Моё педагогическое кредо
Здравствуйте!
Я – Воронцов Владимир Александрович, работаю в ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум», имею высшее педагогическое образование, стаж по профилю более 20 лет, высшую квалификационную категорию. Ещё школьником я приобщился к физкультуре и спорту. Активно занимался сам, не пропускал ни одной спортивной трансляции по телевидению, с интересом читал заметки в газетах и журналах.
В 1987 году поступил в ГГПИ им. Горького на факультет физического воспитания, а в 1991 году успешно его окончил. Я кандидат в мастера спорта по зимнему полиатлону, неоднократный победитель и призёр чемпионатов области по этому виду спорта, участник первенств России и стран СНГ.
И как преподаватель физической культуры, и как руководитель, возглавляющий спортивный клуб техникума, и как педагог дополнительного образования по пешеходному туризму, я могу выразить свое педагогическое кредо краткой формулой: «К диплому знаний - диплом здоровья».
Я рад, что важные правительственные документы, в том числе ФГОС СПО, впервые четко зафиксировали заказ социума не только на подготовку квалифицированного рабочего, специалиста, но и предъявляют требования к общим компетенциям выпускника. Они нашли отражение в компетентностно-ориентированной модели выпускника нашего техникума, которая совпадает с моим видением, мнением моих коллег, и даже образом жизни моей семьи.
Наша семья молода. Мне – 42, Ксюше, жене, – 39. У нас три сына: девятнадцатилетний Андрей, Мишаня – шестнадцати лет, а Максимке 9 лет. Время думать о здоровье, о долголетии ещё не наступило. Мы просто живём. Но живём так, что прописные истины о вреде табака, алкоголя, наркотиков и пользе физических упражнений на моих уроках не воспринимаются учениками как надоевшие нравоучения старшего. Студенты доверяют своему учителю. Почему? Потому что я сам придерживаюсь тех требований, что предъявляю к другим, дома или на работе.
На теннисный корт, на пляжный волейбол, на каток, в бассейн, на лыжню – Воронцовы всей семьёй! К спортивным вершинам не стремимся, хотя определённые успехи есть. Наша семья является победителем областных соревнований «Папа, мама, я – дружная спортивная семья», неоднократным участником зимних и летних Всероссийских сельских игр. Андрей и Михаил – чемпионы Нижегородской области по лыжным гонкам. Миша входит в расширенный состав области по лыжным гонкам и является учащимся училища олимпийского резерва. Максим занимается плаванием, лёгкой атлетикой, лыжными гонками, играет в шахматы.
Моя жена, Оксана, мастер производственного обучения в нашем техникуме, полностью разделяет спортивные увлечения семьи. Ей удалось покорить высочайшую точку Европы, вершину Эльбрус, покорить 5642 метра! В 2008 году наша семья была награждена дипломом Департамента социальной защиты населения труда и занятости Нижегородской области за успешное участие в областном межведомственном конкурсе «Нижегородская семья-2008».
В системе дополнительного образования я работаю с 2001 года. Собственным примером стараюсь привлечь ребят к занятиям физической культурой и спортом. Регулярно вместе со своими воспитанниками выступаю в соревнованиях по спортивному ориентированию, лёгкой атлетике, лыжным гонкам различного ранга. Неоднократно становился победителем и призёром этих соревнований.
При моем непосредственном участии в техникуме был создан спортивный клуб «Флекс», где были созданы хорошие условия для внеаудиторных занятий в 4 секциях. В настоящее время настольным теннисом, пауэрлифтингом, атлетической гимнастикой и туризмом занимается 70 человек. Секция пешеходного туризма существует с 2008 года. Основная задача её состоит в том, чтобы мотивировать студентов на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранить и укрепить свое здоровье, выработать умения и навыки здорового образа жизни, осознать собственную ответственность за здоровье, успешно освоить общие компетенции, предусмотренные ФГОС
Чтобы решить эти задачи, необходимо ориентироваться в современных педагогических технологиях, т.е. прежде всего найти ответ на вопрос - как добиться запланированных результатов. Мои главные педагогические принципы сформировались под воздействием идей Льва Семёновича Выготского, Яна Амоса Коменского, Петра Францевича Лесгафта и других ученых:
· личностный подход;
· гуманность-заинтересованность в судьбе подростка, понимание его уникальности, толерантность;
· демократизм-право ребят на осознанный выбор;
· сотрудничество, создание ситуации успеха и др.
Известно, что в системе дополнительного образования предпочтение отдается личностно-ориентированным технологиям. Действительно, для меня каждый ученик - неповторимая личность, я стараюсь организовать взаимодействие со студентами так, чтобы каждый смог успешно реализовать свои способности и в будущем стал человеком, способным на ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.
Каждый большой туристический поход, подготовка к которому, как правило. длится целый год, я рассматриваю как долговременный проект, где формируется внутренняя мотивация ребят:
· они сами предлагают маршрут и вместе со мной разрабатывают проект его реализации,
· организуют команду, распределяют роли для участия в проекте,
· изучают условия проведения и ресурсное обеспечение,
· планируют и осуществляют изучение необходимой теории,
· участвуют в тренировках под руководством преподавателя,
· занимаются само- и взаимоподготовкой к походу,
· осваивают навыки рефлексии деятельности (само- и взаимооценивание на различных этапах реализации) и т.д.
Так, например, летом 2009 года команда совершила свой первый дальний поход по реке Ветлуга. В течение 2010 - 2012 годов шло постепенное нарастание сложности походов. В 2012 году мы побывали на береснятском водопаде в Кировской области, где берут своё начало Уральские горы.
Мониторинг качества работы в Шахунском техникуме осуществляется в соответствии с требованиями СМК ГОСТ.
В течение 2008-2012 годов, мы достигли следующих результатов:
· контингент учащихся практически не изменился. Некоторые изменения произошли в первый год обучения, в дальнейшем команда занималась и ходила в походы постоянным составом;
· решилась проблема свободного времени у учащихся;
· студенты подготовились к службе в армии и приобрели навыки выживания в экстремальных условиях;
· сформировались практические навыки бережного отношения к природе, как составной части экологической культуры студентов;
· показатели удовлетворённости студентов работой секции ежегодно повышаются (это видно из анкетирования);
Участвуя в районных и областных соревнованиях, команда показала заметный рост спортивно-технического мастерства. В 2010 году команда туристов ГБОУ СПО ШАПТ – участница областных соревнований по пешеходному туризму. В первый год обучения команда принимает участие во Всероссийских соревнованиях по спортивному ориентированию «Российский азимут», и это стало традицией. В 2012 году на аналогичных соревнованиях наша воспитанница - Бугрова Ирина занимает 1 место в своей подгруппе. Шесть человек выполнили нормативы второго и третьего спортивных разрядов.
Туристская деятельность помогла успешно сформировать общие компетенции, обозначенные в ФГОС и нашедшие отражение в модели выпускника ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум». Наш выпускник умеет: принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; использовать информационно-коммуникационные технологии; работать в команде, эффективно общаться; брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
Я уверен, что участники секции туризма ГБОУ СПО ШАПТ - люди творческие, интересные. Безусловно, занятия в системе дополнительного образования помогут им успешно реализовать себя в жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.