи XVIII–XIX веков» разместить изображения произведений русской живописи и архитектуры.

Учитель предлагает сравнить памятники русской культуры двух эпох. Ученикам также не составит труда выявить резкие отличия. При этом часть ребят, вполне возможно, заметит сходство между европейскими памятниками культуры и русскими времён империи.

На доске появляется запись:

После XVIII в. культура России становится похожа на европейскую.

 

Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Получается, что Россия забыла свою культуру?)

Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Можно ли сказать, что после XVIII в. Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?

 Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

– Составим план урока.

 

План (примерный)  3

Учитель вместе с детьми составляет план.

 

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

 

К главному вопросу урока можно сделать три предположения:

– Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?

– Россия не отказалась от своей культуры и не приняла европейскую?

– Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую?

 От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

 2 1 4 7 3 3

Урок можно построить вокруг схемы-образа «Русская культура» в виде дерева:

 

 

Схема заполняется иллюстрациями или надписями постепенно, по ходу изучения материала.

– Давайте вспомним, какие корни имела русская культура к XVII в. (Книгопечатание, умение возводить и украшать города, искусство мастеров-ремесленников и т.п. В нижней части дерева, около корней, можно написать «Традиции, обряды, достижения русской культуры».)

1. Черты европейской культуры в России.

С помощью иллюстраций, помещённых на доску в начале урока, и текста учебника (фрагмент «Жажда науки», первый абзац) ученики делают вывод, что деятельность Петра сильно повлияла на развитие отечественной культуры – Россия заимствовала много нового из более образованной к тому времени Европы. Образно можно представить достижения европейской культуры в виде дождя или воды, льющейся из лейки на корни дерева.

2. М.В. Ломоносов – первопроходец новой культуры Российской империи.

Прежде чем переходить к изучению деятельности М.В. Ломоносова, можно вспомнить с учениками материал темы 10 «Земля и люди Московского государства», отметить трудолюбие и мудрость русского народа. Можно также подчеркнуть, что в нелёгких природных условиях России людям требовалось немалое упорство, напряжение всех физических и духовных сил для того, чтобы выжить. Именно эти качества характера помогли и Ломоносову в достижении своей цели.

Ученики дочитывают текст фрагмента до конца, выполняют задание к иллюстрациям на с. 76. С помощью учителя делают вывод, что основанный Ломоносовым университет открыл дорогу к новой культуре многим русским талантам. Можно поместить на стволе схемы-дерева портрет Ломоносова, напоминая о том, что он был первым россиянином, чей талант расцвёл благодаря новым возможностям, открытым Петром I.

 

3. «Золотой век» русской культуры.

Третий смысловой фрагмент урока посвящён деятельности русского поэта А.С. Пушкина – ярчайшей фигуры своего времени. Ученики читают фрагмент «”Золотой век” русской культуры» или используют другие источники – детские энциклопедии, учебные фильмы, сообщения одноклассников. Необходимо, как и в случае с Ломоносовым, отметить, что развитию его таланта способствовали, с одной стороны, богатые традиции культуры и истории Руси, а с другой стороны, то, что он получил прекрасное образование европейского образца в Царскосельском лицее – одном из
самых прогрессивных учебных заведений того времени. На схеме в кроне дерева размещаем портреты Пушкина и его современников, фотографии памятников архитектуры и искусства XIX века.

Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что европейская просвещённость и русские достижения, обычаи создали удивительный сплав культур, до сих пор поражающий своим размахом и неповторимостью.

 

Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? (Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.)

Напротив подтвердившейся версий ставим знак «+».

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

 

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

 2 1 4 4 6

Работа в группах.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Можно ли сказать, что после XVIII в. Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?)

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что после петровских преобразований российская культура во многом изменилась, но не отказалась от своих «корней». Можно сказать, что культура более просвещённой Европы помогла российским талантам раскрыться полнее и по-новому.

Работа в учебнике.

Откройте учебники. Прочитайте вопрос 4: «Как ты думаешь, потеряла ли культура России свою самобытность после преобразований Петра I?»

!!! Вопрос потребует от учеников выяснить сначала, что такое самобытность. Здесь, безусловно, потребуется помощь учителя, который в ходе предварительного обсуждения может объяснить это слово, исходя из его этимологии: быт = бытие = существование или жизнь, жизненный путь (история), т.е. самобытность – свой жизненный путь, своё место в истории человечества, отличие своей культуры от других культур. После этого ученикам предстоит выяснить, отказалась ли Россия от своих собственных достижений и обычаев в культуре после преобразований Петра (ответ есть в основной мысли урока), и сделать вывод: потеряна самобытность или нет?

Учитель спрашивает несколько пар. Если остались неохваченные вопросы, учитель может задать их на дом.

 

 Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Работа в рабочей тетради.

Выполнение задания № 1, 2 Н (самостоятельно), задание № 1, 2 П (работа в парах).

 

Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 15, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выполнить творческое задание:

– Найди в известных тебе стихах А.С. Пушкина описания родной природы, сказочных персонажей. Сделай иллюстрацию к понравившимся строкам. Прими участие в выставке «Пушкин – гордость России».

 

 

V. Итог урока.

 

Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

 

– Что нового узнали?

– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

 

 

 


Окружающий мир (3-й класс) ЧАСТЬ 2

Окружающий мир (3-й класс) ЧАСТЬ 2

После этого под надписью «Памятники культуры

После этого под надписью «Памятники культуры

К главному вопросу урока можно сделать три предположения : –

К главному вопросу урока можно сделать три предположения : –

Схема заполняется иллюстрациями или надписями постепенно, по ходу изучения материала

Схема заполняется иллюстрациями или надписями постепенно, по ходу изучения материала

Золотой век» русской культуры

Золотой век» русской культуры

Самостоятельное применение знаний

Самостоятельное применение знаний

Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): –

Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): –

V . Итог урока. – Какую работу мы сейчас выполняли? –

V . Итог урока. – Какую работу мы сейчас выполняли? –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020